Силовая подготовка студентов вузов. Учебное пособие

Алексей Борисович Лукьянов

Учебное пособие предназначено для сопровождения обучения студентов вузов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Физическая культура». В работе рассмотрены вопросы, касающиеся основ силовой подготовки, а также методик развития силовых качеств студентов вузов России.Пособие предназначено для преподавателей физического воспитания, студентов, а также лиц, занимающихся силовой подготовкой самостоятельно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Силовая подготовка студентов вузов. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Алексей Борисович Лукьянов, 2022

© Борис Георгиевич Лукьянов, 2022

ISBN 978-5-0056-4360-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2024 года в качестве проблемы №1 декларируется повсеместное ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. В качестве основного аргумента в пользу этого приводятся данные Минздравсоцразвития России о том, что только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми, свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.

Гиподинамический режим образовательной и повседневной деятельности студенческой молодёжи, высокие интеллектуальные нагрузки и нервно-психические напряжения в процессе семинарских занятий, сдачи зачетов и экзаменов, нарушение суточного стереотипа, режима дня, времени приёма пищи, несоблюдение правил здорового образа жизни приводят к прогрессирующему росту числа заболеваний на старших курсах и увеличению числа занимающихся в СМГ. Ежегодный анализ состояния здоровья поступающих в высшие учебные заведения России показывает неутешительную динамику роста числа студентов-первокурсников с различными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, нервной и других систем организма (В. Л. Кондаков, 2013).

С развитием цифровых технологий и появлением огромного количества профессий, для которых нужен только компьютер и интернет, фраза «малоподвижный образ жизни» стала применима к тысячам работников. В условиях тотальной цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека, понятен интерес к инженерным профессиям, которые в настоящее время не мыслимы без работы на вычислительной технике. Специфические условия профессиональной деятельности специалиста инженерного профиля определяются такими факторами как работа за компьютером в условиях ограниченного двигательного режима (малоподвижный образ жизни), высокой степенью нервно-психической напряженности, длительным негативным воздействием компьютера на организм человека и пр. Как правило, инфаркт миокарда чаще всего возникает именно у малоподвижного населения. Всемирная организация здравоохранения представила список причин человеческих смертей во всем мире, используя Международную классификацию болезней, среди которых на первом месте были именно сердечно-сосудистые заболевания.

Образовательный процесс в высшей школе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление молодежи. Научно-технический прогресс, информационный «бум», компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям студентов, что на фоне роста и развития организма приводит к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний

Требования к профессиональной физической подготовленности инженерных кадров являются одним из приоритетов в системе подготовки вузов России. Главной составляющей в системе профессиональной подготовки являются специалисты, способные после освоения образовательной программы обучения результативно выполнять поставленные перед ними производственные задачи, адекватно реагировать на изменения в экстремальных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Задача подготовки современных инженеров в своем составе опирается на формирование специалиста с высоким уровнем физической культуры, здоровья и психофизической подготовленности к трудовой деятельности.

В настоящее время профессиональная подготовка — одна из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Она представляет собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению профессиональным развитием будущего специалиста. Профессиональная готовность является результатом профессиональной подготовки, которая проявляется как интегральное образование, включающее уровень знаний, умений и навыков в будущей трудовой деятельности, а также сформированность мотивов, потребностей и способностей. Она выступает на индивидуальном уровне и определяет отношение к деятельности и ее результативность. Ю. Д. Железняк (1995, 2000), А. А. Бодалев (1998), В. К. Бальсевич (2000) считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих профессионализма. Наиболее существенным проявлением физической культуры личности, по мнению Н. М. Амосова (1987, 2003), В. К. Бальсевича (1988, 2000), А.Г. Комкова (2000), С. И. Логинова (2005), является физическая активность как особая деятельность человека.

