Старые годы
«Старые годы » — российский журнал, издававшийся в 1907—1916 гг. в Санкт-Петербурге, «ежемесячник для любителей искусства и старины».
Редакция располагалась в Соляном пер., 7; затем на Рыночной ул., 10 в Санкт-Петербурге. Выходил в 1907—1916 годах при Кружке любителей русских изящных изданий .
Возник по инициативе секретаря «Кружка любителей русских изящных изданий» П. П. Вейнера, который и стал его издателем. Другой основатель, В. А. Верещагин, стал главным редактором.
Член кружка С. К. Маковский, свел П. Вейнера с владельцами типографии «Сириус». Журнал поступил подписчикам и в книжные магазины Санкт-Петербурга 15 января 1907 года. Первый номер прошёл почти незамеченным: Верещагин заполнил его не очень интересными материалами. Второй номер журнала ожидал большой успех, чему способствовала статья барона Н. Н. Врангеля, наиболее критиковавшего Верещагина за состав первого номера, «Забытые могилы». В вынужденное отсутствие Верещагина следующие номера стал редактировать Вейнер. Возвратившийся осенью 1907 года В. А. Верещагин предложил молодому коллеге легализовать фактически свершившееся — формально занять место издателя-редактора; Вейнер согласился, при этом был создан Редакционный комитет в составе А. Н. Бенуа, В. А. Верещагина, Н. Н. Врангеля, И. И. Лемана, С. К. Маковского, С. Н. Тройницкого и А. А. Трубникова.
Журнал печатал материалы по истории русского искусства, давал описания частных и общественных коллекций; информировал об аукционах и частных продажах произведений искусства в России и за рубежом с указанием картин и цен, знакомил с деятельностью музеев. Большое внимание в журнале уделялось проблемам сохранения памятников искусства и старины России. Среди сотрудников журнала были Г. К. Лукомский, П. П. Муратов, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь, В. Я. Курбатов, П. Н. Столпянский, А. Н. Кубе, С. Р. Эрнст, В. Я. Адарюков, И. Е. Бондаренко, В. А. Щавинский и другие.
Всего вышло 120 книжек журнала, в 90 обложках. Каждый год, осенью, когда заканчивались летние отпуска, выходил тройной номер журнала — за июль-сентябрь. Как правило, он был тематическим: например, в 1907 году — «Очерки по искусству XVIII века в России», в 1910 году — «Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта», в 1911 году — «Иностранные художники XVIII столетия в России». Кроме того, в 1908—1910 годах вышло ещё по одному тематическом номеру.
Огромную помощь оказывали читатели журнала авторам статей. В делах редакции сохранились подробные списки губерний России, славящиеся своими старинными усадьбами. Во все концы страны были отправлены обращения с просьбой о помощи в установлении интересных и малоизвестных памятников культуры прошлого для подготовки публикаций на эту тему. И контора журнала была буквально завалена откликами читателей. Некоторые авторы писем были столь точны и заинтересованы в описании усадеб, что им предлагалась самостоятельная подготовка статьи. В результате, номера журнала, посвящённые дворянским усадьбам, стали самыми удачными (1910: Май—июнь, Июль—сентябрь; 1914: Июль—сентябрь).
В 1907 году в виде приложения в конце каждого номера журнала публиковался «Алфавитный указатель Санкт-Петербургских золотых и серебряных дел мастеров, ювелиров, граверов и проч. 1714—1814», составленный главным хранителем Галереи драгоценностей Императорского Эрмитажа А. Е. Фелькерзамом. Еще одно приложение, но уже в виде отдельной книжки, вышло в 1908 году — «Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Императорской Академии художеств».
