Новое издание книги «Лошади в культуре и жизни индейцев Великих равнин», вышедшей в 2008 году, существенно дополнено и переработано. Индейцы равнин не только по праву считались одними из лучших наездников в мире, но и за очень короткую историю расцвета конной культуры сделали невероятные открытия, некоторые из которых до сих пор являются для нас откровением. Жившие в гармонии с природой, они обладали наблюдательностью и непосредственностью, которых так не хватает в современном мире.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дар Грома. Лошади в культуре индейцев равнин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Седельные одеяла
Седельное одеяло использовалось для защиты спины лошади от деревянного ленчика седла. Изначально для этой цели использовали толстую бизонью шкуру или сложенные в несколько слоев европейские одеяла. Иногда в качестве седельных одеял использовались свернутые армейские одеяла или одеяла Компании Гудзонова Залива с разноцветными полосами по краям. Лошадей в таком снаряжении можно увидеть на рисунках и картинах 1800ых годов, выполненных Джорджем Кэтлином, Карлом Бодмером и Альфредом Джекобом Миллером, Полом Кэйном и Рудольфом Курцом.
К началу 1800ых седельное одеяло в индейском обществе приобретает социальный статус и как любое другое украшение, будь то убранство типи, костюм человека или снаряжение лошади, является показателем состоятельности их владельца. Седельные одеяла со временем превращаются в настоящие произведения прикладного искусства с характерными для каждого племени чертами. Форма одеял; стили, материал и цветовая гамма вышивки; использование ткани, кожи или меха, разнообразные дополнительные украшения, все это помогает точно идентифицировать племенную принадлежность. Декорирование седельных одеял достигает своего пика между 1850 и 1890 годами. К этому времени уже довольно четко сформировано региональное и племенное дифференцирование в декоре и формах одеял.
Одеяла-шкуры
Самые ранние индейские седельные одеяла являлись обычными шкурами животных. Это в какой-то мере защищало лошадь от веса всадника и недостатков седла. Летом одеяло обычно клали мехом наружу, а зимой — вовнутрь. Зачастую они использовались вместо самого седла или как подкладка под одеяла другого типа.
В течение первой половины XIX столетия, большинство седельных одеял было сделано из шкур животных, чаще всего бизонов, волков, гризли, пумы и выдры. Со временем к шкурам добавлялись различные декоративные элементы — наиболее частой была подкладка из цветного сукна. Это мог быть простой прямоугольный отрез или выкроенная ткань, повторяющая контуры шкуры. В качестве дополнительных украшений часто добавлялись элементы, вышитые бисером, бубенцы, цветные ленты, зеркальца. Различные формы декорирования и использование определенных материалов становятся своего рода визитными карточками каждого племени. Одеяла, сделанные из меха выдры, были излюбленным типом одеял среди не-персе. Для такого одеяла обычно использовали две шкуры сшитые вместе. В 1833 году принц Максимилиан писал: «надменные кроу ехали верхом, сидя на красивых шкурах пантеры (пумы), с красной тканью под ними».
В таком виде этот тип седельных одеял распространился по всем Равнинам и на Плато. Исторически он является частью снаряжения мужских лошадей, хотя на некоторых архивных фотографиях черноногих они появляются как часть женского конского снаряжения, так же эти одеяла часто используются современными женщинами кроу.
Н-образные седельные одеяла (тип «лакота»)
Эта форма, вероятно, произошла от более ранней формы одеял-шкур на которых присутствовали лапы животного. Согласно исследованиям эти одеяла появились приблизительно в 1850х годах. Изначально их выкраивали из цельного куска кожи. Края по периметру и части, напоминающие лапы животного, украшались вышивкой иглами дикобраза или бисером непосредственно на материале одеяла. Края «лап» украшались бахромой, небольшими бубенцами или оловянными конусами. Позже центральную часть таких одеял, которая находилась под седлом, стали выкраивать из плотной ткани. К ней пришивались декорированные полосы, форма которых напоминала о лапах животного.
Образцы таких одеял в подавляющем большинстве идентифицируются как одеяла Центральных Равнин, и в частности принадлежат лакота, шайенам и арапахо. Они являются частью женского конского снаряжения. В результате межплеменных связей после 1880 года этот тип седельных одеял был перенят племенами кайова, оседж и кроу, у которых он использовался как мужчинами, так и женщинами.
