Книга «Разработка встраиваемой сетевой операционной системы PyrOS» публикуется к предстоящему 20-летнему юбилею появления звезды по имени «Сетевые системы», которая в свое время ярко зажглась на небосклоне российского ИТ-бизнеса, а ее разработки стали настоящим технологическим прорывом в области сетевых и информационных технологий.В этой книге я постарался бережно сохранить все то, что мы с коллегами создавали почти десять лет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разработка встраиваемой сетевой операционной системы PyrOS предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Анализ телекоммуникационного рынка
Согласно различным оценкам, в 2005 году российский рынок информационных технологий достиг 12 — 13 миллиардов долларов США при этом его рост составил 25—30%. Некоторые аналитики считают, что в 2006—2007 гг. рост рынка замедлится, и в ближайшие пять лет этот показатель будет составлять около 19% в год. К 2009 году, по прогнозам, объем отечественного рынка информационных технологий удвоится1,2.
По прогнозам компании J&P, Российский рынок информационных технологий вырастет к 2015 году более чем в 4 раза. Доля информационных технологий в ВВП страны приблизится к подобным показателям стран «большой семерки».
Общий объем Российского ИТ рынка, млрд. $
Если рассматривать прошедшие периоды, то темпы роста отрасли информационных технологий несколько лет подряд превышали 30% в год.
Телекоммуникационные же отрасли большинства стран Европы растут значительно более скромными темпами. В то же время, по такому показателю, как доля отрасли информационных технологий в общем объеме ВВП, Россия по-прежнему отстает от ведущих Европейских и мировых держав:
Доля информационных технологий в ВВП ведущих мировых держав. 2004 год
Если говорить о тенденциях развития рынка, то можно заключить, что в настоящее время всплеск покупательского интереса к продукции информационных технологий и средствам телекоммуникаций, наблюдавшийся в Москве и Санкт-Петербурге в 2000—2003 гг., распространяется на остальную территорию страны.
Значительные средства в информационные технологии уже вкладывают телекоммуникационный, правительственный, банковский и производственный секторы. Вскоре, скорее всего, к ним присоединятся здравоохранение и образование.
Около 70% затрат российского рынка информационных технологий приходится на сегмент оборудования, в 2005 году его объем вырос на 30%.
Пока в этом сегменте по-прежнему доминируют персональные компьютеры, однако, по мере снижения цен на ПК, рост прибылей будут обеспечивать ноутбуки. Наиболее быстро растущим сектором были и остаются дисковые системы хранения данных.
На долю услуг в отчетном году приходилась одна пятая всех затрат на информационные технологии в России. В ближайшие годы данный сегмент рынка будет расти быстрее остальных. Сейчас в сегменте доминируют услуги по внедрению, но, по прогнозам компании IDC, в последующие пять лет более чем в шесть раз вырастут затраты на управление.
Самой малой составляющей рынка ИТ в России были затраты на коробочное программное обеспечение: в 2005 году этот сегмент вырос на 19,6% и составил 10,6% от всех затрат. Благодаря закупкам коробочного программного обеспечения компаниями малого и среднего бизнеса, в течение следующих пяти лет его показатель роста будет равен около 20% в год.
В 2005 году все предприятия Российской экономики перешли с устаревшего классификатора видов экономической деятельности ОКОНХ на новый ОКВЭД. В нем впервые предприятия, оказывающие услуги в области ИКТ (услуги по системной интеграции, написанию программного обеспечения и т.д.) получили соответствующий код (код ОКВЭД начинается с 72). Впрочем, как оказалось по итогам 2005 года, лишь небольшое число крупных и средних предприятий, оказывающих услуги в этой области, прошли перерегистрацию правильно. Таким образом, в оперативном режиме отслеживать реальный объем рынка Информационно-коммуникационных технологий по прежнему не представляется возможным, а озвученные Министерством Связи цифры (объем рынка ИКТ в размере более 300 млрд. рублей при общем объеме рынка Связи и ИКТ более 1 трлн. рублей) носят скорее всего только оценочный характер и к сожалению никаким образом не подкреплены реальной и документально подтвержденной статистикой. Общая выручка ИТ — компаний от оказания услуг в области информационно-коммуникационных технологий составила 59,5 млрд. рублей и выросла по сравнению с 2004 годом на 38,7%. При этом структура доходов от услуг в области ИКТ по ОКВЭД выглядит следующим образом:
Структура доходов крупных и средних предприятий от услуг в области информационных технологий в 2005 году
Услуги Интернет — доступа (по способу входа в сеть)
В 2004 году объем рынка услуг передачи данных и доступа в Интернет составлял 30,7 млрд руб., в 2005 г — около 38,5 млрд. руб. Планируется, что в 2006 г объем рынка составит около 48,5 млрд. руб., в 2007 г — 60 млрд. руб. (согласно данным ПРАЙМ-ТАСС).
