Обретение святых – 2021

Александр Балыбердин

Сборник материалов XIII Межрегиональной церковно-научной конференции, которая состоялась в г. Кирове (Вятке) 16 октября 2021 г. и была посвящена 840-летию православной Вятки. В конференции приняли участие исследователи из гг. Кирова и Слободского, Санкт-Петербурга и Пскова, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода, Перми и Глазова, а также приходов Вятской епархии.

Оглавление

(л. 41) О Цареконстантиновской церькви:

Во славу Пресвятыя Единосущныя Животворящыя и Неразделимыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа Единаго Бога.

Бысть оубо во дни благочестивейших великих государей наших1 царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича, всеа Великиа и Малыа и Белыя России самодержцев.

Кормила же церковная правящу святейшему Иоакиму2 патриарху Московскому и всеа России.

Благословением же преосвященнаго Ионы архиепископа Вятскаго // (л. 41об.) и Великопермскаго:

В лето от создания мира 7190-го3 (1682) февраля месяца на Вятке [в] Богоспасаемом граде Хленове4 в Спаской улице, иже именуется Московъская, при конце ея создася5 божия церковь древяная во имя святых равноапостолных великих царей Константина и матере его Елены, и освятися6 им же преосвященным Ионою архиепископом Вятским и Великоперским в лето от создания мира 7196-е:

А от рожества Бога слова 1688-го7 месяца октовриа в 30 день:

От многа времени труды и тщанием и прилежными подвиги от младых лет // (л. 42) даже до старости церковника Богоявленского собора причетника диачка Феодора Исакова сына Попова, подаянием же милостивых христолюбцов, спомогающих на красоту и благолепие святаго храма сего. По сем же и приходских людей преосвященный архиепископ к той новопостроенной церкви во граде Хлынове при концах трех улиц, Московския, Никитцкия, Морозовския8, жителев новопоселившихся устроил по обычаю церковному. Егда же она святая церковь строитца, от освященнаго чина и от церковных причетников и простых людей многу роптанию бывшу, и всякими наве [тами] // (л. 42об.) и о строении велию препону творяще и досадующе, прилагающе священиковым изветом, дабы их приходския преждния церкви от новозаводныя тоя церкви во оскудении не были в преходящиа лета.

Егда жь прежния приходския церкви устроены и заведены и приходския люди к тем церквам учинены, о сем нималого известия от многих лет не явися, како и начало на Вятке православных христиан утвердися по древним летам 514 лет:

[Б]9ожественною ж благодатию Божиею на Вятке в прешедшия лета по сие настоящее время наипаче народу // (л. 43) умножающуся, а церковнаго поставления и украшения таковыми прешедшими многими леты и нималого тщания, а без воли Божии совершитися людским исполнением до настоящих лет во славу Божию никому дерзнути могущу. И паки восхоте премилостивый Бог наш болма10 прославити то святое место, новопостроенную церковь святаго великаго царя Константина, и люди к крайнему желанию правлящи устроится Божий промысл о ней сицевым образом.

По прехождении осми лет по освящении ея, еже чюден содеяся, в лето 7204-е11 (1695) месяца декемврия 31 день в 3 часу нощи в трапезе той // (л. 43об.) церкви загореся12 скоро и необычно, яко таковаго скорого огненнаго запаления во образ поставить невозможно и недоуменно прешедшими леты.

И та деревянная церковь Божия, и святыя иконы, и книги, и ризы со всяким церковным украшением, от огненнаго запаления весма погоре без отстатку, и всякая церковная утварь от того огня згоре без остатку.

Токмо13 некако обретеся из огня изнесеное святое евангелие14 и животворящий крест15, да образ Знамения16 Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. К сему же образу // (л. 44) Пресвятыя Богородицы христиане велию веру имуще:

А кто тое святую икону из огня изят, о сем много истязанию бывшу, и отнюд известно не обретеся, никто в явлении человеком изъявися изнесение. И тако новозданная церковь царя Константина прейде, в конец оскуде, и не остася ничего от огня. А приходския люди, у тоя церкви вново отведенныя, еще не приникли, и не обыкли, и не утвердишася, наипаче же иконы их приходския, бывшыя в той церкви, вся згореша; и мысляху они каждо к преждним своим старым цриходским церквам отъитти, понеже у тех церквей отцы их духовъныя, // (л. 44об.) тако же и родители их положены:

О сем же слыша преосвященный архиепископ, и велми душевно печащися, еже бы паки воздвигнути на том месте новую церковь, и призываше к созиданию рачителей, и недоумеющеся, коим образом к строению люди новыя привлещи.

И желание к желанию приложити, и повеле созвати иконописцов, и благослови написати святую икону вново святых великих равноапостольных царей Константина и матере его Елены, воспоминая и памятую17 прежднее подобие святыя иконы, еже и получи прилежным своим тщанием. Написана же бысть святая // (л. 45) она икона царя Константина18 и Елены19 зело вскоре: И тое святыя церкви иерею Дометию и причетником повеле от приходских церквей собрати, наипаче же и от себе преподаде святыя иконы, и книги, и ризы, и церковнаго пения повеле быти на торгу в Спаской древяной малой20 церкви особне.

И по сем устрои день торжества в день неделный, и новонаписанную ону икону соборне и торжественне21 с молебным22 пением в тое Спаскую церковь со освященным собором с подобающим славословлением, последующу всенародному множеству, честне и благолепне принесе и постави того ж 720423 (1696) лета ианнуариа в 14 день, // (л. 45об.) ясно и ныне светится, яко солнце, и просвещает приходящия с верою, и святив воду, и божественную литурьгию служив, обновления ради памяти бывшыя святыя церкви, дабы паки память ея обновити и люди к желанию строения привлещи.

