Понятия со словом «цикля»
Связанные понятия
Метонов цикл — промежуток времени в 6939 дней 14 часов 15 минут, служащий для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре. Цикл, предложенный в 433 году до н. э. афинским астрономом Метоном, лёг в основу древнегреческого календаря. Метонов цикл связан с приближённым (с точностью до нескольких часов) равенством: 19 тропических лет = 235 синодическим месяцам, то есть каждые 19 лет лунный цикл завершается в тот же день солнечного года.
Литерату́рный цикл — ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.
Арту́ровские леге́нды, или арту́ровский ци́кл, брето́нский ци́кл, также артуриа́на — цикл легенд кельтской традиции (Уэльс, французская Бретань) и рыцарских романов с акцентом на короле бриттов Артуре и рыцарях Круглого стола, прежде всего Ланселоте, Персевале и Галахаде.
Подробнее: Артуриана
«Тысяча миров» (англ. Thousand Worlds) — фантастический цикл американского писателя Джорджа Мартина. Цикл состоит из одного романа «Умирающий свет» (1977) и множества повестей, написанных в 1970-е — 80-е. На русском языке произведения из цикла неоднократно переиздавались с 1990 года разным составом.
Аннелирование (от лат. anellus — колечко) — в органическом синтезе разновидность циклизации, при которой к существующей циклической системе достраивается карбо- или гетероцикл.
Циклы Жюгляра — среднесрочные экономические циклы с характерным периодом в 7—11 лет. Названы по имени французского экономиста Клемана Жюгляра, одним из первых описавшего эти циклы. В отличие от циклов Китчина в рамках циклов Жюгляра мы наблюдаем колебания не просто в уровне загрузки существующих производственных мощностей (и, соответственно, в объёме товарных запасов), но и колебания в объёмах инвестиций в основной капитал. В результате, к временным запаздываниям, характерным для циклов Китчина...
* Жизненный цикл здания или сооружения — период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Аччелера́ндо (итал. accelerando) — постепенное ускорение темпа музыкального произведения, особенно в его конце. Противопоставляется ритардандо (итал. ritardando) — постепенному замедлению темпа исполнение музыкального произведения. Часто аччелерандо идёт по крещендо. Почти в том же значении, как аччелерандо, применяется стриндженто (итал. stringento).
Лунный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц.
Лунное течение, или Лунный цикл — особое расписание течения луны в составе Пасхалии, расчисленное на 19 лет.
Цикли́ческие фо́рмы в му́зыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. В истории академической музыки известны циклы «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. Во внеакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам могут...
Аллитерационный стих — акцентный стих древней германской и кельтской поэзии. Основан на аллитерации: в каждой строке по меньшей мере два слова должны начинаться с одного и того же звука. Аллитерации могут связывать полустишия 4-словного стиха, в кельтской поэзии — целые стихи друг с другом.
Со́лнечный календа́рь — разновидность календаря, в основе которого лежит тропический год, то есть период смены времён года.
Нибелунгова строфа (нем. Nibelungenstrophe) — строфа, которой записана «Песнь о Нибелунгах» (нем. Das Nibelungenlied) — средневековая германская эпическая поэма, созданная неизвестным автором в конце XII — начале XIII века. Нибелунгова строфа является характерной поэтической художественной формой средневекового героического эпоса, в немецкой поэзии использовалась вплоть до XX века.
Цикл снов (англ. Dream Cycle) — одна из трёх главных категорий, на которые условно делят творчество Говарда Филлипса Лавкрафта и его последователей (к другим категориям относят «Мифы Ктулху» (англ. Cthulhu Mythos) и «Смертельные Истории» (англ. Macabre Stories)). Основное произведение — «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата». Цикл Снов — неотъемлемая и важная часть Лавкрафтовских ужасов.
Репри́за (фр. reprise «возобновление, повторение») — музыкальный термин, обозначающий часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащую повторение музыкального материала после его развития или изложения нового. Реприза способствует цельности и уравновешенности формы.
Обра́тный
цикл Кре́бса, также известный как обра́тный цикл трикарбо́новых кисло́т, или цикл А́рнона — последовательность химических реакций, которую некоторые бактерии используют для синтеза органических соединений из диоксида углерода и воды.
