В сборнике статей рассматривается комплекс важных и принципиально новых вопросов, связанных с решением системной сверхзадачи по возрождению России как великой научно-промышленной державы. Особое внимание обращено на системную сущность как этих вопросов, так и способов их решения в рамках новой – системной государственной стратегии. Сборник статей дополняет монографию автора, связанную с разработкой комплекса системных стратегических инноваций, направленных на решение указанной сверхзадачи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основные направления, новые результаты и возможности, связанные с использованием качественного системного анализа для совершенствования современной стратегической деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Российская академия естественных наук
(РАЕН)
Ю.П. Синицын
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ,
НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАЧЕСТВЕННОГО СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сборник статей
Москва 2017
Издано в авторской редакции.
Синицын, Юрий Петрович.
Основные направления, новые результаты и возможности, связанные с использованием качественного системного анализа для совершенствования современной стратегической деятельности: сборник статей / Ю.П. Синицын. Москва, 2017. 264 с.
В сборнике статей рассматривается комплекс важных и принципиально новых вопросов, связанных с решением системной сверхзадачи по возрождению России как великой научно-промышленной державы. Особое внимание обращено на системную сущность как этих вопросов, так и способов их решения в рамках новой — системной государственной стратегии. Сборник статей дополняет монографию автора, связанную с разработкой комплекса системных стратегических инноваций, направленных на решение указанной сверхзадачи.
Сборник адресован научным работникам, преподавателям и аспирантам управленческих и экономических ВУЗов, сотрудникам органов государственного управления.
© Синицын Ю.П., 2017
.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Основные свойства и возможности новых результатов, направленных
на системное совершенствование современной стратегии 4
I. Сущность, цели и специфика общего методологического замысла исследований
и способы его осуществления 4
II. Основные результаты, полученные на текущем этапе исследований,
оценки их сущности, возможностей и способов использования 11
III. Краткое описание сущности, роли и возможностей новых методологических факторов, разработанных и использованных в данном исследовании 27
Обоснование необходимости конструктивных взаимодействий между наукоемким системным подходом и конструктивными эмпирическими подходами при решении стратегических задач, обеспечивающих эффективное развитие страны. 39
Углублённое обоснование сущности стратегической инновации, обеспечивающей системное совершенствование существующих государственных систем. 55
Сущность, возможности и способы использования в государственной стратегии системных профилактических и экспериментальных программ 73
Системная стратегическая триада: сущность, возможности и способы использования
как универсального стратегического инструмента. 90
Необходимость совместного решения прямой и обратной задач управления
для полной и эффективной реализации всех возможностей новой государственной стратегии. 97
Полная завершенность решения любой стратегической задачи как обязательная предпосылка эффективности и результативности этого решения. 105
Обратная задача управления — это не альтернатива, а обязательная подсистема
новой — системной государственной стратегии. 109
Роль и способы использования мощности как стратегического фактора,
имеющего общесистемную сущность 124
Подготовительная — сингулярная программа: сущность, свойства и способы использования в рамках новой — системной государственной стратегии 133
Способы повышения качества, возможностей и эффективности системной государственной стратегии за счёт использования свойств открытых
неравновесных систем 145
Развёрнутое системное обоснование сущности специальной государственной
программы «Узкий фронт развития и реформирования страны». 159
Сущность, свойства и способы использования завершенных моделей
в системной государственной стратегии. 175
Процессы развития: системная сущность и свойства, важные
для стратегической деятельности. 190
Системная сущность и специфика современной и перспективной
стратегической управленческой деятельности 205
Системная сущность, способы совершенствования и использования
стратегической организационной деятельности 217
Анализ системной сущности, специфики и способов использования существующих
и возможных вариантов сверхстратегии 234
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СИСТЕМНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Сущность, цели и специфика общего методологического замысла исследований и способы его осуществления
В монографии автора «Системные стратегические инновации как основа качественно нового возрождения России» основное внимание уделено обоснованию сущности и возможностей конкретных системных инноваций, а также обоснованию областей и способов их использования в современной стратегии. Но эта монография, а также дополняющий ее сборник статей автора «Основные направления, новые результаты и возможности, связанные с использованием качественного системного анализа для совершенствования современной стратегической деятельности», являются лишь частями более долгосрочного по времени и более сложного по структуре методологического и практического общего замысла.
Конструктивной сущностью замысла являются целенаправленное системное совершенствование современной стратегической деятельности. Такое совершенствование очень важно для России, так как оно позволяет радикально повысить возможности, качество и эффективность нашей государственной стратегии наиболее эффективными, наиболее наукоемкими и наименее затратными — научными способами.
Основная методологическая сущность замысла определяется рассматриваемым ниже ключевым положением качественного системного анализа, которое имеет как глубокую философскую сущность, так и высокую стратегическую важность. Это положение утверждает, что по мере того, как закономерно повышается сложность решаемых стратегических задач, способы обоснования стратегических и политических решений должны не просто становится более сложными, что повышает эффективность традиционных решений, а эти способы должны становится качественно новыми, т.е. содержащими принципиально новые концептуальные доказательства и другие обоснования.
Такие качественно новые способы обоснования сложных и объективных по своей сущности стратегических решений должны в качестве методологической основы использовать разные законы: физические, биологические, химические, системные, экономические и другие. Обязательно законы, а не закономерности.
Эти концептуальные решения должны определять не столько способы различной сложной стратегической деятельности, сколько сущность и возможность реализации этой деятельности в данной системе. А конкретные способы концептуально возможной деятельности, учитывающие специфику традиционной практики, обосновываются обычными системными или эмпирическими решениями.
В монографии и в статьях автора на множестве примеров обоснования системных стратегических инноваций показана не только необходимость использования в современной стратегии таких двойных решений: концептуальных и практических, но и принципиальная новизна и конструктивность стратегических идей, лежащих в основе концептуальных решений, связанных со способами их использования.
