Эта большая маленькая планета

Алексей Баранов

Большую часть жизни я посвятил становлению себя в социальном обществе и ни на что другое не обращал внимания. Однажды я понял, что уже несколько лет даже не смотрел на звезды. И вот тогда мне стало действительно страшно. Разменять свою жизнь на билет «работа-дом-работа»? Нет! Этот вариант явно не для меня! Я начал активно изучать окружающий мир, пошел в поход по карпатским горам, которые сейчас уже стали мне чем-то вроде второго дома. А позже отправился изучать нашу планету, и побывал в самых разнообразных и отдаленных ее местах, на каждом шагу открывая для себя все больше волшебства окружающего мира. О самых ярких приключениях, от которых порой становилось до слез смешно, а иногда и откровенно страшно, я расскажу вам на страницах этой книги.

Горганы

Карпаты — разные. Нет, пожалуй, ни одного хребта, который был бы в точности похож на остальные. Иногда они настолько отличаются друг от друга, что невозможно поверить, что все эти горы находятся в одной и той же местности. Ярким примером совершенно своеобразного массива являются Горганы. Это система горных хребтов, простирающаяся на 75 километров по Украинским Карпатам. А свое название они получили от каменных осыпей «горган», из которых и состоят, по крайней мере, вершины этих гор.

В самую первую совместную поездку с женой в Карпаты мы взошли на гору Хомяк, расположенную в юго-восточной части массива, но что такое настоящие Горганы нам тогда еще только предстояло выяснить. И вот спустя год пришло время познакомиться с этими горами поближе.

Прогноз погоды был неутешительным — месяц подряд в Карпатах шли дожди, но, зная везение моей супруги, промокнуть я особенно не волновался, потому что каким-то непонятным образом тучи умудряются обходить ее стороной. Так вышло и в этот раз. Я уж не говорю про то, что на соседних хребтах в это время людей смывало водой и гуляли они исключительно в тумане. Когда мы подошли к Хомяку, тучи нависли над головами туристов и вот-вот должен был пойти дождь, но наше семейство, оставив тяжелые рюкзаки внизу и взяв с собой только воду и фотоаппарат, прошло через слой облаков абсолютно не намокнув, и уже через полчаса мы с Юлей любовались карпатскими пейзажами с высоты 1542 метра на каменистой вершине первой горы запланированного маршрута. А в это время внизу ребятам пришлось развернуться и отложить восхождение на следующий день, так как сильный дождь и спустившаяся ниже наша тучка не давала им возможности подняться к вершине. Мы и спустились с горы сухими и узнали о разверзшемся во время нашего отсутствия внизу апокалипсисе только вечером в лагере, когда ужинали вместе с туристами из соседних палаток на одноименной полонине Хомяк.

У меня была запасена бутылочка коньяка для романтического вечера под закатным солнцем Горган, но так вышло, что местный бык оказался проворнее «хлопающих ушами путешественников», и пока мы восхищались вечерними пейзажами, он подошел к столу и вылакал из кружек Мартель за пятьдесят долларов. Ну, значит, сама природа сказала, что нечего пить в походе, поэтому был заварен кофе, и нам с женой ничего другого не оставалось, как просто усесться на поляне и любоваться окружающими красотами.

А вокруг творилось волшебство! Солнце мелькнуло над вершиной соседней горы и скрылось до завтра, небо окрасилось в розовые цвета, туман спустился пониже в ущелья, и казалось, что внизу под нами шевелятся густые озера из подвижных клубящихся облаков. А в это время розово-сиреневые тучи медленно и важно переползли через горные хребты и плавно спустились на полонины. Юля заметила, что туман почему-то всегда ходит по тропинкам. И действительно, приглядевшись к туману, я увидел, что он наиболее плотным становится именно на туристических тропках, расходящихся во все стороны от лагеря, как бы намекая туристам, что нечего бродить по ночному лесу и время отдыхать, чтобы завтра со свежими силами отправиться в путь.

