Понятия со словом «мектеб»

Мекте́б (араб. مكتب‎ — школа‎) — мусульманская (как правило) начальная школа в странах Востока и Российской империи. В основном обучали детей чтению, письму, грамматике и исламу.

Связанные понятия

Шакирд — студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.Шакирды обычно изучают основы ислама и арабскую графику, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. Нередко, в их учебную программу входят и светские дисциплины, такие, как иностранные языки, арифметика, география, история и т. д.
Медресе́ (араб. مدرسة‎, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.
Мулла́ (араб. مُلَّا‎ от араб. مَوْلَى‎ — господин, повелитель, владыка) — знаток и служитель мусульманского культа. В Российской империи муллами часто называли всю совокупность существующих мусульманских духовных лиц, иногда учителей медресе и просто грамотных людей.
Ислам в Башкортостане — монотеистическая авраамическая мировая религия в Башкортостане.
Джадиди́зм (от араб. جديد‎ jadīd — «новый», араб. جديدية‎ jadīdiyya — «обновленчество», тат. Җәдитчелек, башк. Йәдитселек, узб. Jadidchilik) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.
Список исторических мечетей Азербайджана. Централизованная деспотическая власть позволила правителям государств, находившихся на территории современного Азербайджана, строить выдающиеся в архитектурном плане, крупные мечети, являющиеся выдающимся вкладом в сокровищницу мирового зодчества. Мечетям отводились самые крупные земельные участки, и их минареты служили акцентирующими элементами городской панорамы. В настоящее время в Азербайджане из 2166 мечетей, расположенных на контролируемых республиканскими...
Школы Алтынсарина — учебные заведения, организованные Ибраем Алтынсарином в Тургайской области. (1864—1889). Типы учебных заведений, которые открыл Алтынсарин: двухклассные 6-летние интернатские училища (в уездных городах), одноклассные (3-4-годовые) волостные начальные школы, школы для девочек (1887), аульные школы (1892). Алтынсарин проектировал также профессионально-технические и сельскохозяйственные учебные заведения, в 1883 открыл учительскую школу. Алтынсарин создал основу учебно-просветительской...
Малые народные училища — начальные учебные заведения для непривилегированных сословий с 2-годичным сроком обучения в Российской империи.
Мече́ть (араб. مسجد‎ — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Махалля́ или Махалла́, также Гуза́р (азерб. Məhəllə; араб. محلة‎; бенг. মহল্লা; дари محله; перс. محله‎; тадж. Маҳалла / Гузар; тур. Mahalle; туркм. Mahalla; узб. Mahalla; уйг. مەھەللە; урду محله‎; хинди मोहल्ला) — название части города в некоторых странах с преимущественно мусульманским населением. Обычно махалля — размером с квартал, жители которого в некоторых странах осуществляют местное самоуправление.
Баб (араб. باب‎, «врата» (к знанию), также, возможно, произошло от «баба́», примерного эквивалента расширенного значения слова «отец» в русском — более старший и мудрый мужчина) — в суфизме, почётное звание проповедников ислама у средневековых народов Востока.
Казанская дорога — административно-территориальная единица башкир (Башкортостана) образовавшаяся наряду с Ногайской, Осинской и Сибирской и подразделявшаяся этнически на волости (рода).
За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах.
Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII...
«Абдулла-наме» — историческое сочинение Хафиза Таныша ал-Бухари (кон. XVI века — начало XVII века). Книга также называется «Шараф наме-ий шахи» (рус. «Книга восхваления шахов») и «Зафар-наме» (рус. «Книга побед»).
Хивинская переводческая школа (узб. Xiva tarjima maktabi) – школа переводов, возникшая в Хивинском ханстве и существовавшая с начала XVI века до начала XX века. За этот период множество знаменитых книг персидской и арабской художественной и исторической литературы было переведено на узбекский язык.
Буха́рцы (тадж. Бухорй; узб. Buxorolik; тат. Бухарлык) — этнографическая и социокультурная группа в составе населения Российской империи. По происхождению — выходцы из Бухарского ханства. Составили заметную долю в формировании сибирских татар.