Кроме чисто методологических способов совершенствования научной деятельности, используемых в государственной стратегии, должны обязательно использоваться и концептуальные способы. Среди других концептуальных способов совершенствования, использованных в данном комплексном исследовании, следует отметить три способа. Первый способ — конкретизация системной сущности будущей государственной системы, а также способов ее формирования и развития с использованием системных стратегических инноваций. При этом речь идет о конструктивной — системной конкретизации, а не о достаточно субъективной политической конкретизации.
Второй способ — почти полное абстрагирование при выборе генеральной цели исследования, при обосновании системных стратегических инноваций и способов их использования от всех российских внутриполитических факторов. Основное внимание обращено на базис — на создание совершенной государственной системы. Совершенно очевидно, что в ходе разработки научной концепции создания этой системы и в ходе реализации этой концепции, политическая надстройка должна будет совершенствоваться с опережением.
Третий способ — генеральная цель национального развития — ускоренное возрождение России как великой научно-промышленной державы должна достигаться в рамках решения внутренней задачи. Только существующая государственная система, постоянно системно совершенствуясь в ходе решения данной системной сверхзадачи, может создать государственную систему будущего поколения — возрожденную Россию. Системная сущность внутренней задачи всеобъемлющая: она определяет и основные положения концепции развития нашей страны, и способы реализации этой концепции, и сущность внешних стратегических взаимодействий и т.д.
Практически абсолютная необходимость использования на последующих этапах развития нашей страны именно наукоемкой системной стратегии, эффективно дополняющей конструктивную российскую государственную политику, связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, существует системная закономерность, согласно которой все не решенные своевременно и эффективно достаточно простые задачи и реформы, такие как пенсионная реформа, модернизация экономики, необходимая реформа финансовой системы и т.д., стихийно трансформируются в системные сверхзадачи. Полное решение этих сверхзадач становится абсолютно необходимым, а сложность и затратность процессов их решения значительно возрастают. Во-вторых, значительное накопленное отставание России от ряда передовых научно-промышленных стран указывает на неэффективное использование нашей государственной системной генерального стратегического ресурса — времени. А ликвидация этого очень сложного стратегического недостатка требует использовать только наукоемкую системную стратегию.
Очевидно, что реально эффективной является такая стратегическая деятельность, когда управляемая система — государство и все его подсистемы имеют высокое качество, причем не только политическое, экономическое и т.д., но обязательно системное высокое качество, высокую системную эффективность, управляемость, целенаправленность и т.д. Для этого управляющая стратегическая деятельность, связанная с текущими процессами, должна постоянно сочетаться с организационно-модернизационной стратегической деятельностью. Сущность и специфика этих видов деятельности рассмотрены в двух статьях данного сборника.
Любой реальный вид деятельности должен обеспечивать получение конкретных результатов. Такими результатами для организационной стратегической деятельности являются системные стратегические программы развития и прогресса страны. Поэтому системная государственная стратегия требует, чтобы соответствующие государственные структуры регулярно обосновывали и разрабатывали такие программы, которые должны быть методологически альтернативными. Например, правительство должно каждые два-три года разрабатывать практико-научную системную программу развития, а соответствующие институты РАН — научно-практическую системную программу развития. Обе программы должны разрабатываться с конца — с конечных результатов, должны завершаться в одинаковые сроки, должны обеспечивать сравнимость результатов и способов их достижения, должны охватывать все подсистемы государства и все основные направления развития, должны создавать реальные предпосылки для качественно нового возрождения России.
Если необходимость использования наукоемкой системной государственной стратегии может быть обоснована уже в настоящее время, то обоснование рациональности ее использования, с учетом как качества и возможностей нашей государственной системы, так и разных рисков, связанных с использованием очень сложной новой стратегии, является гораздо более сложной и, кроме того, гораздо более ответственной задачей. При решении этой задачи роль даже отдельных отсутствующих или слабоуправляемых факторов может быть чрезвычайно опасной.
При сравнительном анализе необходимости и рациональности использования новой государственной стратегии очень важную роль играют эмерджентные — вновь порожденные стратегические факторы, которые конкретно и детально в монографии не исследовались. Но очевидно, что важнейшим и комплексным эмерджентным фактором станут политические факторы. Наличие у России комплекса качественно новых стратегических возможностей и преимуществ, которые кратко описаны в последующих разделах данного доклада и которые обеспечивают ускоренное и эффективное развитие нашей страны, все страны мира должны будут рассматривать как ее второе, кроме ресурсного, важнейшее стратегическое преимущество. Это качественно новое преимущество станет еще более мощным и более значимым, если оно будет конструктивно вмонтировано в российскую государственную политику.
В данном докладе я, как военный ученый по образованию и по основным видам деятельности, представляю основные результаты своей комплексной и инициативной деятельности. Комплексной эта деятельность является потому что были разработаны основы новой методологии — качественного системного анализа, была проверена работоспособность, эффективность и области использования этой методологии, была сформулирована важная долгосрочная стратегическая цель для использования этой новой методологии — решение задачи по ускоренному возрождению России как великой научно-промышленной державы, были выбраны универсальные средства для решения этой системной сверхзадачи — системные стратегические инновации, были обоснованы и разработаны более сорока системных инноваций, структура которых позволяет на государственном уровне рассматривать вопрос о начале подготовки к решению этой судьбоносной системной сверхзадачи.
Т.е. лично моя комплексная научная деятельность в методологическом плане является завершенной. Но поскольку данная сверхзадача является и методологически, и практически чрезвычайно сложной, считаю необходимым продолжение начатых мною исследований по двум направлениям: по системному совершенствованию современной стратегической деятельности и по разработке системной концепции решения сверхзадачи, целью которой является качественно новое возрождение России. Эта концепция должна стать основной и наиболее конкретной — среднесрочной частью более общей системной концепции долгосрочного развития и прогресса нашей страны.
Главными конкретными целями монографии и сборника статей являлись следующие. Во-первых, исследование сущности, структуры, специфики и т.д. комплекса стратегических мероприятий, обеспечивающих реальное и эффективное доминирование процессов развития и прогресса в новой — системной государственной стратегии. В первом приближении эта цель на концептуальном уровне решена и, кроме того, обоснованы конкретные рекомендации по продолжению этой работы на государственном уровне.
