Понятия со словом «ценнейший»
Связанные понятия
Инкуна́була (от лат. incunabula — «колыбель», «начало») — книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тиражи составляли 100—300 экземпляров.
Ру́копись — собирательное название текстов, написанных от руки, синоним термина манускрипт (позднелат. manuscriptum, от лат. manus — «рука» и scribo — «пишу»). Как правило, рукописью называют черновики литературных произведений либо их образцы, написанные автором от руки.
Евангелие Вехапара (арм. Վեհափառի Ավետարան) — иллюминированная армянская рукопись Евангелия конца X—начала XI веков. «Вехапар» в армянском языке является эпитетом Католикосов всех армян: рукопись была названа так в честь Вазгена I, который подарил её Институту древних рукописей Матенадаран.
Минералогический музей — научно-просветительное учреждение, разновидность музея. Предназначен для экспозиции кристаллов, камней и других экспонатов минерального происхождения. Музей осуществляет комплектование, хранение, изучение и популяризацию минеральных объектов, памятников естественной истории. В музее хранятся объекты, представляющие историческую и познавательную ценность. Сотрудники музея регулярно проводят экспозиции, выставки, осуществляют другие формы научной популяризации и воспитательской...
Ненужное для неучей (арм. Անգիտաց անպետ, Ангитац анпет) — последнее и наиболее известное сочинение армянского врача XV века Амирдовлата Амасиаци, написанное в 1478—82 годах в Константинополе. Оказало ключевое влияние на дальнейшее развитие естественных наук и медицины в средневековой Армении.
Матенадара́н (арм. Մատենադարան букв. «хранилище рукописей») — название хранилищ книг и рукописей в Средневековой Армении.
Кабинет редкостей, или кунсткамера (англ. Cabinet of curiosities, нем. Wunderkammer, Kunstkammer) — комната для размещения и хранения тематических коллекций, состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, как природных, так и рукотворных. Кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке, их расцвет пришёлся на XVII век — период барокко. Такие коллекции создавались, как правило, либо представителями высшей аристократии, либо учёными-натуралистами...
Кабинет медалей (Cabinet des Médailles), или кабинет Франции (Cabinet de France) — неформальное название Отделения монет, медалей и древностей Национальной библиотеки Франции, которое считается старейшим во Франции музеем и занимает старинное здание библиотеки на рю Ришельё.
Авто́граф (др.-греч. αὐτός «сам» и γράφω «пишу») — собственноручный авторский рукописный текст.
Ве́нский Диоскори́д (лат. Codex Vindobonensis или лат. Codex Aniciae Julianae) — иллюминированная рукопись сочинения Диоскорида «О лекарственных веществах» (лат. De materia medica), созданная в начале VI века в Константинополе. Хранится в Вене в Австрийской национальной библиотеке (каталожное обозначение Codex medicus Graecus 1). В 1997 году ЮНЕСКО внесло Венский Диоскорид в международный реестр «Память мира».
Архи́в (лат. archivum — от греч. άρχεϊον — «присутственное место») — 1) учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов; 2) собрание письменных памятников (рукописей, писем и т. п.), относящихся к деятельности какого-нибудь учреждения или лица.
Библиофи́льство, библиофили́я — буквально: любовь к книгам. Библиофил — человек, собирающий редкие и ценные издания; иногда собирают коллекции изданий одного автора, иллюстратора и т. д.; также книголюб — любитель и знаток книг. Коллекционеры книг собирают не только книги, но и периодические издания, хромолитографии, листовки, комиксы и т. д. Особой популярностью среди библиофилов пользуются редкие книги. Принимается во внимание изящное исполнение шрифта и иллюстраций.
Кодикология (от лат. codex (родительный падеж codicis) — «книга» + греч. λόγος — «слово, наука») — вспомогательная историческая дисциплина, предмет которой — изучение рукописных книг.
Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках. Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчётливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.
Лапида́рий (от лат. lapis — камень) — экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах (в том числе надгробиях). Под данное понятие также попадают остатки скульптур и строений, то есть части некогда единого целого (иногда неизвестного происхождения), зачастую выставленные в местах археологических раскопок.
Иллюминированные рукописи (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами. В русской традиции помимо термина «иллюминированные» для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи. С изобретением книгопечатания рукописные книги постепенно вышли из употребления.
