Понятия со словом «просеминарий»
Связанные понятия
День филолога — профессиональный праздник людей, посвятивших свою жизнь филологии. В России праздник отмечают вслед за Днем славянской письменности и культуры — 25 мая. Праздник отмечается и в ряде других стран. Этот праздник объединяет лингвистов, литературоведов, учителей и преподавателей в области языка и литературы, библиотекарей, переводчиков-филологов и всех, кто имеет филологическое образование.
«Живое слово» — эвристическая методика интеллектуального и нравственного развития, сформированная на страницах журнала «Филологические записки» на основе статей А. В. Барсова, А. А. Хованского и др.; неоднократно переиздавалась в виде отдельных учебников с приложениями хрестоматий и пособиями по написанию сочинений в конце XIX — начале XX вв.
Ве́ра и Ра́зум (Вѣра и Разумъ) — российский философско-богословский журнал, издававшийся при Харьковской духовной семинарии в 1884—1917 годы. Придерживался апологетического направления.
«Вестник знания» — ежемесячный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал с приложениями для самообразования.
Университе́тский акт и торжество́ — в Российской империи с конца XVIII века название ежегодного торжественного собрания и праздника по случаю университетского юбилея. Традиция «годичного» собрания всех факультетов и общего празднования продолжалась весь XIX век и имела большое значение для общественной жизни каждого университетского города, прежде чем в 1890-е годы выродилась в чисто формальное мероприятие. На «акте» зачитывались годовой отчёт и обзоры научных трудов, профессорами произносились речи...
Факультеты общественных наук были созданы в университетах РСФСР и других советских республик взамен ликвидированных юридических и историко-филологических факультетов для разработки и распространения идей научного социализма и ознакомления широких масс с переменами в общественно-политическом строе России (см. Октябрьская революция), с целью создания «кадров научно-подготовленных практических работников социалистического строительства».
Профессорский институт — организационная структура при Дерптском университете, предназначенная для подготовки преподавателей высшей школы.
Отделение русского языка и словесности (полное название «Отделение русского языка и словесности Императорской Академии наук», также II Отделение Императорской Академии наук, ОРЯС) — отделение Императорской Академии наук (1841—1930-е годы), занимавшееся русским языком и литературой.
Славя́нский ве́стник — научный сборник, ставший «первым в русской литературе опытом — дать в специальном издании исключительное место изучению Славянской литературы, старины и народности»; издавался в Воронеже с 1866 по 1917 гг. в качестве специализированного приложения к журналу «Филологические записки» под редакцией А. А. Хованского.
Автореферат диссертации (от др.-греч. αὐτός — сам и лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение основных результатов диссертационной работы на соискание учёной степени доктора или кандидата наук, составленное самим автором диссертации.
Энциклопедия права (юридическая энциклопедия) — отрасль юридической науки в дореволюционной России.
Фрёбелевские общества — общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фрёбеля.
Подробнее: Фрёбелевское общество
Истори́ческая поэ́тика — раздел в литературоведении, в котором изучается генезис (происхождение), развитие литературных жанров, литературных произведений, литературных стилей. Историческая поэтика предшествует теоретической поэтике, в обязанности которой входит изучение теории литературы в синхронии. Историческая поэтика изучает теорию литературы в диахронии.
Высшие женские естественно-научные курсы М.А. Лохвицкой-Скалон (1903—1918) — женское высшее учебное заведение в Петербурге (Петрограде), дававшее соответствующий уровень образования, но официально такого статуса не имевшее.
«Как сделана „Шинель“ Гоголя» — статья литературоведа Бориса Эйхенбаума, опубликованная в 1919 году в сборнике «Поэтика». В ней Эйхенбаум анализирует повесть «Шинель» Н. В. Гоголя. Эта статья во многом определила идеологию русского формализма; она оказала влияние на литературоведов (если шире, на представителей гуманитарных наук в целом) и не относящихся к данному направлению, включая противников подобного подхода.
«Правосла́вный собесе́дник» («Православный Собесѣдникъ») — российский православный богословский журнал, издававшийся при Казанской духовной академии.
Правосла́вная Богосло́вская энциклопе́дия, и́ли Богосло́вский энциклопеди́ческий слова́рь, содержа́щий в себе́ необходи́мые для ка́ждого све́дения по всем важне́йшим предме́там богосло́вского зна́ния в алфави́тном поря́дке — специализированная энциклопедия на русском языке, издававшаяся в Российской империи с 1900 по 1911 год как приложение к журналу «Странник». Первое в Российской империи энциклопедическое издание подобного рода. Всего было выпущено 12 томов. Тома с первого по пятый были изданы...
Подробнее: Православная богословская энциклопедия
Лега́льный маркси́зм — течение общественной мысли, возникшее в конце XIX века в России, предпосылкой зарождения и источником которого являлись...
Юрьевская философская школа — первая университетская философская школа в России, основанная профессором Юрьевского университета Густавом Тейхмюллером. Существовала в период с 1870-х по 1910-е гг. в Дерпте. Основные представители: Г. Тейхмюллер, Я. Ф. Озе, В. Ф. Лютославский, Е. А. Бобров, В. С. Шилкарский. Мировоззрением школы был метафизический персонализм.
