Дорога к Храму

Александр Василега

Книга «Дорога к Храму» – сборник очерков о посещении автором православных святынь, как на территории России, так и за её пределами. Автор делится своими впечатлениями и размышлениями от посещения святых мест. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

Храм Гроба Господня

В конце Крестного пути находится Храм Воскресения Христова или Храм Гроба Господня. Это уникальное сооружение стоит там, где имели место события, связанные с распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа.

Храм Гроба Господня посещают паломники-христиане всех направлений: католики, православные, монофизиты, ариане, несториане, протестанты, копты.

Поскольку мы посещали Иерусалим не как паломники, а как туристы, то прошли не весть Крестный путь, а лишь часть его — с третьей по четырнадцатую остановки.

И так, мы у входа в Храм Воскресения Христова, представляющий собой целый комплекс построек, которые были возведены на месте казни, погребения и воскрешения Иисуса. Храм располагается в старой части города, в Христианском квартале.

Храмом Гроба Господня управляют сразу несколько христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад. Также именно здесь каждый год проходит обряд схождения Благодатного Огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

Храм Гроба Господня испокон веков был предметом споров не только между мусульманами и христианами, но и между различными христианскими течениями. При этом все главные и второстепенные помещения строго разделены между католической, греко-православной, коптской, армянской и сирийской христианскими церквями. Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Кроме того, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской династии Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну.

Прямо перед входными дверями в Храм Гроба Господня лежит Камень Миропомазания — одна из величайших святынь христианского мира. На нем, по преданию, лежало тело Иисуса Христа после снятия его с креста. Считается, что именно здесь Никодим и Иосиф покрыли тело казненного Христа алоэ и смирной. Здесь его помазали благовонными миром и обвили плащаницею (той самой, о которой до сих пор идут споры). Вокруг Камня стоят десять больших свечей в подсвечниках и висят восемь больших лампад, принадлежащих православным, католикам, армянам и коптам.

Справа от Камня находится то место, где, согласно Священному Писанию, был распят Иисус Христос. В то время это была гора Голгофа, сейчас это небольшое возвышение внутри Храма в виде платформы высотой 4,5 м и размером 11,5х9,25 метра.

Вся эта площадь образует, как бы единый храм, разделённый массивными колоннами на две части — католическую и православную.

В православной части находится престол из розового мрамора высотой в один метр. Украшен он декоративными колонками. Под престолом находится отверстие, обложенное серебром, в которое водружён Крест Господень. В мраморном полу справа и слева есть два застеклённых проёма, в которых можно увидеть серый камень «живой» Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Христа.

За престолом, в киоте под стеклом, помещено погрудное скульптурное изображение Богородицы с мечом в груди.

Слева от Камня Миропомазания находится вход в центральную ротонду Храма, именно здесь, в центре, стоит мраморная Кувуклия — маленькая часовня, которая разделяет пространство ротонды на Придел Ангела и Гроб Господень.

Кувуклия храма Гроба Господня имеет размер шесть на восемь метров. Она состоит из двух небольших помещений, которые можно соотнести с притвором и главным помещением храма.

Быть в Храме Гроба Господня в Иерусалиме и не побывать в его гробнице было бы непростительной ошибкой с моей стороны. Поэтому я терпеливо выстоял очередь среди паломников и сквозь низкий проход попал внутрь часовни.

Войдя в Кувуклию, я оказался в приделе Ангела. Здесь находится камень, на котором, по преданию, сидел Ангел, сообщивший о Воскресении Христовом. Пройдя дальше сквозь низкий проход в стене, я попал в небольшое помещение, возведенное над ложем, на котором три дня — от Погребения до Воскресения — лежало Тело Иисуса Христа.

Находясь внутри Кувуклии, ощущаешь примерно такие же эмоции, как и при посещении места рождения Христа, только они более глубокие. Здесь, стоя перед ложей Христа, возникает чувство сопричастности к чему-то великому и торжественному. Невольно задумываешься о смысле жизни, о своих родных и близких, просишь для них мира, здоровья и благополучия.

Посещение настоящей Кувуклии в Храме Гроба Господня в моей душе оставило глубокий эмоциональный след. Эти впечатления отличались от тех, которые я испытывал ранее — при посещении такой же часовни в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Честно говоря, таких эмоций я там не испытал. Интерес — да, восхищение — да, а вот такого волнения, торжественности и умиротворения — нет. Конечно, она красива, похожа на иерусалимскую Кувуклию, но всё же в душе понимаешь, что это не настоящее, отсюда и такая внутренняя реакция. Возможно, я и не прав, но это мои личные ощущения.

Центральное место в Храме Гроба Господня, напротив Кувуклии, занимает Кафоликон — кафедральный собор Иерусалимского патриархата. В центре собора стоит, прикованная цепью, каменная ваза, называемая «Пуп Земли». Точно не известно, когда и кем она поставлена, возможно, греки-христиане так символически отметили в Иерусалиме христианский центр Земли. Христиане с древности называли Иерусалим центром Земли.

На выходе из Храма Гроба Господня находится место, куда снизошел с небес Благодатный Огонь. По приданиям, однажды в давние времена, хранители Храма, специально на Пасху закрыли Храм гроба Господня, тогда Бог разгневался и послал молнию в колонну рядом с Храмом, которая расколола эту колону и по ней спустился Благодатный Огонь.

Мы побывали и в других священных для христиан местах в Иерусалиме:

— Сионской горнице или Горнице Тайной Вечери — комнате, где Иисус разделил последнюю трапезу с двенадцатью апостолами перед своим распятием.

— Последнюю темницу Христа — тюрьму, где в колодках и кандалах пребывал Иисус Христос перед судом Пилата.

Базилика Страстей Господних

Главный вход в Храм Гроба Господня

Камень Миропомазания

Голгофа — место погребения Христа

Вход в Кувуклию Храма Рождества Христова

Ложе Спасителя — самое святое место на Земле

2013 год. Зажжение пасхальных свечей у Кувуклии

Сионской горница. Здесь проходила Тайная вечеря Иисуса Христоса со своими ближайшими учениками

Иерусалим. Улица Виа Долороза. 2014 год. Автор на стоянке III — месте первого падении Иисуса Христа под тяжестью креста.

На территории Израиля есть много других мест, связанных с христианскими святынями: Вифавара — место на реке Иордан, где Иоанн Предтеча совершил Крещение Иисуса Христа, Вифания — его часто посещал Иисус и останавливался на ночлег, здесь же находится пустая гробница Св. Лазаря Четырехдневного, которого, по преданию, оживил Христос, Назарет — священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа, гора Фавор — здесь произошло Преображение Господне перед тремя ближайшими учениками во время молитвы.

Посещение этих святых мест мы решили оставить на будущее…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я