В настоящее время доминирование процессов развития как генеральная стратегическая задача ни одной страной мира в конкретной постановке не рассматривается. Если Россия сделает эту задачу генеральной в своей текущей стратегии и целенаправленно модернизирует свою государственную систему для ее эффективного решения, международный статус страны и ее реальные стратегические возможности возрастут как количественно, так и качественно.
Во-вторых, второй главной целью являлось исследование возможностей и способов перехода от традиционной для рыночных экономик прагматической государственной стратегии к наукоемкой и высокоэффективной системной государственной стратегии. Исследования показали, что возможности прагматической стратегии при решении сложных стратегических задач и системных сверхзадач, количество которых постоянно возрастает, практически исчерпаны. Из этого следует, что любая, даже самая профессиональная стратегическая деятельность, связанная с использованием этой стратегии, принципиально не может быть эффективной. Поэтому она в ближайшее время должна быть заменена наукоемкой системной стратегической деятельностью.
В первом приближении, т.е. на концептуальном уровне, эта цель также достигнута и обоснован конкретный комплекс рекомендаций для начального этапа практической деятельности.
Таким образом, с точки зрения автора, объективно и системно обоснована первичная концептуальная база для научного и политического рассмотрения и дополнения комплекса предлагаемых системных стратегических инноваций и способов их реализации на ближайших этапах развития нашей страны. При этом рассмотрении необходимо предполагать, что для реализации этих рассмотренных и дополненных инноваций будет использовано модернизированное императивное управление. Первое свойство этого управления состоит в том, что при решении сложных стратегических задач его наукоемкость должна расти с опережением по отношению к его жесткости и директивности. Второе свойство состоит в том, что это управление игнорирует традиционные бюрократические ограничения, отсрочки, согласования, ссылки на внешние аналоги и т.д., а требует предоставления научно-обоснованных возражений и альтернативных решений, имеющих конструктивную сущность. Эти возражения и альтернативные решения должны быть обязательно получены с использованием не частных и, в большинстве случаев, субъективных моделей, а завершенных системных моделей.
В рамках общего замысла исследований рассматривалась постановка и возможности решения специальной системной сверхзадачи, непосредственно связанной с возрождением России как великой научно-промышленной державы. Сущность этой специальной сверхзадачи следующая: необходимо за ограниченной период времени создать качественно новую государственную систему — возрожденную Россию, имеющую высшее системное качество, обладающую комплексом конкурентоспособных стратегических потенциалов, гарантированной защищенностью, способную устойчиво и эффективно развиваться в сложных глобальных условиях и т.д. но создать эту государственную систему нового поколения должна, причем самостоятельно, существующая государственная система, имеющая в настоящее время ограниченные возможности и ограниченные ресурсы.
Эти ограниченные возможности имеют следующую структуру и сущность. Во-первых, ряд подсистем нашего государства: управленческая, экономическая, научная, финансовая и т.д. в настоящее время не являются конкурентоспособными на мировом уровне и имеют достаточно низкое системное качество.
Во-вторых, мы должны решать эту специальную сверхзадачу как внутреннюю задачу, что существенно усложняет и затрудняет ее решение. Например, Китай решил подобную сверхзадачу, причем при менее благоприятных, чем сейчас у России, начальных условиях, в основном, как внешнюю задачу. Внешняя сущность задачи была обусловлена тем, что США перенесли в Китай значительную часть своих высокотехнологичных предприятий, очень большое число китайских специалистов и инженеров, связанных с новыми технологиями, обучались в американских и европейских институтах. Громадную роль в том, что радикальная китайская модернизация реализовалась как внешняя задача, сыграло то обстоятельство, что Китай быстро стал мировой фабрикой по производству массовых потребительских товаров, конкурентоспособность которых постоянно повышается.
В-третьих, по целому ряду причин средняя модернизационная, инновационная и трудовая активность и эффективность нашего общества постоянно снижалась, особенно в первые годы российских рыночных реформ, и сейчас она ниже требуемого уровня, который сформирован значительной частью китайского общества.
В-четвертых, из-за значительного накопленного отставания от передовых промышленно развитых стран, в России сформировался дефицит наукоемких ресурсов: технологических, научных, управленческих, образовательных.
Все перечисленные выше конкретные и важные ограниченные возможности накладывают на процессы решения рассматриваемой специальной сверхзадачи такие жесткие ограничения, что они требуют качественно изменить существующие сейчас способы решения сложных стратегических задач. Именно с учетом этого нового требования, качественный системный анализ предлагает использовать в рамках новой — системной государственной стратегии комплекс наукоемких и качественно новых способов решения данной сверхзадачи. Основу этого комплекса составляют многочисленные системные стратегические инновации, многие из которых должны использоваться как новые способы стратегической деятельности, а другие — как новые инструменты и ресурсы.
Однако использование новой государственной стратегии и комплекса системных стратегических инноваций для преодоления и компенсации жестких ограничений — это лишь одно из необходимых частных стратегических решений для полного решения рассматриваемой специальной сверхзадачи. Второе необходимое частное решение состоит в том, что необходимо с использованием компетентной, четко целенаправленной и активной политической деятельности политически и научно обосновать государственные способы использования предлагаемых стратегических инноваций, способы ускоренного обоснования новых инноваций, конкретные способы использования комплексов стратегических инноваций в разных подсистемах государства и на разных этапах реализации суперпрограммы качественно нового возрождения России.
Еще раз подчеркнем требование о том, что эту сверхзадачу необходимо решать как внутреннюю сверхзадачу, т.е. с опорой, в основном, на специально сформированные и подготовленные внутренние ресурсы и возможности. Сущность этих специальных опережающих мероприятий определяется сингулярной программой, описанной в одной из статей сборника.