Также отмечается, что в структуре доходов операторов от предоставления услуг передачи данных доля коммутируемого доступа в Интернет будет снижаться, а доля широкополосного доступа в Интернет будет расти быстрыми темпами. Так, в 2004 г доля коммутируемого доступа составляла 32% от всех доходов от услуг передачи данных, прогноз на 2008 г — 24%. В 2004 г доля широкополосного доступа составляла чуть более 10%, прогноз на 2008 г — 36%.
К 2008 г доля населения в сегменте пользователей услугами передачи данных вырастет до 43% с 24% на настоящий момент. Доля Москвы в сегменте доходов от оказания услуг доступа в Интернет населению сократится с 61% до 40%. К 2008 г основную часть доходов от предоставления услуг доступа к Интернету принесет услуга широкополосного доступа в Интернет.
Объем рынка услуг передачи данных и доступа в Интернет к 2008 г составит 74,6 млрд руб, этот рынок будет самым быстрорастущим сегментом отрасли телекоммуникаций. Об этом заявил заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев.
По итогам I кв. 2006 г., по данным ROMIR Monitoring, ежемесячная аудитория Рунета составила 22% от взрослого населения России, то есть около 25 млн человек.
По сравнению с данными, полученными в IV кв. прошлого года, доля россиян, пользующихся Интернетом как минимум раз в месяц, увеличилась сразу на пять процентных пунктов: с 17% до 22%. В относительных цифрах прирост составляет 30%, что очень много. Один или несколько раз в неделю Интернетом пользовались 17% россиян, а ежедневно — 7%.
По сравнению с 2005 годом наиболее заметно выросло количество пользователей в Сибирском регионе. Там оно за три месяца увеличилось более чем в полтора раза и составило 26% от жителей региона старше 18 лет (в IV кв. 2005 г. Было 16%).
На фоне остальных регионов выделяется Центральный, в котором проживает 26% всех пользователей Рунета. Сибирь по этому показателю вышла на третье место (17%) после Приволжского региона (18%).
В I кв. 2006 г. увеличилось число пользователей в малонаселенных городах (до 500 тыс.). Как правило, эти люди пользуются Интернетом не чаще, чем несколько раз в месяц.
Жители крупных городов используют Сеть значительно интенсивнее.
Соотношение мужчин и женщин среди пользователей Интернета не изменилось. Доля мужчин (53%) по-прежнему больше доли женщин (47%). По сравнению с прошлым годом на 2% увеличилась доля старших пользователей (35—44 лет). Как отмечают социологи, сейчас наблюдается плавное сглаживание возрастного распределения среди пользователей. Однако именно среди самых молодых респондентов (18—24 лет) в России наблюдается самый большой процент интернет-пользователей (49%). В то же время активность использования Интернета у респондентов разного возраста примерно одинакова.
Аналитики ROMIR Monitoring отмечают, что чем выше доход респондентов, тем больше среди них интернет-пользователей.
Наиболее высок процент пользователей среди студентов и учащихся (61%), руководителей (47%) и квалифицированных специалистов (44%).
Dial — Up
Российские пользователи домашнего интернета отдают все меньше предпочтений модемному способу выхода в сеть (dialup), выбирая выделенную линию (ethernet) и доступ по технологии ADSL. По данным ROMIR Monitoring, В IV квартале 2005 года стремительнее всего росло число подключившихся к Интернету через выделенную линию: с начала года рост составил 6% при общем количестве подключившихся в 39%. Другими видами широкополосного доступа по России, согласно тому же отчету, в начале прошлого года пользовалось 18% пользователей, и к концу года их число увеличилось до 23%. От модемного подключения за прошлый год отказалось 13% пользователей, и теперь этим видом связи пользуются только 30% Интернет-пользователей по стране. Таким образом, dial-up отошел на второй план, уступив первенство подключениям через выделенную линию.