Макаренковедение — отрасль деятельности (в том числе научной), преимущественно теоретической, изучающей как воспитательную педагогику А. С. Макаренко и её применимость (необходимые и достаточные условия, целесообразность, успешность и т. д.) в настоящем и будущем времени, так и историко-биографические стороны деятельности самого Антона Семёновича Макаренко, воспитательно-педагогических коллективов под его руководством, его сподвижников и противников, сотрудников и последователей, воспитанников.
Этнологический факультет I-го МГУ (Этнофак МГУ) (апрель 1925; реорганизован в историко-этнологический факультет в сентябре 1929; расформирован в 1930).
Ломоносов. Сборник статей и материалов (не путать с «Ломоносовский сборник», 1911) — серийное академическое издание, сборник научных статей и сообщений, посвящённых изучению жизни и творчества М. В. Ломоносова, издаваемый АН СССР с 1940 года.
Звание «Почетный
академик по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук» было учреждено 29 апреля 1899 года, к столетию со дня рождения А. С. Пушкина. Оно предназначалось для выдающихся русских писателей. Среди избранных почётными академиками были авторы, получившие известность не художественной литературой, а научными, философскими или юридическими работами.
Пропеде́втика (греч. προπαιδέυω, предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Скептическая школа — направление в российской досоветской историографии, которого придерживались ученики М. Т. Каченовского, отрицавшее подлинность тех источников, на которых основываются сведения о древнейшем периоде русской истории.
Государственный учёный совет (ГУС) — руководящий научно-методический орган Наркомпроса РСФСР, ведавший осуществлением политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания. Организован и возглавлялся М. Н. Покровским, после его смерти ликвидирован.
Виленский еврейский учительский институт — педагогическое учебное заведение, расположенное на территории Виленского учебного округа Российской империи. Открыт в Вильно в 1873 году на средства еврейской общины.
«Вопросы философии и психологии» («Вопросы философіи и психологіи») — журнал, издававшийся в Москве с ноября 1889 до 1918 года при Московском психологическом обществе. Вдохновителем создания и первым главным редактором журнала был Н. Я. Грот.
Лингвистика в Союзе Советских Социалистических Республик была представлена множеством школ и направлений, однако позиционировала себя как опирающаяся на единую методологию, которая определялась как марксистско-ленинская и придерживалась представления о том, что «язык представляет собой один из видов общественной деятельности, неразрывно связанный с общественным сознанием» и человеческим общением, имеющий материальную природу и существующий объективно, независимо от его отражения в человеческом сознании...
Русские грамматики или грамматики русского языка — научные произведения, описывающие грамматический строй русского языка.
Литерату́рное о́бщество — общество литераторов. Причины появления и роль подобных обществ были осознаны в 1920-е годы в работах Бориса Эйхенбаума. Ему удалось показать, что для литературной работы требуется быть литератором, т.е. не достаточно просто писать, но приходится еще и вести соответствующий образ жизни, связанный с писательством. Литературное общество институционализирует литературные взаимоотношения, так же как научный институт организует научный поиск, а университет — образовательный процесс...
Свобода преподавания — составная часть академических свобод, включает в себя возможность смело высказывать результаты своих научных исследований, выбирать метод исследования и изложения своей науки, план чтения своего предмета.
Издательство Сабашниковых — московское издательство «просветительского» направления (1897—1930), выпускавшее преимущественно естественнонаучные и историко-литературные книги. Основано братьями Михаилом и Сергеем Сабашниковыми, представителями известной сибирской купеческой семьи.
Андрагогика (гр. ἀνήρ anér — взрослый человек, мужчина; ἄγειν ágein — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики Александром Каппом.
Самообразова́ние — это форма индивидуальной познавательной деятельности человека, цели, мотивы, план и формы которой определяются человеком самостоятельно.
Сравнительное или обличительное богословие занимается в основном критическим обозрением отступлений от Православной Церкви в вероучении и нравоучении современных инославных христианских обществ со времени окончания эпохи Вселенских соборов.Оно изучает, что представляют собой инославные исповедания и секты, в чём они расходятся с православным вероучением и как они обосновывают эти расхождения.В качестве самостоятельной дисциплины выделилось в XVIII веке. До начала XX века рассматривалось как часть...
Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Рефера́т (нем. Referat от лат. referre «докладывать, сообщать») — краткий доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т. п.
Пути русского богословия — программное религиозно-философское произведение Георгия Флоровского, написанное в 1937 году в годы его пребывания в Париже. В своей работе Флоровский рассматривает «историю русской мысли» с позиций византинизма. В книге утверждаются идеи неопатристического синтеза (хотя сам термин не используется).
Богоискательство — философско-религиозное движение в среде русской интеллигенции конца девятнадцатого — начала двадцатого века. Представители этого движения — Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, В. Розанов, Д. Философов и др. — группировались главным образом вокруг «Религиозно-философского общества»; они издавали журналы «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы». Основная задача этого движения было не поиск «нового Бога», а поиск «новых путей к Богу». Богоискатели критиковали...