Понятия со словом «тему»
Те́ма (англ. theme), в шахматной композиции, сюжет, замысел, заложенный автором в задачу (этюд) и являющийся основой для его разработки (например, тема мата, пата, позиционной ничьи и так далее). В одном произведении могут сочетаться несколько различных тем.
Тема в музыке — более или менее развёрнутое построение, выражающее некую самостоятельную мысль, которая может быть воспринята как завершённое музыкальное выражение, выделяющееся, по своей сути, в ряду иных тем, или какого-либо ещё музыкального материала. При противопоставлении фразе или мотиву, она — обычно полное предложение или период (Dunsby 2002). Энциклопедия Fasquelle (Michel, 1958-1961) определяет тему, как «любой элемент, мотив, или небольшое музыкальное построение, являющееся основой для...
Вариации на тему рококо соч. 33 — произведение Петра Ильича Чайковского для виолончели с оркестром. Вариации впервые исполнены 18 ноября 1877 года под управлением Николая Григорьевича Рубинштейна, солировал Вильгельм Фитценхаген.
Тема оформления, скин, стиль, «шкурка» в вычислительной технике — пакет данных, предназначенный для настройки внешнего вида графического интерфейса какой-либо компьютерной программы.
Тема Паули (англ. Pauly theme), в шахматной композиции — продолженная задача-блок с позициями-близнецами, в которых первый ход решения одной задачи приводит к начальной позиции другой задачи и наоборот («перпетуум мобиле», лат. perpetuum mobile). Названа в честь известного румынского шахматного композитора Вольфганга Паули.
Тема Забунова — тема в шахматной композиции. Суть темы — фигура, которая открывает батарею, становится в засаду другой своей фигуре и создаёт новую батарею, которая играет на следующем ходу. Идею предложил шахматный композитор Владимир Н. Забунов (Vladimir N. Zabunov).
Бруннера — Новотного тема (известна также как Бруннера — Плахутты тема) в шахматной композиции, характеризуется тем, что после взаимного перекрытия 2 дальнобойных разноходящих фигур на критическом поле (по Новотному) для выполнения задания приходится прибегнуть к механизму отвлечения (по Плахутте); таким образом, для воплощения темы требуется не менее 3 ходов. Предложена Э. Бруннером (1912).
Тема с вариациями соль мажор Op. 88 — произведение для фортепиано Антона Рубинштейна (1871), написанное в вариационной форме. Посвящено Ю. Беренсу.
Фантазия на сербские темы, также известная как Сербская фантазия— оркестровое произведение Римского-Корсакова, написанное молодым композитором в 1867 году под влиянием Милия Балакирева. В 1887 году Римский-Корсаков осуществил новую редакцию фантазии, опубликованную издательством Митрофана Беляева.
Бристольская тема — тема прокладки пути в шахматной композиции, разновидность темы освобождения линии: одна дальнобойная фигура освобождает линию для другой, перемещаясь по этой линии в том же направлении, в каком будет двигаться следующая за ней фигура. В Бристольской теме критический ход не имеет места. Прокладывающая путь фигура, как правило, в дальнейшей игре не участвует. Задача английского композитора Ф. Хили (1828—1906) на эту тему удостоена 1-го приза на конкурсе в городе Бристоль...
Вариации на тему Диабелли — коллективный музыкальный благотворительный проект, инициированный композитором и издателем Антоном Диабелли. В 1819 г. он разослал сочинённый им вальс нескольким десяткам ведущих австрийских музыкантов с предложением написать по вариации на его тему. Собранные вместе, эти вариации должны были быть опубликованы, а выручка направлена в пользу вдов и сирот, оставшихся в Австрии после Наполеоновских войн.
Вариации на тему Паганини (нем. Variationen über ein Thema von Paganini) — произведение Иоганнеса Брамса для фортепиано соло. Написано в 1862—1863 гг., впервые исполнено автором 25 ноября 1865 г. в Цюрихе. Сочинение Брамса представляет собой вариации на тему Каприса № 24 ля минор Николо Паганини и состоит из двух тетрадей, по 14 вариаций в каждой; большинство вариаций выдержаны в исходной тональности, лишь в четырёх вариациях из 28 тональность модулирует в ля мажор. Обычно все вариации исполняются...
