Как эффективно руководить?

Максим Катаев, 2021

Данное руководство по выживанию поможет вам увидеть то, как увеличить свои знания в:1. Создание звездной команды;2. Увеличение личной эффективности;3. Работе с сотрудниками;4. Понимания своей значимости, как руководителя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как эффективно руководить? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Руководитель в компании

Кто такой руководитель?

Начнем с вами с понимания, кто же такой руководитель. Это тот человек, кто несет ответственность за управленческую и административную работу. Добавим определение, которое Ноа Вебстер дал в 1826 году: «Администратор (будь то король, президент или другое важное должностное лицо), который осуществляет надзор за исполнением законов; человек, который находится во главе правительства; исполнительная власть или полномочный орган в правительстве. “Желание людей, более всего жаждущих получить назначение на какую-либо должность, не будет удовлетворено, если только они не будут поддерживать своего руководителя” — Джосия Куинси».

Давайте разберемся, что же должен делать руководитель в компании, а что нет. На мой взгляд, главной функцией его является добиться выполнения задач до конца и делать все возможное, чтобы квоты в области были достигнуты. В управлении существуют 2 состояния: когда руководитель делает работу сам и состояние, в котором он управляет выполнением работы. В момент, когда руководитель осознает, что в данный момент он делает работу сам, обучая тем самым подчиненных, он может выполнять различные функции, которые не относятся к руководству. Он делает работу самостоятельно, но с четким осознанием, что целью является передача навыков сотрудникам, которые потом будут заниматься этим. Самая большая ошибка, когда руководитель заигрывается в этом состоянии и продолжает быть тем человеком, который может «все»: встретиться с клиентом, заключить контракты, выполнять технический процесс и административную работу одновременно. С одной стороны, это здорово, и руководитель действительно должен знать и уметь работать в любой области в своей компании, но здесь существует угроза того, что персонал потеряет свою уверенность и перестанет чувствовать себя «причиной» в своей области работы, т. е. в полной мере перестанут брать на себя ответственность. Потому что они знают, что есть руководитель, который придет и сделает все за них или все исправит, переделает по-своему или сделает лучше, зачем мне это делать самому, ведь он потом все равно скажет, почему меня не спросил и т.д. В результате, сотрудники становятся людьми на подхвате, они не берут ответственность на себя и всегда ждут указаний свыше. Они готовы роботично выполнять только то, что им говорят, не действуя при этом иногда разумно. Это самая большая ошибка, которая может привести к безответственности и неисполнению своих обязанностей сотрудниками компании, а руководителя превратить в замыленного, нервного и вечно усталого…Сотрудник, ждущий указаний, во много раз уступает сотруднику, который полностью отвечает за свою область и не ждет помощи; он также понимает, если не он, то никто другой не сделает за него работу.

На мой взгляд, это необходимо сделать в самом начале трудовых отношений с работником, как говорится, договориться на берегу. Это сразу покажет руководителю, с какой целью пришел человек на работу: просиживать штаны или работать на результат. Поэтому основным маркером является уровень ответственности сотрудника и этот маркер нужно выявить как можно раньше. Если же этот сотрудник (или сотрудники) уже работает, то можно организовать собрание и на этом собрании сказать, что теперь каждый сотрудник берет ответственность за свою область. И обязательно обозначить время — решение нужно принять сейчас. Думаю, это будет ценный урок как для руководителя, так и для его коллег.

Совет: Попробуйте провести собрание, которое поможет вам выяснить, понимают ли ваши сотрудники свою зону ответственности, какие у них обязанности и что вы от них ожидаете. Это поможет вам выявить недостатки в работе действующих сотрудников, иначе говоря, вы определите «ожидание и реальность». А также возьмите за правило, что нужно договариваться с каждым новым сотрудником на собеседовании о его обязанностях, распорядке дня и какие могут последовать санкции за несоблюдение этих правил.

Как же правильно действовать руководителю, чтобы доверять сотрудникам настолько, чтобы давать им право принимать решения самостоятельно?

Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что большинство заданий мне давались без расчета, что я могу их не выполнить. Безусловно, я мог рассчитывать на помощь, но только в крайнем случае. Я должен был сделать все самостоятельно от начала и до конца. И я четко понимал, если не я, никто это не сделает. Вот такие ситуации вырабатывают ответственность сотрудников. Конечно, руководитель рискует, ведь сотрудник может допустить ошибку, что приведет к потерям. Но в этом случае сотрудник и руководитель получат бесценный опыт, потому что в результате это даст понимание, где была допущена ошибка и как в будущем ее можно будет избежать. Ситуации, когда тебе не на кого рассчитывать, позволяют раскрывать способности и стимулируют человека делать больше, лучше контролировать и совершенствоваться в своей области деятельности.

Меня всегда восхищало мужество руководителей, когда очень важные вопросы отдаются на выполнение сотруднику. Но, наверно, без этого выработать ответственность у персонала просто невозможно. Здесь надо набраться храбрости и терпения.

Но здесь появляется другая проблема, а стоит ли наказывать сотрудника, если он все-таки допустил ошибку. Конечно! Это еще один момент ответственности, когда сотрудник понимает, что работу надо выполнять максимально качественно. Конечно, наказание не должно быть крайне строгим, здесь нельзя перестараться, но привлечь человека к ответственности следует обязательно!

Совет: Доверяйте сотруднику, делегировав ему часть сложных задач, в том числе, чтобы раскрыть его потенциал. Придумайте поощрение для сотрудника, который успешно справляется с такими задачами, и наказание для тех, кто этого не делает. Такой подход будет мотивировать каждого сотрудника достигать успехов в своей области, совершенствуя свои навыки и ставив себе более глобальные цели.

Другим важным моментом являются качества сотрудника стоящего на руководящей должности.

Хороший руководитель не должен бояться дать отпор или стараться для всех быть «хорошим парнем». Желание быть со всеми в отличных отношениях мешает в том, чтобы быть настойчивым и добиваться того, чтобы работа была выполнена в срок и качественно. В противовес этому, когда надо сказать что-то открыто в лицо или принять жесткие меры, он может этого не сделать, потому что это повлияет на его образ «хорошего парня».

Руководители — очень ценные люди, они создают много стабильности и уверенности. Создают рабочие места, помогают созданию тех продуктов, которыми мы пользуемся. Все, что нас окружает, создано людьми и организациями. И только хорошие руководители способны заставить дела идти правильно, чтобы продукты были должного качества, в нужном количестве и в нужный срок. Я уверен, что хорошим руководителем можно стать, и существуют очень простые законы, которым можно научиться для эффективного управления.

Большая идея: Бытует мнение, что быть владельцем бизнеса, руководителем, предпринимателем — это очень круто! По мнению большинства опрошенных респондентов, если обращаться к статистике, образ предпринимателя чаще всего достаточно позитивный. И это лишь вершина айсберга. Обращает ли внимание кто-то на трудности, встречающиеся на его пути? Чаще всего успех бизнеса будет зависеть от руководителя, будет ли это бизнес-айсберг или просто грязная глыба, которая мешается по ногами. В обязанности руководителя входит не только ежедневное управление бизнесом, не только обучение сотрудников, не только делегирование, но и создание такого реального образа бизнеса, который будет приносить пользу всем участникам процесса по максимуму. А это, пожалуй, самая сложная задача.

Репутация руководителя.

Важность репутации руководителя. Коммерческий смысл репутации.

Положительная репутация руководителя имеет коммерческий смысл, ведь информация, как о компании, так и о самом руководителе может и увеличивать капитал, и приносить убытки, если она доходит до сведения тех людей, от действий которых зависит благополучная деятельность компании.

Я думаю, что вопрос о положительном образе компании через формирование репутации руководителя особенно актуален в малом и среднем бизнесе. Ведь именно в малом бизнесе решение о сотрудничестве с той или иной компанией-партнёром зачастую зависит от мнения, которое сложилось о её руководителе.

