Понятия со словом «перестраиваться»

Связанные понятия

Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.
Украинская архитектура — это термин, который описывает систему зданий и сооружений, пространственно организующих среду для жизни и деятельности людей, строившихся на современной и исторической Украине.
Неого́тика («новая готика») — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи историзма, возрождавшей формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке...
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Подробнее: Романская архитектура
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках...
Па́мятник архитекту́ры (градострои́тельства) — недвижимый (фрагменты интерьера и экстерьера архитектурных сооружений) примечательный объект материального и духовного творчества, который имеет национальное или международное значение. В настоящее время в действующем российском законодательстве определение «памятник архитектуры» не используется — употребляется либо «объект культурного наследия», либо равноценное ему «недвижимые памятники истории и культуры».
Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей.
Го́тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную...
Фли́гель (от нем. Flügel, основное значение — крыло, боковая пристройка) — вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка. Флигели входили в комплекс городской или сельской усадьбы и располагались по бокам от основного здания. Такая композиция характерна для усадеб, построенных в стиле русского классицизма во второй половине XVIII — начале XIX века.
Архитектура Возрождения — термин, под которым понимается архитектура европейских стран в период ее развития с начала XV до начала XVII века; при этом в общем течении имеется в виду возрождение и развитие основ духовной и материальной культуры античности — Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю — готике. Готика, в отличие от архитектуры Возрождения, искала вдохновение в собственной интерпретации...
Клуа́тр (фр. cloître, от лат. claustrum, закрытое место; итал. chiostro, англ. cloister, нем. Kreuzgang) — типичная для романской, византийской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор-колодец или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
Классици́зм (фр. classicisme от лат. classicus «образцовый») — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.В основе классицизма лежат идеи античности, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать...
Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.
Подклет, подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания.
Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий») — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях; обычно имеет место в период смены больших художественных систем.
Ру́сско-Византи́йский сти́ль — направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. В рамках эклектики мог сочетаться и с другими стилями.
Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.
Барбака́н (по-русски отводна́я стре́льница) — фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость.
Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».
Неф, или кора́бль (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Готическая архитектура — период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения.
Бастея (от нем. Bastei — бастион) — фортификационное сооружение долговременного типа. Возникло в XVI веке в результате развития артиллерии и являлось промежуточным этапом эволюции крепостной башни в бастион. В древних русских крепостных системах, таких как Псковский Кремль полукруглые бастеи назывались персями.
Стиль Тюдоров — архитектурный стиль поздней английской готики, развившийся в период правления английской королевской династии Тюдоров (1485—1603). Стиль охватывал 1500—1560 годы и уступил место Елизаветинской архитектуре. Стиль соединил элементы архитектуры эпохи Возрождения и средневековой готики.
Заха́б — фортификационное сооружение в средневековых крепостях, укрепление, защищавшее крепостные ворота. Слово захаб происходит от древнерусского охабень «рукав», а также «предместье» (от охабить «охватить»). В Европе подобное сооружение называли немецким словом «цвингер». Обычно захаб представляет собой длинный и узкий коридор, действительно напоминающий рукав. Как правило, соединяет внешние крепостные ворота в башне с внутренними воротами, ведущими внутрь крепости. Захабы русских крепостей имели...
Капе́лла (от позднелат. capella, cappella уменьшительное от позднелат. сарра (capa) капа, вид облачения католических священников, первоначально — плащ-накидка) — в католицизме термин, используемый для названия храмовых помещений нескольких типов...
Эмпоры (от нем. Empore — возвышение) — покоящиеся на колоннах или арках сооружения (помещения) в виде трибун или галерей в интерьерах византийских и средневековых европейских церквей.
Вестверк (нем. Westwerk) — монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Вестверки характерны для церквей эпохи Каролингов, Оттонидов и церквей, построенных в романском стиле. Вестверк, как правило, состоит из основной башни и одной или двух примыкающих башен. В вестверке находится главный церковный портал и хоры.
Сторожевая башня — башня, служащая для осмотра, дозора и охраны окружающей территории.
Нарышкинский стиль — условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., иногда также называемого нарышкинским или московским барокко, — ошибочность последнего наименования доказала И.Л. Бусева-Давыдова, которая и предложила принятое сейчас понятие "нарышкинской стиль". Своим названием архитектурное течение обязано молодому боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с элементами архитектуры маньеризма...
Зальный храм — вытянутый в плане христианский храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов).
Кордегардия (от фр. corps de garde) — помещение для караула, охраняющего крепостные ворота. Является разновидностью фортификационных сооружений.
Фа́хверк (нем. Fachwerk — каркасная конструкция, фахверковая конструкция) — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служат вертикально установленные несущие столбы, являющиеся, наряду с распорными наклонными балками, опорной конструкцией здания. Эти несущие столбы и балки видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный вид. Пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом, иногда также деревом. Фахверк появился в XV веке в Германии и стал очень...
Дворе́ц — большое монументальное парадное здание, выделяющееся своей архитектурой, являлось первоначально резиденцией царствующих владетельных лиц, высшей знати и уже с XIII века так же назывались некоторые здания органов государственной власти. Качественным отличием дворцовой архитектуры от замковой является отсутствие оборонительного назначения и фортификационных элементов.
Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Торговые ряды — здание, предназначенное для торговли, разделённое на ячейки (лавки), объединённые открытой галереей. Часто на втором этаже располагались жилые комнаты, в которых жили владельцы лавок.
Мансардная крыша — покатая крыша, для которой характерна конструкция ската, состоящего из двух частей — верхней, пологой, и нижней, более крутой. Образуемое тем самым более объёмное чердачное помещение называют мансардой или мансардным этажом.
Хор (греч. χορός — хор, групповой танец) — в раннехристианских храмах пространство перед главным престолом, где помещался хор певчих; позднее в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания, до апсиды. Таким образом хор стал включать пресвитерий.
Деамбулаторий (от лат. deambulo из лат. de «за» и лат. ambulo «ходить», лат. ambio — обходить, ходить кругом чего-либо) или в ранней форме амбулаторий — полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры. По этой галерее поток людей, не выходя из храма, попадал к небольшим апсид-капеллам в восточной части храма — полукружие апсидиол в некоторых случаях обрамляло венцом деамбулаторий (см. венец...
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

Подробнее: Шатёр (архитектура)
«Кирпи́чный стиль» — условное обозначение неоштукатуренных строений периода историзма в России (конец XIX века). Для «кирпичного стиля» характерна замена лепных украшений и штукатурки декором из неоштукатуренного кирпича.
Палаты (от лат. palatium — дворец, чертог) — термин, обозначающий русские средневековые, преимущественно жилые каменные или кирпичные сооружения. Строились, как правило, в два-три или более этажей. Словом палата называлось самое большое в палатах помещение, зал. Сверху палат мог быть надстроен каменный или (чаще) деревянный терем. Не следует смешивать палаты с хоромами, которые были деревянными.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Донжо́н (фр. donjon «господская <башня>» от ср.лат. dominionus) — главная башня в европейских феодальных замках.
«Восьмерик на четверике» — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий).
Часо́вня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь. Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах. В старообрядчестве является молельней. У католиков близким аналогом православной часовни является капелла.
Хо́ры (греч. χορός — хор, древнерусское наименование — пола́ти) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях хоры имеют гораздо более широкий набор функций, на них могут располагаться как клирос, так и приделы, подсобные помещения и т. п.В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной алтарю) или опоясывают...
Кресто́во-ку́польный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я