Понятия со словом «поворачивать»

Связанные понятия

Излу́чина — участок извилистого русла водотока между двумя смежными точками перегиба его осевой линии.
Исто́к — место, где водоток (напр., река или ручей) берёт своё начало. На географической карте исток обычно представляется условной точкой.
Прото́к, прото́ка — водоток, являющийся частью другого водотока, или соединяющий другие водотоки или водоёмы, который не имеет свойственных реке комплексов русловых образований.
Рука́в — сформировавшееся отдельное русло реки со всеми свойственными речному руслу особенностями морфологического строения, обычно вновь впадающее в ту же реку ниже по течению.
Водоразде́л — условная топографическая линия на земной поверхности, разделяющая водосборы (бассейны) двух или нескольких рек, озёр, морей или океанов, направляя сток атмосферных осадков по двум противоположным склонам.
Бифурка́ция рек (от лат. Bifurcus — «раздвоенный») — разделение русла реки и речной долины на две ветви, которые в дальнейшем не соединяются, образуют самостоятельные потоки и впадают в различные водоёмы или речные системы.
Ру́сло — наиболее пониженная часть долины, выработанная потоком воды, по которой осуществляется перемещение основной части донных наносов и сток воды в междупаводочные периоды.
Прито́к — водоток, впадающий в другой водоток. Обычно отличается от последнего меньшей длиной и меньшей водностью, однако существуют и обратные примеры: существенно более водные реки Ока и Кама считаются притоками Волги; притоком Енисея считается Ангара, которая в месте слияния имеет вдвое большую водность; более водная Очаковка считается притоком Раменки, и так далее. Также приток обычно отличается иным направлением долины.
Плёс речной — глубокий участок русла реки, расположенный между перекатами, обычно образующийся в русле меандрирующей реки у вогнутого участка излучины берега.Перекаты вместе с расположенными между ними плёсами образуют на реках системы плёс — перекат. Плёсы обычно приурочены к участкам русла с наибольшей кривизной, перекаты — к прямым (переходным) участкам русла между смежными излучинами.Плёс обычно образуется там, где в половодье наблюдается местное увеличение скорости течения реки и интенсивно...
Та́львег (нем. Talweg, от Tal — «долина» и Weg — «дорога») — линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна реки, долины, балки, оврага и других вытянутых форм рельефа.
Кругово́й перекрёсток — это перекрёсток, где приближающиеся транспортные средства замедляются и начинают круговое движение вокруг центрального «острова» в направлении против часовой стрелки на дорогах с правосторонним движением либо по часовой стрелке на дорогах с левосторонним движением, до выезда на одном из поворотов (ответвлений) с кругового перекрёстка.
Тра́нспортная развя́зка — комплекс дорожных сооружений (мостов, туннелей, дорог), предназначенный для минимизации пересечений транспортных потоков и, как следствие, для увеличения пропускной способности дорог. Преимущественно под транспортными развязками понимаются транспортные пересечения в разных уровнях, но термин используется и для специальных случаев транспортных пересечений в одном уровне.
У́стье — конечный участок реки, место впадения реки в водохранилище, озеро, море, океан или другую реку (по современной терминологии).
Меандри́рование (от др.-греч. Μαίανδρος Меандрос — древнего названия извилистой реки Большой Мендерес) — тип русловых процессов, схема деформаций в виде последовательных стадий извилистости речного русла.
Дю́кер (от нидерл. duiker, пришло в русский через нем. Düker «сифон») — напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки (канала), по склонам или дну глубокой долины (оврага), под дорогой, расположенной в выемке. Дюкеры используются в системах водопровода, канализации, орошения и т. п.
Меа́ндр (от греч. Μαίανδρος — древнее название извилистой реки Большой Мендерес в Малой Азии, сейчас в Турции) — плавный, но заметный изгиб русла (равнинной) реки.
Ла́мба (карел. lambi, фин. lampi) — русское название малых пресноводных, как правило, бессточных лесных озёр на территории Карелии и Финляндии.
Водото́к — водный объект, характеризуемый постоянным или временным движением воды в русле в направлении общего уклона.
Серпанти́н (фр. serpentin от лат. serpens, serpentis — «змея») — извилистая горная дорога (или её участки с крутыми витками и петлями), опоясывающая гору, поднимающаяся вверх, как лента серпантин.
Отрог — относительно короткий и узкий горный хребет, отходящий от крупной горной цепи и понижающийся к её периферии. Отроги возникают вследствие эрозионного расчленения гор.
Уклон реки́ — отношение падения реки (или другого водотока) на каком-либо её участке к длине этого участка.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.
Лесово́зная доро́га — путь сообщения, предназначенный для вывозки лесоматериалов с лесосек до места складирования или переработки, а также перевозки грузов в пределах зоны деятельности лесозаготовительного предприятия.
Доли́на (речная) — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением. Образуется обычно в результате эрозионной деятельности текучей воды.
Водосборный бассейн (также водосборная площадь, водосбор) — территория земной поверхности, с которой все поверхностные и грунтовые воды стекают в данный водоём или водоток, включая различные его притоки. Чаще всего речь идёт о бассейнах рек.