Бруннера — Тертона тема в шахматной композиции, разновидность темы освобождения линии: дальнобойная фигура переходит через критическое...
Имени́тельный те́мы (именительный представления, сегмент) — фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания...
Симфония на тему песни французского горца или Севеннская симфония соль мажор (фр. Symphonie sur un chant montagnard français, Symphonie Cévenole) — наиболее известное в наши дни произведение Венсана д’Энди. Написана в 1886 году, впервые исполнена Оркестром Ламурё 20 марта 1887 года (партия фортепиано — Мари Леонтина Борд-Пен). Средняя продолжительность исполнения — 26 минут.
Тема Загоруйко — тема в шахматной задаче, а также форма (вид) перемены игры с осуществлением не менее чем трёхфазной, единой для всех фаз, простой перемены игры с не менее чем двумя вариантами в каждой фазе. Впервые реализована Леонидом Загоруйко в 1948 году.
Тема Руденко — тема в шахматной задаче, комбинация на перемены игры; две фазы связаны таким образом, что матующие ходы идейных вариантов одной фазы становятся множеством идейной угрозой в другой. Тема позволяет органично включить в содержание задачи фазу с произвольной переменной. Названа именем В. Руденко, впервые выразившего тему в следующей двухходовке.
Ме́тод центра́льной те́мы конфли́ктных отноше́ний (англ. core conflictual relationship theme; CCRT) — клинический метод психоаналитически ориентированной поддерживающей экспрессивной терапии. Он предлагает принципы интерпретации раскрываемых пациентом тем, в которых отражены его желания, потребности и намерения по отношению к значимым людям, в том числе к психотерапевту. Метод был разработан в конце XX века Лестером Люборски как для краткой психотерапии в психодинамической традиции, так и для исследования...
Коррекции тема, тема коррекции (от латинского correctio — исправление) — тема в шахматной задаче. Различают белую и чёрную темы коррекции.
Индийская тема — в шахматной композиции, одна из старейших комбинаций, составляющих основу тематики логической школы в задаче. 1-я композиция на Индийскую тему под названием «Индийская задача» опубликована в «Чесс плейерс кроникл» (1845) под псевдонимов Дхагирд (Dhagird — ученик), а 2 недели спустя в несколько изменённом виде — в «Паламеде». Её автор — английский миссионер в Индии Г. О. Ловдей (англ. Henry Augustus Loveday; 1815—1848; отсюда название).
Связанные понятия
Современная русская философия – издательский проект, создан в 2008 году в Москве. Авторы проекта – к.ф.н., преподаватель МГИУ Наталья Петровна Рябчун и д.ф.н., преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Николаевна Ростова. Научный редактор – д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Федор Иванович Гиренок.
Поэтология — отрасль литературоведения, которая специализируется на изучении личности поэта и его представлений о творчестве.
Актуальная поэзия — область современной русской поэзии, определяемая по аналогии с широко распространившимся начиная с 1990-х гг. понятием актуального искусства.
Ненаправленное интервью — это такая форма интервью, при котором ведущая роль отдаётся респонденту. Он сам выбирает, о чём ему говорить, а интервьюер только определяет перед началом программу разговора («путеводитель интервью»). Интервьюер не может перевести общение на другую тему, не должен задавать конкретных вопросов, но способствовать продолжению разговора. Основная функция интервьюера в такой ситуации — проявлять искренний интерес к собеседнику, который помог бы респонденту как можно более полно...
Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Может становиться воспоминаниями, обращениями автора к читателям (лирическое отступление в 7 главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя).
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется...
Анекдо́т (фр. anecdote — краткий рассказ об интересном случае; от греч. τὸ ἀνέκδοτоν — не опубликовано, букв. «не изданное») — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов или ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Тематика анекдотов охватывает практически все сферы человеческой...
Страши́лки — жанр современного детского фольклора: короткие рассказы, цель которых — испугать слушателя.
«Мне голос был» — стихотворение Анны Ахматовой, написанное ей в 1917 году. Оно вошло в её поэтический сборник «Белая гвардия» и впоследствии стало одним из самых пронзительных и трогательных стихотворных произведений Ахматовой, посвящённых теме Родины.
