Православный собеседник
«Правосла́вный собесе́дник » («Православный Собесѣдникъ») — российский православный богословский журнал , издававшийся при Казанской духовной академии.
Основан в 1855 году архиепископом Казанским Григорием (Постниковым) в целях полемики со старообрядчеством. Архиепископ Григорий и стал его первым редактором. В дальнейшем этот пост традиционно занимали ректоры Казанской духовной академии.
Журнал издавался ежемесячно объёмом в 8—10 печатных листов. Каждый номер делился на 2 части с особой пагинацией. В первой помещались материалы по библейской и церковной истории, догматическому и нравственному богословию , апологетике , гомилетике , литургике и другим богословским дисциплинам. Вторая часть («Приложения») служила для публикации материалов церковно-исторического характера.
За время существования журнала здесь были опубликованы акты Вселенских Соборов в русском переводе, деяния святых и мучеников, памятники древнерусской духовной письменности значительного объёма. Здесь же помещались слова, речи и беседы высших иерархов.
«Приложения» издавались таким образом, что по окончании складывались в отдельные книги с отдельными заглавиями, оглавлениями, пагинацией и т. п.
Отличием Православного собеседника от других академических журналов было обилие материалов, посвящённых изучению ислама и буддизма. Другой особенностью «Православного собеседника», отличавшей его от других академических журналов России XIX века, было его стремление всегда обсуждать проблемы церковно-общественной жизни с точки зрения современности. Разные по темпераменту и стилю управления ректоры духовной академии, архимандриты Иоанн (Соколов) и Никанор (Бровкович), стремились к одному и тому же: приблизить сугубо научный академический журнал к проблемам и интересам современности, не жертвуя при этом его научным уровнем.
В 1867—1902 годы отдельным приложением к журналу издавалось «Известия по Казанской епархии» — официальный печатный орган с отчётами об архиерейском служении, вакансиях на приходах и др.
В 1905—1907 году часть либерально настроенных профессоров академии пытались издавать как приложение к Православному собеседнику «Церковно-общественную жизнь» — полемический журнал «на злобу дня», ориентированный на проблемы церковно-общественного реформаторства. Этот проект прекратил своё существование, так как не выражал мнения большинства членов академической корпорации.
В 1912—1916 годы в качестве приложения к журналу издавалось «Инородческое обозрение», вокруг которого группировалось новое поколение теоретиков миссионерства (начало этнографического периода в миссионерстве).
В 1918 году в связи с закрытием академии издание журнала было прекращено.
В 2000 году, спустя три года после воссоздания Казанской духовной семинарии, было возрождено издание «Православного собеседника» в новом формате, в качестве научно-богословского альманаха Казанской духовной семинарии. Издание прекратилось в 2013 году.
После трехлетнего перерыва «Собеседник» возобновляется по инициативе митрополита Феофан (Ашуркова) как ежеквартальный иллюстрированный церковно-общественный и научно-богословский журнал. По его словам создание печатного органа митрополии стало для него первоочередной задачей после прибытия в Татарстан: «Я встретился с отцом Евфимием и с руководством епархии, и мы постановили, что такой журнал должен быть. Тогда же решили, что журнал не должен лишь информировать о деяниях правящего архиерея. Поскольку у нас семинария, мы преемники замечательной богословской школы — Казанской духовной академии, издание обязательно должно иметь научно-просветительский характер, тем более, что история нашей митрополии предполагает еще многие усилия по ее изучению».
25 мая 2016 года в Казанском епархиальном управлении состоялась презентация первого номера журнала Татарстанской митрополии «Православный собеседник».
Источник: Википедия
Связанные понятия
Душеполе́зное чте́ние — ежемесячный православный журнал, издававшийся в Москве с 1860 по 1917 год (в 1912—1914 годы издавался в Сергиевском Посаде).
Правосла́вная Богосло́вская энциклопе́дия, и́ли Богосло́вский энциклопеди́ческий слова́рь, содержа́щий в себе́ необходи́мые для ка́ждого све́дения по всем важне́йшим предме́там богосло́вского зна́ния в алфави́тном поря́дке — специализированная энциклопедия на русском языке, издававшаяся в Российской империи с 1900 по 1911 год как приложение к журналу «Странник». Первое в Российской империи энциклопедическое издание подобного рода. Всего было выпущено 12 томов. Тома с первого по пятый были изданы...
Подробнее: Православная богословская энциклопедия
Ве́ра и Ра́зум (Вѣра и Разумъ) — российский философско-богословский журнал, издававшийся при Харьковской духовной семинарии в 1884—1917 годы. Придерживался апологетического направления.
Благовещенская духовная семинария — среднее учебное заведение Благовещенской епархии Русской православной церкви для подготовки церковно- и священнослужителей. Существовала в 1870—1918 годы.
Упоминания в литературе
Опубликованные источники официальной предсоборной подготовки представлены, прежде всего, сборником «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», изданным в 1906 году в трех томах с томом прибавлений и переизданным двухтомником в 2004 году, а также четырехтомным изданием журналов и протоколов Предсоборного присутствия 1906 года, вышедшим в 1906–1907 годах. Кроме того, к официальной подготовке относятся упомянутые записки, опубликованные в периодике и в различных сборниках, и документы Святейшего Синода, публиковавшиеся в его официальном периодическом органе «Церковные ведомости». Что касается предсоборных публицистических дискуссий, то здесь источниками являются отдельные сборники статей, иной раз монографии, но, прежде всего, – церковные периодические издания. За период 1905–1917 годов нами были просмотрены основные издания общецерковного значения: «Церковные ведомости», «Церковный вестник», «Богословский вестник», «Христианское чтение», «
Православный собеседник », «Труды Киевской духовной академии», «Вера и разум». За 1917 год мы дополнительно полностью просмотрели «Всероссийский церковно-общественный вестник», отражавший не только столичные события, но и хронику с мест. Полезным подспорьем является подборка статей по дискуссиям в марте – мае 1905 года, подготовленная И. В. Преображенским к лету 1905 года[17].
В 1899 году в журнале «
Православный Собеседник », издававшемся при Казанской духовной академии, были опубликованы «Лекции по введению в круг богословских наук», читанных студентам I курса Петербургской духовной академии в 1888/89 учебном году доцентом Академии архимандритом Михаилом (Грибановским). Лекции эти тогда же были отлитографированы в количестве 45 экземпляров в Петербурге, а в 1899 году, после кончины их автора, перепечатаны в Казани. В этих лекциях глубоко и оригинально, с философской точки зрения, рассмотрены фундаментальные богословские темы: понятие о Боге, о Его Троичности, о творении мира, о человеке и его бессмертии, о религии, о происхождении зла и свободе. Более века спустя, в 2003 году, по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины, в серии «Богословская библиотека» эти лекции переизданы тиражом 5000 экземпляров24. Переиздание снабжено кратким предисловием («От издательства»), в котором очерчен жизненный и творческий путь преосвященного Михаила, охарактеризовано значение републикуемого материала, приведена библиография основных трудов епископа Михаила и литературы о нем (увы, книга А.И.Леонтьева о преосвященном Михаиле здесь не значится).
Множество интересных сведений о деятельности церкви содержится в материалах периодической печати. Из дореволюционных изданий можно отметить журналы «Церковные ведомости», «Епархиальные ведомости», «
Православный собеседник » и «Русская старина», из советских – журнал «Антирелигиозник»[61]. Официальным изданием приходского духовенства являлись «Епархиальные ведомости», регулярно выходившие два раза в месяц. В них публиковались Высочайшие Манифесты и указы по церковному ведомству, известия по общецерковному управлению. Три последних раздела официальной части журнала включали в себя распоряжения епархиального начальства, епархиальные новости и хронику. Журнал дополняла литературно-публицистическая часть. Периодические издания позволяют лучше понять внутрицерковную жизнь и в значительной степени дополняют архивные документы.
Немецкий ученый Петер Гауптманн однажды предостерег от «принятия в образе православия желаемого за действительное» и от «жалких попыток пытаться поучать
православного собеседника , что является подлинно православным, а что нет». Голоса, которые «более или менее принижали значение рассуждений XVII в.», служащих образчиками школьного богословия, по его мнению, «никак не могут относиться ко всему православию». «Тем не менее никогда не допускалось, чтобы богословие, представленное Петром Могилой в его Исповедании православной веры, могло быть вытеснено из восточно-церковного сознания»[76]. Итак, давайте запомним это предостережение и не будем неадекватно привносить в православие собственные представления. Действительно, на Западе часто прислушиваются не к сути православного богословия, а к тем аргументам, которые можно использовать в полемике западных конфессий между собой.
Связанные понятия (продолжение)
Сравнительное или обличительное богословие занимается в основном критическим обозрением отступлений от Православной Церкви в вероучении и нравоучении современных инославных христианских обществ со времени окончания эпохи Вселенских соборов.Оно изучает, что представляют собой инославные исповедания и секты, в чём они расходятся с православным вероучением и как они обосновывают эти расхождения.В качестве самостоятельной дисциплины выделилось в XVIII веке. До начала XX века рассматривалось как часть...