Спи́ллвей — путь (канал) грандиозного, как правило — катастрофического, сброса воды из ледниково-подпрудных озер (дилювиального потока) через низкие водоразделы, перевальные седловины (сквозные долины), а также по под- и внутриледниковым трещинам и каналам в соседние бассейны.
Вестфьярдарвегюр (исл. Vestfjarðarvegur), Дорога 60 — дорога на северо-западе Исландии.
Плёс — более или менее широкая часть водоёма, реки или озера, отличающаяся большей (по сравнению с соседними водными участками) глубиной. Толковый словарь Ушакова приводит в качестве первого значения...
Поро́г, поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден.
Руслова́я многорука́вность — тип русловых процессов, включающий образование, смещение и исчезновение русловых островов.
Ижевская кольцевая автомобильная дорога (ИКАД, Объездная дорога) — строящаяся кольцевая автомобильная дорога вокруг города Ижевск. Строительство объездной дороги было обусловлено необходимостью разгрузить улицы столицы Удмуртии от проходящего через неё транзитного автотранспорта с дорог М7 (Р320 и Р321), Р322.
Одностороннее движение — мероприятие по разгрузке дорог и повышению безопасности движения.
Большой холм на Канадской Тихоокеанской железной дороге (КТЖД) Британской Колумбии, Канада, был самым сложным участком пути на железнодорожной магистрали. Он располагался в канадских скалистых горах к западу от континентального водораздела и до перевала Кикинг-Хорс. Хотя Большой Холм был заменен спиральными тоннелями в 1909 году, в районе есть проблемы с движением поездов и по сей день.
Де́льта — сложенная речными наносами низменность в низовьях реки, прорезанная разветвлённой сетью рукавов и протоков. Дельты, как правило, представляют собой особую миниэкосистему как на планете в целом, так и в бассейне конкретной реки в частности.
Конушинский бе́рег — берег в восточной части Белого моря, на восточном побережье Мезенской губы. Простирается от устья Мезень до мыса Конушин на полуострове Канин. Мыс Конушинский или Толстик, находится в 6,7 мили к югу от устья реки Волосова и представляет собой возвышенную часть берега, имеющую форму холма высотой 50 м. На мысе установлен Маяк Конушинский (67°14' N, 43°47' О). Севернее мыса Конушин находится Канинский берег.
Речна́я систе́ма — совокупность рек, изливающих воды одним общим руслом или системой протоков в море, озеро или другой водоём.
Каньо́н (исп. cañón «труба, ущелье») — глубокая речная долина с очень крутыми, нередко отвесными склонами и узким дном, обычно полностью занятым руслом реки. В ущелье, в отличие от каньона, дно не полностью занято рекой, и часть дна часто занимает лес.
Междуре́чье — местность, расположенная между двумя смежными реками. Включает в себя водораздельное пространство и склоны сопредельных речных долин.
Светофо́р (от свет + греч. φορός «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.
Поворо́тный мост — разводной мост, через одну из точек которого (обычно, расположенной рядом с его центром масс) проходит вертикальная ось вращения, позволяющая мосту двигаться в горизонтальном направлении. Небольшие мосты могут иметь ось вращения со стороны одного из берегов — в этом случае требуется дополнительное укрепление грунта для поддержки моста и поворотного механизма.
Тупи́к — по Далю, недоу́лок, «глухой заулок, мешок, непроходная улка». Исторически — тип улицы, не имеющей сквозного проезда; закрытая от сквозного проезда дорога.
Радужный массив (массив Серова-Радужный) (укр. Райдужний масив) — жилой массив в Днепровском районе г. Киева. Расположен северо-западнее Воскресенского массива на левом берегу Днепра.
Белору́сская гряда́ (белор. Беларуская града) — холмистая гряда на северо-западе Белоруссии и в Польше протяжённостью около 520 км.
Шоссе (фр. chaussée) или шоссейная дорога — дорога с искусственным покрытием, чаще всего — твёрдым, обязательно с устройством на основе дорожного полотна поверх грунтового основания, и с канавами для стока воды по обочинам.
Ку́чмин яр (укр. Ку́чмин яр) — историческая местность Киева, бывшее селение в Соломенском районе. Простирается на склоне между улицами Кудряшова, Краснодонской, Красикова (по обе её стороны) и Соломенским лесопарком, прилегает к местностям Батыева гора, Александровская Слободка, Соломенка и жилмассиву Железнодорожный.
Центральная дуговая магистраль (ЦДМ) — автотранспортная система в Санкт-Петербурге, соединяющая Приморское и Петергофское шоссе в обход исторического центра. Общая длина всех улиц около 50 км.
Река́ — природный водный поток (водоток) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанному им естественному углублению) от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна.
Спираль (спиральная петля, петля) — это способ поднятия на высокие холмы, используемый на железных дорогах.
Центральноберезинская равнина — равнина, расположенная в центре Беларуси, имеет наклон с севера на юг. Площадь — 28 тыс. кв. км.
Грунтовая дорога (в просторечии грунтовка) — автомобильная или тракторная дорога, построенная из природного грунта или грунта с добавками других материалов.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я