Краткая история Великого княжества Литовского и род Домановичей

Александр Витальевич Дзиковицкий

История Великого княжества Литовского для многих наших современников остаётся малоизученной темой. Хотя наиболее продвинутые знают, что нынешняя Литва и Великое княжество Литовское далеко не синонимы. Скорее на происхождение от Великого княжества может претендовать современная Беларусь, а Литва – лишь историческая провинция княжества.

Оглавление

1. предыстория. (до 30-х годов XIII века)

Полюби эту вечность болот:

Никогда не иссякнет их мощь.

Этот злак, что сгорел, — не умрёт.

Этот куст — без истления — тощ.

А. А. Блок.

Казалось бы, название «Полесье» должно означать лесистую местность, но в народном определении это — резкий переход от открытой равнинности к лесу. Сухой земли, годной к полевым работам, здесь немного. Большая часть — болотистые леса и болота, поросшие камышом. В бассейне реки Струмень, который позже стал называться Припятью, находится самое большое болото в мире площадью 46.950 квадратных километров. В западной части Полесья, где течёт река Пина, расположены Пинские болота, именем которых иногда называют всё Полесье. Иначе эту территорпию называют Пинщиной. Во время осенних дождей и весеннего таяния снегов здесь всё вокруг превращалось в сплошную водную гладь. Лишь левый берег Струменя, с расположившимся на нём позднее городом Пинском, гордо возвышался над бескрайним водным пространством. Может быть, именно в такое половодье побывали на Полесье греческие купцы и путешественники, рассказавшие о поразившем их воображение водном изобилии отцу истории Геродоту, который и записал в «Истории Скифии» сообщение о внутреннем море к северу от скифских земель.

Пинщина — это обширная низменная котловина бассейна реки Струмень, покрытая огромными болотами и густыми лесами. Целый ряд истоков и притоков весной и осенью разливается в целое море воды с редкими островками, на которых обитало редкое население, добывавшее себе средства к существованию охотой, ловлей рыбы и собиранием даров природы. Летом вода уходит, и пойма покрывается буйной зеленью заливного луга, в которой серебром поблескивают голубые озёра, старицы и протоки. Летом приток Струменя — Пина — ласковая, тёплая и спокойная, полная рыбы и пернатой дичи в затоках. Пина — наилучший путь сообщения в дремучем бездорожье древнего Полесья. По Пине идут пути сообщения на запад, где волоком переправляются лодки в Мухавец, а по нему — в Западный Буг и Вислу, в земли соседей дреговичей — мазовшан, и дальше — в Прибалтику, Балтийское море и «в варяги».

Болота Пинщины двух видов. Самые известные — это те, что постоянно покрыты неглубокой водой и поросли тростником, камышом, рогозом, аиром и прочими растениями. Другая, «сухая» разновидность полесских болот значительно больше по площади и состоит из торфяников, лишь временно заливаемых водой. Но в любое время они топкие и часто покрыты кочками. Поэтому здешние жители издревле носили на ногах широкие крупноплетённые лапти, бывшие единственно возможным и подходящим для их земли видом обуви. По берегам зарастающих озёр образуются «зыбуны» — плавающие на воде плотные ковры из сплетённых между собой корневищ и корней болотных растений. На сухих островках между болотами располагаются участки сосново-широколиственных лесов.

Вследствие заболоченности почв земледелие здесь всегда было малопродуктивно, а потому и нераспространённо. Зато животный мир представлен многочисленными стаями голенастых и водоплавающих птиц, а по берегам озёр располагались большие колонии бобров. Жители имели возможность охотиться на медведей, рысей, куниц, белок, лосей, волков, благородных оленей, косуль, кабанов, лисиц, зайцев, а также на лесных птиц — глухарей, рябчиков и филинов. Во время разливов лодки становились для людей единственной возможностью поддерживать связь между редкими поселениями.

* * *

В болотистых низинах и в вековых лесах на берегах Струменя, Десны и верховьев Днепра издавна жили нелюдимые полещуки — территориальная общность, составившаяся из славянских племён древлян, радимичей, дреговичей, тюрок-севрюков и смешанных славяно-росов полян. Полесье в глубокой древности, как только начали отступать ледники, явилось одной из главных баз становления и расселения белой (арийской) расы в её славяно-скифском сплаве. При этом полещуки — самые «белые» изо всех окружающих их племён. Более того, Полесье вполне можно считать общей исторической колыбелью, из которой выросли все смешанные сармато-славянские народы Восточной Европы. Геродот в 5 веке до Р.Х. писал, ссылаясь на сведения скифов, что на землях, расположенных к северу от них в районе большого озера, из которого вытекает Данастр (Днестр), проживают близкие скифам по культуре и, надо полагать, по родству племена невров. Сегодня полещуков своими прародителями считают и белорусы, и украинцы, и русские. Остатки самых древних селений в Пинских болотах относятся к началу IV-го тысячелетия до Р.Х., то есть ко временам Древнего Царства в Египте. Они стояли на деревянных сваях и располагались посреди обширных озёр, служивших естественной защитой от врагов. Появление же большинства древнейших поселений (городищ) на территории Полесья относится к 8-му веку до Р.Х.

Как и все древние народы, полещуки были очень суеверны. Действиям живших здесь болотных чертей люди приписывали порчу леса, предназначенного для постройки дома. Болотные черти любят шалить над брёвнами, когда их провозят через болото. Болото — типичное место действия рассказов о чёрте, что отражено и в поговорках «Было бы болото, а черти будут»; «Всякий чёрт своё болото хвалит»; «Не ходи при болоте — чёрт уши обколотит»; «В тихом омуте черти водятся, а в лешом болоте плодятся».

Кроме чёртей в здешних местах водилось великое множество различных болотных, лесных и водяных духов. Было хорошо известно, что сбившегося в ночное время с пути человека нечистая сила всеми силами старалась непременно завести в непроходимые места, болота, топи. Это обычно было связано как с действиями чёрта, так и духов, душ умерших, блуждающих огоньков и тому подобного. Есть даже легенда о возникновении здешних болот благодаря чёрту. Вот она.

Сначала была одна лишь вода, по ней иногда ходил Бог. Идёт он однажды, видит — плывёт водяной пузырь. Бог говорит:

— Стой!

Пузырь остановился.

— Лопни!

Пузырь лопнул, из него выскочил чёрт:

— Что тебе нужно, Боже?

Бог говорит:

— Нужно бы сделать что потвёрже, а то неудобно ходить.

Стали они прикидывать. Увидел Бог, что глубоко под водой лежит кусок земли и говорит чёрту:

— Достань-ка ты эту землю.

Нырнул чёрт. А вынырнул лишь через три дня, набрал земли в подол рубахи, да ещё и за щёку. Стал Бог разбрасывать землю по воде. Чёрт только ту, что за щекой, утаил.

Говорит Бог:

— Растите на земле деревья и травы!

Стали подыматься деревья и травы, да ведь у чёрта за щекой — тоже. Раздуло ему рот, не может ни пить, ни есть. Долго чёрт крепился, да видит, что невмоготу… а тут и Бог идёт. Пустился чёрт убегать — всё вон изо рта. И куда лилось и сыпалось — образовалась водяная земля с деревьями и травой. Вот отсюда и болота!

У всех древних народов был культ природы и культ умерших. Оба эти культа в большинстве случаев соприкасались между собой. Здешние язычники — невры и протославяне — имели огромный пантеон всевозможных богов и духов, по своему количеству оставляя позади даже самые именитые культурные наследия греков, индусов, египтян и так далее. Бок о бок со местными обитателями жили с дюжину «лихоманок» (болезнетворных духов), несколько видов «прокуд» (зловредных домовых духов), «шишиг» (нечестивых духов) и много других. Основные разновидности духов подразделялись на три группы: природные духи, деды (духи умерших) и нежить (нечисть). Идолы (скульптурные изображения богов) делались из дерева, что вполне понятно: подходящего каменного материала, например мрамора, здесь не было, зато леса было достаточно.

Геродот уверял, что невры, жившие близ реки Пины, все были волшебниками-чародеями, колдунами. Их колдовство заключалось в таинственной способности причинять различный вред или избавлять от него, насылать или снимать порчу. Чародеи могли воздействовать даже на силы природы. Если верить древним свидетельствам, то все невры обладали врождённой, но позднее утраченной способностью к оборотничеству в волков и обратно. Геродот так писал о неврах: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние». Такой оборотень у полещуков имеет даже своё название — волкулак. Волкулак — это человек в волчьем облике. Для того, чтобы стать волком, человеку надо было кувыркнуться через пень, либо через вбитый в землю осиновый кол или нож. От настоящих волков волкулак отличался лишь тем, что задние ноги в коленях у него сгибались вперёд, как у человека.