И по сем не по мнозе времени вложи Бог благую мысль в сердце милостивому христолюбцу и христианския истинныя правды от отец своих рачителю того ж града Хлынова новому24 жителю Гавриилу Петрову сыну Машковцову25, поселившемуся во граде Хлынове вново от веси, нарицаемыя Кстинино, и отведен он в приход той Цареконстантиновско [й] церкви. // (л. 46)

И шед к преосвященному архиепископу, обьяви свое доблее намерение, и архипастырского благословения прося, дабы благословил на том месте26, идеже згоре древяная церковь великого царя Константина и Елены, вново завесть и построить каменную церковь от своего ему стяжания.

Преосвященный же архиепископ, сия слыша, радости сердечныя исполнися, со слезами благодаря Бога.

И призывает от освященнаго собора протопресфитера Иоанна и протодиакона Илию и возвещает им со многою радостию и благодарными слезами сие богоподражателное его // (л. 46об.) намерение, понеже он, преосвященный архиепископ, о каменном строении велми тщателен и многотруден, и на Вятке во граде Хлынове от небытия в бытие приведе состави великую соборную каменную церковь Живоначалныя Троицы, у нея же с северной страны церковь великая Николая чюдотворца с трапезою, и с прочими пределы и с полаты, и во архиепископии церковь святаго Алексиа человека Божия, и полаты многи созда во обшую ползу и в память вечную со 184 (1676) году доныне. А до его архиерейского строения на Вятке каменного здания нималого не было, потому что изъвестного камени отнюд никто // (л. 47) не знами27 и не чаяли его. И ему, преосвященному архиепископу, о сем велий труд бысть, наипаче же по нем труждатися о создании святых церквей хотящим во объшую ползу и благолепие оного христолюбца.

По прошению же его благословляет вново каменныя церкви созидателя и строителя, и вдают ему свою архипастрырскую28 благословенную грамоту о церковном том строении:

И тако, благодатию Божиею и благословением его архипастырским, святая та каменная церковь во имя великаго царя Константина // (л. 47об.) и Елены прилежными труды, и тщанием, и подвиги устроися вскоре.

И освятися им же преосвященным Ионою архиепископом Вятским и Великопермским лета 720729 (1699) марта 19 в неделю 4 830 святаго поста, и прадноваша31 честне Христа Бога Нашего и Пресвятыя Его рождшия Его Матере и угодников святых равноапостолных великих царей Константина и Елены.

Боголюбивии же людие, видевше тшание и труды его многия, от имений своих подаяху и святыя иконы в новосозданную32 // [церковь поставляху. Святую же икону великаго царя Константина украсиша честне и благолепне, обложиша окладом сребряным и позлащенным, яже и до ныне во святей церкви светит яко солнце, и светозарныя лучи испущает приходящым с верою к святому тому честному образу на красоту и благолепие во славу Божию предибудущим родом, всем православным христианом.]33

Примечания

1

Справа на поле карандашом приписано «1700?».

2

Слово подчёркнуто карандашом.

3

Отсюда до л. 45 все цифры записаны буквами кириллического алфавита. Слева на поле карандашом приписано первоначально «1688», затем исправлено на «1682».

4

Так в рукописи. Позднее буква «ять» после «Х» зачеркнута карандашом и сверху приписано «ы».

5

Слово подчёркнуто карандашом.

6

Слово подчёркнуто карандашом.

7

Перевод даты выполнен автором/переписчиком неверно. Должен быть 1687 г. Слева на поле позднее чёрными чернилами приписано «1688 г.».

8

Все названия улиц подчёркнуты карандашом.

9

Буква «Б» приписана позднее карандашом.

10

Так в рукописи.

11

Справа на поле позднее чёрными чернилами приписано «1696 г.»

12

Слово подчёркнуто карандашом.

13

Слева на поле около абзаца карандашом приписано «NЗ».

14

Слово подчёркнуто карандашом.

15

Слово подчёркнуто карандашом.

16

Два слова слева от сноски подчёркнуты карандашом.

17

Так в рукописи.

18

Четыре слова слева от сноски подчёркнуты карандашом.

19

Справа на поле карандашом приписано «NЗ».

20

Шесть слов слева от сноски подчёркнуты карандашом.

21

Шесть слов слева от сноски подчёркнуты карандашом.

22

Справа на поле карандашом приписано «NЗ».

23

Отсюда и до конца рукописи все даты записаны арабскими цифрами. Внизу на поле карандашом приписано «1696».

24

Слева на поле карандашом приписано «NЗ».

25

Шесть слов слева от сноски подчёркнуты карандашом.

26

Слово «месте» написано дважды.

27

Так в рукописи. Слово подчёркнуто карандашом.

28

Так в рукописи.

29

Слева на поле карандашом приписано «1699» и позднее чёрными чернилами приписано «1699 г.».

30

Так в рукописи.

31

Так в рукописи.

32

На нижнем поле листа стоит штамп синими чернилами Новгородского государственного музея «НГМ». Справа от штампа карандашом написано «НГМ» и далее в две строки шифр рукописи «30056—120 / КР591».

33

Последний лист в сборнике отсутствует, текст в квадратных скобках восстановлен по публикации А. А. Спицына.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я