Правильнее назвать это явление миграцией с dial-up на выделенные каналы связи. Это общая картина по рынку, где-то она выражена больше, где-то меньше. Говоря о категориях абонентов, пользующихся модемным подключением, стоит выделить корпоративных клиентов, которым необходимо иметь резервный выход в интернет на самый крайний случай.
Также к нему часто обращаются компании, которым нужно обеспечить своих сотрудников доступом в интернет из дома.
Особая ситуация складывается в Москве. Существует очень большая территория Подмосковья, где в достаточном количестве присутствуют московские номера. В то же время выделенные каналы с приемлемыми тарифами еще не дотянулись. Поэтому альтернативы классическому модемному соединению там нет.
Не смотря на смещение пользовательского интереса в сторону широкополосного доступа, у dial-up как была, так и осталась постоянная аудитория среди тех пользователей, которые выходят в сеть один-два раза в неделю: среди них модем предпочитают 62%. Те же, кто пользуется интернетом ежедневно, чаще прибегают к услугам провайдеров локального доступа (40%). Доля пользователей этой категории, подключенных по технологии ADSL, составляет 24%.
Больше всего dial-up подключений среди людей, тратящих на интернет менее 300 рублей в месяц — таких 49%.
Пользователи, которые готовы ежемесячно платить за интернет 600—1000 рублей, выбирают «выделенку» и ADSL.
Географически ethernet-абонентов больше всего в Москве — 51% среди всех подключенных по городу. Еще треть москвичей пользуются широкополосным доступом ADSL.
Вырос процент подключившихся к выделенным линиям по Центральному федеральному округу — на конец 2005 года ROMIR Monitoring зафиксировал 34% таких пользователей; dial-up подключения по округу по-прежнему в большинстве — их доля составила 39%.
Популярен dial-up и среди жителей Санкт-Петербурга (49%), при этом выделенной линией здесь пользуется каждый четвертый интернет-пользователь, а ADSL — 17%. Такое соотношение среди видов подключений к интернету характерно по всему Северо-Западному региону: 43% интернетчиков выходят в сеть через обычную телефонную линию и модем, 23% пользуются «выделенкой», 20% другими видами широкополосного доступа.
В остальных регионах страны dial-up лидирует среди других видов подключений. Жителям регионов все еще зачастую выгоднее платить за время, проведенное в интернете, нежели за объем используемого трафика.
Рынок высокоскоростного доступа в Интернет
Широкополосный доступ (ШПД) в интернет продолжает развиваться в России стремительными темпами. Так, по оценке J’son & Partners количество широкополосных подключений в России выросло в течение 2005 года почти в 2 раза, с 890 тысяч до 1770 тысяч. В результате, дома или на работе в конце 2005 года скоростным доступом в интернет могли пользоваться 5,5 млн россиян — на 47% больше, чем в предыдущем году. На долю ШПД приходится 53% всей недельной российской интернет-аудитории, что позволяет говорить о его победе над коммутируемым доступом по телефонной линии (dial-up). По темпам роста количества широкополосных подключений страна занимает 3 место в мире после Турции и Польши среди крупных (более 1 млн. подключений) национальных рынков.
Однако если доля ШПД в «офисном» сегменте оценивается на уровне 85%, то большая часть «домашних» пользователей (порядка двух третей) по-прежнему предпочитают dial-up.
В то же время именно в секторе частных пользователей наблюдается стремительный рост — за 2005 год количество «домашних» широкополосных подключений в России увеличилось в 2,35 раза (более чем на 750 тысяч) и достигло 1335 тыс домохозяйств. Доля индивидуальных («домашних») подключений от общего количества широкополосных подключений увеличилась в 2005 г. с 64% до 75%; индивидуальные абоненты обеспечили более 80% роста рынка.
Широкополосный доступ в России
Специфика России состоит в том, что лидирующей технологией «домашнего» ШПД является не ADSL (как в большинстве других стран) и не сети кабельного телевидения (как в Северной Америке), а кабельные Ethernet-сети. На конец 2005 года на долю Ethernet-провайдеров, по оценке J’son & Partners, приходилось 62% «домашних» широкополосных подключений против 32% у ADSL и 6% у сетей кабельного ТВ. По количеству широкополосных подключений, не использующих технологию ADSL, Россия находится на 8 месте в мире и на 3-м в Европе.
