Блаженны миротворцы. Организация работы пресс-службы полиции

Александр Шиханов

Книга посвящена работе пресс-службы полиции. Это небольшое, но емкое и ценное пособие по организации PR силового ведомства, в котором учтены современные подходы к пониманию и организации паблик рилейшнз. Работа адресована в первую очередь сотрудникам пресс-служб государственных органов. Она будет полезна PR-менеджерам и других организаций, поскольку основные принципы работы пресс-служб неизменны, а советы, которые предлагает Александр Шиханов, пригодятся всем, кто работает со СМИ.

Оглавление

Наши активы или Полиция, как она есть

Прежде чем приступить к детальному рассказу о работе подразделений информации и общественных связей полиции, необходимо сказать несколько слов о самих органах внутренних дел6.

Действительно, чтобы рассказывать журналистам и гражданам о работе полиции, сотрудник подразделения информации и общественных связей сам должен разбираться в этой работе. Впрочем, это относится не только к полиции. В какой бы области деятельности ни работал сотрудник пресс-службы, он должен разбираться в том, чем занимается его организация.

Есть различные точки зрения, что лучше — PR-отдел внутри предприятия или независимая PR-фирма, привлекаемая для выполнения конкретных задач в области связей с общественностью. У сторонней фирмы есть существенный плюс — взгляд со стороны, не «замыленный» каждодневной работой. Но для крупной организации все-таки важнее те преимущества, которые дает внутренняя пресс-служба. Авторы книги «Паблик рилейшенз. Теория и практика» приводят четыре из них, присущие внутреннему подразделению паблик рилейшенз по сравнению со сторонней PR-фирмой:

1. Сотрудники подразделения являются служащими соответствующей организации.

2. Специалисты, работающие в подразделении, хорошо знают свою организацию.

3. Экономия средств, требуемых для реализации многих программ.

4. Сотрудники подразделения всегда «под рукой» у руководства организации.

Исторически сложилось так, что в органах внутренних дел PR-отделы включены в структуру и работают так с 1983 года, когда первая пресс-служба была создана в центральном аппарате МВД России.

Уверен, что это правильно. Несмотря на то, что в специализированных PR-фирмах наверняка работают креативные профессионалы высокого класса, работа полиции настолько непроста и многогранна, что нужно потратить немало времени, чтобы понять, как работают органы внутренних дел, какова их структура, у кого какие полномочия, кто за что отвечает. Интересные идеи привлеченных со стороны экспертов могут не сработать из-за незнания специфики работы полиции.

Ежедневно встречаясь с руководителями различных структурных подразделений Управления МВД России по Ярославской области для подготовки материалов, мероприятий, на совещаниях, я пришел к выводу, что сотрудник пресс-службы, как никакого другого отдела, должен знать всех и вся.

Действительно, бывает, что сотрудники (и даже руководители) тех или иных служб в своей деятельности практически не сталкиваются друг с другом. Сотрудники пресс-служб такого себе позволить не могут. Мы работаем со всеми. И должны знать работу всех подразделений. Квалифицированный сотрудник пресс-службы по пониманию специфики и внутренних пружин работы полиции должен находиться практически на уровне руководителя органа внутренних дел.

Естественно, свое знакомство с полицией начинать надо с законодательства. Федеральный закон «О полиции», несмотря на всю свою бланкетность, тем не менее достаточно определенно говорит, зачем нужна полиция:

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав (ст. 1 «Назначение полиции»).

Не буду здесь цитировать закон дальше. Если вы работаете или хотите работать в полиции, то он должен быть хорошо вам знаком. Кроме того, надо обладать и знанием других нормативных правовых актов.

