Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (постатейный)

А. А. Ушаков, 2021

В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений. Проанализированы основы правового статуса судебных приставов – их обязанности, права и ответственность, надзор и контроль за их деятельностью, гарантии их правовой и социальной защиты, порядок применения ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Рассмотрены вопросы организации деятельности службы судебных приставов, ее финансирования и материально-технического обеспечения. Положения Закона проанализированы во взаимосвязи с другими законодательными актами (в том числе процессуальными кодексами и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»), актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными и иными актами Минюста России и ФССП России. Издание предназначено для судебных приставов, иных должностных лиц службы судебных приставов, судей и должностных лиц, участников исполнительного производства, а также для всех, кто интересуется вопросами статуса судебных приставов в России.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»[22] ознаменовало собой кардинальное изменение системы исполнительного производства и обеспечения деятельности судов. Названные Законы создали необходимые правовые предпосылки для формирования и функционирования самостоятельной (отделенной от судов) службы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, обеспечения установленного порядка деятельности судов — Федеральной службы судебных приставов. Прежде устанавливалось, что функции по исполнению судебных актов по гражданским делам, судебных актов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также других судебных актов возлагаются на судебных исполнителей, состоящих при судах (Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР»[23], Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве[24], принятые Верховным Советом СССР 13 ноября 1989 г.), а также что функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников милиции (Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»[25], Закон СССР от 6 марта 1991 г. № 2001-1 «О советской милиции»[26]).

Основы реформирования системы исполнительного производства и обеспечения деятельности судов закладывались в Концепции судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР и одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР»[27]. В данном документе отмечалось, что значение же даже объективно правильных судебных решений сводится на нет неэффективностью их исполнения — оно не гарантирует ни быстрого и полного восстановления нарушенных прав, ни сдерживания преступного поведения в будущем. Соответственно предлагалось возложить на Минюст РСФСР подбор кадров судебных исполнителей и контроль за их деятельностью. Кроме того, указывалось, что к числу первоочередных мер, которые следует предпринять в ходе судебной реформы в области материально-технического обеспечения деятельности судов и других правоохранительных органов, относится в т. ч. включение в судоустройственные акты и в штатное расписание судов должностей судебных распорядителей (приставов).

Следует также отметить издание Указа Президента РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 261 «О Министерстве юстиции РСФСР»[28], которым исходя из Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1027-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции»[29] о передаче другим органам некоторых обязанностей милиции Минюсту РСФСР предписывалось разработать и внести в Правительство РСФСР предложения об образовании в системе Минюста РСФСР службы судебных приставов.

Реализована же соответствующая законодательная инициатива Пленумом ВС России и Пленумом ВАС России, Постановлением которых от 28 февраля 1995 г. № 3/2[30] в Государственную Думу внесены проекты Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Как отмечалось при этом, необходимость принятия названных федеральных законов обусловлена тем, что решения судов общей юрисдикции по гражданским делам и решения арбитражных судов исполняются неудовлетворительно; неисполнение решений судов, по существу, означает отказ в государственной защите прав граждан и предприятий; действующий механизм принудительного исполнения решений судов сформировался в иных условиях и не рассчитан по своей природе на рыночные отношения и реальное обращение взыскания на имущество предприятий и предпринимателей по их долгам.

Указом Президента РФ от 20 марта 1996 г. № 401 «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации»[31] палатам Федерального Собрания РФ рекомендовалось в кратчайший срок закончить рассмотрение и представить Президенту РФ для подписания и обнародования названные федеральные законы. В Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1177[32], указывалось, что воплощенная в проектах названных федеральных законов новая система исполнения судебных решений позволит освободить судебную власть от несвойственных ей распорядительных функций, наделить государственного исполнителя (судебного пристава) правами, необходимыми для принудительного исполнения решений судов и иных органов.

После принятия федеральных законов об исполнительном производстве и о судебных приставах в Послании Президента РФ от 17 февраля 1998 г. Федеральному Собранию РФ «Общими силами — к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»[33] отмечалось, что тем самым в России восстановлен институт, существенно укрепляющий авторитет судебных решений, становящийся преградой на пути криминальной «юстиции».

На смену Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» принят Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[34]. Как отмечалось в пояснительной записке к его проекту, разработка нового федерального закона об исполнительном производстве продиктована актуальностью стоящих перед исполнительной властью проблем в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, обеспечения установленного порядка деятельности судов и ФССП России, требующих скорейшего разрешения, а также обусловлена необходимостью приведения законодательства РФ об исполнительном производстве в соответствие с требованиями международных договоров РФ и, прежде всего Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Вместе с тем проект нового федерального закона о судебных приставах не был разработан и соответственно не рассматривался. В комментируемый Закон внесены лишь изменения (но многочисленные изменения) Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 194-ФЗ соответственно новой редакции федерального закона об исполнительном производстве. Среди других значительных изменений, внесенных в комментируемый Закон, необходимо отметить следующие.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ в комментируемый Закон и в ряд других законодательных актов внесен ряд изменений, которыми создана законодательная основа образования ФССП России (см. комментарий к ст. 5 Закона).

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес изменения по следующим направлениям: отнесение обеспечения деятельности службы судебных приставов к расходным обязательствам России (без права направления на эти цели средств бюджетов других уровней); обеспечение в служебных целях проездными документами на перевозки всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми службами судебных приставов у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ. Кроме того, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ как невыполняемые с момента принятия комментируемого Закона исключены положения, устанавливающие сущность и порядок исполнения задач военными судебными приставами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (постатейный) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

22

СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3591.

23

Ведомости ВС РСФСР, 1981, № 28, ст. 976.

24

Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 23, ст. 441.

25

Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 16, ст. 503.

26

Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, № 12, ст. 319.

27

Ведомости ВС РСФСР, 1991, № 44, ст. 1435.

28

Ведомости СНД и ВС РФ, 1991, № 50, ст. 1790.

29

Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 16, ст. 504.

30

ВВАС РФ, 1995, № 5.

31

СЗ РФ, 1996, № 13, ст. 1306.

32

СЗ РФ, 1996, № 42, ст. 4806.

33

РГ, 1998, 24 февраля, № 36.

34

СЗ РФ, 2007, № 41, ст. 4849.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я