Итак, для эффективного решения специальной сверхзадачи нам обязательно необходимо реализовать два сложных взаимодополняющих частных стратегических решения: концептуальное, изложенное в монографии и в сборнике статей, и государственное политическое решение, которое еще необходимо обосновать и разработать. Для обеспечения эффективного взаимодополнения эти частные решения должны иметь примерно одинаковую наукоемкость, примерно одинаковую системную обоснованность, единую целенаправленность, единую — государственную организационную основу.
Из этого следует, что роль, возможности и конструктивность ряда отечественных потенциалов: научного, общественного, управленческого, творческих общественных организаций и политических партий необходимо повышать с опережением и высокими темпами.
Основные результаты, полученные на текущем этапе исследований, оценки их сущности, возможностей и способов использования
Практически все результаты, полученные в монографии имеют не только методологическую, но и стратегическую концептуальную сущность и важность. Подчеркнем, именно стратегическую важность, так как все они позволяют качественно новыми и высокоэффективными способами повысить возможности нашей государственной стратегии, сформировать в ней принципиально новые и важные возможности, а также новые комплексы стратегических преимуществ.
Результаты, изложенные в двух работах автора — в монографии и в сборнике статей, имеют, в основном, научно-исследовательскую сущность. Дело в том, что при выявлении и при обосновании принципиально новых системных способов решения сложных стратегических задач и сверхзадач, таких как качественно новое возрождение России, использовалась и одновременно совершенствовалась новая методология — качественный системный анализ. Использование постоянно действующих обратных связей между результатами исследовательской работы и процессами целенаправленного совершенствования используемой методологии — это сущность универсального принципа, который обеспечивает высокую конструктивность и высокую эффективность научных исследований.
Для удобства изложения материалов исследования все полученные результаты можно условно разделить на два вида: на концептуальные результаты, которые обеспечивают методологическое совершенствование разных видов стратегической деятельности и ее теоретических основ, и на практические результаты, которые повышают возможности, результативность и эффективность стратегической деятельности. Однако при использовании полученных результатов очень сильно проявляется их двойственная сущность. Если формально к первому виду относятся способы выявления и обоснования системных стратегических инноваций, а ко второму виду относятся сами эти инновации, то практически системные инновации постоянно используются как элементы системной концепции развития, т.е. как результаты первого вида, а способы обоснования инноваций — элементы аксиоматики метода используются как результаты, повышающие практические возможности стратегии.
Поскольку в монографии и в сборнике статей обоснованно и конкретно описаны порядка сорока пяти системных инноваций, имеющих разную сущность, свойства и возможности, каждая из этих инноваций, как конкретный полученный результат, в данном докладе не описывается. Основное внимание в докладе уделено краткому описанию тех новых методологических и стратегических практических возможностей, которые формируются как используемыми комплексами системных инноваций, так и использованием элементов аксиоматики качественного системного анализа.
Очень важным и универсальным новым результатом является то, что материалы монографии и сборника статей позволяет начать поэтапную реализацию одного из ключевых положений качественного системного анализа. Сущность этого ключевого положения следующая: концептуальное совершенствование современной стратегии является такой же важной государственной задачей, как и ее технологическое и организационно-управленческое совершенствование. Все эти виды совершенствования стратегии должны системно дополнять друг друга, причем с учетом того, что концептуальное совершенствование является универсальным и поэтому обязательным для всех других видов.
Все полученные новые концептуальные результаты должны конкретизироваться и дополняться как практически — для их текущего использования, так и методологически — путем целенаправленной организации взаимодействий между разными — предлагаемыми и новыми системными стратегическими инновациями.
До начала изложения краткой сущности результатов, полученных в двух представленных работах автора, отметим связь этих результатов с общим замыслом монографии. Этот замысел сформировал специальное требование к результатам: нужно получать не новые результаты, которые обладают просто более высоким качеством и могут с боле высокой эффективностью использоваться в существующих процессах функционирования и развития, а такие принципиально новые результаты, которые позволяют формировать качественно новые и структурно новые процессы развития нашей государственной системы. Эта государственная система должна сформировать эффективные процессы развития не только на традиционных направлениях, но и сформировать принципиально новые направления и области развития, важные как в среднесрочном, так и в долгосрочном плане.
Такому специальному требованию в текущее время отвечают концептуально новые результаты, теоретические и прикладные научные результаты, а также новые технологические результаты. Но дефицит научно-обоснованных концептуальных результатов, связанных с процессами глобального развития, уже катастрофически опасен. Поэтому необходимо форсировать их получение.
Различие возможностей и специфики традиционной практики и системной аналитической — концептуальной деятельности состоит в том, что практика, в основном, совершенствует существующие способы деятельности, связанные с процессами функционирования, а концептуальная деятельность, во-первых, тесно связана с процессами развития, причем не только существующих государственных систем, но и государственных систем нового поколения. Во-вторых, концептуальная деятельность создает как реалистичные прообразы этих государственных систем, так и реалистичные и эффективные способы их создания.
В монографии произведено сквозное и многофакторное обоснование принципа доминирования процессов развития и прогресса в государственной стратегии. Процессы развития являются универсальным стратегическим фактором: в них концентрируются главные стратегические цели, развитие обеспечивает эффективное использование времени как генерального стратегического ресурса, развитие совершенствует процессы функционирования и т.д.
В монографии также обоснована и наполнена конкретным и концептуальным содержанием завершенная системная модель долгосрочного развития страны. Конечным результатом реализации этой модели является ускоренное возрождение России как великой научно-промышленной державы. Эта держава должна обладать новыми стратегическими возможностями и преимуществами, характерными для совершенной системы, которые в первом приближении описаны в монографии. Наиболее важными промежуточными этапами создания возрожденной России являются следующие: завершающие — системные этапы российских реформ, создание наукоемкой и эффективной программно-рыночной экономики, формирование особой подготовительной — сингулярной программы, обеспечивающей гарантированное решение системной сверхзадачи по качественно новому возрождению России, совместное решение прямой и обратной задач управления и т.д.
Несмотря на чрезвычайно высокую системную новизну и сложность этой модели долгосрочного развития страны, — это единственный реальный и научно-обоснованный вариант сохранения нашей государственности, который может быть реализован в отведенный нам современными политическими и историческими процессами ограниченный период времени.