«Иску́сство фу́ги» (нем. Die Kunst der Fuge) — сборник из 14 фуг и 4 канонов И. С. Баха, BWV 1080, предположительно для клавира. Сохранившиеся пьесы, написанные в 1742—1749 годах (цикл не окончен), задуманы как изысканные и разнообразные полифонические разработки (авторское название: Contrapunctus) одной и той же темы в тональности ре-минор (d-moll).
Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
Солнечная цикличность — периодические изменения в солнечной активности. Наиболее известен и лучше всего изучен солнечный цикл с длительностью около 11 лет («цикл Швабе»). Иногда, в узком смысле, под солнечным циклом понимают именно 11-летний цикл солнечной активности.
Слияние циклов (объединение циклов, англ. loop fusion, англ. loop jamming) — оптимизация компилятора, выполняющая объединение нескольких циклов, смежных в дереве циклов, в один. Преобразование возможно, если циклы имеют одинаковое количество итераций и не зависят друг от друга по данным. Слияние циклов может повысить локальность данных, что повышает эффективность работы кэша.
Циклические соединения — химические соединения, в которых присутствует три или более связанных атомов, образующие кольцо. Соединение, кольцо которого включает 9 и более атомов, называется макроциклическим.
Циклизация в литературе — процесс, в ходе которого произведения одного жанра группируются вокруг какого-либо тематического признака (как правило, персонажа).
Епа́кта (греч. ἐπάκτη, лат. epactae, ἐπακτὰἱ ἡμέραἱ — добавочные дни), также эпакта или эпакт — возраст Луны на определённую дату солнечного календаря. Часто возраст Луны на 1 января.
«Хайнский цикл» («Хейнский цикл», «Ожерелье планет Эйкумены»; англ. Hainish Cycle) — серия фантастических произведений американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Сюжетно книги серии слабо связаны или вовсе не связаны друг с другом; их действие, как правило, происходит за пределами Солнечной системы. Название циклу дано по вымышленной планете Хайн, которая является центром Лиги Миров — межпланетного объединения цивилизаций.
Проста́я двухча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из двух частей, первая из которых является периодом, а вторая не содержит форм более сложных, чем период.
Эпило́г (греч. έπίλογος — послесловие ← ἐπι — на, сверх + λόγος — слово) — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.
Семь дней — длительность недели. Обычно используется для метафорического обозначения недели.
Енозы — производные моносахаридов, содержащие двойную связь углерод-углерод в основной цепи. Подклассом еноз являются гликали, содержащие в моносахаридном цикле енольную двойную связь и формально являющиеся продуктами элиминирования полуацетальной гидроксильной группы и соседнего атома водорода из циклических форм моносахаридов.
Экспози́ция в музыкальной форме — раздел начального представления тематического материала музыкального произведения или его части. Термин, обычно, подразумевает использование материала, который будет далее разрабатываться или варьироваться.
Ракохо́д (ср.-лат. cancrizans, нем. Krebsgang) — вид полифонической техники, проведение темы (в риспосте) в обратном движении, от последней ноты к первой; то же, что ракоходная имитация. В широком смысле ракоход — любое (в т.ч. и в музыке неполифонического склада) ракоходное изложение тематического материала.
Пропо́ста и риспо́ста (от итал. proposta, «предложение» и итал. risposta, «ответ») — названия голосов в музыке полифонического склада. После изложения темы в пропосте, она повторяется («имитируется») в одной или нескольких риспостах. В русском языке термины обычно употребляются при описании канона, редко — для простой (неканонической) имитации. Вождь (перевод лат. dux) и спутник (перевод лат. comes) в фуге функционально — те же пропоста и риспоста.
Рондо (от итал. rondo, развившегося из фр. rondeau — «круг», «движение по кругу», «круговой танец», восходящего к лат. rotundus — «круглый») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех раз) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном.
Строфа́ (др.-греч. στροφή «поворот») — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением; в рифмованной поэзии также схемой рифмовки. В сочинении, состоящем из нескольких строф, метрическая, рифмическая и др. структура каждой последующей строфы повторяет структуру первой строфы.
