Школа разумного родительства

А. А. Воронова, 2020

В данном пособии предлагается авторская программа «Школа разумного родительства», созданная и проведенная автором в рамках проекта «Безопасность детства: современные вызовы и новые решения». Учебно-методическое пособие насыщено примерами из практики автора, где показаны эффективные методы развития детско-родительских отношений. Практические задания и упражнения развивают родительские компетенции, дают возможность взрослым поддерживать диалог с детьми, обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. В пособии рассматриваются вопросы психологической готовности к родительству, предлагаются занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, которые помогут лучше понимать своего ребенка, узнать его сильные стороны, создадут условия для дальнейшего оптимального развития. Предлагаемая программа может применяться в ДОО, школах, детских развивающих центрах, социально-психологических центрах, в ЦСО. Ее могут вести воспитатели, педагоги-психологи для родителей, бабушек и дедушек, заинтересованных в гармонизации отношений с детьми и внуками. Материалы программы также востребованы для курсов приемных родителей и опекунов. Пособие предназначено не только для специалистов – педагогов, психологов, тьюторов, логопедов – но и для родителей, заинтересованных во всестороннем развитии своего ребенка. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа разумного родительства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Школа для родителей: раз иваем родительские компетенции

Взаимодействие педагогов с родителями в «Школе разумного родительства»

В современном обществе, в котором проблема сохранения семейных ценностей актуальна и востребована, вопрос передачи знаний и опыта психологически грамотного родительства — важная задача воспитания. У нас много различных университетов, институтов, школ, где учат быть руководителями, менеджерами, юристами, визажистами, но, к сожалению, нет школ, где родителей и тех, кто только готовится к этому этапу в своей жизни, учат осуществлять свою главную миссию — воспитания будущего поколения.

Большинству из нас кажется, что быть родителем — просто и естественно. По их мнению, в воспитании достаточно опираться, например, на материнский инстинкт или советы старшего поколения: бабушек и дедушек. Если этого было бы достаточно, тогда почему так много взрослых людей, вспоминая свое детство, говорят о том, что их не понимали родители, обижали и формировали, сами того не ведая, комплекс неполноценности. Безусловно, есть талантливые родители, которые создают развивающую среду для своих детей, тонко подмечающие особенности ребенка и учитывающие его эмоциональные проблемы. Однако бывает так, что, даже уделяя много времени своему ребенку, мы опускаем руки, когда сталкиваемся с детскими шалостями, капризами, конфликтами. Став родителями, мы развиваем свою личность — учимся пониманию, терпению, стрессоустойчивости, учимся любить своих детей не «слепой», попустительской, а созидательной любовью.

Сейчас много говорят о развитии профессиональных компетенций — об умении эффективно работать, а как развивать родительские компетенции? Ведь как быть хорошей мамой или хорошим отцом нигде специально не учат. Для многих эти знания передаются из поколения в поколение, но есть семьи, в которых, к сожалению, нарушены межпоколенческие связи, где нет взаимопонимания и чуткости в вопросах воспитания.

Родительские компетенции включают:

— принятие и понимание своей социальной роли — родителя;

— осознание того, что цель воспитания — развитие самостоятельной личности, которая сможет опираться на себя, а не искать поддержку извне;

— умение развивать у ребенка самоконтроль, самооценку, самомотивацию;

— способность учитывать личные границы своего ребенка;

— понимание того, что, заботясь о ребенке — отдавая ему свои силы, время, любовь, — вы не можете потребовать этого от них взамен. Если вы его воспитаете в любви и понимании, ваш ребенок, когда станет взрослым, сам захочет заботиться о вас;

— умение справляться со своими эмоциями — управляя своими эмоциями, мы помогаем ребенку адекватно реагировать в сложных ситуациях.

В «Школе разумного родительства» можно узнать, обсудить со специалистами и вместе с другими родителями сложные моменты воспитания детей, предотвратить возможные сомнения и ошибки воспитания, создать оптимальную среду для благополучного развития ребенка.

«Школа разумного родительства» — грамотный подход к жизни своей и ваших детей, разумный баланс умения уделять достаточно времени ребенку и себе, понимание своей роли как родителя и способность понять ребенка, принять его индивидуальность.

«Школа разумного родительства» может быть организована в формате программы тренингов — интерактивного процесса, в ходе которого педагоги, психологи создают дискуссионное пространство для размышления и развития родительских установок. Программу можно анонсировать на родительском собрании в начале года и предложить желающим участвовать в ней. Педагоги и психологи могут творчески дополнить данную программу с учетом интересов целевой аудитории. Презентовать ее можно на родительском собрании, предложить интерактивную форму обсуждения, дискуссий актуальных тем воспитания.

