В некоем государстве грянули великие и страшные перемены. Поэтапная конституционная реформа обернулась настоящим переворотом сверху. Права человека фактически обесценились, а международное право потеряло своё былое влияние. Мировое сообщество – больше не пример. То, что раньше уважалось и защищалось, теперь осуждается и карается. Рассказчик повествует о новейшей истории своей страны, рассуждает о её конституционном развитии, вспоминает старое право и прежние ценности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судный день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
I Референдум
(I заочное Конституционное Собрание)
01.07.2020 г.
В первую очередь поправки коснулись тех самых «стабильности» и «суверенитета», а также разделения властей и местного самоуправления. «Сохранение стабильности» свелось к «заморозке» президентских сроков «до особых обстоятельств», а «укрепление суверенитета» — к юридической самоизоляции от мирового сообщества и борьбе с «геополитическим экстремизмом». Ужесточилось преследование «межеломов» и «землетратов» — тех, кто «публично призывает к нарушению территориальной целостности государства» и к «отчуждению территорий».
Основы правового государства непоправимо пострадали после того, как в Конституции появилось новое сомнительное понятие — «единая система публичной власти» (ЕСПВ): органы государственной власти и органы местного самоуправления якобы входят теперь в эту конструкцию. Учёные-правоведы критиковали такое решение, но их никто не услышал. Непосвящённые и непросвещённые проголосовали «ЗА». И таковых было большинство.
По всей стране прокатилась волна громких отставок в губернаторском корпусе, и, в конце концов, новая вертикаль насквозь пронзила прежние демократические институты.
***
[НАО-24/7, 05.08.1994 г.]
«…В своём предвыборном выступлении Эрнест Петрович Рыбаков озвучил программу Партии честных бюрократов:
1. Правила должны быть.
2. Правила должны быть простыми.
3. Правила должны быть понятными.
4. Правила должны быть исполнимыми.
5. Правил не должно быть слишком много.
6. Издание и соблюдение правил — не цель, а средство.
7. Злоупотреблять и прикрываться правилами — неправильно».
…
[Из предварительного отчёта Муниципальной избирательной комиссии г. Волнограда, 12.09.1994 г.]
«…Явка на выборы Мэра города Волнограда составила 83 % от общего числа избирателей, зарегистрированных в Волнограде. Абсолютное большинство голосов (69 % от числа явившихся избирателей) подано за Эрнеста Петровича Рыбакова — кандидата от Партии честных бюрократов…»
[НО-24/7, 10.07.2020 г.]
«Дорогие волноградцы! Хочу ещё раз поблагодарить вас за вашу поддержку. Сегодня мне пришло служебное соглашение от нашего нового губернатора. «Единая система публичной власти» хочет нас поглотить и подмять под себя. Обращаюсь к вам, господин Губернатор. Прежде всего, поздравляю вас со вступлением в должность! Очень не хотелось бы омрачать ваш день, но, к сожалению, у нас с вами явно возник конфликт интересов. Я, как мэр города Волнограда, представляю интересы свободной волноградской общины, а вы, как видно, поддерживаете чрезмерный централизм и представляете чьи-то абсолютистские настроения. Но мы оба должны служить народу! Предлагаю мирно урегулировать разногласия по правилам нашей партии. Ситуация возникла внештатная, но наши взгляды применимы ко всем случаям жизни! Давайте пройдёмся по пунктам, если вы не возражаете.
Первое: правила должны быть.
Правила у нас есть, и правила вполне рабочие. Причём не только писаные! Прежде всего, это первозданный дух нашей Конституции. Я, конечно, уважаю Президента, но в свете последних событий он ведёт себя, как узурпатор: то срок себе замораживает, то некую вертикаль строит, чтобы достать самые далёкие ebene, простите мой немецкий1! Букву-то он переписал, поправки к Конституции ввёл в действие, но покуда мы все живы, в нас живёт её истинный дух. Пусть в форме обычая или переживания, но всё-таки живёт!
Второе: правила должны быть простыми.
Наши прежние конституционные правила довольно просты. Где-нигде на практике встречаются муторные процедуры, но Конституция не виновата, и это всё поправимо. Есть государство, а есть местные самоуправляемые общины — автономные и самостоятельные. Я прекрасно понимаю, что все равны перед законом — и в столице, и на окраинах. Всё предельно просто. Но организационного подчинения государству нет и не должно быть! А поправки же совсем непросты, даже нелогичны. Они убивают всю изначальную стройность, заложенную в Конституции. «Единство публичной власти» создаёт лишь видимость упрощения, но на деле я совсем не представляю, как это всё будет работать, ведь у нас давно уже не республика советов. Кстати, а Госсовет? Было красивое и чёткое разделение властей, а теперь всё будет во все стороны координироваться Госсоветом, вплоть до местного самоуправления! А это как? И причём тут вообще государство? Столько лишних сущностей, столько ненужных нагромождений несут в себе поправки. Не просто, а очень сложно!
Третье: правила должны быть понятными.
К сожалению, многие законы написаны так, что чёрт ногу сломит. Пока разберёшься, как их соблюдать, тебя двадцать раз оштрафуют! Разве это нормально для правового государства? Все забыли, что законы пишутся для простых людей, а не для юристов! Они должны быть во всех смыслах доступны любой бабушке в любой деревне. Вместо того чтобы лезть в Конституцию нужно уделить внимание элементарной понятности законодательства. Но мы сейчас говорим об Основном законе. Прежняя Конституция — вот, на что должен равняться законодатель! И не только в плане законности, но и в плане юридической техники и стилистики. Грамотный документ — очень красивый и доступный для восприятия. И система вполне ясная. Есть федерализм, есть три уровня публичной власти — федеральный, региональный и муниципальный. Причём последний обособлен. Да, я согласен, что местное самоуправление — это тоже публичная власть. Это абсолютно корректный и научный термин. Но «объединять» муниципалитеты, — пусть даже и параллельно, — с государством ни в коем случае нельзя! Непонятно, где тогда смысл? Или таким образом достигается «традиционное единство»? Я изучал вашу «руководящую и направляющую» теорию, и хорошо помню постулат о «правителях, которые хранят Традиции». Но чего так боятся наши братья-правители? Неужели опасаются, что их безнадзорные меньшие братья-провинциалы поубивают друг друга? Между прочим, теория свободной общины учит, что общинное самоуправление исторически возникло раньше централизованного государственного управления. Вспомним предков, которые когда-то основали наш славный Велленштадт и мудро им управляли! Самостоятельно и без лишнего шефства! Выходит, что поправки не только противоречат давним традициям, но и насильственно соединяют несоединимое. И это плохо кончится.
Четвёртое: правила должны быть исполнимыми.
Несмотря ни на что, всё работает. Всё исполняется. Всё прозрачно, а если что-то не идеально, то мы всегда на связи с людьми. На все обращения реагируем оперативно. Заседания Горсобрания у нас открытые — заходи и садись, слушай и предлагай! Наши граждане — законопослушные, правила соблюдают, а правами спокойно пользуются в своё удовольствие! Наши должностные лица свято соблюдают и Конституцию, и права человека, и международное право. Мы работаем на основании и во исполнение закона и верим, что законы должны быть полезными, цели — достижимыми, а задачи — решаемыми. Всё остальное нужно довести до ума или просто отменить. Иначе говоря, если какие-то законы и требуют поправок, — а это определённо так, — то это точно не Конституция.
Пятое: правил не должно быть слишком много.
Беззаконие — это зло! Но и переизбыток правил ничего хорошего не сулит. Чем больше правил, тем больше коллизий. Считаю, что законодательство должно быть максимально компактным. Наш законодатель «печатает» чрезмерное количество правил, среди которых масса ненужных и лишних. Мелочная регламентация всего и вся порой доходит до абсурда, и с этим нужно что-то делать! И я говорю не только о законах, но и о подзаконных актах, и о нормативно-технических документах. Уверен, что большая их часть не решает реальных проблем, поэтому много чего не жалко просто выбросить. А поправки к Конституции, повторюсь, захламляют её нормами, которые либо не нужны вообще, либо уже прекрасно живут и работают в простых законах. Да на Конституцию теперь смотреть страшно: сравните — до и после. Она стала в два раза толще! Поверьте, лишняя норма — это совсем не норма.
Шестое: издание и соблюдение правил — не цель, а средство.
Правотворчество и правоприменение никогда не должны быть самоцелью! А цель же проста и не пафосна! Процитирую остатки прежней Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Казалось бы — при чём здесь местное самоуправление? А ведь это — одно из прав человека! Наш Устав говорит, что «каждый член городского сообщества обладает неотъемлемыми правами на участие в городском самоуправлении». А Президент фактически превратил местное самоуправление в местное госуправление! И мне кажется, что это лишь первый шаг к реализации неких самодержавных целей, которые он поставил превыше Конституции.
И седьмое: злоупотреблять и прикрываться правилами — неправильно.
Здесь особых комментариев не требуется. Я подумал над вашей рекомендацией по поводу соглашения. И хочу выразить вам своё мнение, господин Губернатор. В свете текущих событий я, при всём желании, не могу назвать ваш бюрократический подход честным. И наше вчерашнее совещание окончательно убедило меня в этом. Теперь я знаю, что вы — лоялист и коллаборационист, прогнувшийся перед конституционными заговорщиками. Может быть, искажённая Конституция и на вашей стороне, но, по факту, вы злоупотребляете своим должностным положением и, прикрываясь преступными поправками, действуете в интересах незаконной вертикали. Это свойственно нечестным бюрократам, которые склонны к шантажу и злоупотреблению административным ресурсом. Так что, простите, но сегодня вы не прошли отбор в нашу уютную партию. Честный ли я бюрократ, спросите у нашего волноградского народа. При всём уважении, я отказываюсь подписывать настоящее служебное соглашение и остаюсь при старой Конституции. Даже если мне грозит утрата доверия и удаление в отставку.
Решающее слово скажет Горсобрание».
***
Муниципалитеты претерпели планомерный демонтаж, постепенно был ликвидирован и федерализм. Муниципальную, региональную и федеральную собственность поглотила собственность государственная. Местные, региональные и федеральный бюджеты сведены в единый Государственный бюджет. По сути, государство стало единым управленцем, единым собственником и единым казначеем: «Госсовет — всему голова».
Любые попытки организовать хоть какое-то самоуправление теперь называются «самоуправством» и наказываются по соответствующей статье Уголовного кодекса, которая специально для этого была расширена. Мэры и губернаторы потеряли всякую самостоятельность, поскольку «зазнавшимся муниципалам и регионалам нет места в единой системе публичной власти!» И даже сельский сход в самых отдалённых краях больше не представляет свободную общину, а автоматически являет собой подконтрольный и подотчётный временный отросток ЕСПВ.
Разделение властей исключили, так как, по словам Президента, стране нужна «сильная, грамотная и ответственная единая унитарная власть». Это и отразилось в той спорной конструкции, которая поглотила все три ветви государственной власти — некогда самостоятельные и независимые законодательную, исполнительную и судебную. Теоретически теперь любого человека могут заочно признать виновным в чём угодно на заседании специального комитета при Правительстве — в режиме закрытых дверей, по новоиспечённому закону.
Но это всё было только начало. Как только состоялся Первый «Референдум», был создан опасный прецедент, который задал новый, «коррективистский», путь конституционного развития. На Второй «Референдум» был вынесен новый пакет поправок…
***
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судный день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других