Эта книга – практическое пособие для всех руководителей, которые каждый день работают со своей командой в дистанционном формате. Как провести планёрку, совещание, собрание, креативное обсуждение, как просто сохранить нормальное человеческое общение на удалёнке. Книга не только подарит много готовых шаблонов, но и действительно научит вас управлять совместной работой в онлайн эффективно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диджитал-модерация. Как эффективно управлять групповой работой дистанционно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Концепт диджитал-модерации
В коллективной дистанционной работе модератор вне зависимости от его должности и статуса в организации выступает в качестве руководителя виртуальной группы. А значит, выполняет компенсирующую функцию, устраняя своими действиями сложности и проблемы, возникающие у участников в работе. По сути, модератор своими словами и действиями должен последовательно ответить на 4 явных или неявных вопроса участников:
1. Какую задачу нужно решить группе? (Что мы делаем? Что в итоге должно получиться?)
Ответ на этот вопрос позволяет удерживать фокус на содержательном аспекте работы. (Например, каковы цели и задачи сессии, что является объектом и предметом работы, каков формат конечного результата и т.д.)
2. Как мы решаем задачу? (Как мы это делаем? Какие технологии используем?)
Модерация предполагает различные алгоритмы и технологии совместной работы с учётом специфики дистанционного взаимодействия и логики решения конкретной задачи. (Например, сколько времени уделить данной работе, как организовать обсуждение, как предоставить информацию участникам и т.д.)
3. Как организовать совместную работу? (Как создать рабочее пространство в цифровой среде?)
Это позволяет организовать эффективное взаимодействие и 5, и 500 человек. (Например, какие активности предложить участникам, как учесть поведение людей в диджитал-формате, как объединить участников в рабочие группы и т.д.)
4. Как управлять групповой динамикой? (Как обеспечить работоспособность участников? Как учесть человеческий фактор?)
Чтобы обеспечить активное участие каждого сотрудника, нужен оптимальный сценарий мероприятия, опирающийся на законы групповой динамики и учитывающий специфику решения конкретной задачи. (Например, какова продолжительность собрания, в какой последовательности обсуждать вопросы повестки, как обеспечить конструктивное выражение эмоций и т.д.)
На наш взгляд, этого достаточно, чтобы решить практически любую управленческую задачу в дистанционном формате. Не важно, сколько у вас сотрудников онлайн — 10 или 200, главное — чётко управлять работой виртуальной группы.
Таким образом, концепт диджитал-модерации включает в себя 4 аспекта:
— Управление содержанием. Что мы делаем?
— Алгоритмы и технологии работы. Как мы решаем задачу?
— Организация совместной работы. Как мы взаимодействуем?
— Управление групповой динамикой. Как учесть человеческий фактор?
Резюме
Для того чтобы эффективно управлять групповым онлайн-взаимодействием, модератор во время работы должен отслеживать 4 аспекта: содержание, технологии, организацию взаимодействия и групповую динамику. Это позволяет ему получить запланированный результат в группе с любым количеством участников.
1. Управление содержанием
Теперь рассмотрим каждый из аспектов диджитал-модерации более подробно.
В очной работе неумение удерживать фокус на цели, концентрироваться на содержании задачи приводит к неоправданным потерям времени и снижает качество результата. В диджитал-модерации это тем более важно. Каждая секунда общего виртуального времени субъективно стоит дороже, поэтому в любой момент модератору нужно понимать, чего он хочет от командной работы. Чтобы выстроить безупречную технологию решения задачи, необходимо определить, над чем работает группа, как именно, какой результат в итоге должен получиться. За счет этого негативные эффекты групповой работы могут быть снижены, а дистанционная работа — стать продуктивнее очной.
Именно этот аспект диджитал-модерации опирается на целеустремлённость и осознанность руководителя. Как известно, управлять можно только тем, что движется, а работать только с тем, что осознается.
Приведем пример. В дистанционной работе, чтобы ускорить процесс, мы часто работаем в мини-группах. Группа получает задачу, но бывает, что не до конца понимает её (ведущий мог недоработать инструкцию) и возвращается с другим результатом. Чтобы участники рабочей группы понимали, к чему стремиться, диджитал-модератор должен очень чётко задавать формат результата, отправлять ясные и понятные инструкции в чат. Более того, многие инструкции должны быть заранее проверены и протестированы на предмет точности и понятности.
