Понятия со словом «пряслице»

Пря́слице (или пря́сло, пря́слень) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица изготавливались из камня, глины, кости. Иногда пряслица делались из кусков стенок битых горшков. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках.
Овручские шиферные пряслица — пряслица, выточенные из розового и красного камня — шифера (пирофиллитового сланца), который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч в X — XIII веках. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Овручские мастера старательно повторяли наиболее удачную форму глиняных пряселец — биконическую, то есть грузик как бы состоял из двух усечённых конусов, соединённых широкими основаниями. Весили пряслица в среднем около 16 г, высоту имели...

Связанные понятия

Абаку́мы — поселение и курганный могильник, обнаруженные около деревни Абакумы Лоевского района Гомельской области. Могильник входит в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Височное кольцо — бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Его носили по одному или по нескольку пар сразу.

Подробнее: Височные кольца
Теслó, Тесла́, Тесни́к, Шля́хта (англ. adze; фр. herminette; нем. Dechsel, Querbeil) — плотницкий инструмент (плотничье орудие), род топора напоминающий его, но, в отличие от него, имеющий лезвие, перпендикулярное топорищу (как у мотыги).

Подробнее: Тесло
Каменный топор (англ. stone axe; фр. hache; нем. Steinaxt, Steinbeil) — орудие с рабочей частью из камня, имеющее поперечную рукоятку. Сменил в верхнем (позднем) палеолите более древнее рубило (палеолитическое универсальное орудие, не имеющее рукоятки). Материалом служил кремень, обсидиан, роговик, сланец или всякий другой подходящий камень, позволяющий получать при оббивке заготовки острые сколы, а также более «вязкие» породы: сланцы, амфиболит, нефрит, серпентинит и другие, к которым применялись...
Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением (брошь для украшения или булавка имеющая «замок» для острого конца для крепления одежды).
Зернотёрка (англ. grinding stone, mealing stone, milling stone, saddle quern; фр. meule) и курант — древнейшее приспособление для помола зерна. Применяется ещё с позднего палеолита и в Старом, и в Новом Свете (культура сандия). С неолита становится массовым предметом. Используются камни прочных пород: гранит, базальт, прочный песчаник и другие. На Американском континенте в настоящее время наиболее распространённым является мексиканское название — «метате» (исп. metate, от ацтекского metlatl). Оно...
Скребо́к — название самых разнообразных орудий и приспособлений, используемых в промышленности и быту.
Отще́п — в археологии, продукт, образующийся при расщеплении человеком каменного века камня (каменного сырья, нуклеусов) или кости (бивня, трубчатых костей). Небольшие отщепы (менее сантиметра шириной) называются чешуйками. Удлинённые отщепы (с отношением длины к ширине не менее 2:1, у некоторых авторов 4:1) называются пластинами.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Скребло (в каменной индустрии) (англ. side scraper, фр. racloir) — более крупное и иногда менее функционально выраженное, чем скребок, скобляще-режущее каменное орудие из кремня, обсидиана, кварцита и других видов камня. Наиболее характерно для среднего палеолита. Скрёбла получали из крупных сколов-отщепов камня. Может иметь один или несколько рабочих краёв с лезвиями самых разных форм: выпуклой, прямой, вогнутой, остроконечной, зубчатой и с обработкой по периметру. Рабочие края могут образовывать...
Го́мбик (чеш. gombík) — ювелирное изделие, характерное для Великой Моравии в IX—X веках. Представляет собой полый предмет сферической формы с ушком, состоящий из двух соединённых полусфер. Находят гомбики и на юге Польши, и в Гнёздовских курганах.
Толстая могила — крупный скифский курган IV века до нашей эры, расположенный возле городов Покров и Никополь (Днепропетровская область). Вскрыта и исследована в 1971 году экспедицией АН УССР (руководитель Б. Н. Мозолевский, заместитель руководителя — Е. В. Черненко).
Ну́клеус (от лат. nucleus — ядро, англ. core, фр. nucléus, нем. Kern) — ядрище, осколок камня (кремня, обсидиана, яшмы и др.), находящийся на какой-то стадии «первичного раскалывания» (англ. knapping, фр. taille, débitage) при производстве каменных орудий. Как и полностью отработанное ядрище, относящееся к категории отходов. Для орудий или сколов-заготовок (англ. blanks, фр. supports) используются отщепы и пластины, скалываемые с ядрища. Сам нуклеус также может использоваться как орудие, сразу или...
Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Древней Руси.
Абра́мово — городище и курганные могильники, обнаруженные около деревни Абрамово Верхнедвинского района Витебской области. Городище и могильники входят в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Бусы — украшение, предмет роскоши. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Также бусы иногда используют как ёлочные украшения.
Стилос (по воску), стило́ (др.-греч. στῦλος — столб, колонна, писчая трость, грифель) — инструмент для письма в виде остроконечного цилиндрического стержня (длиной 8—15 см и диаметром около 1 см) из кости, металла или другого твёрдого материала. Стилос широко применялся в античности и в Средние века. Заострённый конец стилоса использовался для нанесения (процарапывания) текста на восковых табличках. Противоположный конец делался уплощенным (в виде лопаточки) и округлым, чтобы стирать написанное...
Руби́ло, ручной топор (англ. hand axe — ручной топор; фр. coup-de-poing — каменный топор, буквально — каменный кулак) — макролитическое орудие труда первобытного человека. Появилось ещё в эпоху развитого олдувая 1,5—1,0 млн л. н., но более характерное для аббевильской и ашельской культур раннего палеолита. Часто рубила называют «каменными топорами», что не является грубой ошибкой, но вносит определённую путаницу. Рубило было основным (но не единственным) универсальным орудием и могло применяться...
Ши́ло — как правило это игла с рукояткой. Используется, например, закройщиками и сапожниками для прокалывания плотных материалов, например, кожи. Находит применение и у других мастеров (у столяров, плотников — шило столярное), в качестве канцелярской принадлежности, электромонтажного инструмента.
Хум — керамический тарный сосуд. По заключению В. А. Лившица, название хум(б) происходит от старого иранского слова, обозначавшего крупный глиняный сосуд (ср. авест. xumba, древнеиндийское kumbha, тадж. khimbh и перс. xumb или перс. xum, рано проникшие в тюркские языки), а также любую глиняную посуду, приготовленную для обжига, а также площадку для обжига посуды. Такие значения засвидетельствованы для ягнобского xumb, они могут отражать семантику этого слова в согдийском языке — предке ягнобского...
Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по́лая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек ткани, смоченный благовониями. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси.
Брошь из Ма́шена — раннесредневековая дисковидная брошь (фибула), обнаруженная близ деревни Машен в районе Харбург, Германия. На лицевой стороне броши расположено эмалевое изображение неидентифицированного святого с нимбом вокруг головы. Брошь датирована IX веком нашей эры и относится к периоду начала христианизации Северной Германии. Находится в постоянной экспозиции Археологического музея Гамбурга.
Чоппер (от англ. chopper — рубщик, ударник) — одно из древнейших орудий труда эпохи палеолита. Относится к т. н. «галечным орудиям» (англ. pebble-tool, фр. galet amenagée). Чоппер был крайне прост в изготовлении и представлял собой заострённую гальку или валун размером до 7,5—10 см. Рабочий край создавался несколькими сколами, производимыми только с одной стороны, и имел неправильную форму. Вся остальная часть орудия оставлялась необработанной и служила местом захвата рукой. Для изготовления несколько...
Ангоб (фр. engobe) — покрытие из жидкой глины, которое наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п.Роспись ангобами даёт чистый цвет, пластичный рисунок. Его наносят на изделие каплю за каплей, центр – в центр. Растекаясь, капли образуют разноцветные концентрические кольца. Изменять форму кольца можно, наклоняя изделие. Если роспись состоит...
Керамика майя — технология и изделия из глины, существовавшие в государствах майя в разные периоды их существования цивилизации. Претерпела частичное влияния Теотиуакана и тольтеков.
Коса́рь (также серп, секач, серп-секач) сосново-мазинского типа (по Сосново-мазинскому кладу из Среднего Поволжья) — бронзовое орудие, наиболее распространённое в позднем бронзовом веке. Все названия этих орудий не оригинальны, а даны исследователями. Косарь имеет широкий клинок с горбатым обухом, оформленным утолщённым бортиком. На несколько зауженном заднем конце находится одно маленькое круглое или реже треугольное отверстие. Отличается от обычных бронзовых серпов прямым лезвием, отсутствием рукоятки-крюка...
Була́вка — изделие, обычно изготавливаемое из металла, предназначенное для крепления, прикалывания, закалывания чего-либо.
Долото́ — плотничий или столярный инструмент, предназначенный для выдалбливания отверстий, гнёзд, пазов и т. п. Обычно имеет вид насаженного на рукоятку продолговатого металлического бруса с заточенным рабочим концом. Снабжено рукояткой, обычно изготовленной из древесины твердых пород дерева. С торцевой стороны на рукоятку обязательно насаживается металлическое кольцо, для предотвращения раскалывания рукоятки от ударов молотка или киянки. При работе долото обычно держат одной рукой, прикладывая режущим...
Креме́нь (праслав. *kremy, род. п. kremene; ст. слав. кремы, род. п. кремене) — минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) в осадочных горных породах. Часто окрашен окислами железа и марганца в разные цвета, с плавными переходами между ними.
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Тауширование, насечка — инкрустация одного металла другим, более мягким и имеющим меньшую температуру плавления.
Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.
Горшо́к — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или...
Гончарный круг — устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом...
Наконечник стрелы — передняя часть стрелы, непосредственно поражающая цель. Изготовляется из твёрдого материала (камень, кость, рог, раковины, металл и т. п.) или дерева. Обычно, по размеру меньше и легче, чем наконечник дротика.
Пектора́ль (от лат. pectus «грудь») — нагрудное украшение, могло быть частью защитной амуниции воина. Вероятно, происходит от боевого снаряжения, защищавшего верхнюю часть груди, горло и плечи (см. Горжет).
Каменная индустрия (англ. industry, фр. industrie) — совокупность каменных артефактов, используемых в определённый период или определённой археологической культурой. В более узком смысле — коллекция каменных артефактов, происходящих с конкретного памятника. Термин более широкий, чем «каменные орудия» и включает всю цепочку производства орудий, в том числе, и отходы. Понятие "каменная индустрия" тесно связано с определённой техникой расщепления камня и другими видами его обработки.
Улу — традиционный каменный или железный нож народов Севера. Повсеместно вошедшее в обиход название происходит от американских эскимосов. Азиатские эскимосы называют его «уляк», а чукчи — «пекуль». В период существования Русской Америки у русских было в ходу название «пеколка» или «пекулка». Использовался такой нож и индейцами атабасками (названия у них были свои).
Пи́фос (др.-греч. πίθος), в Древней Греции — большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья, в особенности в культурной области Эгейского моря, включая остров Крит. Производство пифосов требовало от гончара специальных навыков.
Брасле́т (от фр. bracelet — запястье) — ювелирное изделие, надеваемое на руку, со времён палеолита, распространённое у многих народов мира.
Подвеска — ювелирное украшение, подвешивающееся к чему-либо, в отличие от кулона, который вешается только на шею. Подвески носили как мужчины, так и женщины.
Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Среднедунайская культура курганных погребений (СДККП) — археологическая культура ранней бронзы, принадлежащая к кругу культур курганных погребений. Была выделена Ю. Смоликой, куратором музея в Брно. Её название происходит от области возникновения предметов этой культуры и от типичной для неё формы захоронений под курганами.
Пустошенский могильник — захоронения предположительно XI века, расположенные на окраине села Пустоша в Шатурском муниципальном районе Московской области.
Каменные иконки — старинные образцы мелкой каменной пластики, памятники культуры Древней Руси. Составляют весьма представительную часть художественного наследия Древней Руси. Значительное число известных древнерусских каменных иконок относится к XIII—XVI векам, они ранее входили в исторически сложившиеся комплексы древностей церковных собраний городов Северной Руси, незначительно пострадавших от татаро-монгольского нашествия. Сохранившиеся иконки домонгольского времени по большому счёту происходят...
Умбон (лат. umbo) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. Под умбоном часто находится ручка, за которую воин держит щит. Также выступает в качестве украшения щита. Нередко умбону придавалась заостренная форма, позволявшая наносить поражающие удары щитом.
Донские славяне — племя или группа восточных славян, населявшая в IX—X веках верховья Дона. Племенная принадлежность славян донского региона подлинно не известна. Существуют предположения, что они относились к вятичам (соседям на севере) либо к северянам (соседям на западе), однако в силу отсутствия однозначных данных, их выделяют в отдельную группу, связанную с роменско-борщевской культурой.
Гравировка камня («гравировка» нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — вид обработки камня, при которой на камне посредством гравировки формируется изображение (орнамент, текст, узор, портрет).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я