Установлено, что физическая активность умеренной и высокой интенсивности прямо и опосредованно способствует сохранению и укреплению здоровья (Н. А. Амосов, 1987; В. К. Бальсевич, 2000; В. И. Белов, 1995; С. Н. Блэйер, 1994; Н. Н. Вавилова, 2002; В. А. Вишневский, 2002; В. Г. Тристан, 1994; A.Steptoe, 2000; G.J.Welk, 2002 и др.). В то же время физической активностью в стране регулярно занимаются только 20—30% студенческой молодежи, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40—60% (С. И. Логинов, 2005; A.Steptoe, 2000). Снижение уровня физической активности студентов при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения приводит к ухудшению состояния здоровья (В. А. Вишневский, 2002, А. В. Лейфа 2007).

Одной из задач, решаемых в процессе физического воспитания является обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически обусловленные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, позволяющая полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Природа в значительной степени определила наше телосложение. Но человек всегда стремится к самосовершенствованию и может улучшить свою фигуру, нарастить силу мышц, развить двигательные способности. Для этого не существует лучшего способа, чем работа с отягощениями в тренажерном зале. Сила в теории физического воспитания понимается, как способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путем мышечных напряжений. Без проявления мышечной силы практически невозможно ни одно движение.

К сожалению, довольно часто среди молодежи мы встречаем юношей с плоской лишенная рельефа грудью, сутулой спиной, тонкими и вялыми руками. У студентов не занимающихся физическими упражнениями., утрачиваются многие жизненно важные физические качества (сила, выносливость, скорость), снижаются функциональные возможности организма (дыхание, частота сердечных сокращений и др.) Мышечная недостаточность, малый вес, приводят к таким распространенным среди студентов болезням, как искривление позвоночника, остеохондроз, плоскостопие. Необходимо отметить, что в студенческие годы завершается возрастное формирование организма.

Со второй половины ХХ века большой популярностью среди молодежи стали пользоваться занятия атлетической гимнастикой. Данный вид двигательной деятельности положительно влияет на процесс физической подготовки и физического развития лиц различного возраста и пола (Д. Вейдер, 1992; А. А. Барабанов, 2001; Г. П. Виноградов, 2009; Л. Остапенко, 2001; В. Протасенко, 2001, 2002; С. В. Новаковский, 2002; С. В. Степанов, Л. С. Дворкин, 2004; Б. Стар, 2002; А. Доннели, Д. Харрис, 2002 и др.), а также предоставляет возможность коррекции различных нарушений морфологического развития (А. С. Власов, 1999; В. И. Дикуль, А. А. Зиновьева, 1990; А. Ю. Рябов, 1998; С. П. Евсеев, 2004; Ю. И. Винокуров, 2004; Р. А. Корнеев, 2004; В. М. Осьминин, 2005 и др.). В физическую подготовку студентов необходимо включать специальные силовые упражнения, которые бы стимулировали тело и мозг, делая нас сильными и здоровыми. Каждый сознательный современный человек длжен стремится к совершенству, уделяя особое значение физической форме

Актуальность непрерывного повышения эффективности процесса физической подготовки подтверждают задачи совершенствования профессионального образования, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В связи с повышающимися требованиями продолжает оставаться актуальной проблема недостаточной физической подготовленности инженерных кадров (В. Ф. Лигута, 2013; Н. В. Астафьев, 2016; В. А. Серебянников, 2017), которая обусловливает необходимость непрерывного совершенствования процесса силовой подготовки. Основные педагогические формы, методы, средства и требования к проведению занятий для решения проблемы недостаточной силовой подготовленности рекомендованы нормативными правовыми актами в области физической подготовки. А также освещены в учебно-практических пособиях, методических рекомендациях по совершенствованию физической подготовленности студентов вузов России. Несмотря на наличие такого вида подготовки в образовательной практике студентов вузов России нередко поднимается вопрос о недостатках в ее организации, содержании и, как следствие, недостаточной степени подготовленности выпускников вузов. (Рыженков А. В., 2005; Горелов А. А., Горелов С. А., Подлипняк Ю. Ф., 2016; Старцев А. М., 2017 и др.).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Силовая подготовка студентов вузов. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я