Умные переговоры по методам ТРИЗ. Курс «Конфликторинг-2020»

Алексей Щинников

За XX век разумное ведение переговоров ушло в прошлое. Славившийся научными дискуссиями XIX век через книги призывает нас вернуться к древности, чтобы каждый мог решать конфликты без склок и скандалов. Время не прошло даром. Появилась технология, с помощью которой каждый сможет провести умные переговоры с нужным результатом.Часть текста ранее была опубликована в сборнике «ТРИЗ в переговорах и конфликтах. Конфликторинг».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Умные переговоры по методам ТРИЗ. Курс «Конфликторинг-2020» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Правила научного спора

Почему возникают конфликты? Конфликты возникают в спорах, где целью является победа только одной стороны, и в результате принятия МЫСЛИ, что в споре возможны нарушения законов логики:

— Логические ошибки

— Софизмы

— Интриги

— Переход на личности

— Различные психологические уловки

— Использование «чёрной риторики»

Такой «спор» называется демагогическим, где есть всё, кроме сути спора.

В научном споре оппоненты объединяют усилия для всестороннего рассмотрения проблемы.

Первое правило научного спора

Наличие предмета спора (предмета разногласий, переговоров) — проблемы, вопроса, темы и т.п., принятого всеми сторонами! Иначе дискуссия неизбежно превратится в бессодержательное словесное препирательство.

В Конфликторинге предметом спора (ПС) должен быть обязательно физический объект (материальный, действительно существующий).

Второе правило научного спора

Относительно предмета спора должна существовать реальная противоположность спорящих сторон. Они должны придерживаться различных убеждений насчёт него.

В противном случае дискуссия обернётся обсуждением слов: оппоненты будут говорить об одном и том же, но использовать при этом разные термины, тем самым непроизвольно создавая видимость расхождения во взглядах.

Например, один человек указывает на возвышенность и говорит, что это подъём, а другой утверждает, что это спуск. Предмет спора — физический объект «возвышенность».

Логическая позиция А первой стороны (тезис) — «это подъём».

Логическая позиция неА второй стороны (антитезис) — «это спуск».

Предположим, люди спорят о цифре.

ПС — цифра, как на картинке, реально существующее изображение.

Позиция А — это цифра 9.

Позиция неА — это цифра 6.

Третье правило научного спора

Требуется наличие знаний о предмете спора. Если же стороны не имеют о нем ни малейшего представления, то дискуссия будет лишена всякого смысла.

Если вы расскажете дошкольнику о квантовом компьютере, то он вряд ли поймёт вас. И не сможет поспорить с вами о возможностях данного устройства.

Четвёртое правило научного спора

Соблюдение этикета: внимательность каждой дискутирующей стороны к своему оппоненту, умение выслушивать и желание понимать его рассуждения, готовность признать свою ошибку и правоту собеседника.

В Конфликторинге нет страха того, что если оппонент в чём-то окажется прав, то будет только его выигрыш. Выигрывают обе стороны, так как находится решение общей проблемы. Тем более, что интересы сторон никак не ущемляются.

Если стороны решают вести переговоры по правилам Конфликторинга, то шаг за шагом, проходя по технологии, они будут знать, что в любом случае их личные интересы будут защищены. Это, в свою очередь, переведёт спор в рациональное рассмотрение разногласий без эмоций.

Пятое правило научного спора

У сторон должны быть общие интересы, чтобы они стремились решить спор не только с точки зрения личных интересов, но и учитывали то общее, к чему они стремятся.

Тройка «Тезис-Антитезис-Синтез» в «Науке логики» Гегеля — это объединение каких-либо двух противоположных понятий (Тезис-Антитезис) и какого-либо третьего понятия (Синтез), которое опосредует, то есть выражает, внутреннее единство двух противоположных понятий.

Например, в споре является ли возвышенность подъёмом или спуском, синтезом (общим интересом) будет то, что включает в себя и одно понятие, и другое, то есть возвышенность — это гора, которая в одних условиях будет подъёмом, а в других — спуском.

Отсутствие или нарушение хотя бы одного из правил приводит к тому, что спор не достигает своей цели, не решается, а превращается в ссору (конфликт крайней степени).

Пример. Есть ли жизнь на Марсе?

Предмет спора: жизнь на Марсе.

Что такое жизнь? Как стороны это понимают? Биологическая или информационная жизнь? Предмет спора должен быть точно определён и принят сторонами спора. И что такое Марс?

Одна сторона утверждает, что жизни на Марсе нет, а другая, что есть.

Стороны должны иметь знания в области космоса, если Марс — это планета Солнечной системы, а не шоколадный батончик «Марс». Иначе надо иметь знания в микробиологии.

Этикет. Внимательно слушать, помогать стороне найти ответ, а не ловить оппонента на словесных или логических ошибках. Быть готовым признать, что оппонент прав. В Конфликторинге алгоритм ведёт по этому пути. Стороны не смогут иначе спорить, кроме как этично. Если происходит отказ от алгоритма, то спор теряет смысл. В этом случае лучше прекратить спор вообще.

Если жизнь на планете Марс всё же есть (та, о которой изначально договорились), и это подтверждается научными данными или стороны лично её видели (а не по телевизору), то сторона, отрицающая жизнь на Марсе, принимает точку зрения оппонента. Вместе они нашли истину.

Общий интерес обязательно надо искать. Общее объединяет стороны, помогает смотреть друг на друга не как на врага, а как на партнёра, с которым производится поиск решения спора. В споре о жизни на Марсе общим интересом будет их научное любопытство, желание найти истину (ответ).

Общее — это общий интерес сторон, объединяющий их в систему. Им может быть даже идея, объединяющая людей, а также страх перед общей бедой или врагом.

Даже если общим будет идея, то физический объект общей идеи всё равно надо выделять. Ведь идея — это цель, а цель — это свойства физического объекта, которые должны у него появится.

Бывает, что выделить физический объект общего интереса не получится. Например, в случае с религиозными идеями.

Как говорил православный святой Паисий Святогорец, чем ближе люди к Богу, тем ближе друг к другу.

Выделить из окружающего пространства физический объект «Бог» невозможно, но можно понять физический результат объединения вокруг этой идеи: собственные действия в результате следования религиозным правилам. Такое объединение называется церковью.

Кто-то может сказать, что если добрые идеи объединяют, тогда и злые идеи могут объединять.

Да. Могут объединяться, например, фашисты. Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фа́шо) — «союз» (например, название политической радикальной организации Бенито Муссолини — Fascio di combattimento — «Союз борьбы»).

Что делать? Мы не уйдём от конфликтов в этом мире. И не надо. Задача здравомыслящих и добрых людей сделать так, чтобы как можно больше людей объединялись под флагом добра по принципу «Не навреди никому вообще».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Умные переговоры по методам ТРИЗ. Курс «Конфликторинг-2020» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я