Приведу соответствующий пункт из должностной инструкции начальника отдела информации и общественных связей УМВД России по Ярославской области: «Начальник отдела должен знать: Конституцию Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России, УМВД России по Ярославской области, межведомственные соглашения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел; порядок ведения делопроизводства и составления отчетов по направлениям деятельности; основные показатели работы, учитываемые при инспектировании территориальных органов МВД России на районном уровне, подразделений и организаций, созданных для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД; правила подготовки нормативных правовых актов в системе МВД России; основы делопроизводства; порядок систематизации, учета и ведения служебной документации с использованием современных информационных технологий; основы экономики, организации труда, управления; правила и нормы охраны труда; нормативные и методические материалы по организации информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, взаимодействию с политическими партиями, общественными организациями, религиозными объединениями, организации и проведению изучения общественного мнения по актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел». Практически такие же требования предъявляются и к остальным сотрудникам отдела.

Конечно, будем реалистами — постоянно держать все это в голове невозможно. Нужно знать, где что взять, если потребуется. Для повседневной работы важнее знать структуру, подчиненность и компетенции различных служб и подразделений УМВД. Знать это необходимо и для того, чтобы квалифицированно дать консультации журналистам, и для того, чтобы уметь найти информационные поводы, которые будут интересны СМИ и помогут в формировании нужного вам общественного мнения. Чтобы о событии захотели рассказать СМИ, PR-специалист должен, по меткому слову Валентина Ворошилова, найти «зацепки», то, что позволит новостям фирмы, партии, организации, администрации стать новостями для всех».

Начнем с того, что в полиции есть законодательно закрепленный и вполне понятный принцип единоначалия — начальник УМВД по региону является «первым лицом» не только номинально, но и по существу. Ни одно важное решение не принимается помимо него. Соответственно, и вам в своей работе постоянно придется апеллировать именно к начальнику УМВД, многие вопросы решать с ним и организовывать его встречи с журналистами.

Непосредственно начальнику УМВД подчинены оперативно-разыскная часть собственной безопасности, правовой отдел, отдел делопроизводства и режима, экспертно-криминалистический центр, отряды СОБР и ОМОН7, организационно-штатная группа и контрольно-ревизионный отдел. ОИОС тоже находится в ведении начальника УМВД.

У начальника УМВД на региональном уровне три заместителя — первый заместитель (он же начальник полиции), заместитель по следствию (начальник Следственного управления) и заместитель, которого для удобства назову заместителем по общим вопросам.

Некоторые эксперты считают не совсем удачным наличие начальника полиции, считая, что эта должность должна быть совмещена с должностью начальника УМВД. Действительно, бывает непросто объяснить людям «с улицы», что главный полицейский области не является начальником полиции. Впрочем, реформа продолжается и, возможно, структура будет оптимизирована.

Заместитель по следствию решает все вопросы, связанные с работой следственных подразделений. Следователи ни от кого не зависят в принятии процессуальных решений и расследовании уголовных дел. Тем не менее, прежде чем рассказать сотрудникам пресс-службы или, тем более, журналистам, о своих делах, следователи обычно советуются с руководством.

В ведении заместителя по общим вопросам находятся штаб, информационный центр, инспекция, управление по работе с личным составом, культурный центр, центр профессиональной подготовки, тыловые и финансовые подразделения.

Зачастую все внутренние коммуникации в органах внутренних дел идут по линии подразделений морально-психологического обеспечения, которые входят в управление по работе с личным составом. Поэтому по вопросам проведения различных конкурсов, соревнований, акций, которые могут стать хорошими информационными поводами, нужно обязательно взаимодействовать с заместителем начальника УМВД по общим вопросам.

Первый заместитель начальника УМВД — начальник полиции по существующей структуре руководит всей полицией, то есть примерно 80% всего личного состава.

Заместитель начальника УМВД России по Ярославской области — начальник полиции несет ответственность за деятельность управления уголовного розыска, управления экономической безопасности и противодействия коррупции, отдела оперативно-разыскной информации, центра по противодействию экстремизму, оперативно-разыскной части по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, группы НЦБ Интерпола, центра кинологической службы, отдела «К», управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Ярославской области, центра лицензионно-разрешительной работы, центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения, других подразделений ГИБДД, управления вневедомственной охраны8, оперативного отдела, дежурной части, комендантского отделения и управления организации дознания.

Начальник полиции имеет трех заместителей — по оперативной работе, по охране общественного порядка и заместителя, который курирует работу дежурных служб.