* * *

Территорию Полесья можно по праву считать одним большим музеем истории и этнографии. За свою обособленность и удивительное своеобразие Полесье издавна называли «медвежьим углом», причём, не чурались подобного определения и сами полещуки. Скорее, напротив, — гордились им и стремились закрепить его именно за собой. Может быть, в этом и есть секрет уникальности края, где тайны истории тесно и причудливо переплетены с современностью, войдя в плоть и кровь здешнего народа?

В 155 году от Р.Х. началось продвижение на юг племён готов из Южной Скандинавии, которые нанесли поражение проживав-шим на южном побережье Балтийского моря западно-скифским племенам росов (русов, ругов) и вытеснили их оттуда в район Карпат, а затем в Среднее Поднепровье. Под давлением росов славяне во 2 веке стали расселяться в лесостепной зоне между Днестром и Днепром. По преданию, тогда вождём росов был Кий. Укрепившись в Среднем Поднепровье, росы сделали своим главным городом Киев, получивший своё название от имени вождя, и некоторое время успешно отражали удары готов. Их сопротивление вынудило готов на некоторое время осесть на болотистых землях Полесья. Но в начале 3 века держава росов стала распадаться, в 230-х годах готы нанесли им поражение и прошли в Причерноморье.

В условиях упадка Римской империи, наступившего с 3 века нашей эры, контакты между её западной частью и народами Восточной Европы полностью прекратились. Но исподволь происходило приобщение здешних народов к христианству. В 3—4 веках учение об Иисусе Христе получает всё более широкое распространение. Всё большее количество людей обращается в новую веру. Тонкие ручейки последователей и приверженцев, желающих помолиться и покаяться на могиле Спасителя в Иерусалиме, постепенно превращались в полноводные реки.

Готская держава достигла пика своего могущества во второй половине 4 века при вожде Германарихе, который, одержав победу над славянскими племенами в районе Карпат и Вислы, распространил свою власть на земли между Вислой и Западным Бугом. Тогда же в его власти оказалась и территория Пинщины. В 370-х то годах готы были разгромлены племенами гуннов, что дало толчок всеобщему движению, вошедшему в историю как «Великое переселение народов». Часть готов после поражения перешла вместе с сарматами (аланами) на сторону гуннов и вместе с ними начала войну против славяно-росов, которые двинулись на север.

* * *

Наиболее типичным для Западного Полесья населённым пунктом, возникшим в конце VIII века, явилось поселение на месте нынешнего села Городище на Пинщине, которое находилось в 12 километрах на северо-восток от позднее возникшего Пинска, там, где в реку Ясельду впадает ответвление реки Пины, на берегу Городищенского (иначе Полесского) озера. Это поселение и было первоначальным Пинском.

В конце VIII — начале IX веков восточноевропейские жители не подвергались ударам с иных направлений, кроме балтского, и могли спокойно заняться строительством своей государственности. Племенные общины складывались в более крупные образования, которые связывались в одно целое поклонением одним и тем же языческим богам. Совокупность племенных общин составляла уже племя. В частности, объединения (или княжения) племён кривичей, дреговичей и радимичей стали первыми государственными образованиями на территории будущего Великого княжества Литовского. Их язык и культура были преимущественно славянскими, но сохраняли элементы, характерные для балтов-готов и росов-сарматов. Подобно племенам в других странах, здесь правил вождь, обладавший практически безграничной властью над соплеменниками и их имуществом.

Среди племён, упоминаемых на первых страницах Несторовой летописи, значатся имена кривичей и дреговичей. Оба имени указывают на характер местности, в которой поселились эти племена (дрегва — топь, трясина; то же значение имеет литовское kirba, откуда, вероятно, и произошло название кривичей). Связь между племенным названием и местностью (явление, свойственное не только Несторовым племенам) может служить указанием на близкое родство этих племён: надо думать, что до расселения по Русской равнине они отдельных имён не имели; недаром летописец свидетельствует, что у всех у них был единый язык — славянский. Дреговичи заселили пространство между Двиной и Струменем. Племена эти быстро слились с остальными, образовавшими «русский народ», и отдельные имена их скоро исчезли со страниц летописей. Современная Белоруссия занимает приблизительно ту же площадь, которую занимали племена кривичей и дреговичей, и так как нет следов каких-либо массовых переселений в этих областях, то можно предполагать, что белорусы являются их потомками.

В отличие от прежних племенных союзов, древнейшие государства формировались уже не на основе кровного родства своих членов, а в силу совместного проживания людей на одной территории. Центрами таких территорий становились редкие в то время городища. Характерной чертой этих поселений была постройка укреплений, которые в лесах возводились из дерева и земли. Такие города служили для защиты семей местного населения, разбросанного в окрестностях и промышлявшего охотой и рыболовством. Как мелкие островки в огромном море лесов и болот Полесья появлялись поселения по нескольку десятков жителей, которые развивались при благоприятных условиях существования и исчезали в случае мора, голода или военных столкновений.

Вдоль Струменя известны остатки земледельческих поселений, городищ и курганов, где дреговичи хоронили после трупосожжения своих умерших соплеменников. Курганное захоронение — особенность кочевой скифской (тюркской) культуры, трупосожжение — характерная черта славянского обряда. В этом смешении наглядно проявляется процесс гибридизации полесского населения, которое является одновременно продолжением как славянского, так и сарматского этносов. Помимо естественных препятствий безопасность здешних поселений обеспечивали искусственные оборонительные сооружения — ограды из земляных валов, поверх которых возводились бревенчатые частоколы или стены. Эти ограждения, ограды дали название и самим поселениям — городам. У подножия валов с внешней стороны, как правило, выкапывался ров, служивший дополнительным элементом обороны поселения. По возможности он заполнялся ещё и водой.

С ІХ века вся восточноевропейская территория покрылась сетью городищ, каковых насчитывалось около 1400. Притягивая ближайшие сельские местности, города способствовали возникновению новых территориальных единиц — городовых областей или, как они издревле назывались, земель. Более интенсивно развивались земли, обладавшие необходимым запасом плодородных земель или важным положением на речных или сухопутных торговых путях. Со временем более развитые области становились ядром племенных объединений, втягивая менее развитые земли в орбиту своего влияния.

Наиболее низкой плотностью городищ выделялась западно-полесская область. Но здесь, несмотря на небольшое число городищ, было немало неукреплённых поселений. В Полесье городища часто концентрировались в заболоченных местностях (так называемые «болотные городища»). Поэтому за пределами таких городов оказывались более возвышенные, слабо заболоченные места. Во второй половине IX века возникают первые уже настоящие города. На юг от Струменя появились города Хатомль, а затем Туров.

К X веку первоначальный Пинск (городище) сформировался как протогород. Имеющий в основании своего названия балтское (летувисское или росское) слово, городище, а затем и город Пинск означает в переводе — «напитанный». В протогородах, как и в средневековых городах Западной Европы, так же наблюдалась концентрация ремесла и торговли, только уровень их развития находился в зачаточном состоянии. Первоначальный Пинск, просуществовав около 300 лет, уступил место вторичному. Более поздний город развивался вокруг древнего городища путём расширения в сторону, не преграждённую естественными препятствиями. При этом древнее городище долгое время оставалось центром и более позднего поселения.

В IX веке возникают и первые государства — племенные княжества, во главе которых стояли вожди-князья. Каждый князь имел собственных воинов — дружину. За то, что князья руководили делами своих племенных союзов и охраняли мирное население от врагов, они собирали данину (дань) в виде пищи, одежды и оружия. Сбор данины назывался полюдьем. Та территория, на которой собиралась данина, и считалась княжеством.

На восточноевропейских землях сформировались в IX веке три крупных племенных государства — Куявия, основу которой составили земли полян (славяно-росов) с центром в Киеве, Арасания, образованная северянами (северцами, севрюками, то есть «более чистыми» сарматами) с центром в Чернигове и Славия, основой которой были земли в районе реки Волхов (наименее сарматизированное государство). Наиболее удобное место занимал город Киев, что и предопределило возвышение Киевской земли среди других восточноевропейских земель.

В процессе преобразования Куявии в более крупное государство — Киевскую Русь — завершился процесс растворения чисто росского населения в преобладающем славянском окружении. До 882 года Приднепровская Русь на западе включала в себя верховья реки Горыни, то есть её территория непосредственно граничила с Полесьем. В 882 году под властью киевского князя Олега были объединены ранее самостоятельные Русь Приднепровская и Русь Северная. При князе Олеге Киевская Русь, или, как её называли современники, «Русская земля», «Русь», стала превращаться в реальный центр силы на востоке Европы.

Вступивший после Олега на киевский престол князь Игорь (912—945 годы) продолжил политику расширения границ своего государства. В 914 году, в самом начале своего правления, Игорь жестоко расправился с древлянами, которые попытались было выйти из-под опеки киевских князей. После этого похода к Руси были присоединены и земли дреговичей. Летописи не сообщают подробных сведений об истории дреговичей, известно лишь, что у них было своё княжение. Не сохранилось и сведений о том, как произошло присоединение дреговичей к Руси.

