Текст этой книги написан двадцать лет назад, но представленное «Боевое искусство четырех стихий» (А. О. Бакунин © 2004 г. Краснодар) и сегодня существует и развивается. Интегральное искусство боя, построенное на поэтапном освоении техник, заимствованных из классических боевых искусств и спортивных единоборств по принципу — «от простого к сложному», связанных единой двигательной базой и логикой боевых построений, стало полностью самодостаточной системой развития тела, духа, интеллекта и воли.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Будо XXI века: Боевое искусство четырех стихий» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава третья
В которой выделяются, определяются, анализируются причины сохранения БИ в постиндустриальном обществе, их современные функции и основные мотивации занимающихся.
«Нужны ли мы, нам?» братья Стругацкие.
Распространенность традиционных и современных БИ, сохраняющийся общественный интерес, постоянная популярность и востребованность в условиях мирного, стабильного общества при принципиальной доступности дистанционно действующего (в т. ч. огнестрельного) гражданского оружия самообороны, объяснимы только с позиции их многофункциональности. Помимо основной — подготовки к непосредственному телесному противоборству, можно выделить ещё минимум три важнейшие функции.
1. Функция досугово — развлекательная. Занятия БИ структурируют остающуюся после исполнения производственных и социально — бытовых обязанностей, жизнь. Способствуют интересному, чаще полезному для индивидуума и безопасному для социума, времяпровождению.
2. Функция заместительно — стрессовая. Предназначение мужчины — охота на львов. С ростом народонаселения и благоустройством планеты, популяция львов прогрессивно уменьшается. Попыткам, кем-то их заменить, мешает генетическая память. Коллеги, родня, тараканы в качестве дичи, не всегда могут удовлетворить взыскательный вкус «Великого охотника на мамонтов» в двухсотом поколении. Соревнования расцвечивают пресные будни не реализовавшего себя в настоящем, «Истребителя пещерных львов», фейерверками адреналиновых взрывов. Безоружные и оружейные спарринги предоставляют легкодоступный и недорогой экстрим, в основном не угрожающий анатомической целостности участников.
3. Функция физического, психического, нравственного развития человека.
Автор проанализировал доступные литературные источники. Обобщил непосредственный опыт живого многолетнего общения и выделил четыре основные мотивации, по его мнению, заставляющие взрослых, серьезных людей, идти в спортивные залы и за свои же деньги, делать нечто трудоемкое, утомительное, временами неприятное и даже болезненное.
— Инстинкт самосохранения — навыки защиты и нападения. Желание «научиться драться» в формулировках различной степени внятности.
— Стремление к самосовершенствованию — развитие тела, мускулатуры, скоростных и силовых качеств.
— Инстинкт познания нового — интерес к неизвестному, экзотическому, загадочному. Поиск «пищи для ума».
— Стремление к самоутверждению — поиски хвалы и восхищения. Желание быть лучшим, первым, сильнейшим, быстрейшим, упорнейшим, опаснейшим…ну, в общем самым-самым-самым.
Для того чтобы нормальный социальный человек, обремененный семьей и работой, долго, плодотворно, с удовольствием для себя и окружающих, занимался тем или иным видом БИ, необходимо удовлетворение всех его мотиваций. А изучаемое искусство должно быть многофункциональным в соответствии с вышеуказанными критериями. И вот здесь, таится мина, на которую наступают все: от новичка до зрелого мастера, от простоватого ученика до создателя нового стиля.
«Узкий специалист подобен флюсу — растет в одну сторону» Козьма Прутков.
Спортивные единоборства (бокс и борьба разные, современное спортивное карате, тэквондо и пр.) полностью реализуют стремление к самоутверждению в своей соревновательной деятельности. Через отработанную методику тренировок, позволяют повысить скоростные и силовые показатели, развить мускулатуру, улучшить пластику. Развиваемые в соревновательных схватках, бойцовский дух и воля к победе делают из спортсменов — единоборцев хороших драчунов. Однако, спортивные единоборства в силу однобокости своих правил, недостаточно эффективны в плане защиты и нападения. Давно не экзотичны и совсем не загадочны. Отсутствие работы с оружием еще больше снижает боевой потенциал.