При реализации суперпрограммы качественно нового возрождения России два системных принципа: принцип стратегического доминирования процессов развития и принцип обязательного проецирования всех важных стратегических результатов на процессы развития для объективной оценки их важности и эффективности, являются определяющими для новой — системной государственной стратегии.
Т.е. системная концепция развития и прогресса и соответствующая ей стратегия должна стать главным стержнем государственной деятельности.
Сохранение традиционных, даже эмпирически модернизированных способов развития нашей государственной системы уже сейчас стало реально опасным. Сущность опасности состоит в том, что конфронтационность и агрессивность глобальных ситуаций практически на всех направлениях развития растет гораздо более высокими темпами, чем сдерживающие и стабилизируюшие возможности сообщества стран, избравших независимый и миролюбивый способ развития.
Для эффективной реализации этой модели создан ряд конкретных предпосылок в виде специализированных системных стратегических инноваций. К их числу относятся: системная прогнозная модель, использование времени как генерального стратегического ресурса, совместное решение прямой и обратной задач управления, формирование и использование подготовительной — сингулярной программы, опосредованное совершенствование процессов функционирования через программы развития и еще целый ряд подобных концептуально новых предпосылок.
Отдельно отметим еще одну — методологическую предпосылку. Сущность ее состоит в том, что качественный системный анализ имеет громадные потенциальные возможности для развития и совершенствования. А если у стратегии развития и прогресса будет собственная специализированная научная основа, которая будет развиваться одновременно с развивающейся государственной системой, то это будет наше уникальное стратегическое преимущество
Следующий результат, описанный в монографии, тесно связан с эффективным решением сверхзадачи по ускоренному возрождению России как великой научно-промышленной державы. Речь идет о системной стратегической инновации, названной «система модельных программ». Эта инновация является классическим примером достижения новых стратегических целей с использованием принципиально новых способов их достижения, которые должны целенаправленно формироваться в новой — системной стратегии.
Концептуальная новизна этого способа состоит в следующем. Сейчас мы строим и совершенствуем государственную систему опосредованно: сначала создаем новые элементы экономики, инфраструктур и т.д., повышающие возможности и эффективность существующей государственной системы, а затем из этих новых элементов разными способами создаются новые структуры и подсистемы государства. Система модельных программ позволяет непосредственно и сразу создавать маломасштабные прообразы качественно новых структур и новых подсистем государства. При этом при ограниченных затратах ресурсов и времени мы можем создавать несколько новых структур, что необходимо для создания принципиально новой подсистемы государства, можем ускоренно и экономно производить совершенствование этих маломасштабных прообразов новых структур, можем ускоренно формировать и совершенствовать взаимодействия как внутри этой новой подсистемы государства, так и ее взаимодействия с другими подсистемами.
В необходимое время эти маломасштабные прообразы качественно новых структур преобразуются в полномасштабные структуры, что позволяет быстро и целенаправленно повышать и системно совершенствовать стратегические возможности и преимущества нашей страны.
При обосновании этой инновации был использован принцип функционального подобия. Этот принцип широко используется для обоснования правового равноправия государств, имеющих разные масштабы и разные возможности. Методологическая специфика разработки системы модельных программ состоит в том, что, во-первых, главными, но временными задачами, являются внутренние задачи, связанные с формированием и оптимизацией новой системы, и, во-вторых, доминирующими являются не текущие, а будущие условия.
При использованном подходе, во-первых, значительно снижается сложность внутренних задач, во-вторых, они решаются гораздо быстрее и гораздо боле экономно, в-третьих, значительно упрощаются и ускоряются процессы формирования и анализа альтернативных программ развития. Особенно важно использование данной инновации в среднесрочной стратегии развития, в которой мы можем конструктивно конкретизировать процессы системного проектирования, использовать разные прогнозы, можем гораздо более эффективно использовать такие важные стратегические ресурсы как время, интеллект, информацию. Система модельных программ позволяет значительно легче преодолевать или компенсировать различные ограничения, количество и сложность которых в процессах глобального развития постоянно возрастает.
Следующим важным результатом, полученным в монографии, является обоснование и концептуальная разработка более сорока системных стратегических инноваций, которые могут быть использованы для создания первичного — концептуального каркаса будущей государственной системы и для формирования качественно новых, но конкретных и реалистичных способов создания этой системы.
Важнейшими преимуществами всех системных инноваций являются следующие. Во-первых, все они по своей системной сущности и по своей наукоемкости относятся к будущему, а не к настоящему и, тем более, не к прошлому. Т.е. будущую государственную систему мы теперь можем создавать теми способами и средствами, которые будут затем постоянно использоваться в этой новой будущей системе.
Во-вторых, все системные инновации конструктивны по отношению к создаваемой новой государственной системе. Это значит, что ни одна из них не содержит дестабилизирующих составляющих. Более того, многие системные инновации могут также использоваться и для модернизации существующей государственной системы, хотя это является их дополнительной, а не основной функцией.
В-третьих, все инновации системно дополняют друг друга, причем эти взаимодополнения сохраняются в комплексах, формируемых для решения разных задач и имеющих разную структуру.
В-четвертых, все системные инновации используются во всех подсистемах системной стратегической триады — в концепции, в стратегии и в стратегических программах, хотя и в разной форме. За счет этого свойства инноваций сохраняется методологическое единство всех подсистем стратегической триады.
Очень важными для современной стратегии свойствами всех системных стратегических инноваций являются не только их стратегическая новизна, высокая наукоемкость, конструктивность, но и возможность целенаправленно формировать в государственной стратегии важные преимущества: управленческие, организационные — программные, экономические, научно-технические и другие. При формировании в российской стратегии комплексов преимуществ, страна сможет ускоренно и эффективно решать разные системные сверхзадачи, что качественно повысит возможности российской стратегии.
При использовании в государственной стратегии даже нескольких целенаправленно сформированных комплексов новых — системных преимуществ, в ней достаточно просто могут быть сформированы разные мультиэффекты, обеспечивающие рост возможностей и эффективности разных комплексов преимуществ, имеющих парную или более сложную структуру. А это значит, что уникальный комплекс российских стратегических ресурсов: энергетических, рудных, водных, экологических, коммуникационных, земельных и других может быть использован гораздо более эффективно.
При формировании, а особенно при использовании как единичных, так и комплексов преимуществ, необходимо использовать системно модернизированное императивное управление. Модернизация этого управления является одной из системных стратегических инноваций. Такое наукоемкое, но четко целенаправленное и жесткое управление необходимо использовать при реализации практически всех принципиально новых стратегических программ, включающих комплексы системных стратегических инноваций.
Фактически системная модернизация императивного управления была направлена на то, чтобы сделать его универсальным и мощным государственным инструментом для реализации сложных стратегических программ.
Следующим стратегически важным результатом является то, что в монографии удалось доказать возможность перехода от традиционной эмпирической или системно-эмпирической государственной стратегии к наукоемкой и качественно новой системной стратегии. В ряде подсистем государства, в первую очередь — в государственной политике, этот переход возможен и необходим уже в ближайшее время.
Существующая, конструктивная по своим целям государственная политика, как внутренняя, так, в основном, и международная, которая уже сформулировала и поставила перед страной много важных и прогрессивных задач, для того, чтобы обеспечить гарантированное и эффективное решение этих задач, должна стать системной. Поскольку государственная политика является целеполагающей и определяющей для всех государственных стратегий, существует реальная возможность радикально повысить как международный статус, так и стратегические возможности нашей страны.
Основными качественно новыми возможностями, которые обеспечивают переход к системной государственной политике и стратегии, являются следующие. Во-первых, резко снижается количество, или даже полностью исключаются, неэффективные стратегические решения и опасные стратегические ошибки. Во-вторых, формируется наукоемкая и эффективная долгосрочная системная стратегия развития и прогресса, которая охватывает все направления развития. В-третьих, за счет не только количественного, но и качественного и структурного роста стратегических возможностей страны, резко увеличивается число степеней свободы стратегического маневра. В-четвертых, снижается количество и опасность стратегических рисков.
Особая новая стратегическая возможность связана с тем, что страна может уже в ходе процесса возрождения как великой научно-промышленной державы выйти на оптимальную траекторию развития. Кроме того, что на этой траектории исключаются зигзаги и петли, ведущие к громадному перерасходу времени и ресурсов, эта траектория создает комплекс условий, обеспечивающих повышение эффективности и качества всех стратегических программ оптимальными способами.
Очень важным в концептуальном смысле результатом является обоснование доказательства, согласно которому доминирующим на последующих этапах развития должен стать не технологический, а системный прогресс. Наиболее общим доказательством является то, что необходимо в первую очередь создавать качественно новые системы: глобальную и государственные. Качественно новыми являются совершенные системы, основные свойства и специфика которых кратко описаны в монографии.
Одно из множества уникальных преимуществ совершенных систем состоит в том, что они создают наиболее благоприятные условия для развития и использования всех других видов прогресса: научно-технического, социального, экологического, культурного, правового, экономического и т.д. Важно подчеркнуть, что в этих государственных системах категорически исключаются все способы опасного использования новых и прорывных технологий.
Важнейшим недостатком технологий, который особенно опасен для процессов развития, является то, что они инвариантны, нечувствительны по отношению к целям и способам их использования. А совершенные системы по отношению к этим факторам не только очень чувствительны, но и конструктивно активны.
Следующим важным в концептуальном смысле результатом является доказательство возможности и необходимости перехода к постановке и к решению общесистемных стратегических задач развития. Некоторые из этих текущих задач, но преимущественно на технологическом уровне, постоянно решаются общесистемными инфраструктурами: транспортной, энергетической, информационной, финансовой, торговой и другими.
Сейчас реализуются только те управляемые общесистемные процессы развития, в которых главной движущей силой являются демографические факторы: процессы всеобщего школьного обучения, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, государственного и коммерческого строительства жилья и т.д. Рынок формирует и реализует опасные по своей сущности следующие общесистемные процессы развития: массовые информационные процессы, процессы престижного потребления, процессы массовой автомобилизации, производства избыточных бытовых отходов и т.д.
А стране нужны устойчивые, управляемые эффективные и прогрессивные общесистемные процессы развития. Речь идет о таких постоянно действующих процессах как научно-технические инновационные процессы, процессы повышения производительности, качества и культуры труда, процессы системного совершенствования государства и его подсистем, процессы повышения качества общественного менталитета и общественной культуры, процессы системного совершенствования экологической безопасности.
Позитивный и прогрессивный опыт реализации таких сложных процессов и конкретных программ сейчас быстро накапливается в ходе реализации общесистемной программы повышения обороноспособности страны. И этот опыт необходимо системно совершенствовать и распространять как на государство в целом, так и на все его подсистемы.
Системная государственная стратегия должна использовать новый принцип, сущность которого определяется двумя следующими положениями. Первое: в стратегическом плане эффективными для процессов развития являются не единичные эффективные региональные и отраслевые программы, а общесистемные наукоемкие и прогрессивные процессы развития, реализуемые одновременно на всех основных направлениях развития. Второе положение: сложность формирования и реализация таких общесистемных процессов развития и прогресса настолько высока, что обязательно необходимо реализовать опережающую — сингулярную программу, сущность которой описана в одной из статей данного сборника.
При формировании и при реализации общесистемных процессов развития роль системной стратегической триады и комплексов системных стратегических инноваций становится абсолютно определяющей. В данном конкретном докладе приведем только одно из имеющихся обоснований этого системного требования. Одно из свойств сложных систем состоит в том, что эти системы очень сложны также и на элементарном уровне. Т.е. полная — потенциальная сложность таких систем как человек и живая клетка его организма сопоставимы. В общесистемных массовых процессах резко возрастает роль элементов государственной системы — отдельных людей. И возможности этих субъектов — живых клеток государственного организма необходимо использовать целенаправленно, полностью и эффективно. Т.е. общесистемные процессы развития и прогресса должно формировать государство, причем обязательно на основе научно обоснованной концепции развития и прогресса страны.
Следующим важным результатом исследования является обоснование необходимости постановки и решения системных сверхзадач, обоснование их сущности, а также специфики и способов решения. Необходимость решения сверхзадач связана с двумя закономерностями. Первая — обычные стратегические задачи, которые долгое время не удается эффективно решить, стихийно преобразуются в очень сложные системные сверхзадачи. Вторая закономерность — существует предельный переход количественных факторов, определяющих сложность конкретной стратегической задачи, в качественно новые факторы, характерные для сверхзадач. Появляются сопряженные сверхзадачи, особые требования к способам решения сверхзадач, резко возрастает роль кризисных факторов в процессах решения сверхзадач, резко возрастает роль стихийных факторов в государственной стратегии и т.д.
Самопроизвольное преобразование значительного количества обычных задач в сверхзадачи и необходимость полного, завершенного решения системных сверхзадач формируют новые, причем обязательные и очень жесткие требования к качеству, к возможностям и к наукоемкости современной государственной стратегии. Существующая прагматическая стратегия этим требованиям не удовлетворяет. Но системная государственная стратегия и качественный системный анализ, как основной способ ее обоснования, формирования и использования, обеспечивают выполнение этих требований и дальнейшее совершенствование государственной стратегии.
Генеральная задача, которая реально стоит перед новой государственной стратегией состоит в том, что она должна не просто обеспечивать полное решение системных сверхзадач, а их решение за минимально возможное короткое время, использование преимущественно наукоемких способов решения сверхзадач и затрату минимально возможного объема ресурсов.
Поскольку программы использования комплексов системных стратегических инноваций фактически являются системными сверхзадачами, возможность новой — системной стратегии ставить и эффективно решать сверхзадачи является не просто важной, а чрезвычайно важной. Если мы сможем решать сверхзадачи, то наша системная государственная стратегия приобретет комплекс уникальных преимуществ, которые сделают статус нашей страны как сверхдержавы неуязвимым и неоспоримым.
Возможность эффективного и полного решения системных сверхзадач тесно связана со следующим результатом, полученным в монографии. Речь идет об обосновании необходимости и способов перехода от существующего ракетно-ядерного, т.е. чисто военного паритета, к более эффективному и к более сложному — к системному паритету нашей России по отношению к наиболее мощной мировой державе — к США.
Как показал исторический опыт, чисто военный паритет не может гарантированно обеспечить нашей стране благоприятные и устойчивые условия для мирного и прогрессивного развития. Такие условия может обеспечить только качественно новый — системный паритет, при котором не только оборонный, но и научный, и производственный, и трудовой, и управленческий, и аграрный, и все инфраструктурные потенциалы нашей страны будут иметь высокое системное качество, будут по своим возможностям конкурентоспособными на мировом уровне, будут надежно управляемыми и т.д.
Идея создания системного паритета общеизвестна, но способы его создания и, тем более, способы его использования в современных и в будущих глобальных условиях чрезвычайно сложны. Но уникальные территориальные, ресурсные, природные, коммуникационные, экологические и некоторые другие стратегические преимущества, которыми располагает Россия, требуют, чтобы она располагала именно системн6ым паритетом. Дело в том, что по изложенным выше причинам наша страна должна обладать резервированной, т.е. предельно надежной защищенностью. И эта защищенность должна в ходе развития страны возрастать с опережением по отношению к росту наших экономических и некоторых других стратегических возможностей. Этот принцип сейчас используется по инициативе и при постоянном контроле президента страны В.В. Путина. Но необходимо создать такую государственную систему, которая обеспечила бы долгосрочную реализацию этого принципа.
Следующим результатом, полученным в монографии, является обоснование необходимости, сущности и способов преобразования существующего в нашей стране комплекса стратегических ресурсов в единую и эффективно управляемую систему национальных стратегических ресурсов.
Если сейчас комплекс стратегических ресурсов обеспечивает, в основном, лишь стабилизацию процессов функционирования страны, а иногда и процессов выживания, то единая система национальных стратегических ресурсов должна обеспечить долгосрочное, устойчивое и эффективное развитие страны, причем в сложных глобальных условиях. Именно с этих позиций мы должны сейчас рассматривать все виды нашей политической, дипломатической, экономической, финансовой технологической и другой деятельности, которая разными способами связана с комплексом наших стратегических ресурсов.
Специфической особенностью единой системы стратегических ресурсов является то, что она будет не только целенаправленно и эффективно использовать существующие ресурсы, но и будет развивать структуру и возможности этой системы за счет создания и использования нетрадиционных ресурсов.
Нетрадиционные ресурсы можно разделить на две группы: технологические и методолого-управленческие. К технологическим ресурсам относятся как новые технологии; космические, компьютерные, нанотехнологии, биотехнологии и т.д., так и новые способы их использования в системных стратегических программах развития и прогресса. К методолого-управленческим нетрадиционным ресурсам относятся: метод качественного системного анализа, и его главные подсистемы — аксиоматика и перечень понятий с конкретизированной системной сущностью, а также многие системные стратегические инновации и способы их использования.
Нетрадиционные ресурсы следует рассматривать как сложные и наукоемкие факторы, которые качественно расширяют возможности системной государственной стратегии по решению очень сложных задач и системных сверхзадач. Фактически речь идет о формировании цепочки — комплекса особых результатов, имеющих следующую структуру: обычные результаты → наукоемкие специализированные предпосылки развития → универсальные нетрадиционные ресурсы. В этой цепочке наукоемкость, системное качество и возможности ее элементов последовательно повышаются. А при совместном использовании традиционных результатов с предпосылками развития, с обычными результатами и с нетрадиционными ресурсами в системных стратегических программах развития, мы можем резко повысить возможности, качество и эффективность этих программ.
