Текст этой книги написан двадцать лет назад, но представленное «Боевое искусство четырех стихий» (А. О. Бакунин © 2004 г. Краснодар) и сегодня существует и развивается. Интегральное искусство боя, построенное на поэтапном освоении техник, заимствованных из классических боевых искусств и спортивных единоборств по принципу — «от простого к сложному», связанных единой двигательной базой и логикой боевых построений, стало полностью самодостаточной системой развития тела, духа, интеллекта и воли.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Будо XXI века: Боевое искусство четырех стихий» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава вторая
В которой разбирается подобие бесподобных БИ, никогда не влиявших друг на друга, разделенных океаном, культурой, расой, но при этом на удивление схожих.
«Зри в корень» Козьма Прутков
.Растянутый во времени, культурный феномен реализации архетипического инстинкта самосохранения, можно проследить на примерах эволюции двух БИ.
Айкидо и Капуэйра, при массе внешних различий, имеют много общего, как в себе, так и в истории своего развития.
У истоков Айкидо маячит призрачная фигура принца Минамото — полководца и патологоанатома-любителя, одного из родоначальников воинственного клана Такеда. Классическое самурайское Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу представляла собой стандартную клановую систему комплексной боевой подготовки профессиональных воинов-буси, слегка задержавшихся в историческом развитии. Лихих меченосцев Шингена Такеды из Айдзу аккуратно перестреляли аркебузеры Оды Набунаги.
Легендарным основателем капуэйры считается Зумби — лидер мятежных негров, возглавлявший Киломбуш душ Палмареш — крупное поселение беглых рабов. В тот древний период капуэйра представляла собой набор весьма примитивных приемов, перемешанных с магическими ритуалами и методикой обучения в виде «делай как я». Закон джунглей был главным законом капуэйры джунглей. Обман и запутывание противника, отвлечение внимания и удары в спину — неджентльменский набор для старинной кровавой игры (игрой игривые негры и сейчас называют спарринги в капуэйре). Цель — оправдывает средства, а цель — победа любой ценой. Военная хитрость — малиссия (от мал — плохой, злой) — изначально заложена в тактике капуэйры.
Для первого периода развития указанных систем, характерны прагматизм и утилитарность. Критерием правильности техники была эффективность в бою и соответственно, выживание адептов.
Основатель Айкидо Айкикай М. Уешиба помимо Дайто-рю Айки-дзю-дзюцу, изучал и другие бу-дзюцу, но именно приемы Айки, наложенные на круговые траектории рафинированных фехтовальных перемещений, легли в основу его личной, в последствии канонизированной техники.
Основатель Капуэйры Реджиональ М. д. Р. Машаду (Бимба) помимо старой «капуэйры кабаков и притонов» и жесткого негритянского танца — батуке, изучал европейский бокс, борьбу и японское дзю-дзюцу. Техника его капуэйры построена на силовых акробатических элементах, наложенных на круговые траектории «верхней и нижней игры». Его современник-соперник В.Ф.Паштинья продлил ортодоксальную капуэйру в будущее, рафинировал и усложнил игру на среднем и нижнем уровнях. Превратил традиционно малоподвижный партер в невероятную двигательную феерию Капуэйры Ангола.
Эти люди — легенды, по отзывам современников, представляли собой совершенные «боевые машины», оснащенные абсолютно эффективными алгоритмами нарушения анатомической целостности и уничтожения оппонентов. С возрастом, однако, преподаваемая ими техника, теряла бесспорность их личного боевого потенциала, при увеличении не боевой (религиозно-мистической, культурно-этической, спортивно-оздоровительной) составляющей.
Автор не случайно повторяет о «наложение техники на круговые траектории». Именно перемещения, связывают разрозненные боевые элементы в одно непротиворечивое целое и создают характерную пластику стиля. Биомеханически, базовое перемещение капуэйры — джинга, идентична ирими со сменой ханми в айкидо. Бразильское холе — способ выхода из «нижней игры» в стойку, для айкидоки — ирими тенкан с опорой на руки. Капуэйра Реджиональ, освоившая «верхней игрой», надпольное пространство, является даже в большей степени «динамической сферой», нежели напольное айкидо. Искомые адептами Айки — гармония взаимодействий и Аше — чувство общего ритма с единением энергетики игроков, близки не только по звучанию, но и по сути.
Правила БИ-шного маркетинга просты. Чтобы система стала массовой, она должна быть: понятной, максимально безопасной в наработке, при этом не сложной и обязательно с некой «изюминкой». Соответственно калечащие техники родительских систем, мэтрами — основателями были изъяты и (или) адаптированы к изменившимся реалиям времени. Интересные, красочные, эффектные, лишенные былой брутальности, системы названных мастеров были одобрены властями и как национальные боевые гимнастики, широко тиражированы в среде законопослушных граждан. Для второго периода развития БИ характерен выход «в массы» — за пределы сословий и профессиональных групп.
Монополизировать нематериальное невозможно. Еще при жизни великих учителей, сначала осторожно, впоследствии не таясь, ученики, ученики учеников, просто умные люди, стали растаскивать виртуальное достояние Школ. Пользуясь «раскрученными брэндами» молодые мастера стали наполнять их своим содержимым. Вера в непогрешимость Учителя и стремление максимально удовлетворить разнообразные потребности адептов-потребителей в рамках одной системы, неизбежно привело к специализации стилей.