Этнические, традиционные боевые искусства (ушу, дзю-дзюцу, ай (хап) кидо, пенчак-силат, капуэйра и другие во всем многообразии своих стилей) не дают своим адептам того самоутверждения, которое характерно для спортивных единоборств. Поединки на ристалищах уступили место выступлениям на подмостках. Высокие физические нагрузки способствуют хорошему телесному развитию. Таинственность и сложность многообразной техники, сочетается с относительно небольшим (из-за архаичности боевых матриц), защитным и совсем уж малозаметным атакующим потенциалом. Использование старинного оружия экзотично, но не практично.
Боевые системы утилитарно-прикладного назначения, созданные для специальных нужд силовых ведомств, недоступны большинству из гражданского населения в силу специфичности решаемых задач и закономерной закрытости информации. Обладая сравнительно небольшим, но логически и методически увязанным арсеналом атакующих и защитных техник, они обеднены физическими нагрузками и не задействуют инстинкты самосовершенствования и познания нового. Используемые спецсредства и табельное оружие практичны, но не экзотичны и гражданским населением не применяются.
Если свести в таблицу различные (известные Автору) боевые системы и принять за критерии отбора удовлетворение четырех основных мотиваций, можно с некоторой долей условности и субъективности, суммируя «+» и « — » выделить ряд систем (см. Таблица №1), которые можно определить как системы полноценные и почти идеальные. То есть такие которые, удовлетворяют основные потребности своих адептов, позволяют «победить всех и вся», дают «пищу для ума и тела» и предоставляют возможность почувствовать себя при этом «самым-самым».
«Народ сер, но мудр. И если говорят, что от жаб бывают бородавки, то так оно и есть» современная русская пословица.
Удивляет широкое распространение «неполноценных», с позиции четырех мотиваций, систем и видов спорта, при значительно меньшей популярности «полноценных» боевых искусств. Сравнение дзюдо и дзю-дзюцу показывает, что насколько первое популярнее и известнее, настолько второе эффективнее и богаче по техническим действиям.
Поражает тотальная непрактичность. Поневоле приходишь к мысли, что человек делает не то, что ему хочется, а то, что хочется всем, в том числе и тем, которые сами, никогда ничем не занимались и заниматься не собираются. Спортивные единоборства изначально есть действа, подчиненные законам шоу-бизнеса и рынка. Со своей узкой специализацией, развитой инфраструктурой, эффектной рекламой, эффективным маркетингом и тщательно отработанной системой внедрения в массовое сознание. Люди в детстве играют в футбол, а потом за него «болеют», занимаются в «секции» бокса или борьбы, а потом ведут туда же своих детей и внуков.
Но! Свежий «ветер перемен» нагоняет информационные волны, которые размывают бастионы консерватизма и заставляют по новому взглянуть на старые знания. Интегральность, т.е. изменение качества, за счет увеличения количества включений-заимствований, характеризует современное положение практически во всех отраслях жизни. Апгрейд БИ неизбежен.
Кик-боксинг сочетанием боксерской техники рук и ударов ногами из каратэ, сравнительно быстро завоевал мировую известность.
Бои без правил (ММА), популярность которых растет с эпидемической скоростью, интегральны по определению.
Динамично развивается хапкидо. Система, объединившая болевые заломы Дайто-рю-айкидзюцу с корейским искусством «высокой ноги», уже потеснила безногоударное айкидо.
Удачным примером разумного комбинирования известных приемов известных БИ, являлась Интегральная система рукопашного боя Д. Медведева, ранее — боевая система хапкидо 4-х стихий. ИСРБ изначально задумывалась как интегральное боевое искусство, скорее даже искусство боя, построенное на основе принципа ступенчатого, поэтапного освоения техник заимствованных из боевых и спортивных единоборств и связанных единой двигательной базой.