С ростом популярности журнала увеличивался его тираж: 1907 год — 1000 экземпляров, 1908 — 1200, 1909 — 1500, 1910 — 2000, 1911 — 3200, 1912 — 5000, 1913 — 4500, 1914 — 5000, 1915 — 4000. По распоряжению Вейнера сверх основного тиража печаталось 50—150 экземпляров каждого номера, предназначавшихся для бесплатной раздачи библиотекам учебных заведений, авторам журнальных статей и другим лицам. Даже когда началась Первая мировая война и выход журнала был приостановлен, по многочисленным запросам читателей, подписчиков журнала, редакция возобновила его выпуск; в январе 1915 года вышла тройная книжка — за октябрь, ноябрь, декабрь 1914 года. Конечно, во время войны, а затем и революции выпускать журнал становилось всё труднее. С большим опозданием в 1917 году вышла октябрьско-декабрьская книжка журнала за 1916 год. К 10-летнему юбилею журнала членами Кружка любителей русских изящных изданий была выпущена памятная книжка, где среди множества хвалебных слов в адрес редактора и его журнала подчеркивался тот вклад, который он внёс в пропаганду русской старины, то значение, которое он приобрёл в культурной жизни России.
На журнал подписывались, помимо частных лиц, многие организации: Архангельская публичная библиотека, библиотека Алтайской железной дороги, канцелярия Симбирского губернатора, архитектурный отдел Государственного банка, библиотеки гимназий и университетов. Его выписывали в Главном морском штабе, 96-м пехотном Омском полку, Кронштадтской морской библиотеке и др.
Источник: Википедия
Связанные понятия
«Русский библиофил » — иллюстрированный вестник для собирателей книг и гравюр, издававшийся в Санкт-Петербурге с 1911 по 1916 год. Был основан коллекционером Николаем Соловьёвым, ставшим его первым редактором. Журнал выходил по 8 выпусков в год и был посвящён библиографии, книжному коллекционированию и книговедению.
«Столица и усадьба » — петербургский (петроградский) «журнал красивой жизни», как отмечалось в программной статье, посвящённый «светской жизни наших столиц, спорту, охоте, коллекционерству, и, особенно, жизни русской усадьбы в её прошлом и настоящем». Журнал издавал Владимир Пименович Крымов (1878—1968), журналист и литератор. Изданию способствовало его знакомство и дружба с предводителем московского дворянства Ф. В. фон Шлиппе.
«Русский художественный листок » — печатный сборник, журнал, издавался живописцем и рисовальщиком В. Ф. Тиммом в течение 12 лет, с 1851 по 1862 годы в Санкт-Петербурге, три раза в месяц. Рисунки (литографии), с небольшим объяснительным текстом, печатались в два тона, красками. В «Русском художественном листке» В. Ф. Тимм помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. Литографии к изданию готовились в мастерской А. Э. Мюнстера.
Упоминания в литературе
В ноябрьском номере журнала «
Старые годы » за 1907 г. в заметке С. К. Маковского говорилось, что одной из задач Комиссии старого Петербурга было создание музея в роде парижского «Карнавале»[263]. Позже, в 1909 г., о музее «Карнавале» упоминал А. Н. Бенуа, полагая, что в Петербурге необходимо иметь музей истории города, где будет представлен не только архитектурный Петербург, но и бытовая сторона его жизни[264].
С начала XX в. открывается новый интересный аспект изучения петербургских кладбищ. Талантливый искусствовед Н. Н. Врангель в статье «Забытые могилы», опубликованной в журнале «
Старые годы » в 1907 г., обратил внимание на художественные особенности надгробий петербургских некрополей, прежде всего Лазаревского и Смоленского.[28] Врангель в своей статье упомянул более чем о пятидесяти памятниках и впервые поднял вопрос об авторстве и стилевых особенностях художественных надгробий. Заслуга исследователя в том, что он обратил внимание читающей публики на удручающее состояние кладбищ, где гибнут художественные ценности. Журнал «Старые годы» и в дальнейшем извещал о «вандализмах», ведущих к гибели памятников.
Связанные понятия (продолжение)
«Семейные вечера » — в Российской империи детский ежемесячный журнал с картинками, выходивший в Санкт-Петербурге в 1864—1892 годы.
«Среда » — московский литературный кружок, существовавший в 1899—1922 гг. Члены этого кружка собирались по средам вначале на частных квартирах (как правило, у писателя Н. Д. Телешова), а в 1909—1918 гг. — в одном из помещений Литературно-художественного кружка. Председателем дирекции долгое время был А. И. Сумбатов (Южин), которого впоследствии сменил В. Я. Брюсов.
Библиофи́льство , библиофили́я — буквально: любовь к книгам. Библиофил — человек, собирающий редкие и ценные издания; иногда собирают коллекции изданий одного автора, иллюстратора и т. д.; также книголюб — любитель и знаток книг. Коллекционеры книг собирают не только книги, но и периодические издания, хромолитографии, листовки, комиксы и т. д. Особой популярностью среди библиофилов пользуются редкие книги. Принимается во внимание изящное исполнение шрифта и иллюстраций.
«Альфарет » — петербургское издательство, основанное в 2006 г. и специализирующееся на выпуске копий редких дореволюционных русских книг единичными экземплярами под заказ.
Издательство Сабашниковых — московское издательство «просветительского» направления (1897—1930), выпускавшее преимущественно естественнонаучные и историко-литературные книги. Основано братьями Михаилом и Сергеем Сабашниковыми, представителями известной сибирской купеческой семьи.
«Литерату́рное насле́дство » (ЛН) — непериодическое научное издание, до 1959 года — орган Отделения языка и литературы АН СССР, после 1959 года — орган Института мировой литературы им. Горького, выпускается издательством «Наука». Идея издания принадлежит Илье Самойловичу Зильберштейну.
Хро́молитогра́фия (др.-греч. χρῶμα — «цвет, краска», λίθος — «камень», γράφω «пишу») — цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делается на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Техника хромолитографии достаточно широко использовалась во второй половине XIX и в начале XX века. В этот период в Санкт-Петербурге существовало несколько крупных мастерских...
Эксли́брис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью чаще всего на левый форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.
Благонамеренный — российский журнал, издававшийся Александром Измайловым в 1818—1826 годах.В 1818 году он был ежемесячным, в 1822—1825 годах еженедельным, в 1819—1821 и 1826 выходило по две книжки в месяц. Журнал был основан с целью дать особый орган «Вольному обществу любителей российской словесности, наук и художеств» для помещения произведений его членов. Издавался чрезвычайно небрежно и неаккуратно: книжки запаздывали выходом на несколько месяцев, соединялись по две и по три в одну, объёмом гораздо...
«Вестник знания » — ежемесячный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал с приложениями для самообразования.
«Нау́чное обозре́ние » — российский еженедельный (позднее ежемесячный) научный журнал, издавался в Петербурге с 1894 по 1903 год. Редактор-издатель М. М. Филиппов.
«Библиографические записки » (в дореформенной орфографии «Библіографическія Записки») — журнал, издававшийся в Москве книготорговцем Н. М. Щепкиным в 1858—1861 годах.
«Советский художник » — издательство Союза художников СССР, Москва. Основано в 1946 при Оргкомитете Союза советских художников; в 1964 было объединено с Изогизом и входило в систему Комитета Совета Министров СССР по печати. Имело филиал в Ленинграде. В 1969 было реорганизовано с созданием на базе Ленинградского филиала специализированного издательства «Аврора».
«Ю́жный край » — газета, которая издавалась на русском языке в Харькове (Российская империя) с 1 декабря 1880 года по 1918 год. Издатели-редакторы — А. А. Иозефович, А. Н. Стоянов, И. А. Воронецкий, с 1910 — А. Н. Краснов и другие. В 1912—1917 газета выходила дважды в день — утренним и вечерним выпусками. В 1894—1897 г.г. выходило приложение «Спутник Южного края». В 1899—1917 отдельные номера выходили с «Иллюстрированным прибавлением».
«Кни́жная ле́топись » — государственный библиографический указатель (ГБУ), издаваемый Российской книжной палатой (на основе обязательного бесплатного экземпляра), который информирует о книжных изданиях по всем отраслям знания и практической деятельности и осуществляет первичную библиографическую регистрацию всех новых книг, издаваемых на территории Российской Федерации, а также книг, издаваемых в иностранных государствах по заказу российских издателей.
«Альманах библиофила » — сборник статей и художественных произведений, посвящённых книгам, книжному искусству, а также известным библиофилам, книгоиздателям и другим деятелям российской книжной культуры. «Альманах библиофила» рассчитан на широкий круг читателей — всех, кто интересуется культурным феноменом Книги. Выпуски альманаха содержат большое количество цветных и тоновых иллюстраций.
«Ежемесячные сочинения , к пользе и увеселению служащие» (в 1758—1762 годы — «Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие», с 1763 года — «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах») — первый в России ежемесячный научно-популярный и литературный журнал, издававшийся Петербургской Академией Наук в 1755—1764 годах. Журнал печатался в типографии Академии наук тиражом до 2000 экземпляров.
Община святой Евгении Община святой Евгении Красного Креста была создана в 1893 году Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного Креста (1882) из молодых сестер, оказывавших медицинскую помощь. Была названа в честь святой Евгении – небесной покровительницы принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской (1845–1925), попечительницы общины. Председательницей комитета являлась Евдокия Федоровна Джунковская (1856-1935), фрейлина Высочайшего двора.
«Еврейская библиотека » — историко-литературный альманах выходивший в Российской империи конце XIX — начале XX века. Сборник «Еврейская библиотека» издавался и редактировался Адольфом Ефимовичем (Ахароном Хаимовичем) Ландау.
Букини́стика (от фр. Bouquiniste — букинист, фр. Bouquin — старая книга) — торговля старой книгой и другими печатными антикварными изданиями. Кроме того, букинистикой называют совокупность разного рода старой и старинной полиграфической продукции (старые книги, старинные книги, брошюры, открытки, газеты, журналы, афиши, прокламации, билеты, летучие издания), собранной в одном месте. Букинисты — специалисты по букинистической торговле — обычно являются знатоками старинных редких изданий. Условно принято...
Сере́бряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века. В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de siècle («конец века»).
Алая роза — художественная выставка прошедшая в апреле-мае 1904 года в Саратове.
Пе́рмские губе́рнские ве́домости — газета, издававшаяся в городе Пермь (Пермская губерния, Россия) с 1838 года сначала еженедельно, а с 1894 года — 3 раза в неделю. Газета содержала много исторических, этнографических, археологических статей о Пермском крае.Должности редакторов занимали Соловский и П. Володин. Главные редакторы в разное время: А.И. Перфильев, Н.Н. Виноградский, М.В. Кукаретин.
«Союз молодёжи » (Общество художников «Союз молодёжи») — первое петербургское общество художников-экспериментаторов и новаторов, и первое столичное творческое объединение русского авангарда; основано в ноябре 1909 года по инициативе М. В. Матюшина и Е. Гуро, развивалось при деятельном участии Волдемара Матвея, В. Д. Бубновой, и многих других художников, — при участии и поддержке Л. Жевержеева, официальную регистрацию после утверждения устава получило 16 февраля 1910 года. Существовало в разных составах...
«Ма́ковец » — объединение московских художников (1921—1927), символически именовавшееся так в честь холма Ма́ковец, на котором Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры» — по выражению П. А. Флоренского, «средоточной возвышенности русской культуры».
Бутурлинский комитет («Комитет 2 апреля 1848 года»), принятое в историографии название «Комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений» — высшего постоянного цензурного органа, осуществлявшего надзор за «духом и направлением» российской литературы и периодической печати. Получил название по фамилии своего первого председателя Д. П. Бутурлина.
Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп как произведение тиражной графики обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический приём размножения...