Твёрдое фэнтези (англ. hard fantasy) — поджанр фэнтезийной литературы, стремящийся представить историю в форме рационального и знакомого мира. Твёрдое фэнтези похоже на сходную с именем твёрдую научную фантастику тем, что оба жанра направлены на создание своих соответствующих миров в строгой и логической манере. Но они расходятся в том, что твёрдая научная фантастика использует реальные научные принципы в качестве отправной точки, в то время, как твёрдое фэнтези не требует начальных условий и не...
Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами. В кульминации раскрывается острота конфликта, описанного в сюжете произведения. Кульминация лучше всего обнаруживается в произведениях эпических.
Октетерис, октетерида (греч. οκταετηρίδα) — период времени, равный 8 солнечным годам, в конце которого фаза Луны будет повторяться в те же дни года (плюс один-два дня).
Квинтовый круг (или кварто-квинтовый круг) — геометрическое представление хроматической звуковой системы в виде последовательности кварт и/или квинт. В квинтовый круг входят 12 разных высот (высотных классов), при этом предполагается, что квинты/кварты темперированы — именно темперация обеспечивает замкнутость круга. Квинтовый круг традиционно используется в учении о гармонии для визуализации родства мажорно-минорных тональностей.
Кульмина́ция (с лат. culmen – вершина) в музыке — момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо относительно завершённой его части.
Стре́тта (итал. stretta от итал. stringere — «сжимать, сокращать») — каноническое проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат одновременно в разных голосах, то есть контрапунктически сочетаются друг с другом. Нередко после окончания темы в начинающем голосе она вступает в третьем голосе, и трёхголосная стретта складывается как цепочка двухголосных канонов (фуга F-dur из 1-го тома «Хорошо...
Восстановительный пентозофосфатный цикл, или цикл Кальвина, — серия биохимических реакций, осуществляемая при фотосинтезе растениями (в строме хлоропластов), цианобактериями, прохлорофитами и пурпурными бактериями, а также многими бактериями-хемосинтетиками, является наиболее распространённым из механизмов автотрофной фиксации CO2. Цикл Кальвина назван в честь американского биохимика Мелвина Кальвина (1911—1997). Часто используются альтернативные названия, указывающие на роль коллег Кальвина в открытии...
3-гидроксипропионатный бицикл, также известный как 3-гидроксипропионатный путь или цикл Фукса-Холо, представляет собой циклическую последовательность реакций, которая позволяет некоторым бактериям синтезировать 3-гидроксипропионат из углекислого газа. В этом пути CO2 связывается (т.е. включается) под действии двух ферментов, ацетил-КоА-карбоксилазы и пропионил-КоА-карбоксилазы. Эти ферменты генерируют малонил-КоА и (S)-метилмалонил-КоА, соответственно. Малонил-КоА, в серии последующих реакций разделяется...
Подробнее: 3-гидроксипропионатный путь
Проста́я трёхча́стная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая является неустойчивым построением либо также периодом, а третья — точное или незначительно изменённое повторение первой. Части простой трёхчастной формы называются соответственно экспозицией, разработкой и репризой. Форма встречается в небольших инструментальных произведениях (прелюдии, этюды, танцевальные пьесы) и как составная часть более развёрнутой формы. Схема трёхчастной формы...
Галактическая империя (также именуемая Транторианской империей или трилогией) — научно-фантастический цикл из трёх ранних романов Айзека Азимова и одного рассказа. Основным сюжетом книг является развитие Галактической империи. Временнóе расположение трилогии — между циклами Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо и Основание.
Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.
Новеллетты, op. 21 — набор из 8 пьес для фортепиано, которые написал Роберт Шуман в 1838 году.
Интерлю́дия (через позднелатинское interludium, от лат. inter, «между» и лат. ludus, «игра») — короткое музыкальное построение или пьеса, вставленное между частями в музыкальном произведении, например, органная импровизация между двумя строфами хорала или между частями сонаты, сюиты или другой циклической формы.
Поэ́ма — литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.На протяжении всей истории литературы жанр поэмы претерпевал различные изменения и поэтому лишён устойчивости. Так, «Илиада» Гомера — эпическое произведение, «Поэма без героя» А. А. Ахматовой — исключительно лирическое...