1. книги
  2. Личная эффективность
  3. Алексей Васильевич Тукмаков

Тейдеробокетейдер: Освободи мозг и не поедь кукухой

Алексей Васильевич Тукмаков (2021)
Обложка книги

Книга для творцов и новаторов: в науке, искусстве, бизнесе, социальной деятельности. Которые хотят выйти за пределы готовых схем и шаблонов. Которым самостоятельное мышление необходимо по роду деятельности. Самостоятельное мышление — это нарушение правил. Научить ему невозможно, на тренинге или через учебник. Можно лишь самому к такому мышлению прийти. С помощью раскрепощающего обучения, разумного действия против социального запрета, неконъюнктурного творчества, очищения мозга от внедренных шаблонов, освобождения мозга от влияния социального подкрепления, изживания страха неправильных мыслей. О том как это можно сделать — в книге. А также о том, как работает ментальная самоцензура, как вырабатывают привычку к шаблонному мышлению при тоталитарных режимах и при демократии, как ментальное насилие в школе калечит мозг, как не загадить мозги чужими помоями при обучении, как не дать социальному стаду затоптать инновационный замысел на корню, как не попасть в религиозно-эзотерический капкан.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Тейдеробокетейдер: Освободи мозг и не поедь кукухой» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Страх неправильных мыслей и самоцензура

Продолжаю тему о шаблонном мышлении, которое вырабатывается в ходе социализации. Чтобы человек мыслил шаблонно, нужно решить 2 задачи:

— заполнить голову человека правильными ответами на положенные вопросы (то есть приучить думать «правильно»);

— заблокировать возможность генерации нестандартных мыслей (то есть отучить думать «неправильно»).

Как решается первая задача — я написал выше, когда рассказывал про тоталитарную и псевдосвободную стратегии обучения.

А как решается вторая? Которая не менее важна, т.к. человека нужно не только загнать в клетку ментальных представлений, выгодных социуму, но еще и обеспечить, чтобы он из этой клетки не сбежал. Не сбежал в том смысле, чтобы не начал ставить свои собственные, «неположенные» вопросы, и находить на них свои собственные, «неположенные» ответы.

Что делают для этого? А вот что.

В ходе социализации у человека в отношении нестандартных мыслей искусственно вырабатывается условный рефлекс страха. В том смысле, что как только неправильная мысль появляется в уме, человек пугается, и эту мысль не развивает, а подавляет.

Как же это делается?

Во-первых, посредством наказания за «неправильные» мысли.

Наказание может быть разным. Поскольку дело начинается в раннем возрасте, маленькому ребенку достаточно бывает недовольного взгляда или тона родителя, в ответ на высказывание ребенком «неправильной» мысли. Это вызывает у ребенка дискомфорт и страх. Путем многочисленных повторений связь «неправильная мысль — страх» закрепляется, и мозг перестаёт неправильные мысли генерировать.

Для детей постарше работают оценки, закорючки в школьном журнале, которые вызывают эмоциональный дискомфорт. Это же надо так надрессировать особь, чтобы след от шариковой ручки на бумаги вызывал у человека негативные эмоции! Собачка Павлова просто отдыхает, она на закорючки не ведётся, только на жрачку.

С неправильными мыслями так же, как с ошейником против лая, его надевают на собаку, и за каждый «гав» псина получает удар током. Она быстро перестаёт лаять, от слова совсем. И с мыслью точно та же, ведь генерация мозгом неправильной мысли — это разновидность поведения. Все те же самые законы работают, их бихевиористы хорошо изучили.

Во-вторых, посредством негативной обратной связи за неправильные мысли.

Конец ознакомительного фрагмента.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я