В данном пособии предлагается авторская программа «Школа разумного родительства», созданная и проведенная автором в рамках проекта «Безопасность детства: современные вызовы и новые решения». Учебно-методическое пособие насыщено примерами из практики автора, где показаны эффективные методы развития детско-родительских отношений. Практические задания и упражнения развивают родительские компетенции, дают возможность взрослым поддерживать диалог с детьми, обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. В пособии рассматриваются вопросы психологической готовности к родительству, предлагаются занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, которые помогут лучше понимать своего ребенка, узнать его сильные стороны, создадут условия для дальнейшего оптимального развития. Предлагаемая программа может применяться в ДОО, школах, детских развивающих центрах, социально-психологических центрах, в ЦСО. Ее могут вести воспитатели, педагоги-психологи для родителей, бабушек и дедушек, заинтересованных в гармонизации отношений с детьми и внуками. Материалы программы также востребованы для курсов приемных родителей и опекунов. Пособие предназначено не только для специалистов – педагогов, психологов, тьюторов, логопедов – но и для родителей, заинтересованных во всестороннем развитии своего ребенка. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа разумного родительства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Программа «Школа разумного родительства»
Структура занятий
Занятие 1. Виды воспитания и как преодолеть проблемы в воспитании
Цель: знакомство участников и рассмотрение наиболее востребованных вопросов современного воспитания.
Обсуждение различных подходов в воспитании, причины нарушений детско-родительских отношений. Рассмотрение случаев из практики.
Наиболее распространенные вопросы родителей:
• Как реагировать на капризы детей?
• Нужно ли наказывать ребенка?
• Почему ребенок проявляет агрессивность?
• Застенчивый ребенок: как помочь ему социализироваться?
• Как понять, что мой ребенок нормально развивается?
Занятие 2. Психологические проблемы молодых родителей
Цель: развитие родительских компетенций, принятие нового социального статуса и новой роли — родителя.
Вопросы для обсуждения:
• Что значит быть хорошим родителем?
• Какие качества нужно развивать в себе?
• Как преодолеть страхи и волнение, связанные с воспитанием ребенка?
• Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего поколения, или для воспитания современных детей нужны новые подходы?
Занятие 3. «Семь П». Правила разумного родительства
Цель: освоение правил разумного родительства, развитие осознанного отношения к родительским обязанностям.
• Психологическое принятие ребенка.
• Последовательность воспитания и системы требований.
• Предсказуемость действий со стороны взрослых.
• Поддержка начинаний и интересов ребенка.
• Положительные примеры.
• Преимущества ребенка, на которые родители могут опираться в его воспитании.
• Пунктуальность — уважительное отношение к времени. Помогаем детям управлять своим временем.
Практикум «Искусство быть родителем».
Занятие 4. Безусловное принятие ребенка как основа его эмоционального благополучия
Цель: развитие навыков эмоционального интеллекта, важной составляющей эмоционального интеллекта — эмпатии.
Ребенок как субъект, а не объект процесса воспитания.
Эмпатия — способность принимать и понимать чувства другого человека, умение сопереживать.
Обсуждение примеров отвергающего и принимающего воспитания. Психологические причины и проявления обесценивающего воспитания.
Занятие 5. Совместные игры и упражнения для детей и родителей
Цель: обучение приемам совместной деятельности и развивающих занятий.
Практикум «Арт-терапевтические техники, способствующие гармонизации детско-родительских отношений».
Изотерапия — выражение эмоций через рисунок.
Сказкотерапия — сочинение историй, которые помогают справляться с трудностями.
Песочная терапия — создание своей карты мира, проработка негативных эмоций.
Фототерапия — новый взгляд на себя.
Занятие 6. Непослушный ребенок: кто виноват?
Цель: обучение конструктивным способам общения с ребенком.
Распространенные причины непослушания:
• Несоотвествие ожиданий взрослых и возможностей ребенка.
• Гиперопека и гиперконтроль со стороны взрослых.
• Отсутствие должных правил и ограничений в воспитании.
• Недостаточность внимания со стороны взрослых.
• Чувство отвергнутости у ребенка.
• Непонимание взрослых.
Упражнения, способствующие пониманию потребностей детей. Техники эмоционального отзеркаливания.
Занятие 7. Развитие коммуникативных навыков у детей
Цель: обучение коммуникативным приемам.
Проблемы общения у застенчивых и тревожных детей. Отличительные признаки ситуативной тревожности от проявлений аутичности у детей.
Упражнения, направленные на снижение уровня тревожности и повышение самооценки. Как помочь ребенку социализироваться и чувствовать себя уверенно в коллективе.
Занятие 8. Дети с эмоциональными нарушениями.
Что нужно знать родителям при воспитании таких детей
Цель: знакомство с диагностическими методами для выявления причин эмоциональных нарушений.
• Детские неврозы и их профилактика.
• Дидактогенные неврозы: как их предотвратить.
• Гиперактивность и синдром дефицита внимания.
• Синдром выученной беспомощности.
Обсуждение случаев из практики.
Занятие 9. Межпоколенческие связи в семье.
Секреты родительских установок
Цель: обучение приемам эффективного взаимодействия в семье.
Негативные и ресурсные родительские установки.
Рассмотрение примеров родительских программ и способов их перепрограммирования.
Занятие 10. Развиваем самостоятельность у детей
Цель: обучение приемам эмоциональной поддержки и доверия своим детям.
Понятие «базовое доверие к миру».
Как помочь ребенку доверять своим чувствам и верить в себя: техники и упражнения.
Кризисы трех и семи лет. Формирование эго-идентичности и самостоятельности детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа разумного родительства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других