Понятия со словом «судостроитель»

Старший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 6-му классу Табели о рангах.
Младший судостроитель — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 7-му классу Табели о рангах.
Старший помощник судостроителя — должностное звание на русском императорском флоте, соответствовало 9-му классу Табели о рангах.
Младший помощник судостроителя — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 10-му классу Табели о рангах.

Связанные понятия

Морской технический комитет (МТК) — действовавшая с 1867 по 1911 год структурная часть Морского министерства; коллегиальный орган, ведавший техническими вопросами кораблестроения и вооружения военно-морского флота Российской империи.
Корабельный ма́стер — чин и должность 8-го (с 1764 года — 7-го) класса в Табели о рангах в русском флоте в XVIII—XIX веках.
Инспектор кораблестроения — должностное звание на Русском императорском флоте, соответствовало 4-му классу Табели о рангах. Иногда использовалось в варианте «Инспектор судостроения», нижестоящим для него было звание старшего судостроителя.
Российский императорский флот — название военно-морского флота России с 22 октября (2 ноября) 1721 по 16 апреля 1917 года.
Корпуса Морского ведомства Российской империи — формирования в Русском императорском флоте, к которым причислялись военно-морские технические специалисты, не состоящие на флотской строевой службе.
Пароходо́фрега́т (Steam frigate — дословно — «паровой фрегат») — фрегат, имевший кроме полного (или почти полного) фрегатского парусного вооружения поршневой паровой двигатель (паровую машину) и гребные колёса либо гребной винт в качестве движителя (одним из первых винтовых пароходофрегатов стал британский «Ютландия»). Имели широкое распространение во второй трети — третьей четверти XIX века (но встречались в военно-морских флотах и позже — например в составе испанского флота деревянные винтовые...
Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — судно или корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса. Первоначально клиперы были парусными, впоследствии их стали снабжать паровым двигателем (парусно-винтовой клипер).
Ми́нный кре́йсер — класс больших миноносцев водоизмещением 400…1600 тонн, существовавший в конце XIX — начале XX века. Отличался усиленным артиллерийским и минным (от устар. самодвижущаяся мина — торпеда) вооружением, предназначенным для уничтожения миноносцев противника. Минные крейсера имели до 15 орудий калибром до 47 мм или 2…3 орудия 120-75 мм, и до 5 торпедных аппаратов. Согласно принятой в то время классификации относились к кораблям 2-го ранга и служили для отражения минных атак и несения...
Ста́пель (от нидерл. stapel; также эллинг) — сооружение для постройки или ремонта судна и его спуска на воду.
Новоизобретённые корабли — класс парусных кораблей, строившихся в России в конце XVIII века на старых Петровских верфях. Находились в русском флоте около 15 лет.
Главное управление кораблестроения и снабжений — структурное подразделение Морского министерства Российского императорского флота. Управление было образовано в 1885 году и просуществовало до 1911 года. Управление ведало организацией всей хозяйственной части морского ведомства.
Научно-технический комитет ВМФ — структурное подразделение в Морском министерстве Российской Империи и Военно-морском флоте СССР и России.
Ранг корабля — вид корабля по классификации военных кораблей в зависимости от его тактико-технических элементов, предназначения, боевой мощи, численности экипажа и сложности управления кораблём.
Плавучий док (сокр. плавдок) — судоремонтное сооружение технического флота, предназначенное для подъёма из воды судна, находящегося на плаву, его ремонта (или транспортировки) и спуска на воду.
Ластовые суда — собирательное название разнообразных малотоннажных плавсредств (барж, плашкоутов) и небольших транспортных судов, которое существовало в XVIII—XIX веках. Их функциями было снабжение парусных боевых кораблей русского ВМФ на рейдах, транспортировка военных грузов по портовой акватории и между портами.
Камели (ед. число камель, англ. camels) — парные понтоны, использовавшиеся для уменьшения осадки корабля и проводки его по мелководью.
Офицерский класс подводного плавания — учебное подразделение Российского императорского флота для подготовки квалифицированных офицеров подводного плавания. Образован в 1906 году в составе Учебного отряда подводного плавания в Либаве.
Каноне́рская ло́дка, каноне́рка, канло́дка (нем. Kanonenboot от итал. cannone «пушка») — класс небольших боевых кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней.
Учебное судно — специально построенное или переоборудованное служебно-вспомогательное судно для плавательной практики курсантов морских учебных заведений. Термин появился в середине XIX века, однако фактически первые учебные суда появились значительно раньше.
Ви́це-адмира́л (заместитель адмирала) — воинское звание в военно-морском флоте ряда стран.
Капитан порта (ранее Капитан над портом) — начальник инспекции портового надзора. Отвечает за безопасность судоходства в порту. Наблюдает за порядком в порту и выполнением всех правил и распоряжений по торговому мореплаванию. Капитан порта является также руководителем лоцманской, спасательной и сигнальной служб порта.
Брандвахта (или брантвахта) — военный сторожевой корабль, несущий караул в акватории порта.
Капитан-лейтенант — чин (Русское царство и Российская империя) и высшее из званий младших офицеров ВМФ некоторых государств и стран; в Германии и России соответствует капитану в армии и авиации.
Морское министерство было образовано в 1802 году, одновременно с учреждением других министерств, под названием Министерство морских сил.
Шту́рман — профессия, специальность, должность, вид деятельности, профессиональное звание людей на флоте, связанных с управлением подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль, судно) транспортом. Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.
Флаг-офицер — должность в русском военно-морском флоте, офицер, состоявший при флагмане, ведавший сигнальным делом и выполнявший адъютантские обязанности.
Старший помощник командира корабля (сокращённо: СПК, неофициально: старпом) — должность в российском и советском флотах. Старший помощник командира корабля является первым заместителем командира и прямым начальником всего личного состава, руководитель боевой подготовки экипажа и повседневной деятельности боевых частей и служб корабля. В царском флоте та же должность называлась старший офицер, в Королевском флоте первый лейтенант.
Бот (от нидерл. boot — лодка) — в эпоху парусного флота всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооружённое 6—8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывали палубные для морских плаваний или беспалубные для прибрежного. В эпоху парового флота под ботом понимают небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судно водоизмещением до 15 тонн, предназначенное для грузоперевозок или других целей.
Баркенти́на (шхуна-барк) — трёх-пятимачтовое (иногда шестимачтовое) морское парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой (фок-мачты), несущей прямые паруса.
Обер-сарва́ер (сарва́ер от англ. surveyor — инспектор) — чин и должность V класса в Табеле о рангах в русском флоте в XVIII веке.
Младший инженер-механик — должностное звание в 1886—1905 годах на русском императорском флоте, соответствовало 10-му классу Табели о рангах.
Сибирская военная флотилия (Сибирская флотилия) — несколько раз создававшееся объединение военных кораблей и судов на Дальнем Востоке России.
Вахтенный начальник в российском императорском флоте — офицер, возглавлявший вахтенную службу на корабле. Вахтенным начальником назначался офицер в чине лейтенанта и старше. На нем лежала ответственность за безопасность корабля в плавании, за четкое и точное выполнение приказаний командира корабля и старшего офицера. Ему подчинялись вахтенные офицеры, нижние чины и судовой караул. Во время вахты вахтенному начальнику не разрешалось садиться, курить, вступать в разговоры, не касающиеся его служебных...
Те́ндер (англ. tender, от tend — обслуживать) — тип парусного судна с косым парусным вооружением, имеющего одну мачту и бушприт, на которые ставятся грот, стаксель и один-два кливера.
Прам (нидерл. praam — плоскодонное судно и дат. pram — баржа) — крупное плоскодонное артиллерийское парусно-гребное судно, применявшееся в качестве плавучей батареи.
Шмак (также шмака, смак или снак от нидерл. Smak) — тип морского парусного судна для прибрежного плавания, распространённого в XVIII — начале XIX века на немецких и нидерландских побережьях Северного и Балтийского морей, а также в России.
Докование — стоянка судна в доке для проведения осмотра, покраски подводной части и выполнения ремонтно-профилактических работ. Постановка судна может производиться на кильблоки, клетки и смешанным способом (характерен для многих военных кораблей).
Существовало два барка с названием «Товарищ». Данная статья о судне (бывшем джутовом клипере) «Лауристон». Для другого судна с таким названием см. статью Горх Фок (барк).

Подробнее: Товарищ (барк)
Капитан-командор (также капитан бригадирского ранга с 1764 года по 1798 год) — морской чин, в периоды 1707—1732 и в 1751—1827 годов, на русском военном флоте.
Брейд-вымпел (от нидерл. brede wimpel, широкий вымпел) — короткий и широкий вымпел с косицами, в отличие от обычного узкого вымпела. Поднимается на стеньге корабля для официального обозначения командира соединения (дивизиона, отряда) на борту.
Корабельный док или судовой док — инженерное сооружение для постройки, ремонта и хранения судов, в котором проводится большинство необходимых работ с подводными частями корпуса. Док может быть плавучим, наливным или сухим. Изготавливается из металла, железобетона или (на заре судостроения) дерева и предназначен для постройки, ремонта, транспортировки или грузовых операций с судами и морскими (речными) сооружениями.
Адмиралте́йство — центр военного судостроения; территория на берегу моря или реки, на которой располагаются верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей. Как правило, адмиралтейства размещались в гаванях, портах и на удобных для спуска кораблей берегах рек.
Корве́т — класс военных кораблей, предназначенных для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз (ВМБ).
Водолазная школа — первая в России водолазная школа для подготовки квалифицированных кадров из числа офицеров и нижних чинов Российского императорского флота для действия в специальных подводных командах.
Флоти́лия Се́верного Ледови́того океа́на — российская военная флотилия начала XX века. Базировалась в Романове-на-Мурмане и Йоканьгском погосте.
Ру́сское о́бщество парохо́дства и торго́вли (РОПиТ) — российская судоходная компания. Основана в 1856 году для обеспечения торгового судоходства в Причерноморье. Хотя это был коммерческий проект, его успех опирался на значительные государственные субсидии: на рубеже XIX–XX веков РОПиТ стала крупнейшей пароходной компанией Черноморского бассейна. Суда компании также предназначались для применения в качестве судов вспомогательного флота в военное время. Пароходство было национализировано и прекратило...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я