Технологии доступа в Интернет «домашних» пользователей
Как показали результаты исследования ROMIR Monitoring, по сравнению с началом года в IV квартале 2005 г. значительно уменьшилась доля «домашних» пользователей, выходящих в интернет по модему — с 43% до 30%. При этом медленно, но уверенно растет число Интернет-пользователей, которые используют для выхода в Сеть выделенную линию Ethernet (с 32% до 39%), а также доля тех, кто подключается к интернету по широкополосному ADSL-доступу (с 18% до 23%). Москвичи наиболее активно (51%) по сравнению с выборкой в целом используют для выхода в интернет выделенную линию. И еще треть жителей столицы используют для выхода в Сеть широкополосный доступ.
Какой способ доступа в Интернет Вы использовали чаще всего за последний месяц?
Примерно две трети всех «домашних» широкополосных подключений приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург — 51%, 10% и 5% соответственно.
В остальных регионах, на долю которых приходится около трети всех подключений, наблюдается основной рост. Если в целом по всем подключениям («офисным» и «домашним») в Москве с областью и Петербурге их количество за год выросло на 75%, то в регионах рынок вырос более чем в 2,5 раза, в том числе количество «домашних» подключений — в 3,2 раза. Особенно быстро растет бизнес ADSL-провайдеров — в течение 2005 г. количество домашних ADSL-подключений по оценке J’son & Partners выросло более чем в 3 раза, в регионах — более чем в 5 раз.
Распределение «домашних» широкополосных подключений по регионам
Что касается Московского рынка, то прошедший 2005 год был для него символичным — число подключенных к скоростному интернету квартир впервые превысило число квартир, подключенных по dial-up. Так, по оценкам ACM-Consulting, в конце года интернетом пользовались жители 1,3 млн. московских квартир, из которых 600 тыс. было подключено к Сети при помощи dial-up, а 700 тысяч — по широкополосным каналам. Расцвет столичного рынка ШПД напрямую связан с акцией провайдера «МТУ-Интел» по резкому снижению цен в сентябре 2004 года (тогда компания «МТУ-Интел» предложила безлимитный доступ за $20 в месяц на скорости 128 кбит/с). Затем последовал контрответ рынка (прежде всего многочисленных провайдеров домовых сетей) на вызов конкурента. Последние инициативы игроков не менее амбициозны. Так, компания «Корбина Телеком» в прошлом году объявила, что в 2006 г. она собирается охватить своей оптоволоконной сетью практически все жилые дома Москвы (27 тыс), и в результате к 2008 году подключить к своему широкополосному интернету 500 000 абонентов.
Среди пользователей Северной столицы, как следует из результатов опроса Romir Monitoring, наиболее популярен коммутируемый доступ в интернет через модем (49%).
Выделенной Ethernet-линией пользуется каждый четвертый пользователь Интернета из Санкт-Петербурга (25%), а широкополосным ADSL-доступом — 17%. Такое же соотношение предпочтений по использованию различных способов выхода в интернет наблюдается и в Северо-Западном округе в целом. Почти половина респондентов (43%) выходят в интернет через обычную телефонную линию и модем, 23% — пользуются выделенным каналом Ethernet, 20% — широкополосным доступом по технологии ADSL.
По данным J’son & Partners среди других регионов по количеству домашних широкополосных подключений лидируют Свердловская, Челябинская, Ростовская области, Красноярский край, Новосибирская область, Башкортостан и Приморский край. В то же время по доле широкополосных подключений (от всех домохозяйств, имеющих доступ в интернет) в лидерах такие относительно небольшие регионы, как Новгородская и Магаданская области и Удмуртия.
В целом, в регионах широкополосный доступ пока не особо популярен. Так среди пользователей сети Центрального федерального округа, по данным опроса Romir Monitoring, в большей степени по-прежнему популярен выход в Сеть через модем — 39%. Выделенной линией Ethernet пользуются 34% пользователей этого региона.
Пользователи остальных регионов России значительно менее активно, по сравнению с выборкой в целом, используют выделенную линию для выхода в Сеть и значительно чаще — модемный выход. Широкополосный доступ не получил пока
широкого распространения по стране. В IV квартале 2005 года им пользовались от 2 до 12% пользователей в различных регионах России.