Подробнее о формате конечного результата мы расскажем в главе 6.
2. Алгоритмы и технологии работы
При дистанционной работе группа не чувствует модератора, а тот не чувствует групповой динамики, особенно если камеры и микрофоны участников выключены, а их реакции в чате запаздывают из-за технических проблем. Обратная связь группы опосредована техническими устройствами и программой, используемой для работы. Поэтому в диджитал-модерации повышенные требования к осмысленности и привлекательности каждой активности, иначе группа буквально «расползается». При этом время дистанционной работы воспринимается по-другому, каждая минута, а в идеале и каждая секунда должны быть хорошо продуманы и срежиссированы. Высокая плотность и качество происходящего определяются грамотным набором конкретных приёмов, активностей, методов.
Это технологический аспект диджитал-модерации, потому он потребует от руководителя освоения логики работы с задачами различных типов:
— Управленческими.
— Содержательными.
— Креативными.
Пример из нашей практики. Однажды мы работали над созданием библиотеки компетенций для нашего клиента. Так как компетенций было много, а времени на выполнение мало, то работа шла параллельно в трёх группах. Первоначально каждая группа использовала свою технологию, которая зависела от опыта участников и мастерства модератора. В итоге результаты работы каждой группы были разного качества, описанные компетенции нельзя было использовать без корректировки. Тогда мы приняли решение — разработать общую технологию, расписали пошаговый алгоритм, обучили ему коллег — и работа пошла ровнее. Качество описаний резко выросло, их можно было использовать уже без доработок, объединяя в готовый документ. Таким образом, грамотная модерация по чёткой технологии сокращает время, повышает качество работы и делает результат предсказуемым.
3. Организация совместной работы
При очной работе большинство дефицитов взаимодействия (неумение работать в группе, неудачные задания и пр.) компенсируются удовольствием от реализации социально-психологических потребностей и ретушируются групповыми эффектами (влиянием большинства, групповым мышлением и т.д.). В дистанционной работе «роскоши человеческого общения» в разы меньше, а требования к организации взаимодействия значительно выше.
Предоставленные самим себе сотрудники в виртуальной группе обычно веселятся или начинают заниматься персональными задачами. Приходится сильно постараться, чтобы собрать участников, направить их внимание на задачу, привести к нужному результату. Сложность дистанционной работы усугубляется тем, что в ней слабо выражены компенсаторные способности очного трудового коллектива, когда группа буквально «строит» сотрудника. Руководителю нужно тщательно планировать и безупречно проводить дистанционную работу, потому что она не прощает небрежности.
При освоении организационного аспекта руководителю придётся вначале самому освоить правила и стандарты диджитал-модерации, а затем сформировать правильные привычки у своего коллектива.
Наша команда работает удалённо и ведёт онлайн-программы уже несколько лет. Мы регулярно учимся, изучаем передовые технологии. Первые обучающие программы мы проходили на площадках, где ведущий работал в режиме «говорящей головы», а участники могли только писать в чате, в лучшем случае «поднимать руку» и ждать, пока ведущий даст им слово.
Пандемия дала толчок к активному развитию технологий, платформы очень быстро усовершенствовались и предоставили нам гораздо больше возможностей. Теперь участники могут включать видео, общаться голосом, транслировать свой экран, если, конечно, ведущий не ввел ограничения. Благодаря этим технологиям стало возможно проведение онлайн бизнес-квестов и дистанционных тимбилдингов. Ярким примером являются наши дистанционные бизнес-квесты «В движении» и «Экипаж». По рассказам опытных модераторов, гораздо быстрее договариваются те группы, в которых участники включают камеры, активно общаются голосом и используют чат для обмена мнениями.
4. Управление групповой динамикой
При живом общении поведение группы людей подвержено законам групповой динамики, которые побуждают детей капризничать в детском саду, учеников шуметь в классе, студентов смеяться на лекции преподавателя. Теперь давайте наложим групповую динамику на специфику диджитал-взаимодействия. (Мы за компьютером работаем, смотрим видео, играем в игры. Наше восприятие совместной работы за компьютером ближе к компьютерной игре, чем к реальному общению.) Модератор оказывается в ситуации, когда каждой секундой восприятия группы нужно управлять, иначе он рискует провалить задачу, ради которой собрал сотрудников.