В ведении заместителя начальника полиции по оперативной работе находятся те подразделения, которые можно назвать криминальной полицией — УУР, УЭБиПК, ООРИ, ЦПЭ, ОРЧ ГЗ, группа НЦБ Интерпола, ЦКС, отдел «К».

Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка курирует Управление организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Ярославской области, в которое входят Отдел организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий, Отдел организации работы участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, Отдел организации охраны и конвоирования, спецучреждений полиции, Отдел организации применения административного законодательства и Отдел по взаимодействию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Ярославской области. Кроме того, в его ведении находятся другие подразделения, относившиеся раньше к милиции общественной безопасности.

Третий заместитель начальника полиции курирует Оперативный отдел и Дежурную часть.

Важная часть работы сотрудника подразделения информации и общественных связей сводится к поиску и интерпретации информационных поводов, которые можно использовать в работе. Зная, что за работу с жалобами граждан отвечают в первую очередь участковые уполномоченные полиции, за раскрытие краж — сотрудники уголовного розыска, за оформление оружия — сотрудники лицензионно-разрешительных подразделений, пресс-служба может эффективнее выполнять свою работу.

Источником информационных поводов может быть практически каждое подразделение полиции. Особенно это относится к строевым подразделениям, несущим службу на улице — патрульно-постовая служба, вневедомственная охрана, ГИБДД (задержания); уголовному розыску (раскрытие преступлений); следствию (расследование уголовных дел). В этих подразделениях новости можно черпать практически ежедневно. В других подразделениях новости не столь часты, но бывают неординарными — спецоперации ОМОН и СОБР, выявление взяточника УЭБиПК, компьютерные преступления отдела «К» и т. д.

Первый документ, с которого начинается рабочий день сотрудника подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел — оперативная сводка за сутки. Надо внимательно читать не только фабулу сообщения о преступлении, но и фамилии тех, кто выезжал на место. Обычно это бывают участковые, оперуполномоченные, следователи или дознаватели. Если речь идет о вопросах, связанных с несовершеннолетними, то обязательно сотрудники ПДН. С этими людьми необходимо связаться, чтобы уточнить детали происшествия или преступления, а также мер реагирования.

В крупных подразделениях полиции в Ярославской области есть должности сотрудников, отвечающие за взаимодействие со средствами массовой информации, — во вневедомственной охране и ГИБДД. В других подразделениях закреплены сотрудники, отвечающие за взаимодействие с ОИОС. Но, помня о принципе единоначалия, зачастую лучше решать вопросы с их руководителями.

Кстати, здесь стоит вспомнить еще об одном плюсе внутренних подразделений паблик рилейшенз, отмеченном авторами книги «Паблик рилейшенз. Теория и практика»: «Сотрудники организации знакомы с взаимоотношениями между отдельными служащими и подразделениями, они хорошо осведомлены о различных „подводных течениях“, определяющих степень влияния тех или иных руководителей, и о внутренней политике организации. Они знают, к кому следует обратиться при решении тех или иных вопросов, и стараются избегать тех, кто ставит личные амбиции и практические соображения выше интересов организации и общества в целом. Им хорошо известно, кто может выступить в роли яркого и убедительного оратора, а кому ни в коем случае нельзя доверять право публичного выступления (например, по причине их стеснительности и боязни выступать перед широкой аудиторией или под прицелом телекамер)».

Это очень важно, потому что ошибки здесь могут привести к информационному скандалу. Расскажу одну историю. Случилась она только потому, что я еще не узнал, как следует, человека, который должен был выступать перед СМИ.

Иван Иванович (назову его так) к нам в УВД был назначен первым заместителем начальника УВД — начальником криминальной милиции (это было задолго до реформы). Осенью он остался исполнять обязанности начальника УВД. Подходило 5 октября, и мы решили, что к Дню уголовного розыска надо организовать выступление Ивана Ивановича на телевидении, чтобы он как куратор оперативных подразделений и ИО начальника УВД поздравил подчиненных с праздником.

Зашел к нему в кабинет, предложил сделать запись.

— Что нужно сказать? — спрашивает Иван Иванович.