«Америка́нский правосла́вный ве́стник » — первый периодический православный журнал, с перерывами выходивший в США в период с 1896 по 1973 год. Сыграл большую роль в распространении православия в Северной Америке. Издавался местной епархией Православной Российской Церкви, с 1924 года — Североамериканской митрополией, преобразованной впоследствии в Православную Церковь в Америке.
Синодальное рассуждение — обмен мнениями между митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым) и митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), организованный в 1856—1857 годах по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Николая Протасова и императора Александра II. Целью рассуждения было решить с какого оригинала переводить Библию на русский язык, с масоретского или Септуагинты. В результате было решено взять за основу перевода еврейский, а не греческий текст Ветхого Завета.
Александровская миссионерская духовная семинария (неофициально Ардонская духовная семинария, осет. Æрыдоны духовон семинар) — среднее учебное заведение Владикавказской епархии Русской православной церкви для подготовки церковно- и священнослужителей. Располагалась в городе Ардоне.
Перевод Библии архимандрита Макария — первичный перевод Ветхого завета на русский язык, выполненный архимандритом Макарием (Михаил Яковлевич Глухарёв) с древнееврейского языка (масоретский текст) на русский язык, с ограниченным использованием церковнославянской лексики.
Святейший правительствующий синод (рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ) — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721—1917).
Пензенская Духовная Семинария — высшее духовное учебное заведение Пензенской и Нижнеломовской епархии Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей.
Историография Самарской митрополии — часть историографии Русской православной церкви, относящаяся к периоду существования Самарской епархии: начиная с 1851 года и до настоящего времени.
Поморские ответы (официальное название Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита) — одно из главных апологетических произведений старообрядцев всех согласий, опубликованное в 1723 году. Авторство считается коллективным, но определённое первенство всё же принадлежит Андрею Денисову. Объём ответов составил 366 листов (732 с.).
Отделение русского языка и словесности (полное название «Отделение русского языка и словесности Императорской Академии наук», также II Отделение Императорской Академии наук, ОРЯС) — отделение Императорской Академии наук (1841—1930-е годы), занимавшееся русским языком и литературой.
Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к знаниям; в советской ментальности — машинальность, неразборчивость в перенимании познаний, механическое, некритическое усвоение прочитанного. В 1980-е годы в СССР — бюрократическая «подгонка цифр» под плановые показатели (плановую отчетность) для вышестоящих органов...
Гомиле́тика (омиле́тика; др.-греч. ὁμιλητική, 'омилэтикэ́ — искусство беседы) — богословская наука; учение о ведении христианской проповеди.
Калужская православная духовная семинария — учреждение высшего профессионального православного религиозного образования Калужской и Боровской епархии Русской Православной Церкви. Ректор — митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).
Красноярская духовная семинария — высшее учебное заведение Красноярской епархии Русской православной церкви, действовавшее с 1895 по 1920 годы и готовившее священно- и церковнослужителей.
Донска́я духо́вная семина́рия — высшее учебное заведение Ростовской и Новочеркасской епархии Русской Православной Церкви, готовящее священно- и церковнослужителей.
Духо́вная консисто́рия — орган епархиального управления в Русской Православной Церкви в синодальный период, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Духовную консисторию составляли присутствие и канцелярия. Согласно статье 1 Устава, изданного в 1843 году: «Духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея производятся управление и духовный суд...
Нравственное богословие (лат. Theologia moralis — моральная теология) — дисциплина христианского богословия, излагающая учение о нравственности, нормах морали. В христианстве нравственное богословие излагает и обосновывает нормы христианской этики. Важную роль в нравственном богословии составляет учение о свободе как условии нравственной действий, далее идет учение о нравственном законе (ветхозаветный, евангельский) и совести, затем излагается учение о грехе и покаянии.
Чино́вник архиере́йского священнослуже́ния ; Чино́вник (греч. Άρχηιερατικόν) — принятое в Русской православной церкви (РПЦ) название богослужебной книги, содержащей чинопоследования византийского обряда при служении архиерея. Помимо текстов, содержащихся в Служебнике, Чиновник содержит также тексты и указания, относящиеся к архиерейскому богослужению: чины посвящения (хиротесии в степени свещеносца, чтеца, рукоположения в иподиакона, диакона, священника и епископа, освящения антиминсов и храмов, варения...
Петрозаводское духовное училище — начальное духовное учебное заведение в Олонецкой губернии, функционировало в 1809—1918 годах. Находилось в городе Петрозаводске.
