Тыдымский дневник. Воспоминания о Эдеме

Александр Петрушкин

Книга включает в себя адаптированные дневниковые записи уральского поэта Александра Петрушкина [большая часть которых первоначально была опубликована в фейсбуке].

Оглавление

16/09/2015

Выполнил наконец-то обещание и выслал краткий обзор стихирного конкурса ЛФР от меня (черновик). Сохраню здесь для себя.

Прежде всего — отчего задержка? От того, что сколько я не перечитывал Лонг — смог отобрать только 4 стихотворения, которые более или менее смогли удовлетворить мой (весьма специфичный) вкус, то есть если бы я умел не судить о стихах по гамбургскому счету — то набрать и пять, и десять было бы легко. Но, увы — судил по «Гамбургу». Иначе, видимо, уже не умею и не хочу уметь.

Основные претензии к стихотворениям.

1) ДЕКОРАТИВНОСТЬ и ОРНАМЕНТАЛЬНОСТЬ (не по Айги) — начинаешь читать стих и возникает желание пригнуться и ничего не трогать в тексте — поскольку понимаешь тронешь вот этот камень = и всё обрушится, но пресловутый камень раздражает и ты чувствуешь, что он здесь случаен и вообще это не камень, а пластиковая бутылка, которую строители гастербайтеры, обмазав цементом впаяли в общую стенку. В таких стихотворениях, как правило, много сносок и иноязычных выражений. Не буду обозначать их цитатами. Пройдитесь по Лонгу (это была рекламная пауза!) и найдите сами.

2) НЕВЫСТРОЕННОСТЬ (ДВОИЧНОСТЬ) АРХИТЕКТУРЫ — то есть, когда слова выложены так, что возможно вполне комичное прочтение. Например:

…но, по высоцкому, опять

из-за флажков сбегают волки.

При озвучивании вполне можно прочитать, что волки бегут по Высоцкому. Это не означает, что я не понимаю, что имел автор ввиду, но комичность тем не менее мне приметна.

3) НАРУШЕНИЕ ХРОНОТОПА СТИХОТВОРЕНИЯ — то есть нечувствительность автора к необходимой продолжительности стихотворения. Ощущать временность своей речи прямая обязанность местного демиурга.

4) БЕСЧУВСТВЕННОСТЬ ЦИТАТ ИЛИ СЛОВ — например:

«…я гремучей тоски смаковал абсент» — вряд ли автор этой строки мог предположить, что у меня его строка будет соревноваться и неизбежно проигрывать строке «за гремучую доблесть грядущих веков». Но автор должен преполагать как можно более широкий культурный контекст, который даже супротив авторской воли будет сложен читателем вокруг авторского кирпичика. Сколько раз наблюдал, что умный читатель часто расширяет авторский замысел и во времени и в пространстве до самого Иерусалима. Это безусловно имеет смысл учитывать — и понимать свою глупость перед читателем.

5) ПРЕСЛОВУТЫЙ ФОРМАТ А4 — полагаю написание стихотворений в этом формате леностью (а не изыском автора). Не столь продолжительно существование русской поэзии, чтобы переходить к западному формату (я не беру сейчас в расчет такие стили, как верлибр) — но насколько легче в таком формате спрятать грехи своей речи. В данном случае я предвзят и все, что отсюда следует.

6) АКТУАЛЬНОСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ — для меня скорее недостаток, поскольку отрицает факт возможности продления стихотворения во времени. Очень мало кому удаётся сделать так, чтобы стихотворение написанное по неким «болящим» событиям, стало общевременным. Это я про стихотворение о Украине. Пожалуйста, пока воздержитесь.

Есть и еще ряд претензий к моему чтению ваших стихотворений, но я пока их оставлю для себя, поскольку не уверен, что они не сиюминутны — Те же шесть, что я перечислил выше — это уже отстоявшиеся до меры. И последнее — стихотворения, которые мной были выбраны тоже не полностью соответствую моим требованиям к стихам, но недостатков очевидных (в смысле — непоправимых) я в них не вижу и буду готов прочитать еще раз, а возможно, что и слямзить тот или иной персонаж, пейзаж и т. д. — а это уже показатель хорошей мебели. Спасибо всем за терпение.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я