Дорога к Храму

Александр Василега

Книга «Дорога к Храму» – сборник очерков о посещении автором православных святынь, как на территории России, так и за её пределами. Автор делится своими впечатлениями и размышлениями от посещения святых мест. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

Православные храмы в Абхазии

Христианство в Абхазии намного древнее христианства российского практически в два раза. По преданиям, христианство в Абхазии имеет апостольское происхождение. Принесли его сюда еще в I веке нашей эры, одни из двенадцати апостолов Иисуса Христа — Андрей Первозванный и Симон Кананит («Ревнитель»).

Церковь Симона Кананита

Апостолы Андрей и Симон прибыли в страну Абазгов (Абхазию) через турецкую Каппадокию и прошли с проповедями от южного Черноморского побережья до Себастополиса (сейчас это город Сухум). Здесь пути проповедников разошлись.

Андрей Первозванный продолжил странствие в славянские земли, а Симон Кананит остался проповедовать христианство среди абхазов. Он поселился в Анакопие (сейчас город Новый Афон) в гроте у реки Псырцхи. В 55 году, когда при императоре Диоклетиане усилились гонения на христиан, Симон Кананит был обезглавлен римскими легионерами на берегу реки Псырцхи.

Место погребения Симона Канонита всегда было объектом паломничества верующих. Люди приходили в надежде найти здесь помощь и исцеление. В IX веке на этом месте был построен храм — Церковь Симона Кананита.

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

В XIX веке в эти края пришли греческие монахи из Старого Афона. В месте последнего пристанища и погребения Святого апостола они основали монастырь. Строительство началось в 1875 году и шло до конца века. К началу двадцатого столетия это был уже крупнейший религиозный центр Черноморского побережья Кавказа. При покровительстве и поддержке императора Александра III, монастырское хозяйство разрослось до серьезных размеров. У монахов были свои: железная дорога, гидроэлектростанция, свечной, кирпичный, маслобойный и конский заводы, кузнечная, столярная, часовая, кожевенная, швейная, переплетная и живописная мастерские. Построена морская пристань. Все сады, которые мы видим сейчас в окрестностях монастыря, были заложены монахами, еще полторы сотни лет назад.

Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.

Собор известен своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.

В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря находится храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.

В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница».

К сожалению, события, произошедшие в эпоху развала Советского Союза и грузино-абхазской войны, привели к расколу среди священников монастыря. В настоящее время в монастыре совершают богослужения священники, которым это запрещено церковным руководством. Сегодня Новоафонский монастырь является неким оплотом церковного раскола в Абхазии. Абхазская Православная Церковь не рекомендует верующим посещать Новоафонский монастырь.

И это очень печально…

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Лыхны

В удивительной и прекрасной Абхазии множество природных и рукотворных чудес. Учитывая красоту здешних гор, невероятную чистоту воздуха и благоухание лесов, сложно найти место, более подходящее для постройки святилищ, соборов, церквей и прочих богоугодных сооружений. Одно из таких мест — село Лыхны — малая родина Лыхненского храма Успения Пресвятой Богородицы. Он относится к православной конфессии. Надо сказать, что выглядит средневековая церковь очень необычно.

Храм в селе Лыхны богат своей историей и внешне довольно сильно отличается от прочих церквей Абхазии. Его постройка датируется X—XI веками нашей эры, но точная дата его создания не установлена. И снаружи, и внутри здание отличается строгими и гармоничными формами, а также четкими пропорциями, свидетельствующими о высоком уровне мастерства зодчих.

Церковь давно включена в список национального наследия. Наиболее ценными в православной абхазской церкви считаются старинные византийские фрески XIV века.

Сохранились здесь даже и орнаменты X—XI веков, то есть времен возведения храма. Но лучше всего можно рассмотреть фрески XIV столетия, украшающие стены и своды храма.

Примечательно, что яркие краски, с помощью которых они были созданы до сих пор чудесным образом сохранили практически первозданную сочность. На стенах можно увидеть изображения Иисуса Христа, апостола Фомы, Иоанна Предтечи и прочих святых мучеников.

В храме имеется и чудотворная икона — это композиция Успения Пресвятой Богородицы. Она изображена вместе со святыми ангелами.

Доподлинно известно, что в XV веке христианская вера стала непопулярна среди населения Абхазии. Но храм Успения Богородицы в селе Лыхны не разрушили по милости княжеского рода Шервашидзе, представители которого долгое время оставались приверженцами христианства. Позже они все же приняли исламскую веру, но Успенский храм все равно не тронули.

За тысячу лет храм в Лыхны ни разу не подвергался серьезным реставрациям, благодаря чему сохранил свой исходный облик. В 2010 году абхазские власти все же посчитали, что сооружение нуждается в частичном восстановлении. Против развернувшихся реставрационных работ активно протестует грузинская церковь. Специалисты из Грузии считают, что старинная церковь в Лыхны не должна подвергаться ремонту из-за огромного риска нарушить подлинность.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Лыхны по-прежнему открыт для верующих. Туристам входить в церковь тоже не запрещается, но фотографировать внутри храма нельзя.

Мы с супругой посещали этот храм в декабре 2011 года.

Впечатления от посещения храма остались смешанными — с одной стороны поразило то, что храм, несмотря на более чем тысячелетнюю историю и многочисленные войны, сохранился практически в первозданном виде, со всем внутренним убранством, а с другой — вызвало горькое сожаление от того, что храм практически брошен на произвол судьбы. Такая жемчужина христианства не должна исчезнуть, ведь таких поистине бесценных исторических христианских памятников на Земле осталось совсем немного.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я