В крупном же бизнесе на первый план выходит скорее корпоративная репутация. Хотя при этом, нельзя не отметить, что роль руководителя для репутации компании любого уровня очень важна. Ведь даже если у огромной компании будет отличная репутация, но выяснится, что ее руководитель замешан, к примеру, в отмывании денег, то, соответственно и вся репутация компании будет «подмочена». Рассудят так: компании, у которой ТАКОЙ руководитель, нельзя доверять и больше не будут пользоваться ее услугами. А это равносильно потере финансов. Вывод таков: негативная информация о руководителе всегда отражается на репутации компании, и, соответственно, на ее доходе.

Совет: Тщательно следите за своей репутацией. Если вам нужно сформировать положительный образ в прессе или социальных сетях (только если это является правдой) попробуйте вести социальные сети, где вы можете делиться своей жизненной позицией, принципами и прочее, также положительный образ поможет сформировать интервью у известного блогера. На мой взгляд, также необходимо следить за тем, что о вас пишет пресса, какие есть отзывы о вашем продукте в интернете. И очень важно БЫТЬ, а не КАЗАТЬСЯ.

Сформировать положительный образ компании через репутацию руководителя можно с помощью его участия в различных публичных мероприятиях, конечно, с положительной окраской: интервью по телевидению, радио, в печатных изданиях, онлайн интервью, пресс-ланчи и брифинги. Хорошо, если у руководителя есть возможность участвовать в благотворительных акциях, причем не просто переводить деньги на счет детского дома или другого заведения, а лично приезжать туда, давать интервью, рассказывать о своей компании, о том, почему и кому она еще помогает материально, в каких акциях участвует. Все это создает положительный образ руководителя в глазах общественности, люди начинают доверять ему и рассуждают уже так: ТАКОЙ руководитель уж точно не может управлять плохой компанией.

Формирование личной репутации происходит также и за счет поведения руководителя по отношению к клиентам, сотрудникам и партнерам. Огромное значение имеет отношение персонала компании к руководителю. Ведь на основе того, что говорят работники о своём начальнике, формируется мнение не только о нем, но и о компании в целом. То же самое касается клиентов и партнеров. Не секрет, что люди больше доверяют неформальным источникам информации. И если о сотрудничестве с руководителем компании кто-то плохо отзовется, мы еще сто раз подумаем, прежде чем туда обратиться.

Однако, это может работать разными способами. Если, например, руководителя маленького или среднего бизнеса мы можем знать лично или косвенно, то о руководителях большого бизнеса мы можем читать лишь в интернете. И его репутация будет складываться из того, насколько бизнес повернут к человеку правильной стороной. Например, с руководителем той же “Ленты” мы навряд ли когда-то пересечемся в магазине, но о нем мы можем уже сложить какое-то представление. Это представление сложилось за счет того, как он ведёт политику магазина в интересах людей, о проведенных текущих акциях, о большом ассортименте, ценах, качестве продукции, вежливости персонала и т.п..

Таким образом, напрашивается вывод сам собой — репутация компании зависит от репутации ее руководителя, что находится в прямой зависимости с уровнем дохода компании. А репутация руководителя зависит от широкого спектра оценочных суждений целевой аудитории. А значит, чем лучше руководитель создает условия для потребителя (его товаров и услуг), чем лучше попадает в их желания и возможности, тем чаще будут возвращаться в этот магазин за товаром или услугой, а значит и доход будет выше.

Сроки формирования репутации

Сроки формирования репутации для нового руководителя сложно определить точно. Здесь все зависит от конкретного случая, компании и, в первую очередь, конечно, самого руководителя. Если с первых дней руководства он проявит себя, как профессионал, который стремится делать все на благо своей компании и общества в целом, для которого важное значение имеет отношение к себе подчиненных, клиентов и партнеров, то, соответственно, и шансов обрести хорошую репутацию в достаточно короткие сроки — велики.

Главное — поддерживать завоеванную репутацию, поскольку, как известно, чтобы заработать ее, нужно много времени и сил, а потерять ее можно в одночасье.