Данный аспект диджитал-модерации самый недооцененный и при этом чрезвычайно важный. Именно от понимания групповой динамики и умения ею управлять будет зависеть новая лидерская модель руководителя. При дистанционной работе руководитель в первую очередь модератор, управляющий людьми, и лишь потом начальник, решающий свою задачу.
На удалёнке у людей становится всё меньше поводов общаться неформально, следовательно, этот процесс надо специально запускать. Один из наших клиентов запустил в организации проект «виртуального кафе», когда сотрудники могли неформально встретиться и пообщаться, однако уже через месяц активность стала снижаться, люди общались вяло или переставали общаться вообще. Вывод: нужно организовывать, модерировать «живое» общение, делать информационные «вбросы» для обсуждения, которые актуальны и интересны для участников. Как создать повод для неформального общения? Организуйте процесс обмена новостями, выделяйте немного времени на групповой работе, чтобы рассказать (написать в чате) малоизвестные факты о себе, запускайте процесс обмена лайфхаками, стимулируйте людей помогать друг другу в решении разных жизненных вопросов, то есть делайте всё то, что естественно происходит в живом общении.
Резюме
Концепт диджитал-модерации отвечает на вопрос, как организовать и проводить дистанционную командную работу. По сути, это содержание новой управленческой компетенции для гибридного формата работы, то, чему предстоит научиться каждому руководителю.
5. Инструменты диджитал-модерации
Было бы несправедливо, назвав аспекты диджитал-модерации, проигнорировать инструменты, с помощью которых они реализуются. Поэтому от высокой теории «ЧТО делать», переходим к более приземлённому «ЧЕМ делать».
Методический паспорт метода — это совокупность стандартов, критериев и правил, полученных в результате практики и научных исследований, соблюдение которых позволяет эффективно использовать данный метод групповой работы для решения конкретной задачи диджитал-модерации.
Методический паспорт — это инструкция по применению метода. Как назначения врача, в которых есть рекомендации, ограничения и строгие запреты. Если пациент хочет поправиться, то лучше соблюдать эти рекомендации. Большинство болезней — это следствие игнорирования правил, а также нарушение врачебных назначений.
Логика решения конкретной задачи — интегративный алгоритм, прохождение которого ускоряет процесс совместной работы и позволяет получить гарантированный результат при решении задач определённого типа.
Логика решения задачи — это, по сути, рецепт приготовления определённого блюда. Например, существует множество рецептов борща. Однако, есть несколько базовых правил, чтобы он был наваристым и вкусным. Такая же логика приготовления есть не только у борща, но и у эффективного совещания, собрания, планёрки.
Универсальные приемы диджитал-модерации — базовые действия модератора, которые позволяют людям в диджитал-пространстве чувствовать себя комфортно и безопасно, а модератору эффективно управлять процессом для достижения запланированного результата.
Говорят, что «этикет — это интеллект взаймы». Правила этикета позволяют любому человеку избежать грубых ошибок в общении. Также и универсальные приёмы диджитал-модерации, которые выполняют функцию психологической подушки безопасности. Можно их не использовать, но скорее всего это приведёт совместную дистанционную работу к неудаче.
Универсальный сценарий диджитал-модерации совместной работы — общая процедура, которая позволяет использовать групповую динамику для оптимального решения любой коллективной задачи в дистанционном формате.
Универсальный сценарий диджитал-модерации — это дорожная карта в руках руководителя группы туристов. С ней он сверяется, когда ведёт группу по маршруту. Если карта хорошая, то она всегда укажет, где лучшее место для стоянки, где будет родник, чтобы напиться, а откуда откроются восхитительные виды.
Универсальный диджитал-сценарий любой совместной работы с инструкциями вы найдете в Приложении 1. О нём мы также подробнее поговорим в главе 7.
Резюме
Владение всеми аспектами диджитал-модерации позволяет руководителю корректно справиться практически с любыми дистанционными активностями в корпоративной практике.
Некоторые механики диджитал-модерации требуют специального образования и профессионального опыта (это касается в первую очередь модерации учебных активностей, например, веб-тренингов). Большинство же предлагаемых схем и приёмов адаптированы нами под работу менеджеров любого уровня. Было бы желание.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диджитал-модерация. Как эффективно управлять групповой работой дистанционно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других