Очень важно подчеркнуть следующее свойство нетрадиционных ресурсов: в отличие от традиционных ресурсов, которые позволяют реализовать существующие возможности, эти ресурсы формируют принципиально новые возможности и обеспечивают их эффективную реализацию. А это означает, что изменяется сущность ресурсов как стратегического фактора.
Единая система ресурсов — это классический объект, по отношению к которому необходимо обеспечить безусловное доминирование долгосрочных процессов развития по отношению к текущим процессам функционирования. Но такое доминирование является системной сверхзадачей, поскольку, во-первых, нужно сначала создать эффективную государственную систему следующего поколения и, во-вторых, нужно использовать в этой новой государственной системе эффективное системное управление, причем как внешнее, так и внутреннее.
Разработка и обоснование системной концепции, определяющей сущность, цели и способы формирования и использования единой системы национальных стратегических ресурсов является, в большей степени, политической сверхзадачей, чем научной сверхзадачей. Т.е. отечественные ученые сейчас должны обосновать решение этой сверхзадачи, а эффективно решить эту сверхзадачу в интересах нашей страны сможет политический лидер страны, уже ставшей великой научно-промышленной державой.
По мере того, как мы в данном разделе доклада перечисляем все большее количество качественно новых результатов, полученных и описанных в двух представленных работах, все более актуальным становится вопрос о возможностях и о способах реализации всех предлагаемых системных стратегических инноваций. Конструктивным и конкретным ответом на этот вопрос является системная инновация по созданию и использованию Системы государственного руководства РФ.
В основе этого предложения лежит принцип разделения общесистемной и долгосрочной государственной стратегической деятельности, имеющей форму политического и стратегического руководства, и оперативной общесистемной управленческой деятельности массовыми процессами функционирования. Пор мере того, как сложность внешних и внутренних процессов развития повышается, причем одновременно с ростом сложности всех видов условий, необходимость организационного, структурного, правого и методологического разделения процессов стратегического руководства и оперативного общесистемного управления возрастает.
Практика текущей государственной деятельности показала, что эпизодический переход к стратегическому руководству отдельными, например оборонными, государственными программами, абсолютно необходим. Но поскольку сейчас быстро растет число системных сверхзадач и число очень сложных государственных программ, необходимость в создании постоянного органа для осуществления стратегического руководства стала абсолютно важной.
Принципы создания и способы деятельности Системы государственного руководства РФ представлены в монографии как одна из системных стратегических инноваций, а ранее были более подробно обоснованы в одной из рукописных статей автора.
Основополагающей системной идеей создания Системы государственного руководства — СГР было то, что существует наиболее эффективная цепочка формирования стратегических преимуществ: идеи → цели → возможности →преимущества. Несмотря на свою важность, цели являются рутинной категорией, которую можно изменять, откладывать, связывать с разными результатами и т.д. А каждая новая конструктивная и прорывная идея является уникальным феноменом, который порождает не только качественно новые стратегические результаты, но и новые области человеческой деятельности.
Однако процессы реализации таких новых идей требуют целенаправленной мобилизации возможностей и ресурсов всей государственной системы. При этом возможности и ресурсы должны использоваться гораздо боле наукоемкими и более системными способами, чем те способы, которые используются правительством в процессах оперативного общесистемного управления. Использование так называемого ручного управления в процессах государственного руководства допустимо, но как временное исключение, причем лишь в переходных процессах развития.
Все более важную, даже решающую, роль в реализации новых идей играют политические факторы, инициирующие мобилизацию всей государственной системы для принципиально новой деятельности. Но при этом государственная политика должна с опережением и интенсивно совершенствоваться путем развития своих взаимодействий как с наукой, так и с творчески мыслящими руководителями. Эффективным является совершенствование, имеющее развитую структуру, наукоемкую правовую основу, мощную и гибкую систему ресурсов, научные и управленческие кадры высшей квалификации. Все эти факторы учтены в рассматриваемой системной стратегической инновации.
Ключевой подсистемой нашего государства, с радикального системного совершенствования которой необходимо начать создание государственной системы следующего поколения, является комплекс общесистемных инфраструктур. Этот комплекс имеет чрезвычайно сложную структуру, причем в нем следует выделить две подсистемы, обладающие разными свойствами и разными возможностями. Первая подсистема включает следующие общесистемные инфраструктуры: политическую, законотворческую, управленческую, финансовую, судебную, правоохранительную, оборонную, налоговую, таможенную, подсистему обеспечения государственной безопасности. Эти инфраструктуры, в основном, выполняют конкретные государственные функции. Лишь некоторые из этих инфраструктур участвуют в экономической деятельности, причем строго в рамках своих функций.
Вторая подсистема, включающая следующие инфраструктуры: энергетическую, электроэнергетическую, транспортную, информационную, торговую, коммунальную, образовательную, рекреационную и т.д., постоянно и в разных формах участвует в рыночной экономической деятельности, которая фактически является для нее основной.
Но по своим глубинным системным свойствам все общесистемные инфраструктуры являются накопителями, преобразователями и массовыми распространителями факторов высокого системного качества, которые постоянно формируются в процессах развития и прогресса. Именно электрическая энергия, комплексы информационных и бытовых приборов и машин, комплексы транспортных средств сделали нашу жизнь цивилизованной. Эти бытовые услуги, имеющие очень высокое системное качество, общесистемные инфраструктуры доносят буквально до каждой семьи, до каждого человека через свои развитые периферийные связи.
Поэтому системная государственная стратегия должна обеспечить переход к новым способам совершенствования общесистемных инфраструктур. Главными и опережающими программами должны стать программы по более полному и более эффективному использованию именно системных свойств инфраструктур. Т.е. повышение системного качества процессов развития и функционирования должно стать приоритетной, но не единственной задачей этих инфраструктур.
И управленческая, организационная, налоговая деятельность должна обеспечивать строгое выполнение этого принципа, причем с учетом постоянного улучшения взаимодействий между всеми общесистемными инфраструктурами.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основные направления, новые результаты и возможности, связанные с использованием качественного системного анализа для совершенствования современной стратегической деятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других