Совет: Если у вас будет возможность провести опрос на тему репутации вашего магазина или руководителя, то сделайте это непременно! Это очень поможет вам получить исходную информацию, с которой вы можете начать работать! Бланки опросов можно расположить у входа в магазин, например, или создать опрос в приложении, за что покупателю предоставить скидку на покупку. Это повысит лояльность у ваших клиентов, а как результат — вы получите честный отзыв.

Как оценить стоимость репутации?

На первый взгляд, репутация ничего общего со стоимостью не имеет. Однако, сейчас репутация стала своеобразным товаром. Компании с высоким уровнем положительной репутации достигают больших успехов, чем их конкуренты, у которых репутация находится на более низком уровне. Как же измерить ее уровень? Какую роль играет репутация в формировании стоимости компании? Для большинства компаний репутация — это нематериальный актив, который создает стоимо сть, а коммуникации — реальные инвестиции, влияющие на объемы продаж, прибыль и стоимость привлеченного капитала.

Если компания выбирает стратегию продвижения репутации руководителя как основную, то появляется опасность того, что, когда руководитель уйдет из компании, она может потерять многих выгодных клиентов и партнеров. Это может произойти из-за того, что основные контакты завязаны именно на нем. И как следствие ухода существует вероятность ухудшения репутации. Чтобы защитить компанию от этого, необходимо изначально строить коммуникацию с партнерами и клиентами так, чтобы они общались не только с руководителем. В их сознании компания не должна ассоциироваться лишь с его образом. К тому же, есть опасность, что в случае, если у руководителя возникнут проблемы, это может привести к переносу негативного отношения на продукцию компании и ее репутацию. Если руководитель уходит из-за того, что вокруг его имени возник скандал, то защитить компанию должен его заместитель, создав информационную открытость компании и сделав необходимые заявления, которые все объясняют. СМИ не должны заполниться слухами, так как в конечном итоге это приведет к еще большим проблемам, ухудшению и даже, возможно, потере репутации.

Несмотря на это, стратегия формирования репутации компании через положительный имидж ее руководителя имеет немало преимуществ: во-первых, сделать узнаваемым одного человека как представителя компании гораздо легче, чем организацию в целом.

Руководитель становится известной личностью, которая привлекает внимание и вызывает доверие потенциальных клиентов и партнеров. Иногда руководитель, который ведет насыщенную общественную жизнь, может даже рассматриваться как объект для подражания и восхищения сотрудниками компании, что, в свою очередь уже является сильным мотивирующим фактором.

Хорошим примером этого может служить история компании Apple Стива Джобса. Во времена Джобса был создан отличный продукт превосходного качества с непревзойденной репутацией, когда люди в очередь выстраивались, чтобы купить новый айфон или ждали новое обновление. И никто не может повторить этого успеха даже сейчас, кто бы что ни говорил.

Безусловно, отдачу от вложений в репутацию компании можно ощутить лишь спустя какое-то, вполне вероятно, весьма продолжительное время. При этом руководители компаний должны осознавать, что, как свою репутацию, так и репутацию своей фирмы нельзя оставлять на волю случая. Это может привести к плачевным результатам.

Совет: Репутация к стоимости денег имеет косвенное отношение. Репутация поможет дополнительно монетизировать бизнес благодаря созданному положительному мнению о вас среди населения. Очень важно выбрать правильный подход: либо вы с бизнесом одно целое и ваша положительная репутация будет помогать бизнесу, но если вы вдруг уйдете из бизнеса, то он может пострадать. Либо вы и бизнес держитесь отдельно, тогда вам не стоит беспокоиться о вашей репутации.

Закончить хочется словами Генри Форда: «Если вы не занимаетесь своей репутацией, за вас это сделают другие». И, скорее всего, это будут Ваши конкуренты.

Большая идея: Репутация руководителя очень важна. Выяснять качество репутации нужно опросами, а улучшать ее можно с помощью современных инструментов коммуникации: интервью, ведение блога. Если руководитель и бизнес — это одно целое, то нужно принимать взвешенные и рациональные решения в бизнесе, чтобы клиенты оставались с вами и долгосрочно вы только выигрывали.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как эффективно руководить? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я