— Поздравить сотрудников уголовного розыска, — говорю. — Сказать, что это элита милиции, отметить кого-нибудь из лучших сотрудников, рассказать об одном из недавно раскрытых преступлений.

— И все?

— Да. Там ваших слов в эфир пойдет не больше 20 секунд, так что долго говорить ни к чему.

После такого инструктажа договариваюсь о времени, удобном для него, звоню редакторам телеканалов, договариваюсь с ними о приезде съемочных групп.

Приезжают две съемочные группы. Идем в кабинет Ивана Ивановича. Он в мундире ждет. Операторы устанавливают его, чтоб картинка была динамичней, корреспонденты приготовили микрофоны. Начали. Журналист спрашивает:

— Иван Иванович, что вы можете сказать в связи с Днем уголовного розыска?

— Ну, я поздравляю сотрудников уголовного розыска с праздником, — говорит Иван Иванович, смотрит прямо в камеру и вдруг начинает говорить что-то совсем не праздничное. — Но вообще поздравлять их не с чем — все показатели завалили! Раскрываемость за отчетный период ухудшилась. Не понимаю, как они вообще работают!

Смотрю, корреспонденты немного потерялись — не того ждали от поздравительного интервью. Один из них попытался исправить положение:

— Иван Иванович, а кого из сотрудников розыска вы хотели бы отметить в связи с праздником?

— Да никого! Работать не могут, ничего не раскрывают. Про кого тут хорошо говорить?! — рубит с плеча Иван Иванович.

— Но мы знаем, что недавно сотрудниками уголовного розыска раскрыто резонансное разбойное нападение, — не сдаются журналисты.

— Ну, раскрыли. Это работа у них такая. Что об этом говорить? — ушел в глухую оборону Иван Иванович.

Интервью на этом закончилось. Иван Иванович, хорошо и связно говоривший со мной в кабинете, под прицелом видеокамер потерялся и потух. Поняв, что ничего путного он сегодня СМИ не скажет, я увел журналистов из кабинета. В результате в праздничные сюжеты вошли только первые несколько слов Ивана Ивановича. Все его критические выпады в адрес собственных подчиненных в эфир не попали: я объяснил журналистам, что те показатели, которые снизились, мало связаны с реальной борьбой с преступностью, что розыск у нас — это элита милиции, что сотрудники УУР раскрыли на днях такие и вот такие резонансные преступления.

Но эта история послужила для меня хорошим уроком. Надо лучше узнавать того человека, которого ты подводишь к журналистам, и лучше готовить его к общению со СМИ.

Помимо информационных поводов, которые ежедневно возникают (или не возникают) спонтанно, необходимо в своей работе использовать плановую основу. Конечно, на первый взгляд кажется странным планировать информационные поводы в работе полиции — как можно запланировать, что, например, водитель попадет в трудную ситуацию и сотрудники ГИБДД ему помогут, или что сотрудники патрульно-постовой службы по «горячим следам» задержат подозреваемого в совершении грабежа? Но все не так страшно.

Во-первых, надо синхронизировать план ОИОС с планом работы УМВД. Там запланировано проведение в конкретные сроки конкретных оперативно-профилактических мероприятий, операций, внутренних мероприятий вроде Спартакиад, конкурсов профессионального мастерства — готовые информационные поводы.

Во-вторых, можно использовать в качестве инфоповодов различные акции с общественностью, увязывая их с жизнью всего общества, общенациональными праздниками. Я имею в виду мероприятия на День знаний, например, или на Новый год, День Героев Отечества, День солидарности в борьбе с терроризмом. Некоторые акции можно привязывать к учебному процессу в школах. Два года у нас довольно удачно получилось провести конкурс сочинений школьников средних классов «Что такое хорошо и что такое плохо».

В-третьих, готовые информационные поводы нам дарит календарь памятных дат, как общих для МВД, так и присущих конкретному УМВД. Вот, например, календарь УМВД России по Ярославской области:

7 января — День памяти сотрудников СОБР А. Карпушина, В. Разгуляева и А. Сивагина, погибших в Грозном в 1995 году.

