Учебный центр. Полное руководство к действию

Алексей Беба, 2021

В книге представлен набор практических рекомендаций и опыта лучших учебных центров России и стран СНГ. Более 200 конкретных практик по улучшению всех отделов работы учебного центра. В этой книге вы найдете проверенные инструменты повышения эффективности работы центров, готовые шаблоны документов, текстов, чек-листы и регламенты. Улучшите работу центров по направлениям: увеличение прибыли, работа с сотрудниками (поиск, найм, обучение, мотивация, развитие), повышение качества курсов и их ценности для учеников, маркетинг и привлечение новых клиентов, расширение продуктовой линейки, личная эффективность руководителя, систематизация и регламентация работы для уменьшения вовлеченности руководителя в операционку.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебный центр. Полное руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 2. Начало работы учебного центра или запуск нового направления

Часть 2.1. Основные ошибки при старте (Для новичков)

Написание подробного бизнес-плана

Хватит писать! Действуйте!

Редко встречаю предпринимателей, которые начали свой небольшой успешный бизнес с бизнес-плана. Когда вы будете делать свой не первый, а уже серьезный, большой бизнес и будете привлекать больших инвесторов, банкиров и т. д., тогда бизнес-план актуален и необходим. На начальном этапе достаточно легкого наброска понимания — что, как и кому продавать.

С другой стороны, видел много коллег, кто по несколько лет вынашивал свои идеи, пока кто-то другой не открыл точно такой центр, как он задумал в соседнем доме.

На начальном этапе написание бизнес-плана похоже на вождение вилами по воде. Вы еще не разбираетесь на практике в показателях и пишете данные с потолка.

В общем, абсолютно не переживайте из-за бизнес-плана. Его наличие никого не спасло от краха, а его отсутствие никому не снижало шансы на успех.

Поиск инвестора

По статистике, 95 % первых бизнесов терпит крах. И поверьте, те, кто начинал эти самые 95 %, так же, как и вы, не думали, что они в них попадут. А если такая вероятность провала — может, лучше проваливаться так, чтобы остаться не с долгами, а с опытом? Бизнес-образование самое дорогое.

И лучше придумайте, как начать работать с нулем, а не с заемными деньгами. Тогда позже, когда получите доступ к заемным средствам, будете уже распоряжаться ими с умом. А главное — с намного большей отдачей и возможностью нормально вернуть эти заемные средства и хорошо заработать.

Потратить деньги может каждый. Для этого большого ума не надо. Лучше думайте о том, как их заработать.

Больше внимание расходам

Арендовать офис, нанять сотрудников, менеджеров, сделать красивые визитки, буклеты, купить удобный директорский стул и т. д.

Проверьте себя — какие вы себе первые шаги представляете в вашем бизнесе? Шаги, которые приносят деньги, или шаги, которые эти деньги расходуют? Если второе — то НЕ ВЕРНО! Хватит думать о расходах. Повторяю в третий раз (и повторю еще много раз) — думайте о том, как заработать с нулевыми затратами.

С чего начать?

Выберите интересную вам тему

Не самую денежную, не самую модную, а ту, что вам нравится. Любите танцевать — супер! Начинайте. Любите рисовать — шикарно! Что нравится, в том и надо себя пробовать.

Какое бы направление вы ни выбрали, у вас будут неизбежно любые желаемые доходы и показатели, если будете следовать простой схеме: сделали итерацию — проанализировали сделанное — нашли точки усиления — усилили — сделали усиленный вариант — проанализировали сделанное и т. д.

Только есть ОДНО УСЛОВИЕ!

Лев Толстой говорил об искусстве писателя: «Можешь не писать — не пиши».

Стартовать учебный центр надо тогда, когда вы не можете его не стартовать! Если есть сомнения с темой и надо ли вам это вообще — не начинайте. Ведь это большая ответственность. Любой учебный центр изменяет мир вокруг себя. Изменяет людей. А если вы это делаете без фанатизма, лучше не надо.

Создайте бесплатный продукт. (Не халяву! А бесплатную пользу)

Дайте максимум пользы!

Сделайте мастер-класс, вебинар, тренинг, лекцию — что угодно. Какое-то мероприятие, где вы сможете показать свою экспертность или экспертность своих преподавателей.

Причем участники этого события должны получить максимальную пользу! По закону сохранения энергии чем больше вы отдаете, тем больше затем получаете.

