Спор о карачаевской лошади. Правда и вымысел

Руслан Дотдаев

Карачаевская лошадь – самобытная горская порода Северного Кавказа. Во времена, когда все было подчинено репрессивной «линии партии», карачаевская лошадь была формально включена в состав кабардинской породы и эффективно работала на репутацию последней. Путь возвращения имени карачаевской лошади и торжества справедливости не был быстрым и легким, а борьба умов продолжается и сейчас. В этой книге автор с помощью исторических источников отвечает на самые распространенные мифы и легенды о породе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спор о карачаевской лошади. Правда и вымысел предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Руслан Дотдаев, 2023

ISBN 978-5-0053-7660-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Карачаевская лошадь — самобытная верхово-упряжная порода Северного Кавказа, выведенная в горах и предгорьях Карачая. Ее богатая событиями история представляет собой большой практический интерес для изучения. В отечественной историографии эта тема не получила должного освещения, а корпус исторических источников находится еще в состоянии обновления и формирования.

Предлагаемая вниманию читателя книга не является кратким пересказом предыдущей работы «История карачаевской лошади», а имеет своей целью дальнейшее изучение темы и публикацию новых источников и изображений по истории породы. Кроме того, в книге разбираются некоторые основные мифы вокруг карачаевской породы.

По мере развития коневодства в Карачаево-Черкесии, актуальность исследования прошлого карачаевской породы с течением времени давно вышла за пределы сугубо исторической проблематики и стала поводом для разнообразных спекуляций, мифов и фальсификаций на эту тему. Говоря о карачаевской лошади, нельзя оставить без внимания и спор вокруг ее породного статуса, который, несмотря на официальную регистрацию породы, имеет место в определенных кругах.

Конфликтология данного вопроса не нова, для прояснения этого обратимся к недавнему прошлому. Как известно, в 1943—1957 годах карачаевский народ находился в республиках Средней Азии, куда был депортирован во время сталинских репрессий, когда в ходе масштабных операций «возмездия» целые народы отправлялись в Среднюю Азию, Сибирь, на Дальний Восток. После депортации населения в 1943 году Карачаевская область была упразднена, а известная до войны карачаевская лошадь формально причислена к кабардинской породе, в основном разводившейся в соседней Кабардино-Балкарии.

Тем не менее, коневодство на территории бывшей Карачаевской области продолжалось, и в послевоенное время были достигнуты значительные успехи как в количественном, так и в качественном отношении. В первую очередь это касалось конного завода №168, где был выведен и апробирован новый заводской тип карачаевских лошадей, отличающийся бо́льшим ростом и производительностью. Видоизмененные и улучшенные карачаевские лошади стали поставляться в другие хозяйства.

Карачаевские лошади записывались в племенные книги кабардинской породы и эффективно работали на репутацию последней. Также стало считаться и соответствующе закрепляться в профильной литературе, что единственной значительной горской породой на Северном Кавказе является только кабардинская.

Однако начавшаяся еще в 60-х годах постепенная деятельность карачаевских коневодов по возвращению породного статуса карачаевской лошади ожидаемо завершилась в конце 80-х годов официальным восстановлением породы.

Это вызвало и продолжает вызывать резкое неприятие в определенных кругах, поскольку отделенная от «карачаевских» достижений кабардинская порода оказалась в то время фактически ни с чем. Конные заводы в КБАССР, №110 и №34, были закрыты еще в середине 50-х годов, и восстановлены в 1958 году в виде одного Малкинского конезавода №34, но для пополнения конского состава которого были переданы лошади Малокарачаевского конезавода №168. Исследовав материалы 4—5 томов племенных книг, вышедших в 1964 и 1993 годах, легко убедиться, что основной разводимой чистопородной племенной лошадью в этом заводе была карачаевская. Та же ситуация наблюдалась и в отделе полукровных лошадей.

Собственно кабардинское поголовье, сосредоточенное в колхозах и совхозах, было в значительной степени утеряно в ходе «лихих 90-х», и последние десятилетия кабардинское коневодство шло под девизами «возрождения» и «сохранения».

После восстановления карачаевской породы две северокавказские породы окончательно разделились и в 1993 году были внесены отдельно друг от друга в племенную книгу «кабардинской и карачаевской пород». Племенные книги в дальнейшем издавались уже раздельно, с сохранением нумерации предыдущих томов. В 1993 году эти породы были зарегистрированы в ежегодно обновляемом Государственном реестре «селекционных достижений».

Племенное коневодство в настоящее время параллельно культивируется как в Карачаево-Черкесии, так и в Кабардино-Балкарии. Несмотря на создание условий независимого развития коневодства в обеих республиках, спор о «принадлежности» карачаевской лошади не прекратился. Как правило, основной «доказательной базой» оппонентов карачаевской породы являются источники, появившиеся уже в период после 1943 года, поскольку коневодство не стояло на месте и в профильной литературе часто возникала необходимость увязать действительность с «линией партии», в которой зоотехническому термину «карачаевская порода» не было места. Кроме того, после возвращения карачаевцев в 1957 году подобные тенденции в теории коневодства длительное время шли по инерции. Народу, который в то время не планировали реабилитировать, конскую породу возвращать не собирались.

Для обоснования своей позиции противники карачаевской породы создали и распространили миф, в котором карачаевские лошади старого типа изображены очень маленькими лошадками с длинной шерстью, а кабардинские — высокими и статными боевыми конями. Это описание максимально утрировалось, и сложившееся в итоге представление уже не имело к правде никакого отношения. Основой мифа являлось утверждение, что «раньше у карачаевцев были маленькие вьючные лошадки, как и у других горцев, но карачаевцы постепенно подменили их уже готовыми высокими кабардинскими лошадьми», выдав их за свою национальную породу. В настоящей книге автор на основании исторических источников покажет реальное соотношение роста карачаевских и кабардинских лошадей, и где действительно создавался образ современного статного горского скакуна.

Таким образом, конфронтация в этой области вызвана неприятием нового положения вещей определенными силами, желающими вернуть то время, когда можно было быть славным чужими достижениями и иметь прославленную породу, даже не имея заводов в своей республике.

И пока «теоретики» спорили, коневоды показывали делом реальное положение вещей в области коневодства, и в особенности карачаевского.

Автор выражает благодарность Казиеву И. Х. за предоставление новых источников для этой книги, и Дотдаевой А. А. за помощь в проверке орфографии и пунктуации текста. При цитировании пунктуация источников сохранена.

Дотдаев Руслан Азретович, с. Учкекен, ноябрь 2021 года.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Спор о карачаевской лошади. Правда и вымысел предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я