«Земля и фабрика » (ЗИФ) — советское государственно-акционерное издательское общество 1920-х годов. Основано в 1922 году. Выпускало отдельные произведения и собрания сочинений советских писателей, классиков зарубежной литературы, а также периодические издания. В 1930 году вошло в состав Государственного издательства художественной литературы.
«Военный энциклопедический лексикон , издаваемый обществом военных и литераторов и посвящённый Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Александру Николаевичу» — отраслевая российская энциклопедия первой половины XIX века (1837—1850) из 14 основных томов и одного дополнительного (1852) под редакцией барона Логгина Зедделера, посвящённая цесаревичу Александру Николаевичу, будущему царю Александру II.
Библиотека мировой литературы для детей — серия из 50 томов (58 книг), изданная советским издательством «Детская литература» с 1976 по 1987 год по программе, разработанной совместно с Академией педагогических наук СССР. Книги данного подписного издания выходили под руководством главного редактора и директора издательства А. А. Виноградова.
Звание «Почетный
академик по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук» было учреждено 29 апреля 1899 года, к столетию со дня рождения А. С. Пушкина. Оно предназначалось для выдающихся русских писателей. Среди избранных почётными академиками были авторы, получившие известность не художественной литературой, а научными, философскими или юридическими работами.
Ру́сский биографи́ческий слова́рь (в 25 томах) издавался Санкт-Петербургским Императорским Русским историческим обществом под наблюдением его председателей А. А. Половцова, а затем великого князя Николая Михайловича с 1896 по 1918 год. Том 17 был издан в 1918 г. уже Русским историческим обществом. Один из самых полных биографических ресурсов на русском языке.
Энциклопедия военных и морских наук (ЭВМН ) — отраслевая российская энциклопедия. Составлена под главной редакцией генерал-лейтенанта Г. А. Леера, заслуженного профессора Николаевской академии Генерального штаба.
«За кулисами политики и литературы . 1848—1896» — мемуары Евгения Михайловича Феоктистова, посвящённые истории русской литературы, общественной мысли и политики во второй половине XIX века. Писались в течение 10 лет (предположительно, с 1887 по 1896 гг.). Базой для них являлись письма, документы и дневник, который тщательно вёл Евгений Михайлович в течение многих лет. Однако не всё было помещено в сочинение: что-то отбрасывалось, что-то перерабатывалось и изменялось.
Ве́рбовка — кустарное общество (артизанский кооператив, артель) декоративного-прикладного искусства, созданное в 1910 году в селе Вербовка Каменского уезда Киевской губернии Российской империи помещицей Натальей Давыдовой.
Губе́рнские ве́домости — официальные периодические издания Российской империи, издаваемые по распоряжению императора с 1838 года в губернских городах.
Предполагаемый портрет Пушкина — акварельный рисунок (20,3×17 см, овал, датирован 13 июня 1831) с изображением мужчины, предположительно А. С. Пушкина. Портрет приобретён в 1939 году музеем Пушкинского Дома. Происходит из коллекции академика К. С. Веселовского. Достоверных сведений о создании и бытовании рисунка до 1939 года нет. Часть исследователей подвергает сомнению дату, указанную на портрете. Существует также версия, что на акварели изображён не Пушкин.
Политипа́ж (фр. polytypage) — типовой книжный декор для многократного использования в разных изданиях. Как правило, политипаж более или менее изобразителен: это заставка, виньетка или даже целая иллюстрация. В противном случае, уместнее использовать термин «наборный орнамент».
Училище изящных искусств А. О. Гунста — московское учебное заведение художественного профиля, основанное и возглавляемое архитектором и художником А. О. Гунстом. Училище Гунста стало первым в Москве частным учебным художественным заведением. В нём преподавали многие видные художники и архитекторы, учились скульптор А. С. Голубкина и художник Д. Н. Кардовский.
Вольный общник (от церковнославянского «общник» — сообщник, участник) — член добровольного общества в Российской империи.
Шарж (фр. charge) — в искусстве и литературе неправдоподобное преувеличение в обрисовке лица или явления, разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет или внешний вид), описание (в литературе), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели.