Взрослые дети из алкогольных и дисфункциональных семей

WSO ACA, 2023

Это официальная литература, одобренная Ежегодной рабочей конференцией Всемирной сервисной организации сообщества "Взрослые дети из алкогольных/дисфункциональных семей" (ВДА). Данный текст (Большая красная книга) для ведения собраний, изучения Шагов и Традиций ВДА, рабочая тетрадь и руководство для групп. Текст ВДА анонимно написан его членами и содержит руководство для работы по программе 12 шагов, направленной на выздоровление от последствий взросления в семьях алкоголиков или дисфункциональных по другим причинам. ВДА адаптировало “Шаги АА” (с разрешения Сообщества Анонимных Алкоголиков), чтобы помочь участникам справиться с детскими травмами, пренебрежением и дать надежду взрослым детям алкоголиков и из других дисфункциональных семей во всем мире. В их число входят и взрослые, выросшие в семьях, где не было употребления алкоголя и наркотических веществ. У членов ВДА есть общие характерные черты, которые они приобрели, взрослея в атмосфере насилия, пренебрежения, стыда и покинутости.

Оглавление

Взрослые Дети Алкоголиков: как всё начиналось

Cообщество Взрослые Дети Алкоголиков было создано в Нью-Йорке в 1978 году. Его основателями считаются Тони А. и несколько членов Алатин — двенадцатишаговой программы для детей алкоголиков, которая является частью Ал-Анон.

Тони вместе с ребятами из Алатин проводили собрания с особой тематикой. Они отделились от Ал-Анон и организовали первую группу ВДА. Эта новая группа — «Поколения» — сфокусировала свою работу на выздоровлении от последствий воспитания в дисфункциональной семье, а не на бессилии перед алкоголем, как принято в Ал-Анон.

Тони — автор первого текста ВДА, списка четырнадцати характеристик или типов поведения взрослых детей алкоголиков. Он также разработал «Решение» ВДА, в котором предлагается посещать собрания, сосредоточиться на себе, работать по Шагам и проживать чувства. Тони скончался в апреле 2004 года в возрасте 77 лет.

Считается, что Джек И. создал сообщество ВДА в Калифорнии и оформил Список в виде «Проблемы». Этот текст зачитывается в начале большинства собраний ВДА. Воспоминания Джека об истории Сообщества включены в данную главу. Комментарии Тони взяты из интервью 1992 года и дополнены на основе интервью с его семьёй в 2005 году. Рассказ Джека записывался в другое время.

В истории Тони упоминается об отделении от Ал-Анон, тем не менее, ВДА сотрудничает с этой программой на основе взаимного уважения.

Надежда взрослых детей — адаптированное интервью Тони А.

В конце 1976 — начале 1977 года четверо или пятеро «выпускников» Алатин перешли в Ал-Анон — двенадцатишаговое сообщество для супругов, друзей и родственников алкоголиков.

В Алатин эти молодые люди изучили влияние, которое оказало на них воспитание родителями алкоголиками или со-алкоголиками (в настоящее время известных как «созависимые»). Они в первую очередь анализировали последствия жизни в алкогольной среде. В Ал-Анон им неожиданно предложили научиться спокойно жить в дисфункциональной обстановке. На собраниях в основном обсуждались взрослые проблемы и алкоголизм жены или мужа. Некоторые члены Алатин дома чувствовали себя небезопасно и решили, что Ал-Анон не для них.

По словам Тони, в Алатин эти молодые люди хорошо научились удовлетворять свои потребности. Отважные ребята организовали свою группу Ал-Анон и назвали её «Надежда взрослых детей алкоголиков». Первое собрание состоялось в Смитерс Билдинг в Манхэттене. Группа использовала формат собраний АлАнон, но выступления были нестандартными. В них говорилось о пренебрежении, насилии и страхе — тех вещах, которыми, по мнению участников Алатин, они не могли поделиться в Ал-Анон. Через некоторое время открылась ещё одна группа под названием «Поколения», и она уже не имела никакой связи с Ал-Анон.

Пока создавалась новая группа, ребята из Алатин услышали, что в сообществе АА один человек рассказывает о своём травматичном детстве в семье алкоголиков. Это был Тони, пятидесятилетний биржевой маклер из Нью-Йорка. Синди, член группы «Надежда взрослых детей алкоголиков», услышала историю Тони и попросила его быть спикером на собрании новой группы. Тони был на 30 лет старше членов Алатин, но, по его словам, эта разница в возрасте растворилась, когда он начал свой рассказ: «Сразу возникло удивительное чувство взаимной любви, сочувствия и понимания».

«Надежда взрослых детей алкоголиков» формально считалась группой Ал-Анон. Однако, по словам Тони, что-то особенное происходило на каждом собрании, во время каждого выступления. На этих первых встречах были определены и сформулированы основополагающие принципы ВДА. Правилам дисфункциональной семьи — «не говори, не доверяй, не чувствуй» — был брошен вызов. Тем не менее, по словам Тони, группа испытывала трудности из-за отсутствия структуры и определённости. По прошествии шести или семи месяцев молодая группа уменьшилась до трёх-четырёх человек, хотя все ожидали, что придут новые участники. Возникла мысль закрыть группу. И тут Тони, следуя своему внутреннему голосу, пригласил на собрания членов АА. Он предположил, что их родители были алкоголиками. И не ошибся. На следующее собрание группы пришли семнадцать анонимных алкоголиков. Затем пришли уже пятьдесят человек, а потом — более сотни. Вот так, благодаря помощи очень хороших друзей, необычная группа Ал-Анон начала свой путь. Но у группы по-прежнему не было структуры собраний и чёткого понимания своего предназначения.

Список характерных особенностей — первый текст ВДА

Вторая группа, известная как «Поколения», уже не имела отношения к Ал-Анон. Участники собирались в церкви Сен-Жан-Батист. Тони вёл собрания, но продолжал посещать группу «Надежда взрослых детей алкоголиков». На тот момент ВДА официально ещё не существовало. «Надежда взрослых детей алкоголиков» считалась группой Ал-Анон, а независимая группа «Поколения» ещё не определила свою цель — на собраниях делились только чувствами по поводу пережитого жестокого обращения и пренебрежения. Примерно полгода собрания не имели определённого формата. Тони рассказывал, как члены группы настойчиво просили его выработать правила ведения собраний, потому что они проходили несколько хаотично. Эта настойчивость в конце концов привела к тому, что Тони написал первый текст ВДА.

После очередной просьбы участников группы Тони принялся за работу и набросал 13 характерных черт взрослого ребёнка алкоголика. «Я чувствовал, будто Кто-то водит моей рукой» — вспоминал он.

Создание списка заняло два часа. Крис, участница группы, предложила его напечатать. Позже, редактируя текст вместе с Крис, Тони добавил ещё один пункт. В процессе работы он понял, что забыл упомянуть о страхе. «Нет, они никогда не признают страх, — задумался он, — возбуждение. Да, так лучше». «Мы стали зависимы от эмоционального возбуждения», — написал Тони. Таким образом сформировался список из 14 характеристик или шаблонов поведения взрослого ребёнка. Впоследствии его станут читать на собраниях группы «Поколения» в виде «Проблемы». Также Тони написал «Решение», а Крис отредактировала этот текст.

Когда Тони зачитал характеристики на следующем собрании, один из участников, Барри, воскликнул: «Эй, да это же с меня списано! А я-то думал, я особенный!» С того момента эти 14 пунктов стали называть Списком характерных особенностей [4]. Тони полагал, что тот весенний день 1978 года стал официальным рождением ВДА. Никто не помнит точной даты, но именно с создания «Проблемы» и «Решения» началось всемирное движение взрослых детей.

Как-то раз, в конце 1979 или начале 1980 года, после собрания группы «Поколения» две женщины из Центрального офиса обслуживания Ал-Анон подошли к Тони и предложили группе присоединиться к их сообществу. Но для этого пришлось бы отказаться от чтения Списка на собраниях. Группа единодушно отклонила предложение. Этот факт ознаменовал собой отделение ВДА от Ал-Анон. В настоящее время работает 1000 групп ВДА по всему миру. Собрания Ал-Анон, на которых уделяют внимание проблемам взрослых детей, не связаны с сообществом ВДА или Всемирной Сервисной Организацией ВДА.

В 1979 году журнал «Ньюсвик» опубликовал статью д-ра Клаудии Блэк, д-ра Стефани Браун и Шэрон Вегшайдер (в настоящее время Вегшайдер-Круз), в которой впервые было сказано, что семейный алкоголизм формирует дисфункциональные шаблоны поведения даже у тех, кто сам не пьёт. Зависимость и дисфункцию стали рассматривать как факторы, затрагивающие семейную систему в целом. До этого момента большинство моделей зависимости и психологического здоровья касались лишь тех, кто непосредственно употребляет. Блэк и её соавторы заявили, что семейная дисфункция поражает детей и воздействует на них в течение всей жизни. Они испытывают влияние алкоголизма, хотя сами не употребляют спиртное.

