О расширении сознания. Поведенческая психология личности, пути и способы самосовершенствования

Алимбай Казакбаевич Матякубов, 2000

До сих пор человечество тщетно пытается ответить на вопросы: Как устроен мир? Есть ли Бог? Как возникла жизнь? Есть ли жизнь после смерти? Цель жизни человеческой? Что вообще представляет собою человек? Данная книга предназначена для всех тех, кого интересуют вопросы духовности и нравственности, психологии и социологии, философии жизни и смерти, кто занят поиском Абсолютной Истины, кто поставил перед собой цель духовного самосовершенствования. Кроме того, книга будет интересна всем тем, кто работает с людьми, т.к. в ней (в книге) дана поведенческая психология личности. Впервые с 2000 года я выставляю эту книгу на всеобщий просмотр, т.к. считаю, что в России возникла такая жизненная ситуация, когда необходимо менять весь уклад жизни общества. Нашему государству нужна новая идеология и новая программа Культурного развития общества, ибо наступило время, когда люди должны переоценить всю свою прожитую жизнь, чтобы с чистым сердцем устремиться вперёд к новым вершинам творчества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ (Спорные вопросы психологии)

Попытки понять и объяснить психические явления возникли в глубокой древности. Две диаметрально противоположные точки зрения на психику сложились ещё с Древней Греции и существуют до настоящего времени. Так называемая материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона). И с тех же времён сложились два противоположных взгляда на изучение психических проявлений человека. Одни изучают психику вне поведения (Интроспективная психология, Гештальтпсихология и иные), другие изучают поведение вне сознания (Бихевиоризм, Фрейдизм, Аналитическая психология и прочие). Сейчас очень популярными стали психоанализ австрийского учёного Зигмунда Фрейда (кто только его не обсуждает: одни — признают, другие — критикуют); аналитическая психология швейцарского психиатра Карла Густава Юнга (кстати, в книге будут использованы понятия, от которых оба профессора отказались); когнитивная психология американского психотерапевта Аарона Темкина Бека и другие. В США очень популярен бихевиоризм, упростивший все человеческие действия по принципу: на определённое раздражение следует реакции организма на это раздражение. Люди представлены, как подопытные кролики, не обладающие сознанием и не использующие его в принятии решений, — достаточно определённого стимула и последует ответная реакция. И вся современная западная коммерческая деятельность построена на этих принципах. Потому что у них цель одна — как лучше продать товар и получить от этого прибыль. О, а сколько «цветных революций» и государственных переворотов было совершено на основании этих принципов!

В мире существует огромное количество школ и направлений по изучению различных направлений психики личности, но нет обобщённых взглядов на сознательную деятельность человека.

Что мы знаем о сознании? Какой орган в физическом теле человека отвечает за сознание? Что такое память и мышление? Это те вопросы, которые мучают человечество много веков и которыми занимается наука психология. И, несмотря на то, что основной вопрос философии: «что первично — бытие или сознание?» не решён в пользу первичности материи, нынешняя психология, в большинстве своём, всё равно основывается на материалистическом взгляде на природу, и изучает человека с позиции физиологии. Физиология, в свою очередь, пытается расчленить человеческое тело на составные части, узнать из чего состоит мозг, сердце и другие органы, отвечающие за психическое функционирование, и на основании увиденного — делает свои умозаключения. К большому сожалению, — это тупиковый путь. Например, в жизни встречались случаи, когда у человека был повреждён головной мозг частично или полностью и, в то же время, человек продолжал работать и жить, что противоречило взглядам науки на физическое существование. Болгарская пророчица Ванга была лишена физического зрения, но видела лучше и дальше любого зрячего. Пока психология будет брать за аксиому первичность развития материи, а сознание как вторичное производное от развития материи, то выход не будет найден. Только признание наличия тонкоматериальных миров, наличия плана или матрицы построения видимого мира, позволит объяснить необъяснимое с точки зрения современной науки.

В настоящее время в России стала очень популярной психология. Даже в рядах Вооружённых сил ввели институт психологов. Но, ведают ли психологи — что должна изучать психология? Само слово психология, в переводе с древнегреческого языка на русский обозначает — наука о душе. Знает ли современная психология что-либо о душе? А, ведь, это объект познания психологии, то есть то, что и должно изучаться психологией. И ссылки на то, что пока душу не удаётся «научно» обнаружить, а также доказать либо опровергнуть её существование, неуместны. Изменив подходы к изучению человека, психология сможет ответить на вопрос наличия души и, соответственно, узнать о психике человека и о его сознании.

А пока психология отошла от изучения сознания, так как сознание нельзя ничем измерить, и выбрала основным предметом изученияповедение человека. Ну что же, изучение поведения человека заслуживает особого внимания, тем более что в этом вопросе загадок больше, чем в каком-нибудь другом.

Действительно, нас, как практиков, давно интересует вопрос: «Что толкает человека на те или иные действия, поступки?». Получив ответ на этот вопрос, мы сможем:

Во-первых, понять, почему человек совершил определённый поступок, то есть узнать, что служит отправной точкой деятельности личности.

Во-вторых, предвидеть, какие поступки может совершить конкретная личность в тех или иных ситуациях жизни.

В-третьих, влиять на поведение личности, то есть качественнее использовать формы и методы обучения и воспитания.

В-четвертых, изменить своё поведение и улучшить свою деятельность, то есть самосовершенствоваться.

Все те, кто занимается формированием всесторонне и гармонически развитой личности заинтересованы в поиске ответа на данный вопрос.