По данным Pyramid Research, на 30 сентября 2005 г. проникновение широкополосного доступа в России составляло 2,2%, в то время как в Венгрии этот показатель равен 10,3%, в Польше — 9,4%, а в Чехии — 7,5%.
Аналитики связывают отставание России с низким уровнем распространения компьютеров в регионах и высокими ценами на эту услугу. Однако в ближайшие годы ситуация может измениться — ADSL начали всерьез продвигать «дочки» «Связьинвеста.
Как известно, «последней милей» в большинстве российских регионов, представляющей собой обычную медную телефонную пару, владеют межрегиональные компании «Связьинвеста». Поэтому их стремление заработать на имеющейся инфраструктуре вполне логично. Пока число абонентов ШПД по технологии ADSL у «дочек» холдинга исчисляется всего десятками тысяч, хотя в компаниях прогнозируют, что абонентские базы в ближайшее время увеличатся на порядок. При этом условия для абонентов МРК существенно хуже, чем у лидера московского рынка «МТУ-Интел». Даже у лидера по числу пользователей ШПД среди традиционных операторов «Уралсвязьинформ», который к концу 2005 года обслуживал более 55 тыс. абонентов, условия для домашних пользователей ADSL-доступа гораздо менее привлекательны, чем у столичного лидера, продвигающего эту услугу под торговой маркой «Стрим».
В частности, для пользователей «Домашнего интернет-канала» Екатеринбургского филиала «Уралсвязьинформа» отсутствуют безлимитные тарифные планы (у «Стрима» их два), а подключение (без учета стоимости оборудования) обходится от 500 до 1500 руб. (у «Стрима» — бесплатно).
Вполовину дороже у «Уралсвязьинформа» стоит и «сверхнормативный» трафик. Так, для близких по параметрам тарифных планов («Pop» у филиала «Уралсвязьинформа» и «Стрим Лайт» у «МТУ-Интел») каждый дополнительный мегабайт стоит соответственно 2,1 руб. и 1,38 руб. При этом тарифы на услуги ADSL-доступа могут значительно отличаться у разных филиалов одной МРК, что говорит об отсутствии единой тарифной политики. МРК могут натолкнуться на ощутимую конкуренцию со стороны домовых сетей, оказывающих аналогичные услуги по выделенным линиям, и «МТУ-Интел», который намерен вывести свой брэнд на федеральный уровень. Впрочем, «МТУ-Интел», обслуживающему на конец 2005 года около 250 тыс. абонентов под брендом «Стрим», будет непросто тягаться с «дочками» «Связьинвеста», поскольку у них есть доступ к «последней миле», а у «МТУ-Интел» — нет.
Возможно, что в ряде случаев «МТУ-Интел» будет вступать в партнерство с МРК, делясь с ними контентом, а взамен получая доступ к абонентам.
В регионах, даже во многих больших городах, по-прежнему актуален вопрос обеспечения потенциальных пользователей технической возможностью подключиться. Во многих городах кабельные и оптоволоконные сети еще крайне неразвиты, да и ADSL доступен не везде. Так что первым трендом будет активное строительство сетей и успех тех компаний, которые не побоялись или не побоятся в ближайшем будущем первыми в определенном городе существенно инвестировать в данный рынок.
Второй ключевой тренд, это иная, чем в Москве, структура спроса. Если в Москве основное — это доступ в Интернет, то в регионах внешний трафик по-прежнему дорог, и если мы говорим о «домовых» сетях, то едва ли не для половины их аудитории основной потребляемой услугой является локальный контент (ftp — сервер) и локальные сервисы (коммуникативные и онлайн-игры).
И третий тренд — трафик в регионах по-прежнему дорогой, но все же он постепенно дешевеет. И это увеличивает как пространство для активного и нестандартного маркетинга региональных провайдеров, так и значимость неценовых критериев (качество услуги, сила бренда) в конкурентной борьбе.
Многие эксперты уверены, что ближайшие годы — это годы распространения широкополосного доступа, который потянет за собой мультимедийный контент, интерактив, многопользовательские игры и видео.
Отдельный интерес представляет вопрос о конкуренции ADSL и Ethernet. Согласно отчету JSon & Partners, который в значительной степени базируется на данных онлайн — опросах MASMI Research, россияне пользуются Ethernet вдвое интенсивнее, чем ADSL.