Синода́льный пери́од — общепринятый термин в периодизации истории Русской церкви, к которому обычно относят 1700—1917 годы: два десятилетия местоблюстительства митрополита Стефана Яворского (с 1700 по 1721 год) обычно рассматривают в рамках данного периода (Пётр Знаменский, Антон Карташёв, Игорь Смолич, протоиерей Владислав Цыпин), хотя Святейшего синода, бывшего высшим органом управления русской православной церковью в России с 1721 года, ещё не существовало.
«
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917—1943 гг.» (в первом издании Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917—1943 гг.) — фундаментальный труд по истории Русской православной церкви первой половины XX века, составленный Михаилом Губониным. Издан Православным Свято-Тихоновским гуманитарным институтом в 1994 году. Название книге дано издателями...
Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались согласно церковного и монастырского уставов, без пропусков и изменений.
Подробнее: Уставщик
Славя́нский ве́стник — научный сборник, ставший «первым в русской литературе опытом — дать в специальном издании исключительное место изучению Славянской литературы, старины и народности»; издавался в Воронеже с 1866 по 1917 гг. в качестве специализированного приложения к журналу «Филологические записки» под редакцией А. А. Хованского.
Ки́евское о́бщество летопи́сца Не́стора — основано в 1872 на основе научного кружка в Киеве, официально открылось в январе 1873. В 1874 перешло в ведение Киевского университета. С 1879 издавало «Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца» (сокращённо ЧИОНЛ, 24 тома до 1914). Новый устав принят в 1898. Закрыто в 1917, но в 1921 возобновило деятельность в составе Историко-филологического отдела ВУАН. В начале 30-х годов ликвидировано.
Служе́бник (греч. Ίερατικόν) — богослужебная книга, славянских православных традиций, предназначенная для священника и диакона. Служебник — непременный атрибут для совершения священником литургии, поэтому еще называется «Литургион». Первоначально служебник назывался «Евхологий» — с греч. «молитвослов», «молитвенник», и включал в себя некоторые чинопоследования из Требника. Значительная часть текстов служебника повторяется в Чиновнике архиерейского священнослужения. Последования этих же служб для...
Яку́тская духо́вная семина́рия (якут. Дьокуускайдааҕы духуобунай семинария) — высшее учебное заведение Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей Русской православной церкви.
«Вестник знания » — ежемесячный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал с приложениями для самообразования.
Литу́ргика — богословская дисциплина, изучающая христианское церковное богослужение, где главное место занимает Божественная Литургия.
Патери́к (греч. πατερικόν, или отеческая книга, отечник (греч. πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (греч. γεροντιχόν βιβλίον) или вертоград (греч. λειμωνάριον) — жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов, подвижников или рассказов о них.
Эконом (Иконом, греч. Οικονόμος) — в православных монастырях должность лица, заведующего и надзирающего за хозяйственной частью монастыря или архиерейского дома. В распоряжении эконома находятся как монастырские насельники, назначаемые на какие-либо хозяйственные послушания, так и наёмные работники.
Пе́рмские губе́рнские ве́домости — газета, издававшаяся в городе Пермь (Пермская губерния, Россия) с 1838 года сначала еженедельно, а с 1894 года — 3 раза в неделю. Газета содержала много исторических, этнографических, археологических статей о Пермском крае.Должности редакторов занимали Соловский и П. Володин. Главные редакторы в разное время: А.И. Перфильев, Н.Н. Виноградский, М.В. Кукаретин.
Слова́рь Акаде́мии Росси́йской — первый толковый словарь русского языка, содержащий 43 357 слов в шести частях. Работа над словарём началась в 1783 году и заняла всего 11 лет. При этом использовались материалы работы над словарём Российского собрания Академии наук в 1735—1743 годах и Вольного российского собрания в 1771—1783 годах (в работе этого добровольного общества активно участвовала и назначенная президентом Российской академии Е. Р. Дашкова).
Археографи́ческие коми́ссии — учреждения в Российской империи, СССР и России, целенаправленно занимавшиеся научным описанием и изданием письменных исторических источников.
Вя́земская епа́рхия — епархия Русской православной церкви в административных границах Вяземского, Гагаринского, Новодугинского, Сафоновского, Сычёвского, Тёмкинского, Угранского, Холм-Жирковского районов Смоленской области.
Ту́льская духо́вная семина́рия — высшее учебное заведение Тульской и Ефремовской епархии Русской Православной Церкви, готовящее церковно- и священнослужителей.