Рациональное общество. Том 1 (избранные статьи): от естествознания к системному обществознанию

Александр Васильев

Данный сборник статей представляет многолетние исследования автора «от естествознания к обществознанию». Они отличаются эволюционно-системным подходом, который обеспечил раскрытие базисных системных закономерностей, позволяющих современному обществу достичь наиболее рациональной организованности и ускорить тем самым целесообразное развитие своих характеристик относительно окружающего мира. Сборник может быть особо полезным для ученых-исследователей в областях социальной и экономической теории.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рациональное общество. Том 1 (избранные статьи): от естествознания к системному обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

6. Конституционная аксиоматика

Базовые утверждения, определяющие государственные, социально-экономические и нравственно-этические принципы и положения конституционного значения вытекают из великого опыта человечества, недавнего исторического прошлого страны и из научного познания этого опыта, опробованных моделей и Законов, из научного познания человека, природы и общества в их коэволюционном процессе развития. Эти основополагающие утверждения надлежит предварительно установить в качестве аксиом по причине отсутствия конституционно назначенного научного института, который должен вырабатывать таковые положения и научно-популярно разъяснять их населению, а также по причине недостаточного ещё уровня знаний политически активных граждан избираемых в органы власти и определяющих конституционные основания (судя по сохранению действующей конституции).

В то же время, научно-исторические, научно-философские и практические (особенно из недавнего опыта) основания конституционного характера уже получены многочисленными научными исследованиями, что подтверждает краткая прилагаемая выборка соответствующих источников. Необходимо подчеркнуть, что конституционные основания (аксиоматика) не должны определяться какими-либо идеологическими учениями, проистекающими из религий или из традиционно-политической деятельности прошлого, когда отсутствовали научные знания о человеке и обществе, наиболее точно отражающие реальность, закономерности человеческой и общественной жизни. Современный конституционно противоречивый, неустойчивый (бифуркационный) период отличается тем, что при господстве традиционных идеологических знаний имеются уже научно и практически выверенные знания, в количественной и качественной мере, допускающей использование их в качестве обществоведческих и прочих научных оснований Конституции. Здесь предлагается рассмотреть ряд основных, на мой взгляд, тезисов конституционной аксиоматики, которые определяются, как отмечено выше, современными научными знаниями и положительным опытом страны.

1. Обществу как животворной социальной организации объективно предписано (через человека) надёжно существовать и развиваться в качестве функционально цельной организации, т. е. в формализованном научном представлении — быть «живой системой» высшего эволюционного уровня. Современные системные знания о живой природе, эволюции человека и общества, великий опыт мирового сообщества убеждают в том, что животворный базис общества, несмотря на достигнутое насыщение общественной жизни всевозможной техникой, технической инфраструктурой, по-прежнему определяет целостные характеристики общества (страны) в окружающем мире.

2. Государство создаётся (реформируется), воспроизводится и совершенствуется как иерархический распределенный (в пределах страны) комплекс политического и социально-экономического управления:

— Всем общественным производством (в научном, широком его понимании), его ресурсным обеспечением и развивающей инновационной деятельностью;

— Вооруженными силами;

— Международными политическими, культурными и торговыми отношениями и процессами.

Управляющие (стабилизирующие) Законы, Программы и отдельные Решения вырабатываются посредством высокоорганизованной научной деятельности академического уровня в статусе «института стратегического проектирования и национальной экспертизы», обеспечивающей национально оптимальные варианты развития страны и подчинение «властного человеческого фактора» в принятии государственных решений национальной целесообразности. Указанный институт формируется всем научным сообществом посредством специально разработанных (сообществом) процедур.

3. Государство, по своей объективно назначенной сущности, должно быть общественно сохраняющим и целесообразно развивающим страну комплексом, т. е. должно быть «национально целесообразным», адекватным геополитическому, ресурсному, производственному и прочим факторам. Понятие «светское» исходит от религиозного взгляда на общественную жизнь и является уже архаичным. Другие исторические и политические обозначения отражают лишь функциональную и (или) политическую структуру, принципы сосредоточения — распределения власти. Все традиционные подходы к государству уводят общественное сознание от главного — от информационного обеспечения государственного комплекса. С объективных позиций оно должно быть не «обслуживающим» а «предписывающим».

4. Религиозные организации относятся к культурному наследию и отношение к ним должно формироваться, как и к другим культурным составляющим, с позиции общественной полезности. В связи с общемировым стремительным развитием научного мировоззрения, наук о природе и человеке, общественных наук, религиозное мировоззрение становится уделом недостаточно образованных старших и младших поколений, не охваченных в достаточной мере общественно полезным естественнонаучным образованием. Ввиду очевидной уже общественной полезности научного образования, в т. ч. в сферах этики, психологии, социологии и других гуманитарных знаний, религиозное мировоззрение должно изучаться в историческом плане и не становиться приоритетным в системах воспитания и общего образования. Конституция должна устанавливать приоритет научно и практически выверенных знаний и право государства блокировать распространение мифических и прочих ложных взглядов, мешающих общественно полезному развитию граждан. Прогрессивность или ложность взглядов, новых пониманий и прочей информационно-творческой продукции определяется научно установленными и апробированными методами и процедурами (экспериментами, машинным моделированием, семинарами, конференциями и пр.).