В качестве обсуждения на занятиях можно рассматривать проблемные ситуации, связанные со сложностями воспитания, а также помочь родителям разобраться в своей родительской позиции. Известно, что проблемы детей — это продолжение проблем родителей, и только разобравшись в себе, взрослые могут создать все условия для счастливой и интересной жизни.

В психологии есть направление, основанное Эриком Берном, называемое трансактным или трансакционным анализом. Он основывается на положении, что в каждом взрослом есть три основные психологические позиции или состояния нашего «Я»: «Внутреннего родителя», «Внутреннего ребенка» и «Внутреннего взрослого».

«Внутренний родитель» — информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, моральные устои, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Это состояние, когда человек говорит сам себе: «я должен, так надо» или обращается к другим: «ты должен, мы должны», это наши внутренние рамки и обязательства. Позиция «Родителя» может быть поддерживающей или критически настроенной.

«Внутренний взрослый» — умение опираться на себя, способность объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения.

«Ребенок» — творчество, легкость, спонтанность, оригинальность, разрядка напряжения, получение приятных эмоций. Это позиция мечтателя, которая нам необходима, когда мы ставим цели, стремимся к новым достижениям. Состояние «Ребенка» может быть ресурсным — помогающим, но может быть и ограничивающим. Травматичный опыт детства приводит к неуверенности в себе, заниженной самооценке, неспособности взять на себя ответственность.

Примеры детской травмы могут включать:

— эмоционально недоступный родитель, который скрывает привязанность;

— физические наказания;

— конфликты взрослых членов семьи, когда ребенка просят занять одну из сторон;

— гиперконтроль и давление со стороны взрослых;

— ребенок, участвовавший в разводе;

— неуместные или обременительные обязанности, не соответствующие возрасту ребенка;

— отсутствие или нехватка внимания и заботы о ребенке (гипоопека);

— оставление в течение длительного времени без присмотра;

— эмоциональное пренебрежение, обесценивание;

— обзывание и словесное оскорбление;

— унижение личности ребенка;

— порча личных вещей ребенка;

— завышенные требования;

— смерть значимых людей.

Известный педагог Я. Корчак в своей книге «Как любить ребенка» сформулировал десять заповедей воспитания. С одной стороны, эти простые и понятные правила, которые помогают взрослым избежать ошибок в воспитании, дают возможность не причинять боль и психологические травмы своим детям. С другой — некоторые из этих заповедей мы иногда нарушаем, исходя из самых благих побуждений или стараясь подчеркнуть свою значимость и родительское влияние.

По сути, воспитание — создание условий для ребенка, чтобы он мог стать взрослой, психологически зрелой личностью.

Наш «внутренний ребенок» — это наши воспоминания, переживания, эмоциональные состояния, которые находятся в бессознательной сфере личности, но дают о себе знать в сложных ситуациях. Например, когда нам предстоит сделать важный шаг в жизни, наш «внутренний ребенок» может откликнуться такими фразами внутреннего монолога: «Зачем тебе стремиться делать карьеру, у тебя все равно ничего не получится, ты ведь неудачник, ты ни на что не способен…». И если проанализировать, такие сомнения — результат обесценивающего воспитания родителей. Порой им кажется, что, указывая на ошибки, критикуя ребенка, сравнивая его с другими, более успешными детьми, они добьются от него более высоких результатов. Однако профессиональный опыт психологического консультирования взрослых показывает, что такие «выросшие» дети чувствуют только обиду, недоверие и страх перед трудностями. О.Уайльд писал: «В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их. И бывает, что мы их прощаем». Как важно, чтобы у каждого из нас были приятные воспоминания о детстве, чтобы нам не приходилось судить и прощать своих родителей за те ошибки, которые они совершали просто по незнанию и непониманию последствий воспитательных мер.

В качестве примера можно рассмотреть случай из практики: «заботливый» отец взял свою пятилетнюю дочку на рыбалку. Для девочки это новое приключение, интересное событие. Она во всем доверяет отцу и уверена, что все, что он делает, правильно. Из ее детских воспоминаний этого дня, к сожалению, остались неприятные эмоции. Папа решил научить дочку плавать и, как это бывает, сделал это просто — бросил ее в воду — пусть сама плывет. Конечно, он ее подстраховывал, не хотел обидеть свою дочку, и она, разумеется, справилась. Но, став взрослой, научившись преодолевать жизненные невзгоды, она не научилась одному очень важному качеству, чтобы быть счастливой — не научилась доверять мужчинам. У нее прекрасная карьера, руководящая должность в крупной компании, а вот женского счастья нет, нет любимого мужчины и детей.