Шаги АА, адаптированные для целей ВДА

Тони вспоминает, что в 1979 или 1980 году встал вопрос об адаптации Шагов АА для собраний ВДА. Он верил, что эти Шаги дают трезвость алкоголику, но у него были сомнения, подходят ли они для ВДА. Прежде всего, адаптированные Шаги АА не дают взрослому ребёнку увидеть дисфункциональность семейной системы. Тони считал, что путаница возникает на Четвёртом и Пятом Шагах — в процессе инвентаризации собственной личности и признания недостатков. Для выполнения этих Шагов взрослый ребёнок должен сосредоточиться на самом себе и своих дефектах. Таким образом, он вынужден упускать из виду последствия воспитания в дисфункциональной семье. Тони полагал, что из-за этого теряется связь между поведением взрослого ребёнка и вкладом, который внесли в его формирование дисфункциональные родители. Он был убеждён, что взрослые дети несут ответственность за своё поведение и выздоровление; но также считал, что нужно объективно оценить причину разрушительного и антисоциального поведения, обнаруженного в Четвёртом и Пятом Шагах.

По мнению Тони, особенно уязвимыми взрослые дети становятся на Восьмом и Девятом Шагах АА. Эти Шаги могут подтолкнуть возмещать ущерб родителям, которые по-прежнему отрицают вред, нанесённый их агрессией и жестоким обращением.

Тони вспоминает глаза членов АА, когда он поднимал подобные вопросы: «Они смотрели на меня как на сумасшедшего…»

Тони выступает за отход от Шагов АА и в 1979 году совместно с Доном Д. пишет собственный вариант Двенадцати Шагов, более подходящий для взрослых детей и жертв насилия. В этих Шагах говорится о «лишённой обвинений» инвентаризации родителей и любви к себе. В течение следующих десяти лет Тони оттачивает новую версию и в 1991 году публикует её в своей книге «Список характерных особенностей ВДА». В итоге, версия Шагов Тони представляет собой «лишённую обвинений» инвентаризацию родителей в сочетании с целенаправленной программой любви и прощения себя.

В 1984 году ВДА приняли решение стать независимым сообществом на основе адаптированных Двенадцати Шагов и Двенадцати Традиций. Это было за семь лет до того, как Тони опубликовал свою версию Шагов. Некоторые группы используют Шаги Тони и его книгу, что вполне соответствует литературной политике ВДА.

По большей части в Сообществе используют адаптированные Шаги АА. Члены ВДА изменили их таким образом, чтобы взрослый ребёнок уже с Первого Шага мог обратить внимание на свою семейную систему. Исследование (инвентаризация) семейной истории включает в себя описание поведения родителей, перечисление семейных ролей, дисфункциональных правил и случаев жестокого обращения. Между тем, опытные психологи и спонсоры, разбирающиеся в проблеме, знают, как уязвим взрослый ребёнок, когда оказывается перед необходимостью возмещать ущерб нездоровому или жестокому родителю. От некоторых родителей исходит угроза, другие находятся на такой стадии болезни, что с ними невозможно общаться.

Сегодня взрослый ребёнок анализирует шаблоны семейной дисфункции и рассказывает обо всех аспектах своего детства как на собраниях ВДА, так и общаясь с психологом или спонсором. В то же время адаптированные Шаги АА предполагают личную инвентаризацию и отказ от разрушительного образа действий. Мы берём ответственность за своё поведение, понимая при этом, что некоторые его шаблоны передали нам наши родители.

Дать дорогу другим

В какой-то момент Тони отошёл от созданного им Сообщества, почувствовав, что его начинают превозносить или наделять некоей властью. Тем не менее, до конца жизни он продолжал применять принципы ВДА и делиться опытом выздоровления. В последние дни своей жизни Тони отвечал на телефонные звонки взрослых детей, ищущих помощи. Ниже приводятся отрывки из интервью 1992 года.

Когда всё начиналось, я и не предполагал, что ВДА станет всемирной программой. Тогда мы бросили все силы, чтобы сохранить одну маленькую группу. Впервые я понял, что у ВДА есть национальные и международные перспективы, когда Барри предложил оформить авторские права на Список. Он предвидел то, о чём я и помыслить не смел. На тот момент я не хотел ставить своё имя под Списком и не думал об авторских правах.

Представление о «взрослом ребёнке» пришло от тех ребят из Алатин, которые собрали группу «Надежда взрослых детей алкоголиков». Первым членам нашего сообщества было за восемнадцать — они были взрослыми людьми, но их детство прошло в семьях алкоголиков. Понятие «взрослый ребёнок» помимо прочего означает, что в стрессовой ситуации мы возвращаемся в детское состояние.

Во мне есть три части: Высшая Сила, я сам и Маленький Тони. Если я хочу соединиться с Богом, мне нужно любить Маленького Тони, своего внутреннего ребёнка. Маленький Тони связывает меня с Богом.

ВДА пришло на Запад (1976–1979): Джек И.