Немного о себе: я капитан 2 ранга запаса, более 30 лет прослужил на боевых кораблях ВМФ СССР и РФ. Ни для кого не секрет, что военная служба является школой жизни, где формируется боевой характер, мужество, храбрость, смекалка, устойчивость к психическим и физическим нагрузкам. Офицер на корабле должен знать многое. Кроме тактики боя, устройства корабля, применения оружия и техники, необходимо было знать основы психологии подчинённых, методы и формы обучения и воспитания. Корабельная жизнь, особенно вдали от Родины (морские походы, боевая служба) построена на режиме труда и отдыха в замкнутом пространстве. В промежутке между дежурствами и вахтами появляется свободное время и здесь весь выбор зависит от личности военнослужащего: кто-то занимается спортом, кто-то читает книги, кто-то играет на музыкальных инструментах и прочее. Бывает и негатив: кто-то просто бездельничает, кого-то тянет на «подвиги» (неуставные взаимоотношения), а кто-то приобщается к горячительным напиткам.

Лично я ещё со школьной скамьи изучал науку: «Человекознание» (авторское определение), ибо мой детско-юношеский максимализм полагал, что все материки открыты, космос покорён, а тайной за семью печатями является только человек. Ведь человек, честно говоря, ничего о себе не знает. И так как жизненным кредо было выбрано изречение древнегреческих философов: «Чтобы познать Истину или Бога — познай себя!», ведь логически всё правильно: раз человек создан по образу и подобию Бога (Бытие гл. 1, п. 26), то познав себя — познаешь и Бога (с латинского языка Nosce te ipsum — «Познай самого себя»). И так дадим определение: Человекознание — наука, изучающая человека во всех аспектах его жизнедеятельности, в том числе с метафизической стороны. Мне было интересно про человека всё — от рождения до смерти и особенно, что происходит с человеком после смерти. На уроках в школе я читал книгу «Твои возможности человек» (автора не помню), увы, книгу забрал учитель химии. Любимыми журналами были: «Наука и жизнь», «Техника — молодёжи» и другие.

Я искал ответы на три вопроса:

1. Существует ли Бог? (и как принимают и понимают Бога люди?);

2. Есть ли жизнь после смерти? (и какая она?);

3. В чём смысл жизни? (почему люди рождаются, живут, страдают, умирают?).

К большому сожалению, я быстро понял, что современная наука не знает ответы на эти вопросы.

В военном училище я был поглощён психологией и даже возглавлял Военно-научное общество курсантов (сокращённо — ВНОК) при кафедре педагогики и психологии. А на военных кораблях увлёкся восточной философией, древними знаниями, боевыми искусствами и различными практиками по раскрытию спящих резервов организма. Кого-то это удивляло, кто-то уважительно относился, а были и те, кто боялся — не шаман ли? Увы, люди боятся того, чего не могут объяснить простой логикой. Посмотрите вокруг — весь мир просто чудо! Но, увы, чудес не существует — всё можно объяснить с научной точки зрения. «Знание — сила!»

Изначально у меня появились определённые знания и практический опыт работы с подчинёнными, которые заметило моё руководство. Вышестоящее командование предложило мне поделиться опытом своей работы с командным составом эскадры надводных кораблей. Кроме того, вначале 90-х в ВС РФ стали вводить институт психологов, что требовало специальные знания и соответствующих специалистов, которые могут довести эти знания до командиров всех степеней. В ходе моих лекций и бесед возникла определённого рода проблема — необходимость перевести мои личные знания на научный язык, понятный большинству. Всё потому, что офицеры с высшим образованием не понимали того, что я пытался им донести. Пришлось всё упростить и перевести на язык психологии. А так как бывших политработников перевели на штат воспитателей, то пришлось ещё и с проблемами воспитания разбираться. Так появились мои первые публикации во флотской газете «Боевая вахта», а затем написал методичку для офицеров-воспитателей «Размышления о воспитании». Кстати, с лёгкой руки корреспондентов газеты меня стали называть «Альтернативный психолог».

Практически вся моя многолетняя служба была сконцентрирована на изучении поведения человека в различных жизненных ситуациях и особенно в экстремальных. Вот только изучал поведенческую психологию не саму по себе, как таковую, а в симбиозе с сознанием конкретного человека. Увлёкшись изучением поведенческой психологии личности, я пришёл к выводу, что нельзя разобщать сознание и деятельность человека — это два различных и, в то же время, взаимно переплетающихся аспекта единой жизни. Не только нельзя разъединять одно от другого, но даже, наоборот, необходимо изучать в единстве. Поэтому неправы те психологи, которые пытаются изучать сознание и деятельность человека раздельно (например, бихевиоризм).

И ещё один жизненный аспект заставил меня объединить эти два понятия: это часто встречающиеся в философских и религиозных учениях выражения, советующие всем стремящимся к самосовершенствованию: «Расширить сознание…», «Очистить сознание…», «Изменить сознание…» и другие. То есть даётся совет: чтобы изменить свою жизнь или практическую деятельность в лучшую сторону, надо изменить своё сознание. Видимо мудрецы древности знали зависимость деятельности от сознания.

Вот только, как «Расширить сознание»? Как улучшить свою жизнь? Где найти универсальные правила «изменения сознания»?

Кто даст исчерпывающий ответ на эти и другие вопросы? Источников много — это наука, философия, религия, искусство и другие. И все они по-разному отвечают на вопросы о сознании. Выбрать из всего этого многообразия воззрений ядро истины очень и очень трудно. Предлагаю любознательному читателю один из вариантов ответа.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я