Дорога к Храму

Александр Василега

Книга «Дорога к Храму» – сборник очерков о посещении автором православных святынь, как на территории России, так и за её пределами. Автор делится своими впечатлениями и размышлениями от посещения святых мест. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

О Главных христианских святынях

Христианство — это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего Иисуса Христа. Христианство в наше время — это самое многочисленное вероисповедание в мире. Оно зародилось в I веке нашей эры на территории Римской империи в Палестине. Эта вера оказала огромное влияние на ход мировой истории и до сих пор влияет на способ мышления и духовные ценности миллионов людей.

Одной из основных и наиболее древних ветвей христианства является Православие. Православное Христианство в переводе с греческого «Ортодоксия», что буквально означает «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление» — истинное учение о познании Бога.

Для любого христианина посещение Святых мест Палестины или Израиля (синонимы Святой земли) имеет огромное значение. Это важно не только для верующих христиан, но и для всех тех людей, кто пытается понять суть мироздания, познать историю человечества. Святые места вызывают огромный интерес не только из-за хранящихся здесь великих христианских святынь, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа, но и из-за особой ауры этих мест. Здесь в каждом христианине невольно пробуждается что-то очень сокровенное, искреннее чувство, ощущение внутреннего родства с этой землей… Я бы назвал это чувством духовной родины или родиной души.

У многих моих соотечественников наверняка есть знакомые, которые бывали на Святой земле, что-то рассказывали об этой стране, но всё-таки для абсолютного большинства жителей нашей страны Израиль — далекое и загадочное государство. По этой причине я и решил, как говорили в старину, взяться за перо и поделиться с читателями своими впечатлениями от поездок на Святую землю.

В настоящее время центрами Православного христианства являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет и Вифания. Все они находятся на территории современного государства Израиль. Когда у меня появилась возможность для выезда за границу, одним из первых мест, куда мы отправились с женой, была Святая земля.

Желание поехать в эти места у нас было вызвано общим интересом к истории возникновения Православного христианства, но не только этим. Дело в том, что мой предок в пятом поколении прапрадед Василега Яков, он же основатель нашего рода на Кубани в конце своей жизни ушел паломником на Святую землю в Палестину и город Иерусалим, где размещались основные христианские святыни.

Что ожидало в XIX веке паломника, решившегося ехать на Святую землю? Дорога длиной в несколько месяцев, а то и год, через всю Россию, две недели пароходом в каютах третьего класса и неизвестность. Он мог простудиться в пустыне, замерзнуть в горах по дороге в Галилею, как замерзли насмерть несколько сотен паломников в 1894 году, мог быть обворован бедуинами, не всегда знал, где будет ночевать и что есть, а единственным его ориентиром на местности было Евангелие.

Дорога в Святую землю только в одну сторону могла занимать год. Паломники обычно доезжали (или доходили) по суше до Одессы, оттуда плыли на пароходе до порта Яффа (Тель-Авив). Самым долгим был переход из Иерусалима в Назарет — в город, где прошли детство и юность Иисуса Христа. Сто тридцать километров по горам и пустыне, это расстояние паломники преодолевали пешком, а у кого были средства — на осликах.

Вот интересная информация о том, как принимали паломников на Святой земле. Разместиться паломник мог на территории одного из восьми подворий, построенных за счет Императорского православного палестинского общества на выкупленных им землях.

Одной из задач этого общества было содействие православному паломничеству на Святую землю. В Уставе этой организации с самого начала было записано: «Заботы Общества о Русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую землю, но ещё более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой земле». Для этих целей для паломников были созданы специальные паломнические книжки, позволявшие значительно удешевить поездку в Святую землю. Они действовали в течение года со дня выдачи и давали право останавливаться по пути следования на узловых станциях железных дорог по специальным купонам. Это удешевляло поездку в два раза.

Для приёма паломников в Иерусалиме были устроены подворья, а для обслуживания больных рядом с ними построена Русская больница. В народной трапезной одного из подворий паломники могли получить бесплатный обед. Паломники могли воспользоваться услугами лавки с продуктами, книжной и иконной лавками и посетить баню. По вечерам для них проводились Палестинские чтения, рассказывающие об истории Ветхого завета и святынь, посещаемых паломниками в ходе паломнических маршрутов.

Русский паломник обычно рассчитывал свой путь так, чтобы добраться до Иерусалима к Рождеству, провести здесь Великий пост и встретить Пасху. Причем вернуться обратно на Родину стремились не все: окончить свои дни на Святой земле многие почитали за высшее счастье, поэтому домой не торопились. Видимо, мой прапрадед был одним из них. Если, конечно, не сгинул по пути в святые места.

Поехали мы в Израиль не паломниками, а обыкновенными туристами. Все паломники, посещая Святую землю, вначале направляются в Вифлеем, где посещают храм Рождества Христова (Базилику Рождества Христова). Последовали их примеру и мы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я