20 января — День делопроизводственной службы МВД России (с 1804 г.).

27 января — День печати МВД (с 1804 г.).

12 февраля — День подразделений лицензионно-разрешительной работы.

18 февраля — День транспортной милиции (полиции).

28 февраля — День образования инспекции по личному составу в системе МВД России.

1 марта — День Экспертно-криминалистической службы МВД России.

16 марта — День службы по борьбе с экономическими преступлениями МВД России (ранее ОБХСС, с 1937 г.).

27 марта — День внутренних войск МВД России (с 1811 г.).

1 апреля — День создания УМВД России по Ярославской области (1936 г.).

6 апреля — День работника следственных органов (с 1963 г.).

8 апреля — Образование Российского совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск.

17 апреля — День ветеранов МВД России.

18 апреля День образования Всероссийского спортивного общества «Динамо» (с 1923 г.).

20 апреля — День мобилизационных подразделений МВД России.

28 апреля — День контрольно-ревизионных подразделений МВД России (с 1936 г.).

6 мая — Учреждено Знамя МВД России (1996 г.).

13 мая — День охранно-конвойной службы (с 1938 г.).

31 мая — День подразделений по делам несовершеннолетних (с 1935 г.).

10 июня — День создания пресс-служб и подразделений общественных связей в системе МВД (с 1983 г.).

21 июня — День кинологических подразделений МВД России (с 1909 г.).

22 июня — День образования подразделений милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства (с 1999 г.).

3 июля — День ГАИ-ГИБДД МВД России (с 1936 г.).

6 июля — День финансовой службы МВД России (с 1918 г.).

18 июля — День хозяйственной службы органов внутренних дел (с 1918 г.).

19 июля — День юридической службы МВД РФ (с 1946 г.).

7 августа — День подразделений оперативно-розыскной информации.

2 сентября — День патрульно-постовой службы (ППС) МВД России (с 1923 г.).

8 сентября — День учреждения Министерства внутренних дел России (1802 г.).

9 сентября — День памяти Героев Российской Федерации, сотрудников ОМОН И. Серова, А. Селезнева, С. Сниткина, погибших в Дагестане в 1999 г.

23 сентября — День сотрудников информационных подразделений (с 1918 г.).

27 сентября — День НЦБ Интерпола (с 1990 г.).

3 октября — День отрядов особого назначения МВД России (с 1988 г.).

5 октября — День уголовного розыска (с 1918 г.).

7 октября — День образования штабных подразделений МВД России (с 1918 г.).

12 октября — День образования кадровой службы МВД России (с 1918 г.).

16 октября — День службы дознания МВД России.

29 октября — День службы вневедомственной охраны МВД России (с 1952 г.).

9 ноября — День отрядов милиции специального назначения МВД России (с 1978 г.).

10 ноября — День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

15 ноября — Создание подразделений по борьбе с организованной преступностью (1988 г.).

17 ноября — День службы участковых уполномоченных полиции МВД России (с 1923 г.).

6 декабря — Создание управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России (1991 г.).

9 декабря — День Героев Отечества.

10 декабря — День образования подразделений связи МВД России (с 1949 г.).

18 декабря — День образования подразделений собственной безопасности МВД России (с 1995 г.).

19 декабря — День охранно-конвойных подразделений МВД России (с 1956 г.).

Этот календарь, а также Дни рождений (юбилеи) руководителей УМВД можно использовать при формировании повестки дня, предлагая в СМИ материалы к этим датам.

Завершая этот раздел, хочу еще раз сказать, что сотрудник подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел должен хорошо знать работу полиции, чтобы рассказывать о ней другим.

Примечания

6

Органы внутренних дел в России в последние годы переживают непростой период реформ. Структура МВД уже изменилась по сравнению с тем, что здесь написано, и, возможно, изменится еще. Прошу отнестись к этому с пониманием и вычленить главное: сотрудник пресс-службы должен хорошо знать свою организацию.

7

Сейчас входят в состав Национальной гвардии.

8

Сейчас входят в состав Национальной гвардии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я