Бета-ридер (англ. Beta reader; бета-тестер + reader «читатель») — тот, кто по просьбе автора (или переводчика) читает текст перед его передачей для публикации (то есть до редактора, корректора или внутреннего рецензента, которые работают с текстом уже по поручению издательства или периодического издания).
«Мифологии» — сборник журнальных статей Ролана Барта, которые первоначально были опубликованы на страницах периодической прессы, главным образом, в газете Les Lettres nouvelles. Первая часть этого сборника содержит 53 статьи, написанных Бартом в период с 1954 по 1956 год, вторая часть — теоретическую статью «Миф сегодня».
Смеховая культура - термин, который широко используется исследователями комического и смехового мира М.М. Бахтиным, Д.С. Лихачевым, А. М. Панченко, С.С. Аверинцевым, Л. В. Карасёвым. Сам по себе смех - это явление не просто физиологическое (включающее в себя определенные звуки, движения мышц, дыхательного аппарата), оно, по мнению исследователей смеховой культуры, тесно связанно с общественным выражением человека, демонстрирующее радость жизни, комфортное ощущение себя среди окружающих. Смех выступает...
«Возвращённая молодость» — научно-художественная повесть Михаила Михайловича Зощенко, впервые опубликованная на страницах литературного журнала «Звезда» в 1933 году.
Карнавализация — понятие, введённое в литературоведение Михаилом Бахтиным и означающее результат воздействия традиций средневекового карнавала на культуру и мышление Нового времени. Концепция карнавализации междисциплинарна и, помимо собственно исторической поэтики, используется в рамках таких дисциплин, как философская эстетика, теоретическая поэтика, философская и культурная антропология, этиология, семиотика и так далее.
Готический роман в России — последняя, посмертно изданная в 2002 году монография петербургского филолога В. Э. Вацуро, посвящённая готической литературе, и истории её проникновения в Россию, тому, как её воспринимали в XVIII—XIX веках российские читатели, и какое влияние она оказала на русских писателей.
Садистские стишки — жанр современного русского юмористического фольклора. Стишки представляют собой четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже двустишия), чаще всего в дактиле, в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем, причём обычно в результате некоего техногенного воздействия.
Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.
Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции , подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Научное определение жанра дано в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи»: «Жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с ее изложением, ориентированным на массовую аудиторию...
Методологический, философский и социологический семинар выдающегося советского и русского социолога Бориса Андреевича Грушина, существовавший на факультете журналистики МГУ с 1983 по 1989 годы. Участниками семинара были студенты, аспиранты и научные сотрудники факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова...
Подробнее: Научный семинар по изучению массового сознания
«Импрессионизм и проблемы картины» — доклад, прочитанный Н. Н. Пуниным 13 апреля 1946 года в Ленинградском Союзе советских художников в рамках т. н. «творческих пятниц».
Эстетические отношения искусства к действительности — магистерская диссертация русского писателя, критика и философа Николая Гавриловича Чернышевского, написанная в 1853 году. Диссертация является одним из наиболее значимых философско-эстетических сочинений Чернышевского.
Интеллигентский фольклор — термин, предложенный советским филологом Ю. Б. Боревым, обозначающий «культурно-историческую форму воплощения социального опыта интеллигенции». По словам Борева, «большое место здесь занимают исторические анекдоты (в пушкинском смысле). К этим рассказам следует относиться по принципу: хочешь верь — хочешь не верь».
Языкова́я игра́ (нем. Sprachspiel) — термин Людвига Витгенштейна, введённый им в «Философских исследованиях» 1945 года для описания языка как системы конвенциональных правил, в которых участвует говорящий. Понятие языковой игры подразумевает плюрализм значений. Концепция языковой игры приходит на смену концепции метаязыка.В отечественном языкознании термин вошёл в широкий научный обиход после публикации одноимённой работы Е. А. Земской, М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой, хотя сами лингвистические...
Общелитературная фантастика (внежанровая фантастика) — разновидность фантастики, являющаяся частью литературы «основного потока» и противопоставляемая фантастике жанрово-обусловленной. Разница между ними определяется способом взаимодействия между фантастическим и миметическим началами в мире художественного произведения. К общелитературной фантастике в той или иной степени обращались почти все русские писатели начиная с XIX века.