Мелодия радости

Александр Андронов, 2023

В этой книге содержатся стихи Александра Андронова, написанные за два последних года. Она похожа на предыдущие книги поэта, как могут быть похожи друг на друга произведения, написанные одной рукой, рождённые одним человеком. Но есть в этой книге и новые нотки. Жизненные обстоятельства заставили автора изменить взгляд на мир, в котором он живёт, по-другому оценивать факт жизни на Земле и суть смерти, красоту окружающей его природы. Стихи предлагают читателю радоваться каждой минуте бытия, своему существованию на белом свете.

Оглавление

© Андронов А. Н., 2023

© Издательство «У Никитских ворот», серия, 2023

Его душа не черствеет

За творчеством Александра Андронова я слежу давно и всегда, от сборника к сборнику, удивляюсь, как зрелый поэт, который уже мог бы эксплуатировать найденные формы и приёмы, всё время находится в поиске. Его новая книга «Мелодия радости» — это своеобразный гимн жизни во всех её проявлениях, гимн счастья существования.

О чём мой стих?

А ни о чём! Ну просто настроенье

Да ощущений ярких акварели,

Души благословенное движенье

К незримой цели!

Дыханием согретый лист бумаги —

Крупинка человеческого счастья,

Источник заблуждений иль отваги

И Божьей власти.

В первом же тексте автор вполне ясно обозначает свою позицию о сути творчества. Здесь впечатляет осмысленная скромность поэта, его сознательное существование в малости, что придаёт новую силу каждому слову. Это очень важно для понимания русской поэзии вообще — и поэзии Андронова в частности. Задача — не обуздать культуру, а замереть перед её величием.

Какие же составляющие у мелодии радости? Какие повороты Андронов предлагает читателю? Первое, что стоит отметить, — это любовь автора этой книги к русской природе. Она не повод для наблюдений, она повод для восхищения, его пейзажи не столько изобретательны, сколько эмоциональны. Русская природа для него — среда обитания. Он чувствует её остро, чувствует её изнутри, поскольку сам — её часть.

Чуть-чуть снежок из ниоткуда

Искрит на солнце, даль светла,

И радости невольной чудо

Зима явила как смогла.

Как видите, природа у него не застывшая. Ему важно запечатлеть движение, тонкость перехода. Здесь его творческий почерк предельно сближается с импрессионистами.

Книга очень плотно структурирована, нет ни одного стихотворения, которое можно назвать проходным. Вот какие чудесные строки:

И ночь, и темнота, и ничего не будет,

Здесь ночь и темнота, здесь всё уже прошло.

На этом месте, здесь, недавно жили люди —

Утопшее в снегах, умершее село.

Какие чудесные сроки, как выверены технически. И какой проникновенный взгляд на безнадёжность времени, где жизнь человека конечна, а жизнь земли — нет. Но что поразительно, эта бесконечная жизнь земли в наших глазах только и существует.

Александр Андронов постоянно меняет углы поэтического зрения. Иногда он живой участник природной гармонии, но бывает, что он просто сосредоточенный наблюдатель, подмечающий разные черты, в том числе и горькие. Но вот один поворот философского ключа — и автор уже вопрошает, задает риторические вопросы и позиционирует лирического героя как фигуру романтическую.

Зачем встаёшь ты, божий день,

Пленяя утра чистотою,

Меж городов и деревень

Шагая поступью простою.

Не чужда Андронову и знаменитая русская над-рывность, корни которой — у Гоголя, и из этих корней произросли сотни прекрасных деревьев. Здесь всегда присутствует большая доля отождествления своих чувств со страной, с её этнографическими особенностями, с её традициями. У русского поэта если любовь, то навзрыд, если разлука, то навсегда, если осознание пути, то обязательно с большой долей рефлексии. Андронов тут следует этой традиции адекватно, ища в ней свои нотки, но не нарушая общей русской поэтической доли, которой или соответствуешь, или нет.

Неистовая и тревожная, —

С тобой сродниться — не соскучиться,

Любовь моя неосторожная,

Вчера казалось — всё получится.

Топтали луг копыта бойкие,

Цвели утрат венки полынные,

Ты мне казалась птицей-тройкою,

А стала песней лебединою.

Металась раненою птицею

Меж нависающими тучами.

Любви последнею страницею

Являлась строками летучими.

Андронов владеет метафорой. В ней нет привычной для многих «метафористов» распущенности, желания сравнивать всё со всем. Он ищет лучший приём, опираясь на свою интуицию и на вкус. Со вкусом у него вообще всё в порядке. В его подходе к организации поэтического пространства ощущается изрядная основательность. За каждой строкой — цельный и опытный человек, знающий всему цену, но и не утративший чистоты эмоций.

Время не потрогаешь руками,

За узду не схватишь на скаку,

Занесёт зыбучими песками

Вирш дешёвых смертную тоску.

Но бессмертью — время не помеха:

Меж небесных звёзд, через века,

Не боясь забвенья и успеха,

Нас найдёт волшебная строка.

Отдельно стоит сказать о поэтической технике Александра Андронова. Он, без всякого сомнения, виртуоз, он познал простую, но трудно достижимую правду русской силлаботоники. Для него рифма не закрепощающий, а освобождающий от ненужной суеты эксперимента аспект. Он в рифме точен, он знает непреложную истину: если рифма не точна, плохо звучит, это не небрежность, не какой-то случайный казус, просто это не то слово, ненужное здесь, лишнее, мёртвое. Плюс он очень грамотно распределяет по всему стихотворению ритмическую энергию. Это позволяет ему приблизиться к формальному совершенству.

Автор в пути, он знает, что совершенству нет предела. Его душа не черствеет, он издаёт книгу за книгой и пытается докричаться до тех, кто глух, раскрыть глаза тем, кто слеп, и облагородить душу тех, кто к благородству стремится, но не может его найти. Хотите дать душе часы покоя счастья и удовлетворения — читайте эту книгу!

Идёт война. Актёры отдыхают,

На сцене разухабистый канкан.

Над головами туфельки порхают,

И зритель от увиденного пьян.

Таксисты, лицедеи, проститутки

Верны властям в любые времена,

Но с голыми ногами плохи шутки,

Когда гремит за окнами война.

Война идёт. В Алабино стреляют —

Опять непревзойдённый биатлон.

В траншеях танки землю ковыряют,

А в «ящиках» по всем каналам «звон».

Есть для людей волнующая тайна:

В чьих головах кощунственная суть —

Послать на бой сынов страны бескрайней

И на трибуне лимонад тянуть.

Как будто нет сейчас другого дела,

Перемени другого не нашли,

Коль поиграть в войнушку захотелось,

В Донбасс их всех, на всех найдут земли.

Идёт война. Бомбят АЭС, уроды,

В ад превратить желая полстраны.

Нечеловечьей, дьявольской породы,

Бездушные отродья Сатаны.

Максим Замшев,

Главный редактор «Литературной газеты»,

Председатель Правления МГО

Союза писателей России,

Президент «Академии поэзии»,

член Совета по развитию гражданского общества и защите прав человека при Президенте РФ

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я