Методология проектной деятельности в образовании. Основы (Второе издание)

Алексей Корнилов

Проектная деятельность уже стала привычной частью образовательного процесса, и есть масса материалов, посвященных тому, как она должна быть оформлена, но очень мало информации о том, как ее правильно организовать.Это краткое пособие должно дать преподавателям, наставникам и организаторам проектной деятельности в образовательных организациях целостную картину того, как строится такая деятельность, какова ее структура, и почему работа над проектом должна быть выстроена именно так.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология проектной деятельности в образовании. Основы (Второе издание) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Проект и проектная деятельность

Что такое проект

Проект — это представление о будущем. Можно сказать, что мы делаем «проект» каждый раз, когда думаем, что и как делать, прежде, чем делать.

Международный стандарт по системной инженерии определяет проект (project) как «попытку действий с определенными начальной и конечной датами, предпринимаемая для создания продукта или услуги в соответствии с заданными ресурсами и требованиями»1.

«Займитесь чем-нибудь!» — в этом смысле не проект. Или «До среды придумайте что-нибудь на конкурс!» — тоже не проект: не оговорён требуемый результат. «Я всю свою жизнь положу, чтобы решить эту проблему!» — уважаемое намерение, но тоже не проект: не определены сроки, непонятны ресурсы.

В определении, данном выше, ничего не говорится про «проектирование», но как только появляется срок или оговариваются другие существенные условия, то прежде, чтобы что-то начинать делать, надо представить себе, что и как, иначе нет никакой гарантии, что в эти сроки уложишься или сможешь выполнить условия — появляется это самое представление будущего как обязательный элемент деятельности.

Как ни парадоксально, сам формат учебного процесса приводит к тому, что большинство заданий, фактически, становятся «проектами», поскольку одновременно задаются и сроки («к концу четверти» или учебного года, «к такому-то числу», «к среде», к следующему заданию»), и оговариваются другие условия выполнения задания (чем можно пользоваться, чем нельзя и т. п. А задание этих требований вынуждает к планированию деятельности, и мы практически автоматически получаем все этапы, характерные для проектной деятельности: определение требований, представление результата, планирование (проектирование) способа его достижения, с последующей реализацией этого плана.

Проект — это всего лишь вид деятельности, когда вам нужно получить требуемый результат при заданных условиях, и чтобы уложиться в требования, будущую деятельность надо сначала представить и спланировать.

Проект, в котором результат соответствует заданным требованиям и выполнен в заданные сроки с использованием оговоренных ресурсов, считается «успешным»2.

Проект как деятельность

Проект предполагает некие действия для достижения цели и мы, по сути, имеем дело с целенаправленной деятельностью.

Деятельность (activity) — это совокупность действий, в результате которых расходуются время и ресурсы и выполнение которых необходимо для достижения или содействия достижению одного или нескольких результатов3.

Деятельность, исходя из своего определения предполагает некие действия или иное «активное взаимодействие субъекта с объектом (окружающей действительностью)» для достижения цели4.

Соответственно, действиям предшествует некая «цель» как представление о желаемом результате, и этот результат является следствием действий.

Представление о том ожидаемом результате, ради которого деятельность совершается, считается целью деятельности.

В практике образовательных организаций под проектной деятельностью часто понимают как деятельность по организации работы обучающихся над проектами, так и собственно работу обучающихся над проектами.

Проектная деятельность и компетенции

Почему о проектной деятельности в образовательном процессе часто говорят в связке с понятием компетенций?

Чтобы осуществить действия, приводящие к достижению цели, помимо прикладывания физических и умственных усилий, человеку надо иметь еще и необходимые средства.

Средства деятельности в общем случае — это все то, что используется в процессе деятельности для достижения цели — в частности, «технические средства» — это все то, что изначально отсутствовало в природе и было созданы человеком — разного рода орудия, инструменты, машины, оборудование и пр.

Способы действия, знания, умения и навыки тоже рассматриваются как средства особого рода.

Однако само по себе наличие средств, включая знания, умения и навыки, и выполнение действий совершенно не гарантируют получение необходимого результата. Так, может быть известно, что для изготовления табурета нужны навыки пиления, строгания и забивания гвоздей, и мы можем развить соответствующие навыки у обучающихся, организовав для них соответствующие обучение. Но это совсем не означает, что человек, умеющий пилить, строгать и забивать гвозди, сможет сделать табурет.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология проектной деятельности в образовании. Основы (Второе издание) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2005. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

2

См. напр., Майкл Ньюэлл. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена

3

Там же

4

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я