Отпочковались досуговые, полумистические направления для интеллектуалов — «ботаников», девушек и дедушек (Ки-айкидо К. Тохеи и К. Береша, капуэйра в версиях Ангола). Получилась высококачественная физкультура на базе дыхательных практик и акробатики. Традиционный танец смерти трансформировался в калоритные спортивные танцы.
Спортивно-оздоровительную направленность сохранили Школы основных линий Айкикай и Реджиональ, развивали Ивама-рю, Сензала и Аше. Системы для людей, которые, изучая науку лишения здоровья нападающих, одновременно, хотят не только сохранить свое здоровье, но и его приумножить. К. Томики и его ученики умудрились не только придумать, но и проводить соревнования, по изначально не соревновательному айкидо.
Поиски боевой составляющей в искусстве самого Уешибы и его современном наследии, привели к созданию «боевого Айкидо» Г. Шиоды, «Реального Айкидо» Л. Врачаревича, Айкибудо А. Флоке и им подобных стилей с мощной, силовой работой. Жесткой, фрагментарно даже жестокой техникой, наполненной боевым духом и тоской по самурайскому прошлому. Российские последователи Бимбы и Пештиньи бредят легендарной «боевой капуэйрой», смакуя сказочки про ужасы фавел (городских трущеб) и смертоностность той сверхэффективной техники, которую «коварные бразильцы никому не показывают».
Айкидо реальным быть не может. Оно или реальное, или айкидо. Какими бы сложными, хитрыми, красивыми и удачными не были изучаемые приемы, они практически бесполезны т.к. выполняются не от настоящих атак, а от морально и исторически устаревших «модельных форм», истинный смысл которых можно понять, только взяв в руки что-нибудь острое или тяжелое. Чтобы адекватно защищаться — надо грамотно нападать. Невозможно представить современного злодея, атакующего жертву только длинными одиночными амплитудными секущими ударами сверху-сбоку (ладошками) по голове и прямым (кулаком) в туловище. Атаки оружием в современных Школах постулируются, но применяются редко. Как ни стараются айкибудошники и реалайщики внедрить хотя бы техники от ударов ногой, превалирование неэффективных «модельных форм атаки», при бесспорной эффективности «заточенных» под них приемов, делает айкидо физкультурой для скрытых садистов, слегка «завернутых» на Востоке.
Нарочитая сферичность Роды, ее перегруженность акробатическими элементами с обязательностью их применения в игре, делают боевое применение чистой капуэйры весьма условным. Какими бы сложными, эффектными и красивыми не были изучаемые сальто, фляки, кульбиты Реджиональ, в бою они так же малополезны, как и кручение на голове с переползанием анголеруш. Обманки и подлянки остались в криминальном прошлом, ритуализация малиссии в игре современной Анголы — явление, ожидающее объяснений от своих будущих исследователей. Незначительная прикладная эффективность этой интереснейшей системы, обусловлена карнавально-спортивной направленностью капуэйры нового века, превратившейся в БИ-микст аэробики — латина и этнического брейк-данца. Замечательная акробатика и… все. Как раз именно такие фито-няшки в приспущеных штаниках проституировали старинный черный танец смерти в микст аэробики — латина с этническим брейк-данцем. Соответственно незначительная прикладная эффективность этой интереснейшей системы, обусловлена карнавально-спортивной направленностью капуэйры нового века. А жаль…
Для третьего периода развития БИ характерны: разделение, дробление на стили, стремление «поправить основателя», загнать веления времени в «прокрустово ложе» Школы и… их интеграция в современные комбинированные системы.
«Больше хороших товаров» лозунг времен социализма.
Понятие «система» изначально означает организацию имеющегося материала в соответствии с определенными принципами. Имеющегося материала! Секретных БИ в эпоху Интернета быть не может. При современных носителях информации можно увидеть, услышать, узнать, прочитать технику любой школы. Это дело времени, желания и денег. Придумать новый удар или бросок уже невозможно. Можно лишь бесконечно комбинировать имеющиеся элементы мировой боевой культуры, а их бесконечно много. Хватит на всех и надолго.
Пресловутая передача от сердца мастера к сердцу ученика, канула в Лету. В идеале, мастер — мастеру не нужен, ему нужна его техника, которую можно примерить к себе и своей двигательной базе, физическим параметрам, пониманию боя как жизни и смерти, миросозерцанию и ощущению себя как личности. Но пока это — путь избранных, построивших свою собственную реальность бытия в нашем сумасшедшем и холодном мире. Дорога творцов и воинов. И пусть будет больше «новоделов». Жизнеспособные разовьются и разветвятся, мертворожденные — покажут, что и как «делать не надо». Реальность мира боевых искусств должна и может стать ярче, богаче, интереснее. Больше Мастеров — больше стилей. Шире выбор — больше людей найдут для себя что-либо интересное. Больше заинтересуются — больше станет занимающихся БИ. А это значит, что будет больше здоровых, красивых, сильных и смелых людей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Будо XXI века: Боевое искусство четырех стихий» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других