В конце X века славянские племена расселились по всей территории будущей Белоруссии, и жили здесь вместе с древним балтским (роским) населением, постепенно смешиваясь с ним.

* * *

Ядром Туровского княжества, занимавшего бассейн среднего и нижнего течения реки Струмень, а также её притоков, стала низинная часть Полесья. Территория Пинщины являлась западной частью Туровского княжества, границы которого в основном соответствовали пределам расселения дреговичей, но на востоке не доходили до этого рубежа, так как область дреговичского города Брагина входила в состав уже Киевского княжества. Южная граница Туровского княжества начиналась почти у устьев Струменя и продолжалась далее узкой полосой по южному берегу до городов Дубно и Луцк. Западная граница доходила до Берестья (Брест) и Дрогичина. Наконец, область реки Березина, принадлежавшая полоцким князьям, была северной границей Туровского княжества и оставалась неизменной в течение последующих трёх столетий. С конца Х века Туровское или, как из-за важного значения Пинска оно ещё называлось, Турово-Пинское княжество, играло значительную роль во взаимоотношениях Киевской Руси с Польшей и литвинскими племенами, поскольку через его территорию проходил древний торговый путь из Киева в Прибалтику.

В Лещe (под Пинском) издавна существовали два очень высоких, до 5—6 метров, погребальных кургана. В 1871 году один из них был раскопан. В кургане было найдено погребение трупосожжением, а в погребальном инвентаре — арабская монета дирхем, относящаяся к Х веку, что свидетельствует о том, что Пинщина, хоть и бывшая тогда захолустьем, была связана с внешним миром торговыми отношениями.

Вторичный Пинск, уже как средневековый город, стал таковым вскоре после разрушения поселения-протогорода в начале ХІ века. Как и прежнее городище, город стоял на водных путях, связывавших Киев с Польшей и Волынь с более северными племенами. Пинск находился в 150 километрах к западу от главного города дреговичей Турова, но по реке — немного больше. За три дня водного пути из Пинска можно было добраться до Турова. Затем, минуя Туров, пиняне выходили на великий водный путь по Днепру «из варяг в греки», а по нему — в Киев, Причерноморье, Византию. Благодаря Струменю пинские купцы имели оживлённые торговые сношения с дальними землями.

* * *

Географическое понятие «Литва», давшее название будущему Великому княжеству, впервые упомянуто в анналах Кведлинбурга за 1009 год. Там записано, что сын саксонского графа епископ и монах Бруно из Кверфурта, направляясь в землю пруссов, погиб от руки язычника «в пограничной области Русции и Литвы». Предположительно это случилось между племенами ятвягов и тогдашней Русью. В «Повести временных лет» литовские племена упоминаются как северные народы, которые дают дань Руси. Сохранились и разрозненные известия о военных выступлениях русских князей против литовцев. В те времена местные племена не имели какой-нибудь политической организации. Название «Литва» на протяжении многих столетий относилось к нынешней Беларуси и было её историческим наименованием.

Но где была «Литва Миндовга», с которой начался процесс объединения балтско-литовских племён? Летописные данные и топонимика дают возможность ориентировочно определить территорию древней Литвы. На севере она граничила с Полоцким княжеством по реке Березине. По этой же реке шла северо-западная граница Литвы с Нальщанами. На востоке Литва граничила с Минским княжеством, западная граница которого не шла дальше реки Усы (приток Немана). На восточном левобережье верхнего Немана Литва соседствовала с другим балтским племенем — лотвой. Дальше граница Литвы переходила на реку Щару, большой южный изгиб которой и являлся природной границей Литвы на юго-востоке, юге и юго-западе. Примерно по верховью реки Мышанки и по нижнему течению реки Валовки шла западная граница Литвы, которая в более древние времена отделяла её от ятвягов. Таким образом, летописная Литва в древности находилась по соседству с болотистой Турово-Пинской землёй, населённой дреговичами. Огромное Выгоновское болото было природной границей между Пинской землёй и Литвой, лежащей на север от этого болота. Оно же было и причиной того, что дреговичская колонизация Литвы значительно замедлилась, поэтому последняя и смогла так долго просуществовать. Дреговичи севернее Выгоновского болота не жили даже и в относительно более позднее время.

Литва врезалась клином между Полоцкой, Турово-Пинской и Новогрудской (Новогородской) землями и наряду с ними являлась одной из исторических областей будущего Великого княжества. Именно в силу геополитического положения древней Литвы она в середине XIII века оказалась в фокусе политического соперничества соседних с ней земель, которые стремились завоевать её, что было первым звеном в расширении их власти на другие земли. В этом соперничестве одержал победу Новогрудок, который и стал центром создания нового государства — Великого княжества Литовского. Литовский историк XVI века М. Стрыйковский говорил про Литву над Неманом, «которая жила в пущах и издавна прислуживала Новогрудскому княжеству». А город Рута, где, как отмечено в летописи под 1252 годом, оборонялся Миндовг от своих противников, как раз и находился в Новогрудской земле.

* * *

Киевский князь Владимир Святой не смог подавить сепаратистские стремления окраин своего государства. Также и в Турово-Пинском княжестве, слабо связанном с Киевом, рано проявились желания независимости и оно постепенно начало обосабливаться от Киевской Руси. В частности, сын Владимира Святого туровский князь Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, пригласил к себе епископа Рейнберна, присланного римским папой. В 1012 году Владимир приказал бросить Святополка с его женой вместе с епископом Рейнберном в склеп. Вскоре, правда, он распорядился выпустить пленников.

В 1015 году Владимир умер, и за киевский великокняжеский престол началась борьба между его сыновьями от разных жён — турово-пинским князем Святополком и новгородским князем Ярославом. Тесная связь с поляками князя Святополка лишила его поддержки местного населения. В 1018 году он был вынужден покинуть родину и вскоре умер где-то между «чехи и ляхи». После смерти Святополка территория болотистой Пинщины становится местом войн между полоцкими и киевскими князьями. Благодаря помощи, оказанной польским королём Болеславом Храбрым, княжество Полесское (состоявшее из Берестейского, Пинского и Туровского) досталось Изяславу Киевскому оказалась в зависимости от Киева.

Долгое правление великого киевского князя Ярослава было временем наибольшего могущества Русского государства. Семья Ярослава, прозванного Мудрым, имела родственные связи со многими европейскими королевскими фамилиями. Великий князь взял в жёны дочь шведского короля Олафа. Его сын Всеволод — дочь греческого императора Константина Мономаха. Брат Ярослава — Изяслав, — будучи князем новгородским и всех земель до западных границ Руси, включая Пинскую землю, женился на польской княжне. Добронега, сестра Ярослава, стала польской королевой; дочери — Анна, Елизавета и Анастасия — восседали на тронах Франции, Норвегии и Венгрии.

Ярослав Мудрый в 1040 и 1044 годах «разбил Литву на полях Слонимских и овладел ею до Немана», то есть захватил её левобережную часть.

В 1052 году князь Ярослав разделил территорию Руси между своими сыновьями. Каждый сын пользовался своей частью общего наследства рода Ярослава. При этом Туров перешёл к третьему сыну великого князя — Изяславу. В 1054 году Ярослав умер и Изяслав Ярославич занял киевский «стол», сохранив, однако, Туров за собой. Вплоть до конца этого века Туров в глазах правящего слоя страны рассматривался как последняя ступенька к великому княжению и это делало Туровскую землю одним из наиболее значительных княжеств на Руси.

Если Киевская Русь была страной городов, то находящееся фактически за её пределами Полесье — это была «область за городами», отсюда пошло у местных жителей и понятие «Загородья». Историческая область Полесского Загородья находилась за городами по отношению к Понеманью, поречью Струменя и Случи, к южной Волыни. В общих чертах — это юго-восточная граница Пинской волости с ХІ века, а затем — граница Пинского княжества.

В ХІ веке Западное Полесье было уже покрыто довольно плотной сетью городов. В долитовский период в той части Полесья, которая прилегает с юго-востока и юга к Загородью, стояли города Туров, Давид-Городок, Смядынь, Вручий (Овруч), Высоцк, Дубровица, Степань, Черторыйск, Камень (Камень-Каширский), Любомль, Вишега, Турийск. На территории же самого Загородья — Пинеск (Пинск), Городен (село Городная), Небль (Небель), Здитов (находился на территории села Старомлыны), Кобринь, Берестье (Брест), Каменец, Дорогичен-над-Бугом, Бельск.