В ноябре на Рамблере были проведены два довольно крупных опроса, согласно которым локальные сети доминировали только на работе, а что касается домашнего широкополосного доступа, то доли ADSL и Ethernet в были приблизительно равными. Целесообразно будет попытаться выяснить причины столь сильных расхождений.
Предварительные итоги развития российского рынка ADSL-услуг показывают, что на конец 2005 г. в России эксплуатировалось около 425 тыс. ADSL-линий. Это на 280 тыс. (или на 193,1%) больше, чем по итогам 2004-го. Таким образом, за прошлый год количество подписчиков на ADSL-сервис в нашей стране выросло почти в три раза.
Явный лидер этого рынка — столичный тандем МГТС/«МТУ-Интел» (в настоящее время оба оператора входят в компанию «КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы»). Однако в результате активизации признанных региональных операторов, а также ростовской компании «Цифровые телефонные сети» (ЦТС) его доля в течение всего прошлого года сокращалась и в конце года опустилась до 57,2%. На второй позиции МРК ЮТК, на третьей — «Вэб Плас». В сумме на эту тройку операторов приходится более 60% рынка.
Рост количества эксплуатируемых в России ADSL линий, тыс. шт.
Как бы то ни было, а краткосрочные и среднесрочные прогнозы по росту широкополосных подключений в стране весьма оптимистичны. Так, по оценкам J’son & Partners по итогам 2006 года количество «домашних» широкополосных подключений в России может увеличиться на 80% и достичь 2,4 млн, а объем рынка приблизится к $350 млн. В 2006 году окончательно утвердится роль регионов как основного источника новых подключений к «быстрому» интернету, при этом сохранится примерный паритет между ADSL и Ethernet по количеству новых подключений. Движение рынка в сторону регионов и менее обеспеченных пользователей приведет к дальнейшему снижению ARPU (примерно на 20% в год), что, однако, будет с лихвой компенсироваться ростом абонентской базы.
Российский рынок услуг доступа в Интернет, млрд. рублей.
Исследовательская компания Infonetics Research опубликовала данные о состоянии мирового рынка абонентского оборудования широкополосного доступа, операторского DSL-оборудования, а также оборудования концентрации данных для сетей кабельного телевидения (КТВ) во II кв. 2006 г. За отчетный период доходы производителей абонентского оборудования широкополосного доступа (кабельные и DSL-модемы, голосовые шлюзы, маршрутизаторы и IPTV-приставки) составили $1,4 млрд., что на 5% больше, чем в I кв. 2006 г.
Рынок беспроводного доступа в Интернет
Рынок беспроводного доступа в интернет медленно, но стабильно, развивается. Интерес к беспроводным коммуникациям проявляют самые разные участники рынка. На сегодняшний день одной из популярных технологий беспроводного доступа является технология Wi-Fi. Однако в России эта услуга развивается довольно медленными темпами. На конец прошлого года в России действовало всего 650 точек доступа.
Wi-Fi. Для сравнения: в Северной Америке (США и Канада) беспроводным интернетом (стандарт WI-FI) пользовался каждый третий североамериканец.
Правда, в последнее время все чаше звучат амбиционные предложения о развитии сети Wi-Fi в России. Например, совсем недавно оператор «Голден Телеком» объявил о планах создания крупнейшей в Москве сети беспроводного Wi-Fi-доступа в интернет. Компания намерена развернуть 5 тыс. хот-спотов. Оборудовать Wi-Fi на первом этапе планируется кафе, рестораны, гостиницы и другие общественные места, расположенные в пределах Садового кольца. Инвестиции в проект составят порядка 6 млн долл. Эксперты отмечают, что в настоящее время проекты беспроводного интернета не являются быстро окупаемыми.
Это относится и к Wi-Fi, и к стремительно развивающейся технологии Wi-Max.
Wi-Max, который уже называют главным конкурентом Wi-Fi, — это стандарт беспроводной связи, который обеспечивает высокую скорость соединения (скорость передачи данных у него почти в десять раз больше, чем у Wi-Fi). Кроме того, сети стандарта 802.16 проще разворачивать и увеличивать площадь их покрытия, по структуре они очень похожи на традиционные сети мобильной связи: здесь также присутствуют базовые станции, которые действуют в радиусе до 50 километров. Перспектива у Wi-Max оценивается больше, нежели Wi-Fi, особенно в России, с ее просторами и расстояниями.