Иногда лучше заходит не полностью бесплатный, а дешевый мастер-класс. Но это уже вы поймете позже, в результате тестирования. Начинайте именно с бесплатного.

Сообщите о бесплатном продукте друзьям

Разместите информацию о бесплатном продукте на своих страничках в социальных сетях. Приглашайте своих друзей и просите их привести своих друзей. Просто шлите массу личных сообщений, обзвоните всю телефонную книгу и разошлите СМС.

Так и пишите: «Привет. Я запускаю детский центр развития. Сейчас формируем первые группы. Можешь кого-нибудь порекомендовать, кому бы это могло быть интересно?»

Где и как проводить это пробное мероприятие, будет описано ниже.

Также можете написать во все студенческие советы вашего города: они вам могут помочь привлечь еще больше посетителей.

Если ваша тема — больше для взрослой аудитории, ищите различные сообщества, ассоциации и т. д. Для этого просто откройте 2Gis или Яндекс-карты и введите «Ассоциация».

Проведите свое бесплатное мероприятие

Проведите свой мастер-класс или вебинар.

Обязательно запишите его на видео или хотя бы аудио. Это будет вашим начальным материалом для наполнения контентом сайта, блога или странички в социальных сетях. И с помощью записи вы сможете точно найти точки усиления вашего мастер-класса.

По аренде: провести мероприятие можно совершенно бесплатно. Договаривайтесь. Вам в помощь различные антикафе, бесплатные площадки от Агентства по делам молодежи, тренинговые центры и т. д. Ищите и просите. Думайте, чем можете быть полезны хозяевам помещения. Как минимум — вы приводите новых людей в это помещение. А это серьезный актив.

Заведите блог на вашу тему

Если бесплатное занятие прошло хорошо — было интересно людям и (что намного важнее) ВАМ! — значит, стоит эту тему дальше развивать.

Создайте простенький сайт или просто группу или паблик в социальных сетях и начинайте туда выкладывать контент по вашей теме. Первым контентом будет запись вашего бесплатного мероприятия. Из него можно сделать статьи, нарезку видео или аудиороликов.

И не надо думать, что в этой вашей теме уже много конкурентов. О конкурентах вообще не думайте. Всегда найдутся люди, которым нравится именно ваша подача и ваш стиль преподавания. Верьте в себя. Делайте лучший свой продукт.

Найдите партнеров в смежной теме

Подумайте, у кого есть уже те же самые люди, которым интересна ваша тема?

Если вы занимаетесь курсами по похудению, то танцевальные школы для вас могут стать отличными партнерами. Сделайте там бесплатный мастер-класс по правильному питанию — и получите первых клиентов.

Всегда легче искать тех, кто уже занимается вашей темой и у кого есть база, чем строить базу с нуля самим.

А база — решает!

Работа с базой

Люди — наше все!

Бизнес учебных центров — это бизнес общения и активной работы с клиентами.

Если вы будете постоянно бегать в поисках тех, кому один раз продадите свой курс и бросите, вы быстро выдохнетесь.

Есть хорошая статистика, что существующему клиенту продать в 7 раз дешевле и проще, чем новому клиенту.

Так что с самого начала начинайте активно базу собирать и активно с ней работать.

У меня как раз в этом был прокол. Мы два года работали, вообще не собирая контакты людей, которые к нам приходили. Сейчас я об этом сильно сожалею.

Повторяю еще раз — С САМОГО НАЧАЛА РАБОТЫ НАЧИНАЙТЕ СОБИРАТЬ БАЗУ! Собирайте имейл, телефон и имя всех ваших потенциальных клиентов. Это самый минимум, с которого стоит начать. Собирайте их хотя бы в Эксель или Гугл-таблицах. Если чувствуете в себе силы, осваивайте сразу CRM-систему. Это вам сильно облегчит жизнь. Найдите любую с начальным бесплатным функционалом, и вперед! Подробнее о CRM в разделе 3 «Маркетинг».

Запомните — решает не количество человек в базе, а отношение с ними. Не надо просто записывать контакты и забывать о них. Регулярно присылайте полезные материалы по вашей теме. И иногда специальные хорошие предложения о покупке.

Первые клиенты

Первые продажи по своей и партнерской базе

После ваших первых бесплатных мероприятий у вас появилась небольшая база потенциальных клиентов.

Если вы действительно дали пользу на этих мероприятиях, будут те, кто захочет большего. Захотят купить. Вот им-то вы и продаете свой первый платный продукт. Это может быть курс, тренинг, индивидуальное занятие, консультация — что хотите.