Подробнее: Иллюминированная рукопись
Византийская сигиллография — раздел византинистики, посвящённый изучению надписей на византийских печатях, их датировке и интерпретации. Большая часть сохранившихся печатей изготовлена из свинца, однако они изготавливались также и из драгоценных металлов. Право использования золотых печатей принадлежало исключительно императору, который таким образом подтверждал хрисовулы, то есть важные государственные документы или послания к главам иностранных государств. Таких печатей сохранилось около 40, по...
Библиоте́ка Ива́на Гро́зного (также используются названия Либере́я и Либери́я от лат. liber — «книга») — легендарное собрание книг и документов, последним владельцем которого предположительно был царь Иван IV Грозный. Считается, что она была утрачена или спрятана Грозным. Поиски библиотеки с перерывами безрезультатно велись несколько столетий. Неоднократно высказывались сомнения в самом факте существования царского книгохранилища. Многие из исследователей этого вопроса пришли к выводу, что оно давно...
Археологическое наследие — составная часть историко-культурного наследия, состоит из материальных остатков прошлого, результатов и знаний, полученных в результате их исследований и охраняемых памятников археологии. Археологическое наследие является важным источником исторической памяти.
«Карунское сокровище» (или Lydian Hoard) — название, данное коллекции из 363 артефактов Лидии, относящихся к VII веку до нашей эры и найденных в провинции Ушак (на западе Турции). Сокровище стало предметом судебных разбирательств между Турцией и нью-йоркским музеем Метрополитен в период между 1987 и 1993 годами. В итоге, коллекция была возвращена Турции в 1993 году — после того, как американский музей признал, что в момент покупки знал о том, что предметы были украдены. Сегодня все предметы выставлены...
Успе́нский сбо́рник — древнерусская пергаменная рукопись южнорусского происхождения конца XII — начала XIII века из собрания Государственного исторического музея (шифр: ГИМ, Усп. 4 перг.); своё название получила по месту обнаружения в 1840-е годы в Успенском соборе Московского Кремля. До 1895 г. рукопись входила в состав библиотеки Успенского собора, затем вместе с другими рукописями Успенской библиотеки была передана в Синодальную библиотеку и присоединена к Синодальному собранию рукописей, вместе...
Нумизма́тика (от лат. numisma, nomisma, numismatis — «монета» ← др.-греч. νόμισμα, νόμισματος — «установившийся обычай, общепринятый порядок; монета») — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. От нумизматики как науки следует отличать нумизматическое собирательство, или коллекционирование монет.
«
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943 гг.» (в первом издании Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917—1943 гг.) — фундаментальный труд по истории Русской православной церкви первой половины XX века, составленный Михаилом Губониным. Издан Православным Свято-Тихоновским гуманитарным институтом в 1994 году. Название книге дано издателями...
Гли́птика (от др.-греч. γλύφω «вырезаю, выдалбливаю») — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах (или глиптах). Данный термин преимущественно употребляется в применении к малым формам, то есть по отношению к резьбе по поделочным и ювелирным материалам. Глиптика считается одним из наиболее древних искусств, известных человечеству.
Атрибуция (лат. attributio) в филологии — определение подлинности или подложности рукописного текста и установление его автора. Атрибуция в искусствоведении — определение авторства художественного произведения. Атрибуция в музееведении — описание экспоната по ряду признаков, к числу которых принадлежат: название, назначение, форма, конструкция, материал, размеры, техника изготовления, авторство.
Тульский областной краеведческий музей (ТОКМ) — один из старейших музеев Тульской области, филиал государственного учреждения культуры Тульской области «Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей"» (ГУК ТО «Объединение "ИКХМ"»).
Иллюминирование, иллюминация (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) и орнаментации в средневековых рукописных книгах.
Рукопись «Канона врачебной науки» знаменитого персидского учёного и врача Ибн Сины была переписана в 537 году хиджры (1142 или 1143 год) в Багдаде старым «насхом», только через 104 года после смерти автора. Является известным трудом в области фармакологии и медицины. Хранится в Институте рукописей Национальной Академии Наук Азербайджана в Баку. Это старейшая рукопись «Канона» в Азербайджане и одна из старейших в мире. Написана рукопись на толстой белой бумаге чернилами чёрного цвета. Заголовки написаны...
