Альма-фатер

Александр Саркисов, 2020

В этой книге публикуются рассказы о незабываемой курсантской жизни. Они лаконичны, отличаются тщательностью проработки сюжета и мастерством в построении диалогов, а за внешней веселостью в них видна глубина человеческих чувств. Несомненно, сборник рассказов «Альма-фатер» будет интересен как людям, имеющим отношение к военно-морскому флоту, так и просто всем, кто любит читать хорошую, добротную современную прозу, порукой тому талант автора и его искрометное писательское перо.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альма-фатер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Вне всяких сомнений, новая книга известного российского писателя-мариниста Александра Саркисова будет с интересом встречена читателями — залогом тому и талант автора, и выбранная им тема книги «Альма-фатер».

Наверняка книга будет интересна для чтения как людям, имеющим отношение к военно-морскому флоту, так и просто всем, кто любит читать хорошую и добротную современную литературу. Что же касается самого автора, то он, судя по тональности книги, предназначает ее прежде всего нынешней молодежи.

В книгу «Альма-фатер» наряду с некоторыми старыми рассказами вошло большое количество новых, ранее не публиковавшихся произведений.

Разумеется, что по прочтении книги «Альма-фатер» у каждого останутся в памяти какие-то наиболее впечатлившие рассказы. Что касается меня, то мне больше иных легли на душу такие рассказы, как веселый и познавательный «Крейсер “Комсомолец”», драматично-комичный «Самый счастливый день» и тонкий по юмору и философии пародийный «Один день Матвея Идрисовича». Эти рассказы я бы выделил особо, как некие вершины данной книги. Впрочем, все остальные рассказы также написаны на высоком художественном уровне.

В начале книги приведены эссе однокашников автора (кстати, прототипов некоторых персонажей) об училище. Из них видно, что веселые и неунывающие, а порой и не совсем дисциплинированные мальчишки-курсанты со временем превратились в прекрасных военно-морских офицеров, внесших немалую лепту в укрепление боеспособности ВМФ СССР. И это тоже находка автора!

Характерной чертой творчества Александра Саркисова и раньше, и в «Альма-фатер» является детальное знание предмета, о котором пишет автор, хороший русский литературный язык, несомненный интеллект и тонкий юмор. Именно поэтому чтение книг Саркисова всегда доставляет истинное наслаждение и оставляет после себя привкус изысканного десерта.

Я давно с неослабевающим интересом слежу за творчеством Александра Саркисова и могу сказать, что с каждой книгой он прибавляет в мастерстве работы со словом. Не стала в данном случае исключением и «Альма-фатер».

Уверен, что читатель не обманется в своих ожиданиях. Порукой тому талант автора и его искрометное писательское перо.

Попутного ветра и долгой жизни тебе, «Альма-фатер»!

Секретарь Союза писателей России,

капитан 1-го ранга

Владимир Шигин

Никогда не задумывался о роли в моей жизни военноморского училища — «Системы». Каждый на определенном этапе жизни, оглядываясь назад, анализирует прожитое на предмет: а правильным ли путем пошел? а правильное ли решение принял в определенных ситуациях? правильно ли поступил? с теми ли людьми строил отношения? Что дала мне «Система» — один из предметов этого анализа. Да, это высшее специальное образование, это школа жизни, как принято говорить, это новые люди, каждый из которых оставил свой след в душе, но все же это значительно больше, чем просто время, проведенное в компании таких же, как я, молодых людей в период учебы.

Задумываясь об этом, можно говорить много пафосных слов, но все же «Система» для меня это:

• новые люди, появившиеся в жизни, с которыми нужно было выстраивать отношения, закрепляя базовые ценности, привитые (а у кого-то не привитые) родителями;

• новые знания, подчас совершенно на первый взгляд невероятные, которые дадут тебе возможность не почувствовать себя балластом в будущем;

• осознание того, что в реальной жизни дважды два не всегда четыре;

• новые друзья и новые отношения, где опять же базовые ценности, такие как порядочность, честность, верность слову, — не пустой звук, а бесценная способность «прикрыть спину» товарищу;

• обретение истинно настоящих друзей, которых принимаешь такими, какие они есть, и с которыми пойдешь по жизни, общение с которыми будет доставлять радость и питать энергией для преодоления многих жизненных трудностей;

• осознание правильности выбора и — с течением времени — понимание того, чего же ты хочешь добиться в жизни;

• осознание, наконец, того, что отныне ты взрослый самостоятельный человек, принимающий решения и самостоятельно строящий свою жизнь. А еще это осознание того, что отныне ты часть той самой большой системы под названием военно-морской флот, ты винтик, причем хоть и маленький, но весьма значимый.

Капитан 1-го ранга

Н. Е. Давыдов

«Система»… Для непосвященных — комплекс взаимодействующих элементов, для меня — часть жизни, возможно лучшая. Мы были молоды, амбициозны и напористы. Мы мечтали покорять моря и океаны и быть лучшими в своем деле. Мы попали в «Систему», чтобы исполнить это, — и дальше жили уже по ее законам и правилам.

Мы учились выстраивать отношения между собой, с преподавателями и начальниками. Мы учились отличать добро от зла, подлость от служебной необходимости, уважение к старшим от пресмыкательства. Нас учили принимать решения и отвечать за них. «Система» отдала нам все, что у нее было, и отправила во взрослую жизнь. А дальше… Дальше уже совсем другая история. А «Система» продолжает жить и работать. Как без нее?

Капитан 3-го ранга

Ю. А. Клюев

Сорок лет назад, окончив Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, я пополнил ряды офицеров флота. Меня ждали подводные лодки, Крайний Север и дальние плавания.

Начав свою службу с должности командира электронавигационной группы, прошел все ступеньки нелегкой служебной лестницы до главной должности на флоте — командира корабля. И на каждом этапе своей карьеры я всегда с благодарностью вспоминал годы, проведенные в стенах училища. За эти пять лет преподаватели, командиры и особая атмосфера старейшего учебного заведения страны сформировали у меня правильное отношение к жизни и службе, крепкие нравственные и моральные ориентиры.

ВВМКУ имени М. В. Фрунзе подарило мне друзей на всю жизнь. Мы до сих пор встречаемся и помогаем друг другу.

Я давно ушел в запас и уже более двадцати лет работаю менеджером в коммерческих структурах. Но и сейчас придерживаюсь базовых установок той уникальной училищной системы менеджмента, в которой объединились старые флотские традиции и опыт бурного развития океанского флота.

Капитан 1-го ранга

А. В. Петров

Морской корпус, Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, «Система». Моя учеба в ней пришлась на времена брежневского СССР. И несмотря на партийно-идеологическую «совковость» всего военно-морского образования, «Система» работала. И за пять лет превратила наивного юношу, смотрящего на мир через розовые очки, в довольно шустрого, слегка циничного лейтенанта, готового лечь на амбразуру во славу Родины.

«Система» не делала людей ни лучше, ни хуже. Она обнажала человеческое нутро, раскалывала человека на раз-два и отсекала на прокрустовом ложе все лишнее, что не соответствовало офицеру советского ВМФ. Все работало на этот конечный результат: и спартанский режим, и ограничение свободы, и наборный паркет Компасного зала, и галерейные портреты героев и флотоводцев, и даже бывшая столовая гардемаринов, превращенная в танцпол зала Революции. Везде витал метафизический дух российского флота. И очень жаль, что сейчас, в эпоху пышных придворных морских парадов, альма-матер русского флота уже который год стоит без ремонта и восстановления после пожара. И никаким кронштадтским новоделом не заменить старое, намоленное поколениями гардемаринов здание «Системы».

Капитан 3-го ранга

А. А. Елпаев

Что для меня значит училище?

• Это то место, где из меня сделали мужчину.

• Это первая любовь и первая измена.

• Это когда ты впервые начинаешь отвечать за других, а не только за себя.

• Это когда впервые узнаёшь, что за твои проступки может пострадать другой и при этом тебе всё очень доходчиво объясняют не те как бы взрослые, как ты привык в семье и школе, а твои товарищи-сверстники.

• Это когда ты понимаешь не только то, откуда берутся дети, но и то, что с ними делать, потому что это ты становишься их отцом.

• Это когда у тебя появляются братья не по родству, а по духу — потому что на всю жизнь.

• Это когда ты вдруг узнаёшь, что еще кто-то готов подставить тебе крепкое, надежное плечо, потому что он такой же свой, как ты, а своих не принято бросать, и это не один человек, а может быть и целая рота.

• Это когда ты начинаешь учиться искать выходы из безвыходных ситуаций сам, а не бежишь к маме или папе.

Что мне дало училище?

• Прежде всего, это уверенность в себе — как средство защиты от всех невзгод.

• На всю жизнь я остаюсь прежде всего курсантом лучшего Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе; какое бы потом воинское звание я не получал, всегда в голове сидит прежде всего, что я должен не опозорить честь «Системы».

• А также определенную степень безразличия, что позволяет в основном всегда держать холодную голову и ориентироваться в сложных ситуациях.

• Но самое главное, я приобрел настоящих и преданных друзей со всех концов нашей некогда огромной страны, которые теперь уже разъехались по всему миру.

• Я получил диплом инженера и холодное оружие в личное пользование.

• Я научился быстро чистить картошку, убирать пыль в самых труднодоступных местах, варить пельмени в кофейнике, гладить брюки и стирать носки каждый день.

• Научился штурманской аккуратности и основательности.

• Научился предвидеть события и оценивать обстоятельства.

• Я научился адаптироваться к любым ситуациям.

• И наконец, я получил офицерскую форму.

Капитан 2-го ранга

М. Ю. Смирнов

Училище?! Это переход от состояния детства к зрелому, хотя и юному возрасту. Это состояние невосприятия, отторжения всего, что тебе навязывают, на фоне огромного интереса к жизни, любви и радости окружающего бытия. В этом круговороте зарождалась и дружба, и навыки общения — так на выходе получался самостоятельный (уверенный в правильности своего жизненного пути), многосторонний, с крепким иммунитетом ко всем жизненным «вирусам» человек.

Неслучайно каждые пять лет (а то и чаще) уже немолодые, нефизкультурного вида мужчины встречаются, обнимаются, радуются и становятся на время мальчишками — выпускниками родной «Системы».

Капитан 3-го ранга

А. В. Черновский

В первую очередь я хочу сказать слова благодарности руководителям, преподавателям и воспитателям Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, среди которых были и участники Великой Отечественной войны. Они отдавали свои знания и умения нам, семнадцатилетним юнцам, делая из нас будущих адмиралов и офицеров военно-морского флота.

Учеба в морском училище стала началом моей военной службы, которая продолжалась в рядах ВС СССР и ВС РФ более тридцати трех лет. Базовое военноморское образование, полученное в его стенах, и служба в рядах военно-морского флота позволили мне в дальнейшем успешно закончить Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова.

С первого курса учебы в нас воспитывали чувство долга, товарищества и любовь к родному училищу, которые мы сохранили на всю жизнь. В период учебы у меня появились друзья, отношения с которыми продолжаются уже более сорока лет и с каждым годом только крепнут.

Училище сформировало меня как личность, выработало самостоятельность и ответственность за принятие решений, а также умение и готовность преодолевать сложности.

Кроме того, учеба в славном городе на Неве позволила прикоснуться к его историческому наследию и существенно повысить свой культурный уровень.

А еще во время учебы я женился на любимой девушке по имени Татьяна, которая по сей день трепетно поддерживает домашний уют и с которой мы делим все радости и невзгоды.

Капитан 1-го ранга

Л. А. Балахонов

Отношение к «Системе» (попытка вспомнить ощущения периода 1976–1981 гг.).

Первый курс. Воспоминания грустные: хочется спать, хочется есть и вообще домой хочется… Научился стирать носки в бане…

Второй курс уже лучше, третий — веселее.

Дальше, четвертый и пятый, уже хорошо: уверенный взгляд, энергичная проходка, ощущение самостоятельности, уверенность в себе…

Можно продолжать долго. А если коротко — я испытываю чувство гордости от осознания того факта, что учился в Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе на штурманском факультете.

Капитан 2-го ранга

Е. В. Попов

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Альма-фатер предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я