Например, хотите заниматься танцами — провели бесплатный мастер-класс в любой школе танцев, йога-центре или школе боевых единоборств; договорились с хозяином о почасовой аренде, и в этом зале начинаете вести одну платную группу. Потом еще и еще и т. д.

Именно первые оплаты — показатель того, что вы и ваш продукт нужен людям. Не слова друзей или родственников, ни обещания знакомых прийти и купить, а именно живые предоплаты. Верьте только живым деньгам.

Юридическое оформление

На начальном этапе никто вас не будет арестовывать за первых учеников. Но я рекомендую сразу учиться работать в «белую», потому что потом все равно это придется вам сделать, а привыкать к меньшей марже будет сложно.

Если сразу не хотите регистрировать юр. лицо, вы можете договориться работать на базе существующей компании. И так протестируете свою идею. Если все хорошо пойдет, уже откроете свою фирму или ИП.

В любом случае лучше зайдите к знакомому бухгалтеру или юристу и проконсультируйтесь на предмет действующего законодательства в вашем регионе. И обязательно пообщайтесь с действующими предпринимателями. А то бухгалтеры и юристы любят жути нагнать.

Развитие и первый персонал

Своя фирма.

Вот только на этом этапе, когда вы протестировали идею, начали уже получать реальные деньги и будущее видится светлым — в этот момент начинайте думать о расходах и уже обязательно регистрируйте свое юридическое лицо.

Статистика закрывающихся фирм, о которой упоминал в начале этой главы, была бы совсем иной, если бы все сначала тестировали свои идеи на возможность заработка и потом уже регистрировали фирму. Не повторяйте ошибок большинства. Тогда и результаты у вас будут не как у большинства.

Найм помощника

Ваш первый сотрудник — это помощник на пару часов в день. Можете брать студента или кого найдете. Просто напишите объявление на своих страничках в соц. сетях, что ищете молодых интересных ребят, которые хотят уже начать работать, а не копаться в теории.

Самые простые задачи. Тут сложно дать советы; пока не наймете первого сотрудника, все равно не поймете их и сделаете все неправильно. Но другого пути нет! Нанимайте помощника и начинайте свой бесконечный путь совершенствования лидерских качеств.

Аренда

Это вообще интересная тема. Многие поражают своими наполеоновскими желаниями (отмазками). Вот, говорят, когда у меня будет свой зал или даже здание, тогда я смогу нормально начать.

Мы начинали с разных полуподвальных помещений с арендой по часам. И это же советую вам. В смысле не полуподвальные помещения, а аренду по часам.

Собираете с учеников предоплату, с нее оплачиваете по часам аренду — и прекрасно. Переходить на помесячную оплату собственного зала имеет смысл, когда почасовая аренда нескольких залов стоит вам столько же, сколько стоит месячная аренда зала.

Именно в момент, когда вы точно знаете, что просто с текущим количеством учеников вы можете себе позволить свой зал, вот тогда арендуете свой зал.

Точно так же подходите ко второму залу: сначала по часам, затем второй зал и т. д.

Старт на заемные деньги

Если вы все же начинаете с заемными деньгами — инвесторскими, банковскими или даже от родственников, — ОБЯЗАТЕЛЬНО четко пропишите на бумаге, как и когда вы будете отдавать деньги, что будет, если вдруг не получится запуститься успешно.

Если берете партнера, четко пропишите, кто за что отвечает. Даже без юридического закрепления этого документа записанное на бумаге в двух экземплярах для вас и для партнера сильно облегчает жизнь. Позже многое забывается и договоренности не выполняются.

Обезопасьте себя.

Дальнейшее развитие

То, что описано выше (до аренды зала помесячно), вполне можно сделать за месяц. Да, да — за месяц. А вы сколько уже вынашиваете эту свою идею и мечту? Хватит вынашивать — рожайте уже. Пора.

И когда все эти этапы вы пройдете, то поймете, что стартовать без денег, без помещения и т. д. — это были самые маленькие проблемы на вашем пути. Дальше — больше. Но в этом-то и все веселье! Как в компьютерной игре. Чем вы становитесь опытнее, тем сложнее уровни и страшнее соперники. Если это вас пугает, вы не предприниматель. А вот если разжигает интерес, то вы на верном пути.