Прямоугольные одеяла
Прямоугольные одеяла у черноногих, лакота, у некоторых племен канадских Равнин и в некоторых областях Плато, например у шошонов. В большинстве случаев декорированные прямоугольные одеяла — часть женского конского снаряжения. Они могли быть сшиты из шкуры, но чаще из сукна или другой плотной шерстяной ткани или бархата. Вероятно, этот тип является производной от простых одеял или прямоугольных кусков материи, которые подкладывали под седло.
Декорированная вышивкой полоса может украшать только боковые или только переднюю и заднюю стороны, а так же три или все четыре стороны одеяла. На некоторых образцах полосы на боковых сторонах шире передней и задней. Обычно декоративные полосы пришивались к прямоугольнику одеяла, а не вышивались непосредственно на нем как в случае с Н-образными одеялами. Иногда небольшие прямоугольные или треугольные декоративные элементы пришивались к задним углам одеяла. По отношению к самому одеялу их размер был незначителен и не изменял визуально общую прямоугольную форму одеяла.
Трапециевидные одеяла (тип «шошон»)
Этот тип одеял преобладал среди шошонов и некоторых других племен Плато (например, не-персе), а так же был широко распространен среди кроу. Центральная часть, имеющая форму трапеции, обычно выкраивалась из кожи или плотной ткани. На нее пришивались вышитые бисером полосы. Довольно часто вышивка бисером комбинировалась со вставками из цветного сукна. Вышитые полосы располагались на задней стороне одеяла и переходили на боковые стороны, доходя до их середины. Квадратные, прямоугольные или трапециевидные элементы пришивались к задним углам одеяла в качестве декоративных деталей. Именно декор и методы вышивки этих элементов в большей степени указывают на племенную принадлежность этих одеял. Эти декоративные элементы, так же как комбинация цветного сукна и бисерной вышивки, являются ярким и очень характерным проявлением так называемого стиля «трансмонтана», распространенного среди кроу и некоторых племен Плато.
Лепестковые одеяла
Это наименее распространенная форма седельных одеял. Чаще всего встречается у племен Северо-восточных Равнин — оджибва, кри, иногда черноногих и метисов Канады. Свое название этот тип получил из-за формы углов — они слегка вытянуты и закруглены, что напоминает лепесток. Такую форму могли иметь как все четыре угла, так и только два задних. Передние углы обычно были больше задних. Чаще всего эти одеяла шились из черной или темно-синей ткани, декорировались бисерной вышивкой на «лепестках». В случае, когда декорированными были только два угла «лепестка», они располагались позади седла. Как правило, это были цветочные орнаменты, отличавшиеся друг от друга на передних и задних углах. Дополнительно такие одеяла украшались по краю фабричной или кожаной бахромой.
В конце XIX века с Юго-Запада на Равнины начали проникать тканые одеяла племени навахо. Из-за красоты и практичности они быстро завоевали популярность не только на Юге Равнин, но и на Севере (например, черноногие иногда ходили в походы на юг, чтобы раздобыть несколько таких одеял). Эти одеяла распространились и среди американских ковбоев, став прототипом вальтрапа в стиле «вестерн».
Кроме седельных одеял, индейцы Северных Равнин, где зимы довольно холодные, часто делали для своих лошадей «попоны» — накидки из шкуры бизона, раскрашенные особыми символами. Временами такие попоны могли выполнять из яркой ткани. Их надевали на любимых лошадей не только во время сильных морозов, но и для проведения торжественных шествий и церемоний. Такие попоны украшали краской, бисерной вышивкой, бахромой и т. п. Хотя очень часто обычная попона из яркой ткани или раскрашенной шкуры чаще всего ассоциировалась с женской лошадью. Ими накрывали сёдла и всю спину лошади. Для особых лошадей, таких, как Носители Священной Связки, изготавливали попоны, разрисованные особыми символами. Попона, вероятно, была всё же остатком от прежних времён, когда для лошадей делали кожаные доспехи, потому что в более поздние времена её декоративная функция вполне очевидна.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дар Грома. Лошади в культуре индейцев равнин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других