Задача родителей — помочь ребенку поверить в свои силы, тогда позиция «внутреннего ребенка» будет тем ресурсом, на который он сможет опираться. Слова поддержки, иногда просто взгляд, отражающий отношение к усилиям ребенка: «Я знаю, что ты можешь, у тебя получится, давай попробуем еще раз…», — дают намного больше, чем назидания, постоянный контроль или непродуманные «уроки» жизни, оставляющие раны в душе ребенка.

Позиция «внутреннего родителя» может быть конструктивной и деструктивной. Конструктивная — способность поддерживать в ребенке самостоятельность, желание и умение учитывать потребности ребенка и создание условий для его развития. Деструктивная позиция — гиперконтроль и подавление детской инициативы; желание навязать свой сценарий жизни, неспособность учитывать особенности ребенка.

В качестве примера предлагается метафорическая форма представления родительской позиции: «Ваши дети — не ваши дети. Они сыновья и дочери жизни, идущие своей дорогой, они пришли через вас, но не от вас. И, хотя они с вами, они вам не принадлежат. Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли, потому что у них свои собственные мысли. Вы можете притвориться, что вы похожи на них, но вы не можете заставить их быть похожими на вас, потому что жизнь не идет назад и не сопровождает вчерашний день.

Вы — луки, из которых ваши дети, как живые стрелы посылаются вперед. Лучник наблюдает отметки на тропе бесконечности, и он изгибает свой лук так, чтобы его стрелы могли лететь быстрее и дальше».

Готовы ли мы принять, что ребенок — это новая, другая жизнь? Как правило, приходится сталкиваться с тем, что для многих родителей ребенок воспринимается как собственность или как предмет самоутверждения, когда взрослые воспринимают его в качестве проекта для реализации их нереализованных желаний и амбиций.

Позиция «внутреннего взрослого» — осознанное отношение к своей жизни, позиция, которая дает нам опору в жизни, основу для развития наших способностей, направленных на то, что мы хотим и можем реализовать. Именно с этой позиции мы верим в себя, принимаем взвешенные решения, учимся принимать себя и других, находим конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций.

Родители с такой позицией помогают расти и развиваться своим детям, чтобы каждый из них нашел свое призвание, мог реализовать свои мечты и планы.

Психологическая готовность к родительству

Для многих из нас фраза: «Поздравляю, у вас будет ребенок», — вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это радость, счастье, а с другой — тревога, опасение, что, возможно, будут сложности и проблемы.

Психологическая готовность к родительству предполагает не только желание иметь детей, но и осознанное отношение к неизбежным изменениям в образе жизни и к своей новой роли отца или матери. И подготовку к этой важной миссии следует начинать задолго до наступления беременности.

Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка, обычно вызваны следующими причинами:

— родители не имеют представления, как изменится их жизнь после рождения нового члена семьи;

— для одного (или обоих родителей) ребенок — всего лишь средство для самоутверждения, обретения нового социального статуса — родителя;

— расхождение между ожиданиями, каким должен быть будущий ребенок, и тем, какой он есть (например, беспокойный, капризный, болезненный, плаксивый и т. д.);

— страх и неуверенность родителей, что они не смогут самостоятельно справиться с воспитанием ребенка, попытка переложить ответственность за воспитание на других (например, бабушек и дедушек).

Чтобы избежать этих проблем, желательно будущим родителям учитывать возможные психологические сложности и быть готовыми к тем изменениям, которые неизбежно будут вызваны рождением ребенка.

Что же включает в себя психологическая готовность к родительству?

С.Ю. Мещерякова рассматривает психологическую готовность к материнству как «личностное образование, стержнем которого служит субъектная ориентация в отношении к ребенку». Психологическая готовность к материнству складывается из следующих частей:

— коммуникативного опыта, полученного в детстве;

— отношения к будущему родительству;

— желания иметь свое продолжение, передать свой опыт ребенку.

В результате проведенных исследований было установлено, что психологическая готовность к материнству положительно связана с такими показателями личностной взрослости, как половая идентификация, личностная автономность и стремление к саморазвитию и самоактуализации.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека Воспитателя (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школа разумного родительства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я