Старт с франшизой

Отличное решение. Особенно для тех, кто не педагог сам и не хочет постоянно работать над усилением продукта.

Также в хорошей франшизе вам окажут поддержку и в маркетинге, и в CRM, и по любым бизнес-процессам.

Как минимум на старте посмотрите представленные на рынке франшизы по вашему направлению. В любом случае найдете массу полезных идей.

На что стоит обратить внимание:

Обязательно пообщайтесь с теми, кто уже купил франшизу. Продавцы на сайте могут написать что угодно. Выберите 3–5 партнеров из городов, где такое же примерно население по количеству и составу.

Запросите подробный календарный план ваших затрат и запуска занятий. Очень хорошо взвесьте свои финансовые возможности.

Узнайте по поводу регламентов и инструкций. Есть ли они вообще, на какие процессы, насколько подробные. Запросите пример.

Узнайте, какую ежемесячную поддержку оказывает головная организация, есть ли обучение.

Я сам веду учебу для некоторых франчайзинговых сетей. Это как раз показатель хорошей сети: они осознанно вкладывают деньги во внутреннее и внешнее обучение своих партнеров.

Конкуренция

На старте не думайте совсем о конкуренции. Если конкуренты в теме есть — отличный показатель, значит, тема живая и в ней есть деньги. А вот если нет совсем — повод задуматься: может быть, тема никому и не нужна.

Сколько бы ни было похожих центров, каждый клиента найдет. Можно вести одну и ту же программу, но каждый преподаватель подает в своей манере, через свою призму опыта, с юмором или серьезно, медленно или быстро. И это уже отличие.

В разделе 3 «Маркетинг» мы подробнее поговорим об уникальных отличиях вашего центра.

Главное — вообще забудьте о конкурентах. Не думайте, что есть в мире один пирог и все его делят. И если кому-то достанется больше, то вам меньше. Каждый участник может пирог расширять.

В танцевальной студии вы конкурируете не с другим центром, а с пивом и телевизором. Вот если этих ребят к себе приведете, сделаете большую пользу миру. А если постоянно рубиться с конкурентом, жизнь борьба будет.

Партнерствами можно нанести намного большую пользу, чем конкуренцией. Вы сами выбираете правила, по которым играете.

Сам с усам

Последняя ошибка — все сразу делать самому. Да, в начале у вас может не быть денег, времени и т. д. Но тогда у вас и не будет времени на занятия реально важными вещами, которыми должен заниматься руководитель.

Сразу рекомендую брать хотя бы личного помощника на несколько часов в день. Сразу учитесь ставить задачи, делегировать и управлять сотрудником.

Хорошего руководителя можно сравнить с дирижером в оркестре. У него нет своих инструментов. Есть только инструменты и руки других музыкантов, а он может лишь отдавать команды.

Выжигайте в себе выражение «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Эта жуткая фраза загнала в апатию и погасила огонек в глазах тысяч наших коллег. Хорошо нужно делать ТОЛЬКО то, что нужно делать руководителю.

Часть 2.2. Запуск нового направления (Для опытных)

Новый курс с нуля

Дмитрий Юрьевич Гудзенко — руководитель самого большого в России учебного центра «Специалист», г. Москва, — на одном из вебинаров, которые он проводил для Главуч, рассказывал о система запуска курсов в их центре.

Обязательно посмотрите вебинар с Дмитрием Юрьевичем, и настоятельно рекомендую посетить его любые тренинги и курсы для руководителей учебных центров.

Система запуска нового курса на основе модели учебного центра «Специалист»:

Выбрать тему курса. Этим может заниматься целый отдел разработки, или опросите своих клиентов: что бы еще они хотели, за что готовы заплатить.

Собрать по всему рынку существующую информацию по данному направлению. Найти описание уже существующих курсов, оглавление и содержание книг, программы тренингов.

Из собранного материала накидать примерную программу курса. Все эти три этапа можно делать еще без педагога.

Предложить имеющимся педагогам запустить новый курс или пригласить нового.

Новому педагогу вручается начальный вариант курса, подготовленный отделом развития. Задача педагога — адаптировать этот вариант под себя, дополнить разделы, наполнить материалом. В итоге получается уже программа конкретного педагога, сделанная на основе четких рекомендаций и потребностей клиентов.

Если педагог новый, то он проводит первое занятие курса перед нашими сотрудниками. Смотрим, как педагог работает с аудиторией, разбирается в материале, отвечает на вопросы и т. д.