На 1-ом уровне «стихии Земля» ученик изучает простые удары кулаком, локтем, коленом, головой; удары ногами на нижнем и среднем уровне; корпусные броски, подножки, подсечки; удушения и борьбу в партере. Получает практические навыки схватки и техническую базу простого, но добротного рукопашного боя.
На 2-ом уровне «стихии Воды» боец ведет реальные поединки с минимумом ограничений. Разжимает кулаки и ставит технику открытой ладони. Усложняет ударную базу — руки бьют серийно, ноги бьют выше, с вращением. Борцовская техника обогащается за счет болевых заломов на кисть, локоть, позвоночник. Это уже боевое искусство сопоставимое с традиционными стилями дзю-дзюцу и современным хапкидо.
На 3-м уровне «стихии Огня» инструктор, с накатанной техникой рукопашного боя, разнообразит свой технический арсенал пальцевыми воздействиями на критические точки, инерционными бросками «в лет», техникой ног в прыжках и с пола. Эта «изысканная» техника, в сочетании с уверенным ведением боя, позволяет изучать и преподавать идеальное боевое искусство.
4-я ступень «стихии Воздуха» — есть нечто загадочное и до конца не определенное основателем. Мастер уже все умеет и наполняя изученный материал собственной индивидуальностью, творит личный особенный стиль.
У основателя получилась стройная и логически непротиворечивая система изучения БИ. Позднее, техническая база была им пересмотрена с позиций его же новой концепции 3-х дистанций и 3-х манер боя, потом ещё, «но это, уже совсем другая история…
«Я дерусь. Потому что дерусь» Александр Дюма.
Возможно, небольшое распространение полноценных интегральных боевых систем, объясняется их «суховатостью». Богатство технического арсенала объединяющего удары, борьбу, болевые заломы, удушения в стойке и партере, т.е. все известные способы использования человеческого тела, как абсолютного оружия, при незначительном использовании оружия, как такового, предполагает многолетнее кропотливое их изучение. Разбивка по поясам, с вереницей экзаменов на пути к теряющейся во времени нечеткой цели, приводит к закономерной рутине занятий. (Не правда ли похоже на описание современных систем джиу-джитсу?)
Другая крайность в практике «новоделов» — это сведение всего многообразия техники к «джентельменскому набору», давно перешедших во всенародную интеллектуальную собственность ударов, бросков и освобождений. Базовая схема современных систем самообороны уже, в общем-то, устоялась. В основе ее трехчлен — перевертыш «самбо-бокс-каратэ». Он же «кик-бокс-дзюдо» и «каратэ-бокс-самбо». Под разными интригующими и устрашающими фирменными названиями, скомбинированные по указанной схеме системы со стандартным набором приемов, стереотипной двигательной базой, несколькими психологическими кунштюками и тайным знанием про «глаза-горло-пах» активно завоевывают страну, обучая население «простой и суровой» самообороне.
За десятилетия общения с занимающимися, инструкторами и учителями боевых искусств, Автор пришел к крамольной мысли, что идеальные, в плане практичности и боевой эффективности, прикладные системы для обычного человека неинтересны, так как слишком хороши для него. Это же и в самом деле жутковато — когда все правильно, логично, закончено.
Идеальная боевая система — абсолютное оружие. Но! Постоянно взведенное Абсолютное оружие — это тяжелый танк у подъезда многоквартирного дома в современном городе. Автор не рад своим выводам. Но! Идеальное не может быть повсеместным. Это противно самой природе человека. Идеал потому и идеален, что недостижим в принципе. Он должен быть целью, маячащей на горизонте. Морковкой на длинной палке в руках седока, болтающейся перед вытянутой мордой, шагающего вдаль ишака.
Современные прикладные «новоделы» — эффективные интегральные боевые системы, в погоне за практичностью своих приемов и пластичностью методов их изучения, потеряли тот налет экзотики и загадочности, который позволяет «нереальным и непрактичным» восточным единоборствам по-прежнему собирать в своих залах сотни и тысячи адептов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Будо XXI века: Боевое искусство четырех стихий» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других