Этот текст – сокращенная версия книги Роджера Мартина и Салли Осберг «Выходя за рамки лучшего. Как работает социальное предпринимательство». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры. О книге Книга Роджера Мартина и Салли Осберг «Выходя за рамки лучшего. Как работает социальное предпринимательство» – невероятно интересное пособие по преобразованию среды. Когда на Земле перестают взрываться пехотные мины, когда падает спрос на изделия, созданные с помощью детского и рабского труда, а рыбаки начинают заботиться о том, чтобы рыба не закончилась при жизни следующего поколения – мир становится лучше. Прочитайте саммари этой вдохновляющей книги, оно содержит целых семь сценариев успеха для социальных предпринимателей – и, возможно, следующий проект, который украсит мир, будет ваш. Читать, чтобы: • понять, как создаются и развиваются социальные проекты; • разобраться, как искать и находить решения для самых сложных социальных проблем, строить работающие модели, управлять затратами и масштабировать социальный бизнес; • почувствовать себя социальным предпринимателем – и, возможно, стать одним из них в реальной жизни. Об авторах Роджер Мартин – консультант, автор деловых бестселлеров, в том числе «Игра на победу», «Архитектура бизнеса», «Вирус ответственности». Многолетний декан Школы менеджмента Ротмана Университета Торонто и советник СЕО по вопросам стратегии, создания бизнеса, инноваций и интегративного мышления. В 2013 году стал третьим в списке 50 самых влиятельных бизнес-мыслителей мира. Салли Осберг – президент и исполнительный директор Фонда Сколла (Skoll Foundation), основатель Центра социального предпринимательства и бизнес-школы Саид, учредитель Всемирного форума Сколл (Skoll World Forum) и Премии Сколл в сфере социального предпринимательства (Skoll Awards for Social Entrepreneurship). Под руководством Салли Фонд Сколла инвестировал в более чем сотню проектов в сфере социального предпринимательства по всему миру. Входит в число 50 самых влиятельных руководителей некоммерческих организаций по версии издания The NonProfit Times.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Выходя за рамки лучшего. Как работает социальное предпринимательство. Роджер Мартин, Салли Осберг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Третий путь — путь к успеху
Явление социального предпринимательства не ново — примеры встречались и раньше. Но лишь в последние 20 лет этот термин стал широко известен и занял свое законное место в общественной жизни и в общественном мнении, ранее с трудом отличавшем социальное предпринимательство от благотворительности.
Благотворители инвестируют силы и средства в локальные, частичные и временные улучшения (например, орден Матери Терезы), а социальные активисты используют методы непрямого действия, убеждая государственные структуры в необходимости изменить законы (например, Мартин Лютер Кинг).
Как действуют социальные предприниматели:
• напрямую;
• нацелены на постоянное позитивное изменение самой среды; формирующей неравенство и угрозы для людей;
• умеют создать успешную и масштабируемую модель таких изменений.
Социальные предприниматели — новое действующее лицо на сцене социальных изменений, где до сих пор главную роль играло государство, благотворительные организации, а иногда и бизнес.
Бизнес приносит пользу обществу прежде всего за счет создания рабочих мест и выплаты заработной платы, а также с помощью внедрения в производство товаров и услуг научных открытий и изобретений, которые способны сделать жизнь людей более удобной и комфортной, а иногда и существенно изменить ее. К таким изобретениям относится, например, создание Иоганном Гуттенбергом печатного станка, который сделал книги доступными для широких слоев общества. К такого же уровня изобретениям относится использование в быту электричества и персональных компьютеров. Кроме того, именно бизнесмены и другие состоятельные люди являются основным источником благотворительных пожертвований, финансируя таким образом некоммерческие организации.
Государство внедряет социальные программы по разным причинам. Прежде всего принимая во внимание основную цель государства — благополучие граждан. Но государство — это те же граждане. Чтобы они справились с задачей по обеспечению собственного благополучия, защите и развитию своей страны, их нужно этому научить, то есть нужно достойное и конкурентоспособное образование.
Нужно также, чтобы инвестиции государства в образование окупались долгим и плодотворным трудом людей, то есть нужно обеспечить людям достойное здравоохранение и возможность ведения здорового образа жизни.
Социальные проекты государства и бизнес: в чем отличия
Подходы к любому реформированию у бизнеса и государства различны, поэтому они сильны в разных типах преобразований. Однако и государство, и бизнес тесно связаны с существующим общественным укладом, укоренены в нем и черпают в нем силы, а значит, в целом у них меньше стимулов радикально менять сложившийся status quo.
Социальное предпринимательство — третий путь, который позволяет осуществлять значимые перемены, используя механизмы и привлекая ресурсы и бизнеса, и государства и создавая модели, подходящие для конкретных условий.
Как правило, социальных предпринимателей воспринимают как людей дела, которые готовы засучить рукава и неустанно работать над решением выбранной социальной проблемы. И это, безусловно, справедливо. Но не менее важно, чтобы эти люди были также мыслителями, экспертами, способными досконально разобраться в причинах проблем, которые они намерены устранить, придумать эффективный механизм решения, привлечь ресурсы из самых разных областей и обеспечить жизнеспособность и масштабируемость модели.
Интеллектуальная составляющая социального предпринимательства чрезвычайно важна еще и потому, что среда, в которой происходит такая активность, многомерна, правила бывают расплывчатыми и неопределенными, в процессах участвует множество игроков с разнородными интересами. Чтобы действовать в этой среде, предпринимателю необходимы гибкость, готовность к эксперименту и к постоянному улучшению алгоритма своих действий в соответствии с обстоятельствами.
Ключевая концепция социального предпринимательства — необратимое изменение к лучшему сложившейся системы с целью ликвидации негативных эффектов.
Эта задача крайне сложна — поэтому успешных благотворителей и социальных активистов куда больше, чем успешных социальных предпринимателей. Изменение системы требует времени и огромного труда: социальные системы стабильны, даже если их существование причиняет боль и несчастье огромным массам людей. Практики, которые кажутся отвратительными и варварскими (вроде женского обрезания в Африке и ушедшего в прошлое только в XX веке уродования ножек девочек в Китае), воспроизводятся столетиями, потому что в локальном сообществе они считаются единственно верными и необходимыми.
Некоторые проблемы не решаются, потому что никто не задумывается об их истинных причинах, или потому что известные механизмы слишком дороги для правительств и организаций, или потому что они выгодны отдельным правительствам, стремящимся реализовать свои геополитические интересы за счет других государств.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Выходя за рамки лучшего. Как работает социальное предпринимательство. Роджер Мартин, Салли Осберг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других