Набирается первая группа, и производится «начитка». Эта группа может быть даже убыточной. Задача «начитки» — отточить программу. На этом этапе мы держим серьезный контроль на каждом занятии. Можно собирать NPS (об этом подробнее в разделе 8 «Процесс обучения»), или постоянное присутствие методиста на каждом занятии. Плотно спрашиваем учеников — что нравится, что добавить и т. д.

В результате «начитки» вы получаете готовую программу, которая является собственностью вашего учебного центра. Можно отдельно доплатить за это педагогу, особенно если это ваш действующий педагог.

И дальше вы уже запускаете большой набор на новый курс, имея педагога, отзывы, первые конкретные практические результаты курса. При необходимости легко запускаете еще одного педагога на направление.

Линейка под направление

Под любое направление сразу продумывайте продуктовую линейку, а не отдельный продукт.

Подробно о продуктовой линейке смотрите раздел 5 «Максимизация прибыли».

Здесь лишь дам направление мысли:

Бесплатные полезные материалы для лидогенерации.

Дешевые мероприятия. Разовый мастер-класс. Интенсив на несколько часов. Пробный период.

Основной продукт — курс.

Вариант покупки основного курса разовым платежом за длительный срок.

Допродажи — ВИП-версия продукта, сопутствующие товары, урезанная версия продукта.

Подробнее позже разберемся. Пока лишь закиньте это зерно в мозг — любое направление запускается сразу ЛИНЕЙКОЙ, а не разовым продуктом.

Часть 2.3. Для всех

Сочетание продуктов и аудиторий

Есть четыре варианта запуска продукта на разные аудитории.

Старый продукт и Старая аудитория.

Это ваши текущие продажи. Вы знаете целевую аудиторию и продаете ей ваши курсы.

Самый простой вариант продажи.

Старый продукт и Новая аудитория.

Пробуете ваши старые курсы вывести в новую группу целевой аудитория. Это вариант запуска филиала в новом районе города или в другом городе.

Новый продукт и Старая аудитория.

Об этом варианте многие коллеги забывают при запуске новых курсов. Особенно когда у вас уже большая база тех, кто занимался раньше или занимается сейчас, — тестируйте новые курсы именно на них. Не лезьте в четвертый вариант сочетания.

Новый продукт и Новая аудитория.

Самый сложный вариант запуска. И даже при запуске нового центра с нуля можно избежать этого неблагодарного варианта через старт через партнеров. У них уже есть ваша целевая аудитория.

Тестируем максимальное количество гипотез

В бизнесе все очень быстро меняется в наше время. Новые маркетинговые инструменты появляются каждый месяц. Только освоили некоторые инструменты продвижения в соц. сетях — они изменились и уже не работают. В любой кризисной ситуации в стране и мире скорость изменений увеличивается.

Главное качество, которое в себе обязан развивать руководитель и предприниматель, — умение быстро находить и тестировать максимальное количество гипотез.

Гипотеза — это любое ваше предположение о действиях, которые могут принести пользу вашему бизнесу.

Важные критерии для успешного теста гипотезы:

Конкретный срок. В какой момент вы будете подводить итоги теста и принимать решение о продолжении работы с гипотезой или остановкой.

Критерии успеха и неудачи. Какой результат вы хотите увидеть в указанный срок, чтобы очевидно продолжить работу по гипотезе? Важно определить эти критерии именно в момент старта гипотезы, а не завершения. Иначе попадаете в ситуацию «чемодана без ручки» — и бросить жалко, и нести тяжело.

Пример. Вы решили протестировать рекламу на радио в торговом центре. Ваше объявление будет крутиться неделю. И вы определили срок теста гипотезы — полторы недели. Критерий успеха — по объявлению должны позвонить минимум 5 раз. Если звонков будет меньше, больше туда вкладывать деньги не будем.

Именно умение тестировать максимальное количество гипотез за минимальный срок, при этом никак не расстраиваться о провалившихся гипотезах — залог неизбежного успеха вашего центра, да и любого другого начинания.

Резюме раздела 2

Если опыта в бизнесе нет — старайтесь начинать без первоначальных вложений.

Сразу собирайте контакты клиентов в базу.

Не думайте о конкурентах. Создавайте лучший в городе или мире продукт.

Как можно быстрее берите себе помощника или личного ассистента.

Развивайте умение быстрой генерации и тестирования гипотез.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учебный центр. Полное руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я