Музей искусства Жироны (кат. Museo de Arte de Girona) появился в результате слияния старинного Провинциального музея антиквариата и изящных искусств (Museo provincial de antigüedades y bellas artes) и Епархиального музея (Museo diocesano), объединивших свои арт-активы.
Наплечники Андрея Боголюбского, армиллы Барбароссы — две парные медные позолоченные накладки пятиугольной формы. Украшены эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 1170—1180 годов ювелирами мозельской школы и, возможно, являются парадными наплечными браслетами — армиллами, бывшими одними из регалий императоров Священной Римской империи. Вероятным их владельцем называют Фридриха Барбароссу, который, по преданию, подарил их великому...
Ко́птская кни́жная культу́ра — прямое продолжение древнеегипетской и греческой античной книжных традиций в позднеантичном и средневековом Египте. Коптский язык и литература фиксируются с конца III века — в связи с появлением письменных памятников, — и существовали в непрерывном развитии по крайней мере до XIV века. После этого копты переходят на арабский язык, хотя в официальное делопроизводство он был введён ещё в 706 году. Несмотря на то, что коптский язык включает более десяти диалектов и субдиалектов...
Палимпсе́ст (греч. παλίμψηστον, от πάλιν — опять и ψηστός — соскобленный, лат. Codex rescriptus) — в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Позже это понятие было распространено и на наскальные росписи первобытного искусства, когда на стенах с полустершимися от времени росписями наносили новые изображения. Этот принцип использовали и средневековые мастера, когда по старым росписям в храмах или иконным изображениям писали новые.
Музеефикация архитектурного памятника — это направление в рамках музейной деятельности и охраны памятников, сущность которого состоит в преобразовании недвижимых памятников истории и культуры, а также природных объектов в объекты музейного показа. Музеефикация стала неотъемлемой частью современной музейной практики.
Скрипто́рий (лат. scriptorium от scriptor — «писец, переписчик») — мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Первые скриптории возникли в VI—VII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании. Наибольшей славой в эпоху Карла Великого пользовался скрипторий Турского монастыря Святого Мартина, аббатом которого был Алкуин.
Цветник — в русской библиографии общее название рукописных и старопечатных сборников определённого характера.
Провена́нс (фр. provenance — происхождение, источник) — история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение.
Сфрагистика (от греч. σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
Палеогра́фия (др.-греч. παλαιóς «древний; важный» + γράφω «писать») — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое...
Историография Самарской митрополии — часть историографии Русской православной церкви, относящаяся к периоду существования Самарской епархии: начиная с 1851 года и до настоящего времени.
Маргиналии (позднелат. marginalis «находящийся на краю»; от лат. margo «край») — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими.
Османские архивы — коллекция исторических источников, относящихся к Османской империи и материалы 39 стран, чьи территории полностью или частично в разное время были частью этой империи, в том числе 19 стран Ближнего Востока, 11 стран ЕС и Балканы, три на Кавказе, две в Центральной Азии, Кипр, а также Израиль и Турция.
Артефа́кт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) — в археологии — объект, подвергнутый в прошлом направленному механическому воздействию, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного, иногда случайного события. Примерами артефактов являются каменные инструменты, ювелирные изделия, оружие, керамика, постройки и их детали, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. Артефакты изучаются археологами, которые...
Военное востоковедение — особый отдел ориенталистики, который занимается изучением военных аспектов географии, политики, экономики, истории и культуры стран Востока и Северной Африки. В Российской империи наиболее широко и плодотворно военное востоковедение развивалось в стенах Военной академии Генерального штаба. В Российской Федерации ведущим научным и учебным заведением является Военно-дипломатическая академия Генерального Штаба Вооруженных Сил.
Аутентичностью
архитектурных памятников называется их оригинальность, подлинность, соответствие первоначальному виду. Под аутентичностью памятников архитектуры подразумевается достоверность пропорций, деталей, стилистики, материалов, особой техники и авторского стиля изначальному виду здания. Противопоставлением аутентичности являются копия, реплика.
Память мира (англ. Memory of the World) — программа Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) по защите всемирного документального наследия. Учреждена в 1992 году.
«Старые годы» — российский журнал, издававшийся в 1907—1916 гг. в Санкт-Петербурге, «ежемесячник для любителей искусства и старины».
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке...