Понятия со словом «феминистский»

Феминистская эстетика представляет собой «совокупность подходов феминистской философии для рассмотрения таких ключевых вопросов эстетической мысли как субъект творца, культ феминности, женское искусство, каноны нормативной эстетики и тому подобное».
Феминистская эпистемология — одно из направлений в философии науки, трактующее структуру и функции научного знания. Возникло в конце XX века при привнесении в эпистемологию ценностей и оценок феминизма как общественно-политического движения.
Феминистское богословие (также феминистская теология и теология феминизма) — возникшее в 1960-е годы направление в богословии, связанное с феминистским движением. Феминистское богословие родственно с теологией освобождения и теорией феминизма. Методы прочтения и интерпретации Библии данным направлением богословия осуществляются в рамках идеологического критицизма и являются маргинальными.
Феминистский карандаш — выставка феминистских графики и стрит-арта, переросшая в серию выставок и движение. Проект можно отнести к сепаратистскому феминизму — все работы созданы художницами-женщинами. Совместная кураторская работа Виктории Ломаско и Надежды Плунгян.

Связанные понятия

Индивидуалистический феминизм, либертарианский феминизм, ифеминизм — термин для феминистских идей, которые ратуют за уважительное отношение к женщинам и стремятся защищать индивидуальность каждой женщины.
Постмодернистский феминизм — вид феминизма на основе синтеза постмодернизма и феминистической теории.
Вторая волна феминизма — этап развития феминистского движения с 1960-х до начала 1990-х годов. В отличие от феминистского движения первой волны, которое ставило перед собой задачи преодоления неравенства на законодательном уровне (в частности, добиваясь предоставления женщинам избирательных и имущественных прав), феминистки второй волны занимались широким спектром проблем, связанных с фактическим неравенством, сексуальностью, семьёй, рабочим местом и репродуктивными правами.
Радикальный феминизм — тип феминизма, в настоящее время в первую очередь связанный со второй волной феминизма 1980-х годов. Радикальный феминизм сосредотачивается на теории патриархата как системы власти, которая организует общество в систему отношений, основанных на утверждении, что мужское превосходство угнетает женщин. Радикальный феминизм стремится бросить вызов патриархату и свергнуть его, выступая против гендерных ролей и угнетения женщин, и призывает к радикальному изменению устройства общества...
Сексуально-положительный феминизм (просексуальный феминизм, сексуально-радикальный феминизм, или сексуально либеральный феминизм) — феминистское движение с центральной идеей сексуального раскрепощения женщин как необходимого компонента их свободы. Представителями сексуально-радикального феминизма являются Эллен Уиллис (англ. Ellen Willis), Сьюзи Брайт (англ. Susie Bright), Патрик Калифиа (англ. Patrick Califia), Гэйл Рубин (англ. Gayle Rubin), Аведон Кэрол (англ. Avedon Carol) и Бетти Додсон (англ...
Третья волна феминизма — термин, с которым отождествляются несколько разновидностей феминистской деятельности и исследований, точные исторические рамки которых являются предметом споров, однако обычно указывается период с начала 1990-х по настоящее время. Термин «феминизм третьей волны» ввела Ребекка Уолкер в эссе 1992 года.
Чёрный феминизм (или антирасистский феминизм) представляет собой часть феминистской теории, которая создавалась англоязычными негритянками. Одним из основных приоритетов чёрного феминизма является борьба с расизмом.
Новый феминизм является преимущественно католической философией, которая подчёркивает веру в неотъемлемую взаимодополняемость между мужчинами и женщинами, а не на превосходстве мужчин над женщинами, и женщин над мужчинами.
Поп-фемини́зм (англ. Pop feminism) — одно из направлений феминизма, понятие используемое для описания внедрения идей феминизма в поп-культуру и их распространения в широкие массы.
Анархо-феминизм (анарха-феминизм, анархический феминизм) соединяет анархизм и феминизм. Он рассматривает патриархат как одно из проявлений иерархии и потому главную проблему общества. Анархо-феминистки считают, что борьба против патриархата — важнейшая составляющая классовой борьбы и борьбы анархистов против государства и капитализма. По существу, эта философия видит борьбу анархистов как необходимый компонент борьбы феминисток/феминистов, и наоборот. В США, в основном, распространены индивидуалистические...
Фемини́зм (от лат. femina «женщина») — спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав для женщин или преодоление сексизма.
Сепаратистский феминизм — направление радикального феминизма, в котором основной стратегией сопротивления патриархату является установление и поддержание отношений между женщинами и девочками.
Культурный феминизм — направление внутри радикального феминизма, но, несмотря на это у данных теорий существует множество противоположных точек зрения. В первую очередь это идеология «женской природы» или «женской сущности», пытающаяся вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооценёнными. Данная теория высоко оценивает различия между мужчинами и женщинами, и рассматривает основные различия не только с точки зрения биологии, но также указывает на огромное влияние психологических...
Фемини́зм (от лат. femina — женщина) — термин, поясняющий движение за равенство полов во всех сферах общества. В узком смысле слова — это женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин. Данное движение возникло в XVIII веке, но активизировалось с конца 1960-х годов. Феминистами называют тех, кто на основе теоретических обоснований осознает подчиненное положение женщин, их социальный статус, не равный статусу мужчин, и поддерживает идею женской эмансипации (лат. emancipatio...

Подробнее: История феминизма
Социалисти́ческий фемини́зм — направление феминизма, направленное как на публичные, так и на частные стороны жизни женщин, и утверждающее, что неравенство может быть преодолено только путём принятия мер против культурных и экономических источников угнетения женщин. Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте...
Позитивный хардкор (англ. Positive hardcore) (также сокращенно позикор) — поджанр хардкора, зародившийся в начале 1980-х годов в США в культуре straight edge, как ответ на негатив и насилие, продвигаемые на хардкор-сцене.
Неодадаизм (нео-дада)— термин, обозначающий различные стили, направления и произведения современного искусства, в которых угадываются мировоззренческие установки, возрожденные приёмы или методы исторического дадаизма.
Киберфеминизм (англ. Cyberfeminism) — направление в философской мысли современного феминистского сообщества, связанное с изучением киберпространства, интернета и информационных технологий. Термин был введён в употребление в начале 1990-х годов для описания идей и концепций феминистских авторов, занимающихся исследованиями интернета и технологий новых медиа. Киберфеминизм считается предшественником сетевого феминизма.
Либеральный феминизм (англ. Liberal feminism) — индивидуалистическая форма феминизма, которая фокусируется на способности женщин бороться за равенство посредством своих действий и выбора. Либеральные феминистки утверждают, что общество имеет ложное мнение о том, что женщины, по своей природе, менее интеллектуально и физически способны, чем мужчины. Таким образом, общество дискриминирует женщин в науке, на рынке труда и публичных дискуссионных платформах. Либеральные феминистки считают, что «женская...
Постфеминизм (англ. postfeminism, также post-feminism) — термин, используемый для описания противоречий и недостатков в феминизме, особенно его второй и третьей волн. Иногда его путают с четвёртой волной феминизма и женским цветным феминизмом (women of color feminism).
Новая женщина — концепция Александры Коллонтай, российской революционерки и наиболее известного теоретика большевизма по женскому вопросу, описанная в одноимённой статье 1913 года (позже изданной в сборнике «Новая мораль и рабочий класс» 1919 года). Считаются важной частью социалистической и феминистской мысли начала XX века. В статье Коллонтай пишет о художественном творчестве Герхарта Гауптмана, Томаса Манна, Греты Мейзель-Хесс, Татьяны Щепкиной-Куперник. Истоки идеи происходят из мыслей Коллонтай...
Психоаналитическая теория кино — один из подходов в теории кино, который ставит себе целью исследовать подсознательное режиссёра фильма, его героев и иногда — аудитории. Психоаналитическая теория кино тесно связана с критической теорией, марксисткой теорией кино и аппаратной теорией кино. В рамках данного подхода выделяют Первую волну, которая возникла в 1960—1970-х годах, и Вторую волну, популярность которой пришлась на 80-90-е годы.
Маскулини́зм (от лат. masculinus «мужчина») — идеология, направленная на подтверждение или продвижение атрибутов (мнений, ценностей, отношений, привычек), которые считаются традиционными для мужчин и мальчиков.
Марксистский феминизм (англ. Marxist feminism) — направление феминизма, видящее основы гендерного неравенства и угнетения женщины в институтах частной собственности и капитализма. Частная собственность, давшая начало экономическому неравенству, зависимости, политическому и бытовому противостоянию полов, является корнем женского притеснения в текущем социальном контексте.
Нео-поп (также иногда встречаются определения нео-поп-арт или пост-поп, англ. Neo-pop, Post-Pop) — направление, возникшие в 80-е годы XX столетия как реакция на концептуализм и минимализм.

Подробнее: Неопоп
Трансгрессивное искусство — термин, употребляющийся по отношению к искусству, которое стремится к преодолению обыденных установок и норм и побуждает к такому преодолению или переосмыслению реципиента (зрителя, слушателя, читателя), часто используя при этом шоковые методы. Одним из первых деятелей искусства, использовавших этот термин, был андеграундный режиссёр Ник Зедд, основатель движения Cinema of Transgression («Трансгрессивный кинематограф»). Предшественниками трансгрессивного движения называют...
Мизандри́я (от др.-греч. μῖσος «ненависть» и ἀνήρ «мужчина») — понятие, обозначающее ненависть, неприязнь, либо укоренившееся предубеждение по отношению к мужчинам, мужененавистничество. Мизандрия может проявляться в форме дискриминации по признаку пола, принижения мужчин, насилия над мужчинами или сексуальной объективации мужчин.
Антииску́сство — широко используемый термин, обозначающий ряд авангардистских концепций, взглядов и течений, отрицающих первоначальное определение искусства и ставящих под вопрос искусство в целом. Термин прежде всего ассоциируется с дада-модернистским течением в искусстве начала XX века и был впервые употреблён приблизительно в 1913—1914 годах французским и американским художником, теоретиком искусства Марселем Дюшаном, когда тот начал создавать первые произведения в технике реди-мейд. Впоследствии...
Арт-феминизм (или феминистское искусство, англ. feminist art) — искусство, созданное сознательно в контексте феминистской теории искусства. В начале семидесятых кризис доверия к культуре модернизма, в которой доминировали мужчины, наиболее полно выразился в среде художниц, исповедовавших феминизм или его тогдашние разновидности. Как движение арт-феминизм возник в конце 1960-х — начале 1970-х. Он не был связан с каким-либо конкретным стилем или медиа, а характеризовался рядом усилий, направленных...
Коммунитари́зм (от англ. communitarian < фр. commune «община» < лат. commūnis «общий») имеет два значения.
Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art — популярное или естественное искусство) — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество — на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира...
Неоконцептуализм или неоконцептуальное искусство (англ. Neo-conceptual art, Neo-Conceptualism) — направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов. Нео-концептуализм возник в США и Европе в конце 1970-х. Неоконцептуализм, как и концептуальное искусство, в первую очередь и прежде всего — искусство вопросов. Концептуальное искусство продолжает сегодня поднимать фундаментальные вопросы не только по поводу определения самого искусства, но и о политике, медиа и обществе...
Концептуа́льное иску́сство, концептуали́зм (от лат. conceptus — мысль, представление) — литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов XX века в Америке и Европе.
Эстетизм получил наибольшее распространение в Великобритании, где часто рассматривается как локальное ответвление общих для Европы настроений декадентства («конца века»). Как и декадентство в целом, эстетизм возник в богемной среде и распространился в художническом сообществе в качестве реакции на чрезмерное морализаторство и социальный детерминизм викторианской эпохи. Его корни уходят в романтизм китсовского направления.
Ситуационизм — направление в западном марксизме, возникшее в 1957 году в результате отпочкования от троцкизма. Активно проявило себя во время Майских событий 1968 года во Франции. Критика капитализма и партийной бюрократии привела к сближению ситуационистов с анархистами. Существенной предпосылкой социальной революции объявлялась революция сознания. Поскольку индивидуальное сознание детерминировалось общественной и культурной ситуацией, ситуационисты развили маоистскую идею культурной революции до...
Перфо́рманс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным...
Гетерофобия (от др.-греч. ἕτερος, héteros, «другой» и φόβος, phóbos, «страх») — неологизм, в противоположность гомофобии обозначающий не фобию в клиническом смысле, а неприязнь или дискриминацию людей с гетеросексуальной ориентацией. Впервые этот термин появился в 90-х годах XX века. Очень часто гомосексуалы обвиняются в гетерофобии.
Новые дикие (нем. Neue Wilde, Новые фовисты) — течение немецкого постмодернизма в живописи.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я