5. Социально-экономический опыт показывает, что выработанные Западом способы денежного обогащения во многом вредны обществу, прежде всего, «паразитическим результатом», который определяется разностью употребленных собственником ресурсов плюс накопленных денежных ресурсов, — в едином стоимостном выражении, и реальной стоимости, которую он вложил в воспроизводство производительных ресурсов и произведенную (добытую) общественно полезную продукцию. Известно, что многие собственники «наживаются» и на общественно вредных продуктах (алкоголь, табак, фальсификат и пр.) и услугах, а ростовщическая деятельность (оформленная как финансовая, банковская и пр.) вообще ничего полезного не производит. Ещё Аристотель возмущённо высказывался относительно ростовщической деятельности и признавал необходимой лишь деятельность, направленную на развитие общего (народного) хозяйства. Поэтому, исходя из бесспорной практики и системных знаний о живой природе, человеке и обществе, из положительного опыта СССР, целесообразно конституционно установить императив общественно полезной деятельности «всех для всех», который функционально и социально-психологически соединит народы в прочную и эффективную «общественную систему».

6. Общественное производство рассматривается как целесообразно организованная совокупная деятельность (взаимосвязанные системы специализированной деятельности), направленная на производство продуктов, условий, процессов, изменений «существующего» (реконструкцию), сообразно текущим целям страны. Все процессы и процедуры государственной деятельности рассматриваются как «государственное (информационное) производство». Материально-техническое, информационное, энергетическое и человеко-ресурсное обеспечения производства организуются на основе проектно-паспортных данных и единой «единицы стоимости» (Ес), связанной с единицей измерения энергии (в электронной форме).

7. Всем гражданам конституционно вменяется в обязанность быть образованными и наиболее развитыми в общественно полезном профессиональном качестве (что обеспечивается государственным бесплатным образованием и стимулированием) и постоянно участвовать в совокупной общественно полезной деятельности, по выбранной специализации, которая оплачивается государством на основе единой профессиональной тарифно-квалификационной системы. Творческая и специально организованная деятельность по повышению эффективности производства и характеристик его продукции стимулируется личными и корпоративными фондами развития (в Ес). Состязания (конкуренция) за лидерство в производстве должны заканчиваться на стадиях проектирования и (или) опытных испытаний, — что исключает излишние потери общих ресурсов при конкуренции на рынках.

8. Деятельность государства, направленная на собирание и накопление национальных денег в «бюджете», для внутреннего использования и передачи их «бюджетным» организациям признается общественно нецелесообразной. Все участники общественного производства, в т. ч. государственные служащие, обеспечиваются «потенциалом потребления» (наличными деньгами) из единой системы Госбанка (национального банка), — на основе единой тарифной системы оплаты труда, и личным фондом общественно полезного развития деятельности.

Налогово-бюджетная система (унаследованная от архаичной экономики) заменяется общественно целесообразным ограничением наличных выплат, переводом всего общественного производства на учетно-отчетные электронные единицы стоимости и введением личных и корпоративных фондов общественно полезного развития.

9. Экономическая база общественного прогресса обеспечивается не выбором политэкономических образцов из экономик прошлого и настоящего, а научной организацией общественного производства и распределения, на основе рациональной для общества, всей страны, организации использования денег как функционального средства, «искусственного потенциала потребления», и учета реальной общественной стоимости производства, любой производительной деятельности, использующей национальные ресурсы.

10. Наука, являющаяся в действительности научным (информационным) производством, как специально организованным, так и творческим, ввиду всеобъемлющего характера доказывает свою эффективность не только в научно-техническом прогрессе общества, но и в его организационном прогрессе. Уже с середины прошлого века наблюдается успешное использование научных принципов в создании и совершенствовании организаций и управляющих структур, техники и алгоритмов управления в различных сферах деятельности. Научные методы и электронно-вычислительная техника планирования, моделирования и программирования социально-экономических процессов давно используются в развитых странах, применялись они и в СССР. Однако сейчас наступил уже период критической необходимости эмерджентного (системно-прогрессивного) перехода к научному преобразованию и совершенствованию всей социально-экономической и государственной организации общества, его воспроизводства и развития, — период особой, объективно необходимой активности всего научно-интеллектуального сообщества. Традиционные политэкономические подходы должны смениться научно и национально обоснованными, опирающимися на выверенные научно-исторические и научно-теоретические знания, на положительный опыт страны и мирового сообщества.

Источники научно-исторических, научно-философских и практических знаний

1. Аристотель. Политика. / Пер. С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова. М., 2002.

2. Афанасьев В. Г.: 1) Научное управление обществом (опыт системного исследования). М.: Политиздат. 1973; 2) Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат. 1980; 3) Мир живого: системность, эволюция и управление. М. 1986.

3. Васильев А. Производство: Эволюция и парадоксы организации // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77—6567, публ.17250, 24.01.2012.

4. Кара-Мурза С. Г. «Идеология и мать её наука». (Серия: Тропы практического разума.). М.: Алгоритм. 2002.

5. Гринин Л. Е.: 1) Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации // Философия и общество. 2001. №4; 2) Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига. 2006; 3) Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. М.: УРСС. 2007.

6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл. 2004.

7. Олескин А. В. Биополитика. Политический потенциал современной биологии. М.: Научный мир. 2007.

8. Смирнов П. И.: 1) Социология личности: Учеб. пособие. СПб: Изд. СПбГУ. 2001; 2) Слово о России: Беседы о Российской цивилизации. СПб.: Химиздат. 2004.

9. Чешко В. Ф., Глазко В. И. High Hume (биовласть и биополитика в обществе риска). Учебное пособие. М.: Изд-во РГАУ МСХА им. К.А.Тимирязева. 2009.

10. Ядов В. А. (ред.). Социология в России. М.: ИС РАН. 1998.

05.02.2012

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рациональное общество. Том 1 (избранные статьи): от естествознания к системному обществознанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я