* * *

Географическое и геополитическое положение Турова способствовало его более тесной связи с южными землями Руси и с их центром — Киевом, а через него и с одним из двух центров христианства — Византией. Поэтому большое влияние на культуру Туровской земли, как и на культуру иных земель Руси, со второго тысячелетия в течение двухсот лет оказывали Византия, южнославянские народы и народы Восточного Средиземноморья. Образованнейший человек своей эпохи византийский император и одновременно историк Константин Багрянородный описывает многочисленные флотилии торговых судов, прибывающих в Византию из далёкой северной Руси. В составе этих флотилий немало было однодеревок-моноксилов из земель Пинского Полесья. «Экспортный товар» Древней Руси был характерен и для Полесья — мёд, воск, меха, рыба, лён, пенька. Пинск начал быстро богатеть и расти, вскоре превратившись в главный и единственный торговый и политический центр болотистой и слабо заселённой Пинщины. Самые тесные связи, кроме Киева, у Туровской земли сложились с землями Черниговской, Волынской и Галицкой. Также, кроме одного из ответвлений пути «из варяг в греки», по Туровщине пролегал наиболее удобный путь, связывавший южнорусские земли с Польшей и другими странами Центральной и Западной Европы.

В Пинске велась своя местная летопись, но она, к сожалению, не сохранилась при последующих военных бедствиях, сопровождавшихся разрушениями города и пожарами. Поэтому сведения о древней истории Пинска черпаются из других хроник, которые оказываются крайне скупы на сообщения о «чужой» земле. Первые упоминания древнего Пинска в летописях соседних земель появляются в связи с бурными событиями, происходившими на Руси в конце XI века. К этому времени во внутренней жизни княжества сложилось весьма напряжённое положение, имевшее далеко идущие последствия. Основной причиной напряжения были часто возникавшие конфликты из-за престолонаследия и владения отдельными княжествами в размножившемся потомстве великих киевских князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. Недоразумения часто приобретали острую форму и выливались в вооружённые столкновения, в постоянно бурлящую междоусобную борьбу.

В то время, как в Западной Европе развивались общество и культура, земли Киевской Руси испытывали упадок прежнего величия. После событий межкняжеской борьбы 1097 года Пинск надолго исчезает со страниц летописей.

* * *

В X веке европейские народы под влиянием христианства и христианских ценностей достигли значительного, по сравнению с прежним, культурного развития. Причём, если в Западной Европе наибольшее влияние имела культура, сохранённая христианскими монахами от времён Западной Римской империи, то на народы Восточной Европы сильнейшее влияние оказывал ближе к ним находившийся и продолжавший существовать осколок античного мира — сильная и богатая Византийская империя. А её столица Константинополь, которую славяне называли Царьград, была недостижимым примером для всех городов. Именно из Константинополя тогда начинались все наиболее значимые для Европы торговые пути, в том числе Великий Шёлковый путь и морской путь в Иерусалим. В это время и на западе, и на востоке Европы жили и трудились великие учёные, изобретатели, скульпторы, архитекторы, поэты, писатели, музыканты, актёры и художники, оглядывавшиеся на образцы культуры, доставшейся им от античности. Средневековые учёные относились к мудрецам античности, как непререкаемым авторитетам, и если сам Аристотель верил в то, что люди находятся под влиянием звёзд и планет, то и они верили в то же самое, создав целую науку — астрологию. Подобное благоденствие, однако, не продолжалось долго. И хотя Крестовые походы начались только в самом конце XI века, клубок событий, приведших к ним, начал раскручиваться задолго до этого, тогда, когда стало крепнуть и распространяться само христианство.

В Западной Европе земельные владения феодалов, как правило, наследовались старшими сыновьями. Младшим оставалась либо церковная карьера, либо участие в войнах, в которых они могли заслужить или добыть себе земли и богатство. Постоянно возраставшее численно европейское рыцарство было неисчерпаемым военным резервом королей, князей, герцогов и других владетелей. Все страны континента в XI веке сотрясали кровопролитные междоусобные войны. В Германии служилые латники превратились в бургграфов — рыцарей-разбойников. Во Франции королю отказывали в подчинении Бретань, Нормандия, Анжу, Мэн, Аквитания, Тулуза, Лангедок и Фландрия, не говоря о Бургундии и Лотарингии. В Англии шла постоянная война с кельтами, а англо-саксонское население убегало за пределы острова от королей-французов из династии Плантагенетов. То и дело возникавшие мелкие и крупные феодальные междоусобицы грозили со временем превратить Европу в сплошное поле битвы. Этому помешали начавшиеся в самом конце XI века Крестовые походы в Палестину для освобождения от мусульман Гроба Господня. Крестовые походы — эти военно-колонизационные операции — на многие десятилетия стали выходом для перенаселявшейся рыцарством Европы — благодаря походам она избавлялась от избыточной концентрации склонной к буйству, грабежам и сражениям части населения. Вместе с благородными господами из Европы также уходили многочисленные вооружённые искатели удачи. Криминальная ситуация в городах и на дорогах Европы значительно улучшалась.

Крестоносцами руководили не корыстные мотивы, как спустя века говорили о них многие историки, а идеалистические. Очевидцы событий в активно используют в своих описаниях сравнения и обороты, свойственные аскетической литературе: Христово воинство, Крестный путь, Небесный Иерусалим, брань духовная… О том же красноречиво свидетельствует ответ предводителя Первого Крестового похода Готфрида (Готфруа) Бульонского на предложение королевской короны в освобождённом от неверных Иерусалиме. Он сказал: «Я не могу носить королевский венец в городе, где носил терновый венец единственный подлинный Король». И правил он с титулом «Готфрид Бульонский, защитник Гроба Господня».

Но крестоносцы шли не только освобождать святыни Христи-анства, но и освобождать своих братьев — восточных христиан. И восточные христиане — армяне и грузины — также участвовали в первых крестоносных походах. Церковное ощущение христиан не делило их на «западных» и «восточных». Оно сохраняло представление о едином христианстве. И, как следст-вие этого, первый латинский епископ в Палестине был рукоположен в сан православным патриархом Иерусалима по просьбе крестоносных вождей!

Времени Крестовых походов вся Европа с её цивилизацией обязана зарождением того, чем она явилась затем. Европа того времени по сравнению с арабским миром выглядела варварским, отсталым континентом. Европейцы, познакомившиеся с клинками из дамасской стали, легко прорубавшими кольчуги, вынуждены были стимулировать науку как военную отрасль, либо заимствовать недостающие знания у противников. Развитие металлургии и механики привело к появлению новых видов оружия. У арабов были заимствованы порох и арбалет. Заимствование знаний по архитектуре, медицине, астрономии и многим другим наукам вырвало европейцев из тьмы невежества. Вместо сложных римских, в Европе появились удобные арабские цифры, а научные трактаты, которые написал мудрец Аль-Джебра, были переведены на европейские языки под названием «алгебра».

Польский философ начала XIX века К. Бродзиньский писал, что начало Крестовых походов и возникновение рыцарских орденов стали «переломными моментами в истории средних веков христианства, способствовавшими консолидации европейских народов, усвоению ими основ религии и развитию просвещения. […] Наконец объединённые общим делом […] европейские силы выступили под единым знаменем Святого Креста, чтобы, жертвуя собой, привести народы к внутреннему миру, какому-то порядку и сплочению. […] Необходим был энтузиазм рыцарей, чтобы с помощью просвещения выбраться из той ужасной тьмы, в которую была погружена несчастная и униженная Европа. […] Институты рыцарства были внутренним лекарством, Крестовые походы — жестокой, но практически неизбежной и спасительной операцией больного тела. Оба эти средства весьма сильно повлияли как на состояние общества, так и на просвещение и вкус».

Рыцарство, несмотря на его дикое буйство и крайности, объяснявшиеся духом времени и тогдашними нравами, выступило носителем нравственных основ. Тот же К. Бродзиньский говорил: «Сердца благороднейшей молодёжи, оскорблённые попранием законов гостеприимства, неверием и жестокостью, почувствовали потребность самоотверженно защищать угнетённую невинность, отражать несправедливые нападения, мечом и презрением мстить неверным, чтить святые законы гостеприимства даже с самим неприятелем и высоким понятием чести вдохновить всё, из чего впоследствии произошли учтивость, порядок, послушание законам и светские правила…».

Яркое и красочное искусство геральдики, зародившись ещё в скифской среде (тамги), высочайше развилось в «тёмные века», наступившие в Европе с гибелью Римской империи и когда сложилась система наследственной аристократии. В XI веке появляются первые примеры расписывания воинских щитов различными устрашающими и легендарными изображениями. Первые европейские гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, также относятся к XI веку. После Крестовых походов появились даже зачатки целой науки о гербах. Поначалу принятые лишь отдельными принцами, баронами и крупными сеньорами, гербы постепенно вошли в обиход всех групп, составлявших в совокупности западную аристократию. Но вся мелкопоместная и средняя знать даже в начале XIII века ещё остаётся в этом отношении обездоленной.

Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию. Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и, в конечном счёте, создали науку «гербоведение» или «геральдику». Тогда же гербы вышли за пределы воинского сословия и были приняты у отдельных вовсе незнатных лиц и даже различных духовных особ: с 1180 года, а подчас и раньше, эти эмблемы усвоили себе дамы, к 1200 году — клирики, до 1220 года — высшие слои городского населения — патриции и буржуа, к 1230 году — ремесленники, к 1240 году — цехи и профессиональные корпорации, с конца XIII века — города, в конце XIII и начале XIV веков — гражданские и монашеские общины. В отдельных местностях (Нормандия, Фландрия, Южная Англия) даже некоторые крестьяне обзавелись собственными гербами. Короче говоря, в Западной Европе гербом мог владеть и пользоваться как отдельный человек, так и корпоративное сообщество людей, важно только, чтобы герб отвечал правилам геральдики и не нарушал чужие права.

Но иначе обстояло дело в Восточной Европе. В Польше, Литве и Венгрии право на герб имело только особо привилегированное сословие — знать. Мелкая и средняя шляхта долгое время не имела гербов.

* * *

В 983 году, после удачного похода на ятвягов, великий киевский князь Владимир совершал в Киеве требу языческим кумирам. Жреческого сословия не было в древней Руси. Старший в роде был в то же время и жрецом. Владимир, как князь-глава народа, лично приносил жертвы. Старцы и бояре предложили принести человеческую жертву; жребий пал на мальчика Ивана, сына варяга-христианина. Пришедшие к варягу объявили, что жребий пал на его сына: «Его изволиша бози себе». Но варяг ответил им: «Не суть то бози, но древосами делани суть», и отказался выдать сына. Немцы, пришедшие к Владимиру в 986 году, также говорили ему: «Бози ваши древо суть».

Согласно преданию, в 988 году киевский князь Владимир решил отказаться от язычества. К моменту выбора новой веры не было недостатка евреев в Киеве, и нашлись из них учёные мужи, предлагавшие князю принять иудейскую веру. Но выбор произошёл иначе, чем в Хазарии за 250 лет до того. Выслушав иудеев, князь Владимир спросил, где их отечество.

— В Иерусалиме, — ответствовали проповедники, — но Бог во гневе своём расточил нас по землям чуждым.

— И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? — сказал Владимир. — Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества.

К тому же христианство уже давно проникало на Русь «явочным порядком». По здравом размышлении великий князь решил принять из Византии христианскую веру для всего своего государства и приказал низвергнуть древних языческих богов: одних изрубили, других сожгли. Перун был предан поруганию и брошен в Почайну или Днепр.

После принятия христианства в Киев были приглашены представители грамотного византийского духовенства и началось ведение русских летописей (хроник) на славяно-росском письме, переделанном просветителем Кириллом из древнего росского, родственного или даже идентичного скифо-сарматскому.

В Киевской Руси первоначально, в конце Х века, подлежало насильственной христианизации только славянское население, а более высокостатусные иноплемённые жители (потомки сарматов) имели право оставаться в язычестве. Вот почему острова росского населения ещё долгое время существовали на северо-западных территориях государства, то есть там, где находилась Пинщина. Не исключено, что население это, окружённое славянами, в значительной степени ассимилировалось ими, и было не столько этнически росским, сколько вероисповедно языческим.

В 991 году от князя Владимира прибыл в Новгород епископ Иаким. Здесь по его приказу были разорёны требища, сокрушёны идолы, посекли, то есть низвергли, Перуна и бросили его в реку Волхов. Однако при всех усилиях, при Владимире христианство распространилось только в городах. В непроходимых лесах и болотах язычество продолжало существовать ещё долгое время. Значительная часть как росов, так и славян жила в сёлах и отдельных посёлках, в которых, конечно, не было храмов и жрецов. То есть в местах глухих, где господствовал во всей силе родовой быт, преимущественное значение имел культ предков.

К концу X века великий князь киевский Владимир, просветив светом Христова учения соседних с Киевской Русью ятвягов и местные племена дреговичей, основал недалеко от древнего городища на Пинщине монастырь, носивший в разное время по нескольку разных названий, среди которых постоянным было имя Лещинский.

Вопреки всеобщим ожиданиям христиан Европы, в 1000-м году от Рождества Христова конец света не наступил. Не случилось этого и в следующем году. Время шло, а трубный глас не раздавался, бояться, вроде бы, оказалось нечего. Из-за этого христианство того времени переживало острый кризис. В начале XI веке вся Западная Европа сотрясалась от буйства и воинственности своего населения, которое было обмануто в ожидании Страшного Суда. Из-за возникшего брожения умов прихожан стала актуальной выработка новой идеологии.

* * *

В 1005 году в Турове великим киевским князем Владимиром Святым была учреждена своя епископия, границы которой простирались далеко на запад и захватывали небольшую часть более поздней Волыни. К Туровской епископии был отнесён ряд городов, среди которых числился и Пинск.

Распространение христианства в Восточной Европе не было слишком быстрым и лёгким для его приверженцев. Язычники не стремились отказываться от своей веры и принимать новую, тем более на неизвестном языке. Даже знатные семьи на Руси редко имели переводчиков с греческого или латыни, не говоря уж о том, чтобы самим понимать их. А простой народ вообще не понимал ни греков, ни латинян. Кроме того, христиане требовали отречения от древних языческих богов, что вызывало наибольшее сопротивление. Давние идеологические и финансовые разногласия Рима и Константинополя привели в 1054 году к окончательному расколу христианской церкви на католическую и православную ветви. Раскол вовсе не способствовал распространению христианства. Тем не менее, в Восточной Европе благодаря стараниям могущественных князей, самоотверженных проповедников, просветителей и книжников, талантливых мастеров и иконописцев, христианство постепенно утверждалось и одерживало верх над язычеством.

Средневековье считается временем окончательного торжества христианства, но на самом деле это было не совсем так. Традиции язычества присутствовали у всех европейских народов даже после их христианизации, а на востоке Европы язычество сохранялось вплоть до самого конца Средних веков. В это сказочное время рядом с людьми обитали маги и волшебники, великаны и чудовища, лесные, речные и прочие духи, русалки, эльфы и гномы. Западноевропейские рыцари отправлялись не только в Крестовые походы, но и на бой с драконами и гигантами, которые обижали прекрасных дам. Крестьяне старались жить в ладу с таинственными соседями — неведомым маленьким народцем, живущем в любом малодоступном месте. На востоке Европы происходило то же самое, но со своей местной окраской.

Славяно-сарматские злые старухи — ведьмы — в основном портили жизнь местному населению путём вредительства: отбирали молоко у коров, шерсть у овец, яйца у домашней птицы и сало у свиней. Но иногда ведьмы воздействовали и прямо на человека. В лесах жили лешие, в реках и озёрах — водяные с русалками. Ничего хорошего не сулила людям встреча с упырями. Вера в волкулаков, в которых верили ещё несколько столетий назад невры, была распространена во всей Европе. В «Слове о полку Игоревом» упоминается, что полоцкий князь Всеслав, получивший прозвание Чародей, был волкулаком. Считалось, что волкулаки могут быть урождёнными и обращёнными. Урождённые — это те, которые родились в полнолуние. Если беременная женщина неожиданно увидит волка, или съест мясо животного, которого задрал волк, то у неё должен был родиться волкулак.

Обращённые волкулаки становятся такими через колдовство ведьм и ворожей. Когда человек забудет о Боге и свяжется с нечистой силой, ведьма выводит его на гору, проводит колдовской обряд, человек обрастает волосом и становится волкулаком. Обращённые волкулаки — это существа, испытывающие больше страданий, чем урождённые. Они живут в берлогах, бегают в лесах, однако сохраняют человеческое самосознание.

Вернуться в человеческое обличье обращённые волкулаки могли только через несколько лет. Урождённые же волкулаки всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а ночью, превратившись в волка, убивали домашний скот. Главной приметой волкулака являлась шерсть на теле. Волкулак в человеческом образе имеет понурый облик, большие брови, сросшиеся на переносице, и красные глаза, по которым его и можно опознать.

Но кроме язычников и христиан с языческими убеждениями, рядом с ними в Восточной Европе соседствовал народ, исповедовавший веру иудейскую. С ними проблем у местного населения было также немало и со временем эти проблемы всё более обострялись. Въезд евреев в соседние польские земли стал заметен с XI века; князья, а затем короли Польши брали под своё покровительство «всяких деятельных предприимчивых выходцев» из Западной Европы, которые оказывались, как правило, евреями.

* * *

После смерти в 1132 году великого киевского князя Мстислава Великого Киевская Русь стала быстро распадаться на отдельные земли. Первым, уже в год смерти Мстислава, отделился Полоцк, в 1135 — Новгород. Ещё через 23 года дошла очередь и до Турова. В сфере внимания летописца в этот трагичный период истории Туровского княжества оказался и Пинск. В середине этого века из исторических источников исчезло название «дреговичи», а по чисто территориальному признаку в обиход вошли такие именования, как «туровцы» и «пиняне». Видимо, туровцам надоела постоянная смена временных князей, приезжавших в Туров со своими дружинами и дворами, которые заботились в первую очередь о своих личных временных интересах. В 1158 году туровцы провозгласили своим князем Юрия Ярославича — представителя династии Изяславичей (Юрий был внуком Святополка Изяславича).

Ипатьевские летописи под 1159 годом сообщают о том, что минский князь Володар Глебович «ходяше под литвою в лесех».

По сложившейся военной традиции походы всё время совершались зимой, когда к войску могли присоединиться добровольцы, свободные от сельских работ и когда была возможность в качестве военной добычи разграбить то, что противник и его крестьяне заготовили у себя на зимнее время. В морозы можно было использовать многочисленные реки и речушки Пинского Полесья как дороги для конных и пеших отрядов, опасные болота промерзали и также становились удобными местами даже для стоянок войск. И, в довершение всего, леса переставали быть убежищем для ищущих спасения местных жителей, которых кочевники могли в большом числе брать в плен для последующей продажи в качестве рабов.

Именно в такое удобное для себя время киевский князь Изяслав Давыдович и направил в Туровское княжество карательную экспедицию из семи князей и союзных киевскому князю конных черкасов-берендеев (будущих казаков-черкасов), дислоцировавшихся в Поросье под Киевом. Новоизбранный туровский князь Юрий Ярославич успешно выдержал беспримерную по длительности для того времени 10-недельную осаду своего стольного города Турова киевскими, смоленскими, галицкими и луцкими войсками. Столь долгая оборона могла быть успешной только при очень активном и самоотверженном участии в ней всего населения, готового на тяготы осады и ожесточённый характер боевых действий во имя общей цели. Этой целью было желание восстановить на туровском престоле постоянного наследственного князя.

Одновременно с походом к Турову чёрные клобуки-берендеи были посланы на Пинск. Их задачей было, если не сумеют взять город, то хоть не дать пинянам возможности оказать военную помощь Турову. Пинск отразил набег черкасов, но задача берендеев была достигнута — Пинск не смог помочь Турову.

В 1160 году новый киевский князь Мстислав Изяславич повторил поход на Туров. Это снова был коалиционный поход пяти князей. Три недели зимой они осаждали Туров, но так и не смогли его взять и вернулись восвояси.

Успешное сопротивление пинян и туровцев дало начало самостоятельному Туровскому удельному княжеству. В 1162 году новый киевский князь Ростислав Мстиславич заключил с Юрием мир, признав его права на туровский «стол».

Киевская Русь разделилась на 12 земель-княжеств, каждое из которых по отношению к иностранным государствам выступало в качестве правопреемницы бывшей Руси. В Ипатьевских летописях под 1162 годом говорится, что минский князь Володар Глебович выступил на своего противника «с литьвою».

Насколько сильно упало в это время значение Киева как столицы единого государства Руси, можно судить по отказу суздальского князя Андрея Боголюбского перебраться в завоёванный им в 1169 году город и вступить в звание великого князя. Он предпочёл отдать Киев младшему брату и остался в своих прежних владениях в глубине лесов.

С разрастанием княжеских родов крупные «земли» стали дробиться на ещё более мелкие единицы. В первом же поколении потомков туровского князя Юрия Ярославича происходит раздел прежде единого обширного Туровского княжества. Время его раздела точно не известно. Но уже в 1174 году летописец называет отдельно князей туровских и пинских. В этом году существовали выделившиеся из общего понятия Туровской земли три отдельных княжества — Туровское, Пинское и Дубровицкое. Князем в Турове был Святополк, князем в Пинске — Ярослав, князем в Дубровице — Глеб. Все они были между собой кровные братья, сыновья Юрия Ярославича, отстоявшего независимость Туровского княжества от Киева. С этого года началась история собственно Пинского княжества, пока, правда, формально всё ещё входившего в состав Туровского.

Во время Крестовых походов в Палестину многие христиане умирали от ран и чужого непривычного климата. В Иерусалиме неизвестным выходцем из Германии была построена каплица во имя святой Девы Марии, где он и его жена стали оказывать медицинскую помощь своим землякам. Доброе дело собирало вокруг себя людей. Калеки ухаживали за больными, способные носить оружие защищали госпиталь. На основе этого тевтонского госпиталя святой Девы Марии образовался Тевтонский военно-монашеский орден, устав которого в конце XII века был утверждён папой римским.

От других духовно-рыцарских орденов тевтоны отличались очень строгими требованиями их устава. Рыцари обязаны были жить вместе, спать только на твёрдых ложах, есть скудную пищу за общей трапезой, не могли без разрешения покидать казарму, писать и получать письма, не могли иметь частную собственность и общаться с женщинами. Желающих вступить в Тевтонский орден встречали словами: «Жестоко ошибаешься, если думаешь жить у нас спокойно и весело; наш устав — когда хочешь есть, то должен поститься; когда хочешь спать, должен бодрствовать, когда хочешь бодрствовать, должен спать. Для Ордена ты должен отречься от отца, от матери, от брата и сестры, и в награду за это Орден даст тебе хлеб, воду да рубище». К тому же в Орден принимали только немцев, и только из древних рыцарских родов. Братьям ордена запрещались любые развлечения, включая любимое занятие рыцарства того времени — охоту. Далеко не каждый стремился к такому аскетизму, который дополнялся обязанностью ухода за больными и битвами с врагами веры. Но в дальнейшем Тевтонский орден на столетия стал серьёзной проблемой Для Восточной Европы.

Епископ туровский Кирилл, живший примерно в 1130—1182 годах, славился красноречием и использовал в своих произведениях сюжеты из византийской и древнееврейской литературы. Его проповеди строились по канонам классических византийских произведений. Важное значение имели и паломничества верующих в Константинополь и Палестину ко гробу Господню. В это время большую значимость приобрело Пинское княжество, поскольку Пинск был в большей мере сориентирован на контакты со странами Центральной и Западной Европы и не столь сильно, как Туров, зависел от пути «из варяг в греки», всё больше приходившего в упадок. В XII веке христианство на Пинщине было достаточно распространённым. Наиболее древней церковью в Пинске была Свято-Феодоровская, построенная в честь небесного покровителя Пинска святого мученика Феодора Тирона. Первая приходская церковь появилась недалеко от Пинска в селе Купятичи благодаря следующему событию. По преданию, 15 ноября 1182 года 6-летняя девочка Анна нашла чудесным образом явленную чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Девочка трижды приносила икону, названную по имени села «Купятицкой», к себе домой. Однако каждый раз икона необъяснимым образом оказывалась на том же месте, где Анна её нашла, излучая при этом необычно яркий свет. С той поры потянулись в Купятичи больные и немощные люди за исцелением. И многие получили его. Впоследствии на этом месте был построен монастырь.

Около 1186 года к молодому полоцкому князю Володше вместе с купцами из германского города Бремена прибыли с миссией латинские монахи. Они просили разрешения проповедовать слово Божье среди язычников из племён ливов — подданных князя, живущих в низовьях реки Двины. Князь Володша не почувствовал в словах смиренных монахов наличие у них плана, угрожающего безопасности своего государства. Благосклонность к латинским монахам была продиктована торговыми интересами. Полоцким купцам были выгодны таможенные льготы, предоставляемые торговыми германскими городами Бременом и Любеком. Монахи не только получили разрешение, но и богатые подарки.

На левом берегу устья Двины и в других местах началось строительство западными рыцарями замков. Цель этого строительства рыцари объясняли ливам необходимостью их же защиты от Полоцка, а полоцкому князю — защитой от восстаний ливов. Кроме того, крестоносцы теснили конкурентов полочан — новгородцев. Поэтому князь смотрел на строительство замков «сквозь пальцы». Монашеский приход в устье Двины постепенно расширился и превратился в епископство. Во главе рыцарей-крестоносцев был уже не скромный монах, а ставший к тому времени епископом Мейнард. Немцы не только проповедовали христианство среди язычников, но и собирали с них налоги для Полоцка. Немцы не считали язычников за людей и без всяких церемоний пускали в ход мечи. То, что это мотивировалось необходимостью сбора дани для Полоцка, формировало негативное отношение населения нижнего Подвинья к князю Володше.

В 1190 году киевский князь Рюрик Ростиславич решил помочь своим родственникам — пинским князьям — в борьбе с Литвой, которая была недалеко от Пинской земли, за её болотами. Рюрик собрался в поход, но не смог дойти туда, так как потеплело и снег растаял, а в этом болотистом краю только и можно было воевать в сильные холода.

Старый епископ Рижского епископства Мейнард умер, а новый — Бертольд — к полоцкому князю, вассалом которого он считался, уже не поехал. К 1201 году основные замки, среди которых была Рига, оказались построены и перестали отправлять собираемую дань князю. Для обороны от Полоцка и ливов рижским епископом в 1202 году был учреждён рыцарский Орден Христа — Ливонский орден. По изображению меча на плащах, рыцарей стали называть меченосцами. Постепенно Ливонский орден поставил под контроль не только племена ливов, но и выход в Балтийское море.

