Из Петербурга в Псков в эпоху до железных дорог. К истории путешествий по России

Александр Павлов, 2023

Как наши предки видели путешествия несколько столетий назад, когда получалось ехать не быстрее, чем со скоростью хода лошади? Действительно ли дороги – это исключительно российская беда в прошлом? Кто строил почтовые тракты и для кого они строились в XVIII–XIX веках? Почему многие из них на время почти опустели? Как работала международная беспроводная связь при Николае I и при чем, собственно, тут большие дороги?Книга Александра Павлова «Из Петербурга в Псковв эпоху до железных дорог» – попытка на примере одной из главнейших дорог Российской империи дать ответ на эти и другие вопросы. Это также прекрасный научный путеводитель, рассчитанный как на широкого читателя, так и на специалистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из Петербурга в Псков в эпоху до железных дорог. К истории путешествий по России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Почтовая станция София.Организация почтового сообщения на Порховском тракте. Почта в XVIII веке в России.

В 1780 г. императрица Екатерина II, воплощая в бытие собственные представления об идеальном и современном городе, основала уездный город Софию. Однако век его оказался чрезмерно короток. Спустя всего несколько десятилетий (в 1808 г.) София слилась в единое целое с роскошной резиденцией русских правителей — Царским Селом.

Удивительно ли, что небольшая по расстоянию дорога от российской столицы — Санкт-Петербурга до Царского Села считалась в разные эпохи одной из самых благоустроенных в империи? Еще в 1787 г., в своем дневнике путешественник, а в впоследствии революционер Франсиско де Миранда в с восхищением подмечал: «До чего же красива царскосельская дорога, освещенная двумя ровными рядами огней». Сохранил в воспоминаниях посещение Царского Села в 1825 г. и писатель К.С. Сербинович: «В это лето царскосельская дорога представляла то удобство, что была вся, для спокойной езды, вымощена досками, положенными вдоль по дороге, в четыре ряда, называвшиеся колесопроводами: каждый экипаж, держась правой стороны, ехал по двум колесопроводам. Гладкость дороги делала езду скорою и спокойною; но в дождливую осень доски превращались в щепы».

Упоминая еще только Софию, обратим внимание на то, что стремление довести черты этого столичного предместья до совершенства проявилось в городской планировке и архитектуре, населении (особое внимание отводилось заселению города купцами, промышленниками, духовенством и военными) и других задумках, например, образовать тут значимый для Санкт-Петербурга транспортный узел. И, правда, София получила огранку собственных владений с разных сторон большими дорогами — Порховской и Новгородской (что нашло отражение в сенатском указе), а также царскосельской ветвью (созданной в 1785 г.) Московского тракта. Вот почему сразу для нескольких направлений конного движения в Софии в 1780-х гг. с грандиозным размахом возводилась почтовая контора, получившая 3 каретных сарая, дом почтмейстера, трактир, конюшни на 50 лошадей и тд. В образцовом городе почту обязывали иметь впечатляющий вид согласно высокому своему статусу.

Постройка софийской почтовой станции (22 версты от Санкт-Петербурга) доверялась, конечно, лучшим именитым специалистам. Как известно, в ее первоначальный облик закладывался типовой проект архитектора Николая Александровича Львова, оказавшийся, правда, нежизнеспособным — применение чертежей привело к некоторым неисправностям, отчего в 1784 г. другой зодчий, Чарльз Камерон, внесший серьезный вклад в преображение столичных предместий: Царского Села, села Павловского (будущего города Павловска), а также собственно города Софии, составил собственноручный и отличный от первоначального план строительства. Станционное здание теперь обрело 3 этажа и в таком виде открыло ворота да двери двумя годами позже. Софийскую станцию последней четверти XVIII века описывал А.Н. Радищев в одном из значительнейших произведений русской прозы той эпохи «Путешествие из Петербурга в Москву». Он посвятил ей целую главу.

Почтовый двор в Софии обслуживал проезжающих по нескольким большим дорогам, и хоть в 1796 г. император Павел I счел необходимым использовать для московского направления Ижорскую станцию вместо него, однако, в 1811 г. местоположение двора было возвращено обратно ради удобства проезжающих. Здание Софийской станции перестраивалось в 1805–1806 гг. по проекту архитектора Луиджи Руска. Согласно отчету Санкт-петербургского военного генерал-губернатора от 1820 г., почтовый дом в Царском Селе назывался одним немногих в пределах Санкт-Петербургской губернии, находившимся в надлежащем, не обветшалом состоянии.

Позвольте отметить, какими прекрасными красками оживляет софийскую часть Царского Села в 1810–1820-х гг. военный историк Николай Сергеевич Голицын: «…за пределом сада, по левую, или западную, сторону Большого пруда, за рвом с палисадником, пролегала почтовая шоссейная дорога, по которой звенели колокольчики экипажей, проезжавших на почтовых лошадях, а по другую сторону этой дороги простирались здания городка София, начиная от Гатчинских ворот до новой дороги в Павловск. Начинаясь у первых военными магазинами и почтовой станцией, за которыми следовали: и оригинальная площадь с домиками в восточном вкусе, расположенными в виде театральной сцены, и дом полкового командира лейб-гвардии гусарского полка, с гауптвахтой, и ряд деревянных одноэтажных казарм этого полка, с дворами между и позади их, здания Софии замыкались, наконец, у новой Павловской дороги, против адмиралтейства в саду, двумя большими домами пансиона, с галереей между ними.

В 1837 г. Софийскую почтовую станцию миновал Александр Иванович Тургенев, сопровождавший тело поэта А.С. Пушкина к месту захоронения в Псковскую губернию: «Ночью проехали мы Софию, Гатчину, к утру 4-го февраля были уже в Луге». На будущий год почтовый двор перестали использовать по назначению. От деревни Подгорное Пулково на Гатчину строилось спрямленное шоссе, обходившее Царское Село с запада (проект утвержден в 1836 г. государем Николаем I) и позволявшее сократить время в пути. В Подгорном Пулково появилось каменное здание почты, ставшей заменой Софийской станции в данном направлении. Царскосельско-гатчинская дорога превратилась в линию исключительно губернского значения. Еще раньше, с 1817 г. началось прокладка Московского шоссе, приведшая затем к привычке ездить из Санкт-Петербурга в Москву и обратно, не сворачивая в Царское Село.

Потерявшая свое значение Софийская почтовая станция переделывалась под военный госпиталь в 1837–1840 гг. Часть построек, примыкающих к ней и бывших частью единого архитектурного замысла, давно уже находилась в руках у военного ведомства, использовавшего с 1814 г. здание трактира в качестве воинского штаба и места для жилья офицеров. Спустя пять десятилетий ведомство выкупило под собственные нужды и дом вдовы гжатского купца Емельяна Чеблокова, что соединялся с западной стороной почтового двора. При строительстве Царскосельского военного лазарета его и часть станции разобрали.

****

Софийская почтовая станция лишь в облике своем была относительно оригинальным архитектурным комплексом, но в сущности своей она не отличалось от других почтовых станций подобного ей уровня — тот же самый набор задач. Впрочем, следует начать с другого, уделив внимание истории развития почты в XVII–XVIII столетиях.

Еще не существовало ни железных дорог, ни телеграфов. Передать сведения куда-либо вдаль или отправиться в долгое путешествие по суше дозволялось лишь со скоростью хода лошади. Но не всем всегда было доступно и это. В течение XVIII века почта в Российской империи проходила долгий, тернистый путь становления в сторону гражданской и регулярной (т.е. работавшей по расписанию и принимающей/раздающей перевозимое ею по пути следования). Она училась отвечать растущим потребностям общества.

И все же первая регулярная почта — «немецкая» или «купеческая», возникла в России несколько раньше — во второй половине века предыдущего, просуществовав более ста лет. Правда, задачи ей вменялись особые — доставка известий из-за рубежа и перевозка писем «торговых людей», изначально иностранцев, а затем и русских (с 90-х гг. XVII века). В остальном к моменту зарождения «немецкой» почты в Московском государстве издавна и широко применяли ямскую гоньбу, служившую, главным образом, правительственным целям и осуществлявшую адресную пересылку отправлений.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из Петербурга в Псков в эпоху до железных дорог. К истории путешествий по России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я