Понятия со словом «царь-пушка»
Царь-пу́шка — артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского литейного искусства Нового времени. Шедевр тяжёлой крепостной артиллерии своего времени, наиболее значительное произведение русских оружейников, одна из самых больших пушек в мире.
Связанные понятия
Белорусская резь ― художественная резьба по дереву, способ обработки дерева методом вырезания орнаментальных или сюжетных композиций. Этим термином в искусствоведении обычно обозначают декоративно-ажурную резьбу белорусских мастеров в храмах и дворцах Московского государства XVII века.
Пушечный двор (Москва) — центр пушечно-литейного и колокольного производства в России в XVI—XVII веках.
Первое известное упоминание о колоколах Юрьева монастыря, находящегося в окрестностях Великого Новгорода, относится к 1611 году — времени Шведской интервенции. Тогда шведами были захвачены все колокола. Во второй половине XVII века колокольный набор был восстановлен. Он состоял из девяти основных и четырёх «перечастных», то есть часовых колоколов. Отливкой самых больших из них занимался мастер Корт Клейман из Любека.
Подробнее: Колокола Юрьева монастыря
По́стник Яковлев (XVI век, также просто Постник, Посник, Иван Постник) — русский зодчий из Пскова, создавший в 1555—1560 годы совместно с зодчим Бармой храм Василия Блаженного, или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве, а также Благовещенский собор Казанского кремля. Некоторые исследователи считают, что Постник, работавший в Москве, и Постник Яковле, «церковный и городовой мастер», работавший в Казани и упомянутый в «Грамоте новгородским дьякам… по случаю строения в Казани новой...
Здание приказов в Московском Кремле — в прошлом монументальный комплекс административных зданий, в которых размещались центральные органы государственного управления Московского царства — приказы. «Старое» здание приказов относилось к концу XVI века, «новое» было построено на месте старого в конце XVII века и снесено в 1770-х годах.
«Никола Можайский» — деревянный образ святителя Николая Чудотворца «Можайского». Долгое время находился на территории Можайского кремля в городе Можайске. В данный момент находится в Третьяковской галерее, Москва.
Палаты князя В. В. Голицына — каменный дворец князя Василия Васильевича Голицына, находившийся на Охотном ряду, на территории нынешнего комплекса зданий Государственной думы РФ. Яркий памятник гражданской архитектуры московского барокко конца XVII века, был снесён в начале 1930-х годов.
Старицкий кремль — исторический центр древней Старицы, расположен на северо-западной окраине современного города Старица, в Старицком районе Тверской области, на мысу при впадении реки Верхняя Старица в Волгу.
Подробнее: Старицкое городище
Потешная палата государева — постройка Московского Кремля. Место выступлений скоморохов.
Колокол «
Голубь» (укр. Мазепин дзвін) — колокол, отлитый в 1699 году украинским военным литейщиком Карпом Балашевичем по заказу гетмана Мазепы и предназначенный для Батуринской Воскресенской церкви. Об этом свидетельствовала надпись на колоколе. Эта церковь находилась на Гончаровке, рядом с резиденцией гетмана, и была придворной. На колоколе был отлит документально датированный портрет Мазепы конца XVII века. По мнению исследователя Бориса Пилипенко, колокол работы Карпа Балашевича являлся «выдающимся...
Тюфя́к (из др.-вост.-тюрк. tüfäk, тур. tüfenk, tüfäk — «трубка, ружьё, аркебуза») — один из ранних типов огнестрельного оружия.
Корсунский крест — русское название четырёхконечного креста, относящегося к древнему византийскому типу процессуальных и запрестольных крестов. Концы креста завершают диски, связанные с концами креста перемычками. Диски могут быть украшены чеканными изображениями святых. Примеры подобных крестов находились в период раннего средневековья в алтарях храмов Сирии, Армении, Грузии, а также на Афоне.
Русское традиционное жилище — в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии. Реже, в основном, на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища. В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве.
Каргополь широко известен различными народными художественными промыслами: особой каргопольской глиняной игрушкой, древнерусской живописью, зодчеством и скульптурой, резьбой и росписью по дереву, кубовой набойкой (крашением ткани), узорным ткачеством и вышивкой.
Подробнее: Искусство Каргополья
Пища́ль — общее русское название ранних образцов средне- и длинноствольного огнестрельного оружия.
Басманная слобода — историческая местность в северо-восточной части Москвы, известная с XVII в. В настоящий момент входит в состав Басманного района Москвы.
Памятник Петру I — памятник в Нижнем Новгороде, открытый 24 сентября 2014 года напротив Зачатьевской башни Кремля. Работа выполнена известным нижегородским скульптором Алексеем Щитовым и архитектором Сергеем Шороховым.
Воротники — одна из московских слобод. Существовала в XVI—XVII вв. в пределах современного Тверского района.
Опричный двор или Опричный замок — одна из резиденций царя Ивана IV Грозного, центр образованного им опричного удела.
Нижний Новгород имеет длинную историю существования, богатую различными событиями. Умеренный континентальный климат и удачное географическое расположение на слиянии двух крупных рек России (Оки и Волги) и, как следствие, на пересечении торговых путей, определили постоянное развитие и рост населения города. На протяжении всей своей истории Нижний Новгород был одним из крупнейших транспортных, экономических и культурных центров России. Нижегородцы внесли весомый вклад в развитие различных сфер жизнедеятельности...
Подробнее: Достопримечательности Нижнего Новгорода
«Золотая рота» — русский фразеологизм, исторически имевший два значения. Оба они связаны с реалиями Российской империи. Первоначально это было неофициальное название Роты дворцовых гренадер, впоследствии это выражение приобрело переносный и бранный смысл и стало обозначать представителей городских низов и преступного мира.
Земляно́й го́род — историческая местность Москвы внутри несохранившихся крепостных стен Земляного города (ныне Садового кольца), но вне Кремля, Китай-города и Белого города (ныне бульваров).
Новый императорский
театр в Москве, в просторечии Арба́тский театр — деревянное театральное здание на каменном фундаменте, построенное по проекту Карла Росси в 1807—1808 годах в Москве у Арбатских ворот, в конце Пречистенского бульвара (ныне Арбатская площадь) и сгоревшее в пожаре 1812 года.
Звона́рская слобода — историческое поселение Москвы, основанное в XV веке и просуществовавшее до семнадцатого столетия . Находилось на левом берегу реки Неглинной, на месте современного Мещанского района.
«Туру́сы на колёсах» — фразеологизм, означающий «чепуха», «вздор». Согласно словарю Даля, «турусы», «тарусы» — диалектное слово с тем же значением. Происхождение его неизвестно.
Денежная слобода — одна из московских слобод. Существовала в Москве в XV—XVII вв. в пределах современного района Арбат.
Херуви́мский ла́дан — недогоревшие кусочки (огарины) ладана, которые остаются в кадиле после каждения во время исполнения Херувимской песни. В старину им приписывали целебные свойства. В России XVIII—XIX веков «херувимский ладан» считался лечебным средством. В среде духовенства считалось, что священнику не стоит давать такой ладан прихожанам, так как использование его в лечебных и магических целях является «полуязыческим суеверием». Особенно эта традиция была укоренена в Киево-Печерской лавре для...
Взвоз или взъезд — элемент русского деревянного зодчества в виде бревенчатого пандуса, ведущего на второй этаж какого-либо хозяйственного строения или крытого хозяйственного двора. Основная его функция заключалась в том, чтобы предоставить возможность доставки груза на верхний этаж конным транспортом без распряжения лошадей.
Несмотря на отдельные недостатки в работе тружеников водного промысла, руководство ГУП «Водоканал СПб» приняло решение увековечить их память. Перед центральным входом в водонапорную башню на Шпалерной улице, установлена скульптура водовоза первой половины XIX века. По словам автора композиции скульптора Сергея Дмитриева, в процессе работы ему не мешал образ водовоза из фильма «Волга-Волга». Об этом комическом герое скульптор не вспомнил, однако просмотрел множество исторических материалов и не упустил...
Подробнее: Памятник Петербургскому водовозу
Колокольно-литейный завод П.Н. Финляндского был основан в Москве в XVIII столетии. Точный год его основания, а также имя основателя неизвестны.
Пиркя (лит. Pirkia), или аукшатийская изба — традиционный тип сельского дома в литовской исторической области Аукштайтия. Пиркя состоит обычно из трех помещений: избы, сеней и каморы (светлицы). Для отопления дома и готовки пищи в избе имелась печь, похожая на русскую. Сени и светлица не отапливались. Крыша пирки крылась соломой и была обычно двускатной, реже — четырехскатной. У зажиточных крестьян могли быть дома с бОльшим количеством комнат. В жилых помещениях полы были обычно деревянными, в сенях...
Иконная слобода — одна из московских слобод. Существовала в первой половине XVII века.
Фокон — фокусирующий конус, полый зеркальный, или стеклянный монолитный, или волоконно-оптический, изготовленный из спеченных вместе стеклянных нитей — световодов. Сердцевина каждой из нитей имеет более высокий показатель преломления, чем оболочка. Изображение, спроецированное на один из торцов, переносится с соответствующим изменением масштаба на другой торец. Используется в качестве концентратора в оптических системах с малой угловой апертурой.
Елейник — лампадка к иконе или киоту, размещённая перед образами. Также елейник — классическая древнерусская форма сосуда, использовавшегося для хранения масла (елея). Выполняться могли и в виде зооморфных сосудов. Тулово елейника в виде закрытого шара выкручивалось на гончарном круге из цельного куска глины, без склеек.
Перепев — род литературной пародии, в котором предметом осмеяния является не форма пародируемого произведения, а вкладываемое в неё новое содержание. Перепев иногда обозначается также термином перифраз (не следует путать с одноимённым видом тропа).
Тарасница (чеш. tarasnice, укр. тарасниця, также тараниця) — тип небольшой европейской пушки XV—XVI веков. Тип введён в обращение гуситами и использовался в основном для непосредственной огневой поддержки, позднее стал использовался для обороны укреплений. В частности, с конца XV века тарасницы упоминаются в списках вооружения замков на Украине...
Фонта́н «До́брому ге́нию» — фонтан-памятник в городе Феодосия, открытый в 2004 году ко дню города в память о выдающемся русском художнике Иване Константиновиче Айвазовском, который много сделал для родного города.
Хрен (лат. Armorácia) — род многолетних травянистых растений семейства Капустные (Brassicaceae).
Воскресенская церковь (укр. Воскресенська церква) — православный храм в Киеве на Подоле, построенный 1670 году и разрушенный в 1930-е годы.
Бокситого́рская улица — название улиц в различных населённых пунктах России, присвоенное по городу Бокситогорску.
«Петербургу быть пусту» (Петербургу пусту быти) — пророчество (заклятие) о гибели новой столицы, будто бы изречённое царицей Евдокией Лопухиной перед насильной отправкой её в монастырь — «Месту сему быть пусту!». Первые предсказания гибели Петербурга были зафиксированы ещё при Петре Великом в форме заклятий, и в их число входит и это.
Слоновые часы — изобретение средневекового арабского учёного Аль-Джазари, представлявшее собой водяные часы, сделанные на основе индийского изобретения гати.
Капь — древнерусская мера веса, известная с XII века, в частности, по договору Новгорода с немецкими городами и Готландом, из которого следует, что капь равнялась 4 пудам (т.е. 65,52 кг).
Куранты (фр. courant — бегущий, текущий, сродни традиционному танцу в сюите) — старинное название башенных или больших комнатных часов с набором настроенных колоколов, издающих бой в определённой мелодической последовательности. Обычно куранты исполняют небольшую музыкальную фразу каждый час, полчаса, четверть часа, иногда в первую четверть часа фраза исполняется один раз, во вторую — два, в третью — три.
Коридоры испытаний — расположенные у северо-восточной части Пирамиды Хеопса (Хуфу) вырубленные в известняковой скале плато Гиза технологические штольни, точно копирующие следующие основные внутренние элементы пирамиды Хеопса: нисходящий коридор, соединение его с восходящим коридором, горизонтальное ответвление к камере царицы, основание крепления т. н. плиты Большого Моста, закрывавшей горизонтальный проход, и начало (всего несколько метров), собственно, Большой Галереи с её характерным желобом и...