Епископ Бертольд рьяно взялся за дело крещения язычников. Начались восстания ливов. Во время одной из битв напуганный конь Бертольда занёс хозяина в самую гущу противников. Смерть епископа на время охладила энтузиазм крестоносцев. Язычники стали возвращаться к старым обычаям: смывали в Двине христианское крещение, пускали по реке выкорчеванные кресты, ставили новых идолов.

Но Ливонский орден не собирался сдаваться. Папа римский благословил новую волну крестоносцев на переселение из Европы. Лучшие воины предпочитали направляться в Палестину, а в Восточную Европу соглашались ехать те, что были не столь религиозны и одухотворёны. Несмотря на их малочисленность, лучшие технические достижения Западной Европы были на стороне крестоносцев. Прибывавшие новые люди не считались не только с местным населением, но и с учредителями ордена — рижскими епископами.

Полоцкий князь Володша тоже не сидел сложа руки. Посыльные князя готовили среди ливов восстание против крестоносцев. Активно шли переговоры с Новгородом о создании коалиции. Однажды среди пленных рыцарей оказались специалисты-оружейники. Их заставили сделать для Володши пять метавших большие камни осадных машин.

В 1203 году у полочан всё было готово к походу. Однако новгородцы ещё надеялись, что меченосцы дальше берегов Двины не пойдут. Они вспомнили полочанам старую обиду — как полоцкий князь Всеслав Чародей снял колокола с новгородской Софии, и в поход не пошли. Володша без них взял несколько замков и на подступах к Риге, у крепости Гольм, решил испытать осадные машины. Напротив стены поставили все пять машин, а за ними в готовности к штурму войско. Если длину спусковой веревки сделать несколько короче критического значения, снаряд полетит вертикально вверх или даже назад. Пленные крестоносцы, обслуживавшие орудия, предварительно договорившись, так и сделали. Для неспециалиста определить на глаз, достаточно ли длины спусковой верёвки для нормальной стрельбы, достаточно сложно. Скорость снаряда на начальном участке размаха относительно небольшая, но для поражения незащищённой пехоты — вполне достаточная. Залп полетел в обратную сторону. Погибло пятнадцать полочан, но моральный эффект был гораздо больше. Пока княжеское войско было в растерянности, открылись ворота замка, и атака рыцарской конницы оказалась успешной. Сражение было проиграно. После поражения под Гольмом полочане были вынуждены прекратить поход на Ригу. Таким образом, в 1203 году меченосцы смогли удержать свои основные замки. Северные ворота торгового пути из «варяг в греки» оказались под контролем Ливонского ордена.

В XIII веке значительная часть Берестейских земель, граничивших с западной границей Пинщины, принадлежала галицко-волынским князьям. Эти земли клином врезались между Мазовией с запада и Чёрной Русью и Литвой — с востока и были слабо связаны с Волынью, отделённые от неё болотами и лесами по верхнему Струменю и Муховцу. Город Берестье имел определённую самостоятельность и развивался как торговый и ремесленный центр. Рядом проходили важные торговые и военно-стратегические пути, что обусловило строительство деревянного замка и укрепления для защиты караванов. За провоз товара тут брали пошлину.

В начале XIII века на прибужские земли и Берестье претендовали польские князья Конрад I Мазовецкий и Лешко Краковский. Они даже временно захватили их, но под давлением местного населения вынуждены были отступить. Вскоре частью этих территорий вместе с городом Дрогичиным завладели рыцари Добжинского ордена.

Образ рыцаря Христова, образ крестоносца — центральная фигура европейского христианства, соборности, который, оставаясь ещё долгое время идеальным образцом для потомков первых рыцарей-крестоносцев, со временем всё более отрывался от реальной жизни. Этот отрыв привёл к тому, что уже участников Четвёртого Крестового похода в Палестину для «освобождения гроба Господня» заинтересованные в подавлении экономического конкурента генуэзцы сумели направить на завоевание столицы восточных христиан. Целью генуэзцев, которую они хотели получить от нового похода — было поставить под контроль Константинополь, являвшийся южными воротами пути «из варяг в греки».

В начале XIII века в Византии произошёл государственный переворот. Брат императора Исаака Ангела захватил трон, ослепил бывшего императора, а его сына упрятал в темницу. Сам же провозгласил себя новым императором Византийской империи под именем Алексея II. В дальнейшем новый император смилостивился, и под честное слово, что отец с сыном не будут пытаться вернуть себе власть, отпустил их на свободу. Но бывший император с сыном Алексеем всё-таки решили нарушить вынужденно данную клятву и попытаться вернуть утраченное положение. Алексей Исаакович бежал из Византии на купеческом корабле, спрятавшись в бочке с двойным дном, и обратился за помощью к своему зятю — германскому императору Филиппу. Император решил поддержать своего родственника, но просил дать на это разрешение у римского папы. Папа ответил: «Не воюйте с Константинополем, но так как говорит Исаакович: „Весь град Константинов хочет, чтобы я царствовал“, то, посадив его на трон, отправляйтесь дальше в Иерусалим, на помощь; а если не примут его, то приведите его обратно ко мне, а зла не причиняйте земле греческой».

В том, что произошло дальше, целиком и полностью виноваты сами греки, втянувшие своих западных союзников в междоусобную борьбу. Подстрекаемые генуэзцами и думая лишь о золоте и серебре, которые им обещал за помощь Алексей Исаакович, крестоносцы проигнорировали предписание римского папы не причинять вреда восточным христианам.

Войска крестоносцев вместе с Алексеем Исааковичем, оказавшись 18 июня 1203 года под Константинополем, с четырёх сторон подожгли храмы. Алексей II без сопротивления вернул трон брату, а сам бежал на Русь к князю Роману Галицкому. Дальнейшие события говорят о том, что фактически в стране началась гражданская война. Народ, возмущённый сожжением города и разграблением монастырей, поднял восстание. Крестоносцы, узнав о беспорядках, творящихся за городскими стенами, потребовали вернуть им их союзника Алексея, однако константинопольские вельможи побоялись того, что мог сообщить о них крестоносцам Алексей и предпочли убить его, заявив рыцарям, что он «просто умер». Крестоносцы какое-то время были в растерянности: ни император, ни римский папа не могли одобрить того, что случилось в Константинополе. Вместо того, чтобы восстановить законную власть, навести в Византийской империи порядок и следовать дальше в Иерусалим, их помощь привела к смерти законных наследников византийского престола, к новой узурпации власти и к неопределённой ситуации в стране. В конце концов они решили: раз уж нет с нами Алексея, то лучше мы умрём на стенах Константинополя, чем уйдём от него с позором, оставив престол в руках его убийц. 12 апреля 1204 года крестоносцы пошли на штурм Константинополя. Город обороняли греки и наёмные воины-варяги. Вся знать во главе с патриархом и императором бежала из города, оставив его на разграбление. Крестоносцы потеряли при штурме… одного рыцаря! События, последовавшие за взятием огромного и сказочно богатого города, вошли в историю как «разграбление Константинополя в 1204 году». Папа римский в специальном послании обратился к крестоносцам со словами осуждения, но дело было сделано.

Крестоносцами была создана Восточная Латинская империя только на землях центральных областей бывшей Византии. Константинополь был объявлен столицей Восточной Латинской империи. Однако и Византийская империя не исчезла совсем. Константинополь был не только богатым городом, но и духовной столицей Восточной Европы. Его падение повлекло тяжелейший кризис восточного христианства (православия), выразившийся в многочисленных крещениях и перекрещиваниях восточноевропейских народов. Регион на длительное время стал центром нестабильности и неблагополучия.

В марте 1210 года в Палестине в битве с турками-сельджуками погибла большая часть рыцарей Тевтонского ордена, а его магистр был смертельно ранен. Рыцарям стало ясно, что ещё несколько битв — и все рыцари предстанут перед Всевышним. Новый магистр — Герман фон Зальца — сказал даже, что был бы рад потерять один глаз, чтобы взамен до конца жизни иметь под своим началом хоть десяток боеспособных рыцарей.

Однако, благодаря исключительным деловым качествам Германа фон Зальца, Тевтонский орден не только сохранился и вышел из кризиса, но и стал преуспевающим. Сплав религии, политики, рыцарских идеалов и коммерции обеспечил его жизнестойкость.

Не теряли время и прибалтийские рыцари-меченосцы. Подкупом и льготами они привлекли на свою сторону вождей местных племён. В 1215 году папа римский переименовал Ливонию в Землю Святой Девы Марии.

К полоцкому князю Володше пробирались посланцы эстов с просьбами вместе идти на Ригу. Начало похода было назначено на май 1216 года. Тщательная подготовка шла несколько месяцев. Наступать решено было по суше и по Двине. В день, назначенный началом похода, князь неожиданно умер. Скорее всего, он был отравлен. Меченосцы добились своего. Князь не жаловался на здоровье, поэтому никакого плана на этот случай не было предусмотрено. Воеводы разъехались, чтобы избрать нового князя и снова собраться в поход на Ригу.

А магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца постоянно стремился найти для Ордена запасную территорию в Европе на случай уже наметившегося провала Крестовых походов в Палестине. К тому же из-за своего строгого устава рыцари-тевтоны считали себя более достойными слугами Божьими и потому свысока смотрели на других рыцарей, которые сражения с неверными совмещали с мирскими удовольствиями. По этой причине между тевтонами и прочими крестоносцами часто возникали стычки и недоразумения.

Венгерский король несколько раз приглашал и выгонял тевтонов со своей земли. Более перспективной казалась ставка на польского князя Конрада I Мазовецкого. У него были свои трудности. Дело в том, что между северной частью Польского королевства и Балтийским морем, в районе нижнего течения рек Вислы и Немана, жили воинственные племена язычников-пруссов. Не сумев победить их собственными силами, Конрад задумал пригласить для выполнения этой задачи тевтонов. В 1226 году для проведения переговоров и разведки в Хелминскую землю ко двору князя Конрада Мазовецкого прибыли два рыцаря и 18 тевтонских оруженосцев-солдат. Самого князя в замке не было и потому гостей приняла его жена. Как раз во время этого визита на замок напали пруссы. Тевтонские послы приняли в сражении самое активное участие и показали себя с наилучшей стороны, что и предопределило дальнейшую долгую жизнь их братьев на здешней земле.

Германский император Фридрих II так же, как и Конрад Мазовецкий, решил перенаправить поток немецких рыцарей-крестоносцев из Палестины в Прибалтику. Его решение было вполне логичным: немецкие рыцари постоянно конфликтовали с французскими и итальянскими, ведя себя высокомерно и заносчиво. Император, поручив немцам покорять прибалтийские языческие племена, действовал в интересах как самих рыцарей, так и своей империи в целом.

Тевтонский орден, имея тогда резиденцией своего великого магистра Венецию, сразу же включился в дело завоевания новых земель под знаменем крещения местных язычников, обитавших в девственных лесах. Литовские и славянские племена приводились к истинной вере путём насилий и пожаров, через кровь и слёзы. На захваченных землях тевтоны стали строить бурги — крепкие замки, становившиеся опорными пунктами их военной политики «натиска на Восток». Это были типичные западноевропейские крепости — с толстыми стенами и башнями, с подъёмными мостами через глубокие рвы, с огромными закопчёнными залами, где в каминах горели целые деревья, где можно было жарить баранов и даже быков.

В 1226 году умер луцкий князь и по его смерти бывшая часть Луцкого княжества — Чарторыйск с округой — был присоединён к княжеству Пинскому. Тогда же литовцы вторглись в пределы Руси. Уже в следующем году Чарторыйск был отобран у пинян братьями — галицким князем Даниилом и владимирским князем Василько Романовичами и ими были захвачены в заложники дети одного из пинских князей-соправителей — Ростислава.

В 1228 году киевский князь Владимир организовал поход на галицкого князя Даниила Романовича, в котором участвовали князья черниговские, куряне, пиняне, новгородцы и половецкие отряды. Едва ли по своей охоте участвовали в этом походе пиняне и туровцы. Скорее всего, они шли по требованию более сильного киевского князя, чувствуя и сознавая свою зависимость и необходимость подчиниться. Хотя, можно предположить, что они надеялись в случае успеха каким-то образом решить свои проблемы относительно Чарторыйска и пленения пинских князей Ростиславичей. Но поход оказался безуспешным, и эти проблемы не получили благоприятного для пинян разрешения. Помимо Киева, пинские князья вынуждены были считаться и с другими своими могучими соседями. В первую очередь это относилось, конечно же, к галицким и владимирским князьям Даниилу и Васильку Романовичам. Пинские князья должны были участвовать и в их походах, выполняя разные поручения.

В 1230 году Конрад Мазовецкий построил для своих гостей-тевтонов замок «Птичья песня» («Vogelsang») на левом берегу Вислы и, в обмен на защиту от пруссов, гарантировал им все права на земли, отвоёванные у язычников. Император Фридрих II также признал права Ордена на все земли, которые он завоюет. Крестоносцы вскоре захватили все земли пруссов и их внимание привлекла Жемайтия, отделявшая владения Тевтонского ордена от Ордена меченосцев.

Вместе с тем, отношения меченосцев со своими учредителями — рижскими епископами — совсем испортились. Камнем преткновения был пункт устава Ордена, согласно которому рыцарям доставалась только треть завоёванных богатств и земель, а остальное получало епископство. Меченосцы открыто конфликтовали с преемником Бертольда — Альбертом и постепенно вышли из-под контроля епископов.

Орден меченосцев, стремясь выйти из вассальной зависимости от ливонской церкви в лице рижского епископа, предпринял несколько попыток сменить сеньора, перейдя в ленную зависимость от Тевтонского ордена. Но тевтоны не слишком желали принимать под опеку рыцарей, устав которых был не столь строг и аскетичен, как их собственный. Очередная попытка произошла в 1235 году. Два командора тевтонцев, лично изучив положение дел в Ливонии, возвратились в Пруссию в сопровождении трёх посланцев от Ордена меченосцев. На совете в Мариенбурге ливонские послы были обстоятельно допрошены, как пишет историк Соловьёв, «об их правилах, образе жизни, владениях и притязаниях». Затем об увиденном ими рассказали тевтонские командоры. Эти рыцари представили поведение меченосцев в самом неприглядном свете, «охарактеризовав их как людей упрямых, крамольных, не любящих подчиняться правилам своего Ордена, ищущих личной корысти, а не общего блага. „А эти, — прибавил выступающий командор фон Науенбург, указывая пальцем на присутствующих меченосцев, — да ещё четверо мне известных, хуже всех там“». Второй командор подтвердил слова первого. Когда вопрос о приёме Ордена меченосцев был поставлен на голосование, воцарилось глубокое молчание. Меченосцам было отказано в их желании, но они всё же не теряли надежды добиться своего хотя бы при помощи папы римского.

В начале 1236 года римский папа Григорий IX объявил Крестовый поход в Литву против племён язычников-жемайтов (жмуди). Меченосцы решили угодить папе и срочно стали собираться. На организацию Крестового похода ушло минимальное время, и уже в начале сентября войско Ордена меченосцев, его союзников и прибывших из Европы добровольцев двинулось на Литву. Такая спешка привела к тому, что и без того бесперспективный поход был организован так, что был заведомо обречён на провал. С военной точки зрения в нём не было никакого смысла, но самая главная ошибка руководителей христианского войска состояла в том, что они не учли особенностей будущего места сражений. Меченосцам надо было дождаться зимы, поскольку, как писал Соловьёв, «в этой болотистой стране только и можно было воевать в сильные морозы».

В Крестовый поход на язычников во главе с магистром Ордена меченосцев Фолькевином отправились практически все братья-рыцари в числе 55 человек, ополчение немецких колонистов в Ливонии, насчитывавшее около 600 человек, 500 пилигримов из Европы, почти 1500 местных крещёных ливов, леттов и эстов, а также вспомогательная дружина из Пскова в количестве 200 человек. И это всё, что смогли наскрести для похода меченосцы — менее трёх тысяч воинов!

21 сентября 1236 года возле местечка Сауле (Шавле) союзникам по Крестовому походу преградил дорогу отряд жемайтов. Тяжеловооружённые ливонские рыцари не приняли бой, не решившись сражаться в этом болотистом месте. Пока крестоносцы топтались в нерешительности, подошли основные силы противника. Соединившись, литовцы под командованием своих князей Эрдивилла и Викинта напали на ливонцев. В результате сражения погиб магистр Фолькевин вместе с войском, а Орден утратил почти все свои владения на левобережье Западной Двины. О людских размерах потерь крестоносцев можно судить по тому, что из псковской дружины домой вернулся лишь один из десяти.

После разгрома при Сауле оставшиеся в живых братья-рыцари Ордена меченосцев направили послов в Рим, где те умоляли папу замолвить за них словечко перед суровыми тевтонцами. На этот раз, сознавая беззащитность Ливонии и опасаясь гибели ливонской церкви, римский папа Григорий IX настоял на объединении двух Орденов.

В то же время, используя благоприятную ситуацию, в 1237 году галицко-волынский князь Даниил Романович разбил рыцарей Добжинского ордена и прогнал их из Берестейских земель. Обескровленный Орден меченосцев в том же году объединился с Тевтонским орденом, став его северным отделением, которое в дальнейшем получило автономные права и новое название — Ливонский орден. Тевтонцы посылают в Ливонию своего рыцаря Германа Балка, который стал первым провинциальным ливонским магистром.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я