На Земле продолжается Сезон Катастроф, и в разных местах планеты появляются все новые и новые аномальные зоны. Группа «Квест-13», направленная Центром Изучения Катастроф в пустыню Гоби, в Зону 41, сначала сталкивается с «черными» квестерами, а потом проникает в глубокий колодец, ведущий в лабиринт. И там очень многое напоминает о местах, расположенных за тысячи километров от Монгольской Гоби. Совпадение? Четверке квестеров приходится на собственном опыте убедиться, что это не так. Странная Игра без правил продолжается…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Паутина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 7
Камохин снял с плеча автомат и сумку и кинул к стене.
— Предлагаю перекусить.
— А потом? — быстро спросил Орсон.
— А потом посмотрим, куда ведет этот туннель.
— Вот, это другой разговор!
Все сразу оживились. Включая Брейгеля, которому тоже было до жути интересно исследовать загадочный проход. Однако он считал неуместным вступать в спор с Камохиным. Стрелкам следовало держаться заодно, поскольку их задача — обеспечивать безопасность группы. И Камохин делал для этого все от него зависящее.
Квестеры расселись на полу, напротив друг друга, спинами к стенам. Из сумок появились пакеты саморазогревающихся пайков из армейского рациона, фляги с водой и маленький аккумуляторный электрочайник, без которого Орсон никогда не отправлялся в квест.
Пока еда разогревалась, а вода закипала, Орсон достал из сумки планшет, включил его и принялся пальцем гонять иконки по экрану.
— А что на другой стороне пакаля? — спросил Брейгель.
Биолог достал пластинку и продемонстрировал ее плоскую сторону. Все как обычно — две прямые непересекающиеся линии и странный завиток в углу, похожий на фрагмент спирали.
— Не представляю, что можно будет увидеть, когда все пакали будут собраны и сложены на доске, — едва заметно качнул головой Камохин. — На всех, что побывали у нас в руках, только прямые линии и дуги.
— Может быть, это график? — предположил Осипов. — Или схема какого-то устройства?
— Ну, если только телеги, — усмехнулся Камохин.
— Между прочим, ряд исследователей считает этого паука, — Орсон взмахнул пакалем, — диаграммой звездного скопления в созвездии Ориона.
— Ну, и что? — пожал плечами Камохин.
— Не знаю, — честно признался Орсон. — Я только что прочитал об этом.
— Так это тот же самый паук, что и в долине Наска? — спросил Брейгель.
— Не берусь утверждать с уверенностью, но, на мой взгляд, очень похож.
Орсон перевернул планшет и продемонстрировал всем остальным изображение паука на дисплее.
— Он самый, — кивнул Осипов. — Как будто под копирку сделаны.
— Я слышал про долину Наска. — Камохин открыл пакет с едой и перемешал содержимое вилкой. — Это пустыня где-то в Южной Америке, на поверхности которой вырублены гигантские изображения разных животных.
— Наска — это не пустыня, а плато на юге Перу, — уточнил Орсон, сверившись с планшетом. — Гигантская литосферная плита, покрытая так называемыми гелиографами — вырубленными в камне гигантскими изображениями. И это не только животные, но и геометрические фигуры, птицы, цветы. Некоторые достигают в длину более сотни метров. Поэтому с поверхности земли их не видно. Кстати, длина паука из Наска сорок шесть метров, — биолог улыбнулся. — Немного побольше того, что мы видели. Рисунки открыл в тысяча девятьсот тридцать девятом году американский археолог Пол Косок, пролетавший над плато на самолете.
— Эти рисунки тоже сделали майя?
— Нет, они принадлежат еще более древней, доинкской культуре, которая так и называлась «цивилизация наска».
— То есть самолетов у них не было?
— Полагаю, что нет, — улыбнулся биолог.
— А как же золотые самолетики? — лукаво прищурился Осипов.
— Какие еще самолетики?
— Золотые подвески в виде самолетиков, которые находят все там же, в Южной Америке, и датируют примерно тем же периодом, что и рисунки в долине Наска.
— Я думаю, чисто случайное внешнее сходство, — скептически скривил губы Орсон. — Для жителей древней Мезоамерики так называемые «самолетики» символизировали что-то совершенно другое, что нам сейчас непонятно. Мы же находим подобие среди привычных нам образов.
— Для чего тогда нужны рисунки, которые невозможно увидеть? — спросил Камохин.
— На сей счет существует несколько гипотез. Одни исследователи говорят, что это своеобразная форма посланий живущим на небесах богам. Другие считают, что это гигантский астрономический календарь. Ну и наконец самая популярная версия гласит, что плато Наска это не что иное, как древний космодром, а рисунки — указатели для инопланетных кораблей.
— Как-то с трудом верится в то, что на космических кораблях не было никаких навигационных приборов и им приходилось ориентироваться по рисункам на земле, сделанным индейцами, — усмехнулся Камохин.
— Я изложил все имеющиеся версии. — Орсон ковырнул вилкой в пакете, достал кусок мяса, сунул его в рот и снова взялся за планшет.
— Откуда эта информация? — поинтересовался Осипов.
— Из справочника «Загадочные и таинственные места планеты Земля». Издано еще до начала Сезона Катастроф. Ириша посоветовала загрузить. — Орсон двумя пальцами развернул новое окно на дисплее. — Кстати, оказывается, гелиографы не такая уж редкость на Земле. В Англии, в Оксфордшире, на склоне холма изображена гигантская лошадь. А в России, в Челябинской области — фигура гигантского лося. А самый большой гелиограф, имеющий в длину более четырех километров, был найден в Австралии.
— Тоже паук? — попытался угадать Камохин.
— Нет, изображение человека.
— А камень с пауком, что мы нашли у «эксперта», тоже из Южной Америки? — Брейгель положил себе в кружку чайный пакетик и налил кипятка.
— Судя по всему, да, — Орсон взял камень в руку и покрутил его, как будто это был крикетный шар, который он собирался бросить. — Это один из так называемых камней Ики. Они представляют собой обкатанные в реке осколки вулканической породы, называемые андезитами. Их якобы находят возле, опять же, перуанского города Ика. Размеры камней от нескольких граммов до нескольких центнеров. Всего на настоящий момент в различных коллекциях хранятся десятки, если не сотни тысяч экземпляров. Камни Ики знамениты вырезанными на них рисунками. Помимо обычных, вроде паука, что у нас, на камнях часто изображаются люди, едущие верхом на динозаврах и даже летящие на птеродактилях, люди, наблюдающие за звездами в телескопы, делающие различные сложные полостные операции, вроде пересадки сердца и переливания крови. В общем, совершенно фантастические сюжеты.
— И эротические, — добавил Осипов.
— Да, эротика, присутствует. — Орсон пальцем пролистнул несколько картинок. — На мой взгляд, довольно грубая и даже вульгарная. Коллекционеры покупают камни у местных жителей — уакейрос, охотников за древностями. Чтобы подтвердить подлинность камней, уакейрос готовы показывать место, где они были найдены. Как правило, это ничем не примечательные участки пустыни. А профессиональные, заслуживающие доверия археологи ни разу не находили камни с рисунками. Техники, изучавшие камни, пришли к выводу, что рисунки можно было сделать с помощью фрезы бормашины, а вот инструменты из обсидиана, кремния или бронзы, имевшиеся в распоряжении древних обитателей Мезоамерики, оставляли на андезите лишь едва заметные царапины. Все это свидетельствует о том, что большинство из камней Ики, по всей видимости, подделки. Хотя не исключено, что начало всей этой каменной лихорадке положила находка нескольких настоящих, древних камней, с вполне традиционными для доколумбовой Америки изображениями. Наиболее крупным собранием камней Ики является коллекция доктора Хавьера Кабреры, насчитывающая порядка одиннадцати тысяч экземпляров. Кабрера был уверен, что выявил некую систему в нанесении изображений на камни. Он считал, что камни Ики представляют собой гигантскую каменную библиотеку. Камни, по его мнению, группируются в серии от шести до двухсот штук, и, разложив их по порядку, от самых маленьких до самых больших, можно получить осмысленные, развивающиеся сюжеты, — биолог отложил планшет. — Бред полнейший! Выходит, врачи, проводившие операцию на сердце, делали записи о состоянии пациента, выцарапывая картинки на камнях!
— Весьма познавательно, Док. — Камохин кинул пластиковую ложку в опустевший пакет, аккуратно свернул его и убрал в сумку. — Ну, а каким образом все это связано с этим туннелем?
— Я всего лишь изложил факты, — Орсон щелкнул ногтем по пауку на пакале. — Но вот как их увязать воедино, я понятия не имею.
— Судя по рисункам и письменам на стенах, можно предположить, что этот туннель или лабиринт также относится к культуре древней Мезоамерики. — Осипов поднялся на ноги и подтянул обмотанный вокруг шеи шемаг.
— То есть его построили индейцы, не имевшие железных орудий и не знавшие колеса? — уточнил Брейгель.
— Ну, если они строили пирамиды, почему бы им не вырыть подземный ход? — резонно заметил Камохин. — Телевидения с Интернетом у них не было, поэтому времени было невпроворот. Вопрос в том, куда этот проход ведет?.. Если его тут вообще не должно быть.
— Паук на камне, паук на пакале и паук при входе.
Не похоже на простое совпадение.
— Точно, — кивнул Брейгель. — И наемники, наверное, не зря сюда топали. Таща на горбу все эти шарики, черепа и бутылки с кровью.
— Видимо, пакаль каким-то образом подсказал им, где находится вход в подземелье.
— Или они сами его открыли, — сказав это, Орсон сделал паузу. Многозначительную, как сам он полагал.
Другие же, однако, так не считали. И продолжали спокойно есть. Как будто не услышали ничего необычного.
— А что? — лицо англичанина обиженно вытянулось. — Вы думаете, они просто так понасыпали вокруг колодца перья и шарики?.. А кровь зачем им была нужна?..
— Ну, и зачем им была нужна кровь? — спросил Камохин, уже догадываясь, какую теорию намерен развивать англичанин.
— Культ вуду! — многозначительно произнес Орсон.
— Бред! — фыркнул Камохин.
— За пределами аномальной зоны — конечно, — тут же согласился с ним Орсон. — Но здесь, где все законы и правила вывернуты наоборот, — совсем другое дело.
Камохин включил фонарь и направил свет вглубь прохода, рядом с которым он сидел. Тьма чуть подалась назад.
— Мне кажется, я тебя не убедил, — сказал Орсон.
— Я не верю ни в магию, ни в астрологию, ни в прочую чертовщину, — заявил стрелок.
— А в алхимию?
— При чем тут это?
— Я просто спросил.
— Нет.
— А в гадание на картах Таро?
— Нет.
— В нумерологию? — Нет.
— В каббалистику?
— Я вообще не знаю, что это такое. — Я понял, в чем твоя проблема… — У меня нет проблем.
–…ты отрицаешь то, что не понимаешь.
— А что еще с этим делать?
— Можно попытаться понять.
— Зачем?
Они сидели на полу темного коридора, построенного неизвестно кем и ведущим неизвестно куда. И спокойно беседовали на совершенно отвлеченную тему. И при этом никому из них ситуация не казалась необычной или хотя бы странной. Что само по себе было необычно и вдобавок еще странно.
По каменным стенам бегали лучи фонарей, выхватывая из темноты фрагменты необычной графики.
Орсон взял в руку фонарь и посветил на потолок:
— Нет даже следов копоти.
— А они должны быть?
— До изобретения Эдисона единственным источником света, помимо нашего дневного светила, был огонь. А пламя всегда оставляет копоть. — Орсон поводил лучом из стороны в сторону. — Здесь абсолютно темно, и при этом на потолке нет копоти. Как люди, строившие этот коридор, освещали его?
— Может быть, система зеркал? — предположил Брейгель.
— Нет, это ерунда, — уверенно отбросил такое объяснение Осипов. — Ни одна поверхность не обладает стопроцентной отражающей способностью. Плюс — неизбежное рассеивание света. После четырех-пяти передач отраженного луча мы получаем на очередном зеркале блеклое, едва различимое пятно.
— А что на это скажет наш скептик? — с вызовом посмотрел на Камохина биолог.
— О, да! — таинственным полушепотом произнес стрелок и, чуть подавшись вперед, снизу подсветил лицо фонариком, из-за чего оно превратилось в демоническую маску. — Здесь, конечно, не обошлось без магии вуду!
— Все зависит от того, что понимать под словом «магия».
— Не думаю, что у этого слова есть много разных толкований.
— Я не о слове, а о самом процессе. В древности ученые — назовем их так — зачастую не понимали смысл собственных действий. Они использовали метод проб и ошибок, но при этом аккуратно документировали все свои манипуляции. И, если вдруг в результате получалось то, что и было задумано, или что-то другое, но тоже интересное, то для того, чтобы вновь получить тот же самый результат, ученый повторял всю первоначальную длинную цепочку действий, большинство этапов которой, скорее всего, были совершенно бессмысленными. Это и называлось магией. Ученый или, если угодно, маг, колдун, шаман, совершал так называемые ритуальные действия. Смысл их был никому непонятен, но результат — налицо. Больной выздоравливал, вино переставало бродить и киснуть, посевы избавлялись от паразитов, коровы вновь начинали давать молоко… В конце концов из этих манипуляций было вычленено действенное начало, и магия исчезла. А мы сами стали рациональны до мозга костей. Мы более не хотим верить в чудо. Мы хотим найти объяснение даже тому, чему объяснения не существует. Вот, например, Вик уверен, что сможет найти причину Сезона Катастроф.
— У меня уже имеется объяснение, — сказал Осипов. — Мне лишь не хватает фактов для того, чтобы подвести под существующую теорию точную научную базу.
— И некоторые факты упорно не желают укладываться в твою теорию, Вик. Такие, например, как это подземелье.
— Со временем и для них найдется место.
— То есть ты представляешь себе, как это работает, но пока не можешь всего объяснить?
— Примерно так.
— Так что же тогда есть твоя наука, если не современная магия? Магия, построенная на виртуозном владении математическим аппаратом, знании теории относительности и теории струн, умении пользоваться хитроумными приборами, механизм действия которых тебе не всегда понятен…
— Налей мне чаю, Крис.
— Ты уходишь от ответа?
— Можно и так сказать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Паутина предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других