Джек И. считается одним из основателей ВДА в Калифорнии. ВД-А (англ. ACoA) или ВДА (англ. ACA) — это одна и та же программа. ВДА (АСА) было зарегистрировано в Калифорнии. Группы ВДА (ACA), как правило, распространены на Западном побережье, в то время как группы ВД-А (ACoA) — на Восточном и в некоторых городах Среднего Запада.

История Джека:

Я вырос в дисфункциональной семье. Полагаю, что алкоголизм — это действительно семейная болезнь, которая, если её не лечить, затрагивает всех. Отрицание стало для нас обычным делом. Оба деда были алкоголиками, но я не слышал об этом ни от одного из родителей. В то время, впрочем, как и сейчас, большинство считало алкоголизм чем-то постыдным. Люди думали, что это проявление слабости, а не болезнь, так что про алкоголизм родственников никто не упоминал.

Я вырос и стал алкоголиком, который всё время пил и женился на алкоголичках. Мне хотелось спасать кого-то и чтобы кто-то спас меня. Хотя я не осознавал эти чувства, они жили где-то в глубине души.

Мой отец не был алкоголиком. А мать пила и была дочерью алкоголика. Ещё подростком она попала в серьёзную аварию, и, по мнению врачей, не могла иметь детей. Тем не менее, она родила двоих, отважно рискуя здоровьем, как истинный взрослый ребёнок. Мама умерла достаточно рано в результате несчастного случая, связанного с алкоголем. Я считаю, что именно алкоголизм стал его причиной. Она не была в состоянии опьянения в тот роковой момент, но последствия алкоголизма, безусловно, были причиной трагедии.

В 1976 году друг из АА пригласил меня выступить на собрании, организованном молодыми участниками Ал-Анон. Эти двадцатилетние ребята не находили для себя решений на собраниях, посвящённых в основном супружеским проблемам. Я несколько раз выступил, но не понял сути происходящего. В конце концов, я был намного старше. Мне было интересно, но я не ощутил сопричастности. Я знал некоторых молодых ребят из Ал-Анон и испытывал к ним симпатию, но не сопереживал.

В конце 1978 года я вдруг ощутил это чувство сопричастности. К тому времени молодёжь позволила «старикам» присоединиться к своим духовным исканиям. Я работал на двух работах, так что на собрания у меня часто не хватало времени. Мой интерес возрос, когда в ноябре 1979 года я устроился на работу в Лос-Анджелес, штат Калифорния.

В тех краях не было ни одной группы ВДА, и я ходил на собрания АА и Ал-Анон, делился опытом, силой и надеждой, но мне казалось, мы что-то упускаем. Я чувствовал, будто у меня внутри дыра и мне невыносимо больно. В августе 1980 года я пригласил нескольких человек из Ал-Анон к себе домой в Санта-Монику. Мы обсудили свои отношения, семейную жизнь, родителей; взвесили все «за» и «против» и в первый же вечер решили организовать группу.

Я показал Список, который читали дети алкоголиков на собраниях в Нью-Йорке. На тот момент у него ещё не было официального названия и аббревиатуры. Группе не понравилось, каким языком был написан этот текст. Я пообещал пересмотреть его и представил на следующем собрании под названием «Проблема».

Все были удивлены, когда на втором собрании нас стало вдвое больше. А на следующем группа увеличилась ещё в два раза.

Поначалу мы не были уверены, что кому-нибудь это будет интересно, не говоря уже о том, что найдутся желающие активно участвовать в работе, но случилось именно так. Группа перестала помещаться в моей квартире, затем — в вествудской церкви, а число участников продолжало расти. Появлялись всё новые собрания. За два месяца открылись группы в Голливуде, Мар Виста, Роллинг Хилз.

На заре нашей работы я выступал в роли «Томаса Джефферсона» [5]. У нас было множество черновиков «Проблемы» и «Решения», которые только некоторыми словами отличались от оригинала. Так же как и нынешние взрослые дети, мы стремились следовать идее безусловной любви — любви к самим себе, родительской любви и любви Высшей Силы. Когда я пишу эти строки, в моём воображении предстаёт книга ВДА. И семинар по Шагам. Два этих новых проекта — ещё одна грань процесса возрождения любви, выраженной в нашей Программе и её принципах. Информирование общественности поначалу шло медленно. Мы делали всё, что могли. Мы преодолели множество препятствий. И мы только мечтали о том, что сейчас делаете вы, год за годом. Это удивительно и потрясающе.

Примечания

4

Список характерных особенностей — в оригинале используется американское слэнговое выражение “laundry list”, изначально обозначавшее «список белья, отданного в стирку»; а в дальнейшем просто — «длинный перечень насущных вопросов или проблем» (Прим. переводчиков).

5

Томас Джефферсон — третий президент США, один из авторов Декларации независимости, который 17 дней в одиночку работал над её текстом (Прим. переводчиков).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я