Утром мы позавтракали, собрали палатку и пошли в направлении следующего пункта нашего маршрута — горы Синяк. В это время на полонине паслось стадо коров и вместе с ними понуро стоял в сторонке уже знакомый бык. Я, конечно, не смог отказать себе в удовольствии, и при всех его барышнях назвал вчерашнего хулигана алкашом. Он как-то вяло отреагировал на мои оскорбления (я надеюсь, что по причине похмелья), мы с Юлей от души посмеялись и продолжили путешествие. И здесь-то нам и предстояло узнать, что такое настоящие Горганы.

Большая часть подъема на Хомяк проходила через лес с ручейками, речушками и живописными речными порогами, штурмовой выход пролегал по каменистой части с кустарниками и небольшими непокрытыми растительностью участками, а только на самой верхушке были навалены камни. А вот при подъеме на Синяк, когда закончилась полоска леса, нас встретил вымощенный наваленными друг на друга камнями склон. Камни были самых разных размеров — от больших валунов до мелкой гальки, шатались во все стороны и так и норовили выпрыгнуть из-под ног.

Как бы там ни было, но, прыгая, как козочки, с камня на камень, мы все-таки добрались до вершины Синяка на высоту 1665 метров, полюбовались окружающими видами и, вдоль по узкому хребту, продолжили свой путь к горе Малый Горган. Следующая вершина была ниже — 1592 метра, но добираться до нее стоило немалых усилий, потому что метки были проложены по довольно крутому склону, и любой неосторожный шаг на подвижных камнях мог привести к подвернутой ноге или отправить человека «скоростным лифтом» вниз вместе с падающими булыжниками. Не знаю, как коммерческие фирмы рискуют водить по этому маршруту впервые попавших в горы туристов, но для нас переход с Синяка на Малый Горган был нелегким.

И вот вершина Малого Горгана! Мы с Юлей сбросили рюкзаки, станцевали «танец победителей» и счастливые уселись на камни, чтобы передохнуть и последний раз осмотреть Карпаты с высоты птичьего полета. Времени на любование было немного, потому что тяжелые темные облака грозно висели над головой и время от времени гром напоминал, что мы здесь туристы и не стоит долго рассиживаться в гостях у Малого Горгана. Тем более что в случае грозы, спрятаться там действительно негде — вокруг камни и редкие заросли стелящегося по земле можжевельника. На горе наша бесстрашная пара была второй по высоте (после столба-указателя вершины) целью для молний, поэтому мы поблагодарили Малый Горган за гостеприимство и начали спешно собираться на спуск.

Здесь я и понял, что «танец победителей» был станцован явно преждевременно. Оказалось, что дорога вниз проходила не вдоль хребта, как это было бы логично, а перпендикулярно ему по очень крутому склону с сыпучими камнями. Угол наклона составлял от 50 до 60 градусов, и идти приходилось только траверсом, аккуратно ступая каждый шаг, чтобы не скатиться по смертельному серпантину вниз. Моя жена абсолютно серьезным тоном потребовала, чтобы я ее на всякий случай поцеловал, поэтому, кроме самой тропинки, мне еще и приходилось поглядывать, как супруга за спиной справляется с маршрутом.

Ну, Карпаты — это наши горы, и, если вести себя уважительно, они никогда не дадут туриста в обиду. И в итоге где-то за час мы прошли километр этого самого спуска и остановились передохнуть на ближайшей полонине Блажив, чтобы дать трясущимся ногам время прийти в себя.

Изначально в планах похода была ночевка на этой полонине, на следующий день подъем на гору Бабин Погар (1449 метров), спуск к самому шикарному украинскому горнолыжному курорту Буковель и трансфер в Ивано-Франковск. Но, подумав немного, мы с Юлей решили пересмотреть маршрут.

Одной из причин, почему я люблю ходить в походы самостоятельно, является возможность в любой момент изменить планы, что мы и сделали. Посовещавшись, наше семейство пришло к выводу, что по горам уже находились вдоволь, и было бы неплохо провести последний вечер в каком-нибудь живописном месте, допивая остатки недобитого быком коньяка и общаясь с Карпатами. Я нашел на карте кратчайший путь к Буковелю, и мы выдвинулась в направлении конечной точки маршрута. Спустились в лесистую часть гор, прошли еще около трех километров, обнаружили среди могучих карпатских елей красивейшее озеро с прозрачной, но до безумия холодной водой, а затем стали лагерем чуть ниже него на берегу живописной горной речки.