Между тем, по оценкам экспертов, Wi-Fi является одной из самых быстроразвивающихся технологий доступа, опережающей по количеству пользователей сотовую связь третьего поколения. Оборот мирового рынка Wi-Fi в 2005г. составил около 10 млрд долл. Однако, по заявлениям экспертов, в ближайшее время большинство пользователей в России все же будут прибегать к помощи традиционных каналов доступа в интернет, поскольку ADSL более надежен, чем Wi — Fi, которая зависит от погоды и других помех в эфире. Впрочем, на обыкновенных обывателей операторы технологий беспроводного доступа в интернет не ориентируются. Их клиенты — это люди с ноутбуками в кафе, ресторанах, аэропортах, гостиницах. Чтобы расширить клиентскую базу, некоторые операторы будут предоставлять Wi-Fi даже в столичном метро. Там этот стандарт рассчитан в первую
очередь на владельцев карманных компьютеров и смартфонов, то есть на тех, кто имеет практику чтения в метро.
Минусом технологии Wi-Fi эксперты называют ее слабую защищенность от хакерского воздействия. Wi-Max защищен лучше, чем Wi-Fi. При этом на сегодняшний день технология Wi-Max занимает всего 1% рынка доступа в интернет в России. Но, вероятно, этот показатель будет расти. Так компания «Интернафта» и американская корпорация GlobeTel Communications объявили о строительстве беспроводной высокоскоростной сети на основе технологии Wi-Max в 30 российских городах. В. Некоторые эксперты придерживаются мнения, что стандарт Wi-Max способен быть рентабельным, однако не на всей территории России, а на отдельных ее территориях, там, где услуги обычных аналоговых операторов не доступны.
Впрочем, главной проблемой введения стандарта Wi-Max остается отсутствие свободных частот. Полоса 3,2—3,8 Ггц, на которую ориентирован грядущий стандарт беспроводного оборудования Wi-Max 802.16a, доступна в России лишь в сильно урезанном виде. Кроме того, ресурс диапазона практически исчерпан ранее установленными радиорелейными и прочими узкополосными системами. В связи с этим переход на оборудование Wi-Max зарубежного и лицензионного отечественного производства будет сильно затруднен.
Тем не менее, большинство специалистов считают, что Wi-Max будет бороться за место под солнцем не со стандартом Wi-Fi, а с мобильной связью третьего и даже четвертого поколения (3G, 4G). С помощью Wi-Max поставщики услуг смогут объединить IP-телефонию, передачу данных и высокоскоростной доступ в интернет, создав широкополосные соединения для передачи данных и голосовой связи. Кроме того, эксперты не исключают, что операторы в скором времени откажутся от строительства Wi-Fi-сетей, а сразу перейдут к сетям Wi-Max. Подобное уже происходило, когда в России собирались строить ISDN-сети, но вместо этого сразу шагнули к ADSL.
Прогноз рынка Интернет — доступа
Некоторые эксперты опасаются, что рынок Интернет — доступа в Росси более ограничен, чем это считалось до сих пор, ссылаясь на опыт западных стран, в частности, американский.
Огромное большинство американских семей, не имеющих подключения к Интернет, не имеют никакого интереса к Сети.
Это обстоятельство является определенным индикатором застоя в распространении Интернет-услуг в США, сообщает TechWeb со ссылкой на обзор исследовательской фирмы Parks Associates.
Опрос 1000 американских семей показал, что приблизительно 36% из них не подключены к Интернет и только 2% собираются подписаться на Интернет-услуги в этом году.
Экстраполируя этот результат, можно оценить число семей, не имеющих доступа к Сети, что составляет примерно 39 миллионов домашних хозяйств.
При анализе причин нежелания выходить в интернет из дома были установлены следующие факторы:
— Стоимость услуг является весомой причиной только для 4% таких семей.
— 31% семей сказали, что не нуждаются в этом, потому что имеют доступ к Интернет на работе.
— 18% сообщили, что их ничто не интересует в Интернет.
— 8% признались, что не знают, как его использовать.
— 39% для оправдания отсутствия Интернет у себя дома, выбрали ответ «другие причины».
Это обычный способ потребителя сказать, что они этим не интересуются.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разработка встраиваемой сетевой операционной системы PyrOS предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других