«Зийа ал-кулуб» (перс. ظیا ال قلب‎ «Сияние сердец») — сочинение среднеазиатского ученого Мухаммад Аваз Самарканди Написано в 17 в. на персидском языке. Содержит описание жизнедеятельности известного мусульманского проповедника, суфия из ордена накшбан-дийа, шейха Ходжа Исхака — основателя черногорской группы восточно-туркестанских ходжей. Написана как на основе личных наблюдений, так и воспоминаний ближайших друзей и последователей Ходжа Исхака. Сочинение представляет интерес с точки зрения изучения...
Има́м (араб. إمام‎ — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎) — в исламе — предводитель молитвы и духовное лицо, которое заведует мечетью; титул, который носят наиболее выдающиеся богословы и религиозные авторитеты; ду­хов­ный и свет­ский гла­ва все­го му­сульманского со­об­ще­ст­ва; гла­ва има­ма­та гор­но­го Да­ге­ста­на и Чеч­ни в XIX веке и других государственных образований.
Муджтахид (араб. مُجْتَهِدٌ ‎) — высокопоставленный факих (исламский богослов). Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права (фикх). Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы (сахих) пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов (факихов).
Культовое сооружение — сооружение или комплекс сооружений для культовых, религиозных нужд (отправления служб, чтения молитв и обращений к Богу), служения Богу.
Татары в Донском казачьем войске — группа татар-мусульман в составе донских казаков, представителей казачьего сословия Области Войска Донского.
«Бадаи ал-вакаи» (перс. بدايع‌الوقايع‎ — «Удивительные события») — исторический труд Зайн ад-Дина Васифи (1485—1551/1556 годы) на языке фарси. Состоит из 46 глав. Излагается история Хорасана, Центральной Азии, политическая, экономическая, культурная жизнь Герата конца XV — начала XVI веков. Приводятся сведения о великих ученых средневековья: Абу Али ибн Сина, Абд ар Рахман Джами, Абу-л-Касим Фирдоуси, Алишера Навои, Камала ад-Дин Бинаи. Описываются поход иранского шаха Исмаила Сефеви на Герат, столкновения...
Муэдзи́н (араб. مؤذن‎, произн. как «муаз̱з̱ин»), муаззин, муэззи́н, азанчи́, муна́ди, биля́л — в исламе служитель мечети, призывающий мусульман на обязательную молитву (намаз).
Волостные училища — начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений. Учреждены в 1830 году. Содержались за счет особого сбора с государственных и удельных крестьян. Волостные училища числились в ведомстве приказов общественного призрения, в них было до 10 % крестьянских детей (мальчиков) школьного возраста, которых обучали чтению, письму и канцелярскому делу. В 1860-е годы, согласно новому положению о государственных и удельных...
Кутб (араб. قطب — полюса) — в суфийских тарикатах высшая степень святости в иерархии святых (авлия), лидер или духовный наставник тариката. Кутб являлся обладателем сокровенных знаний и олицетворял собой некоего посредника между людьми и Аллахом. Он отождествлялся с «совершенным человеком». По мнению некоторых исследователей, понятие «Кутб» было заимствовано у шиитов. Согласно суфийскому учению, одновременно в мире может находиться только один кутб. По этой причине кутба нередко называли «полюсом...
Вакуф (вакф, араб. وقف‎, множ. араб. أوقاف‎, аукаф; тур. vakıf: остановка, приостановление, удержание) — в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги). Посвящающий своё имущество в вакуф называется учредителем вакуфа.
Казахская учительская семинария (азерб. Qazax müəllimlər seminariyası) — функционировавшая с 1918 по 1959 год в азербайджанском городе Казах учительская семинария. Была создана по инициативе азербайджанского просветителя Фирудин-бека Кочарлинского.
Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — в России начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.

Подробнее: Церковно-приходская школа
Не следует путать с духовными семинариями, готовившими духовенство.Учи́тельская семина́рия — среднее специальное учебное заведение, предназначенное для подготовки преподавателей начальной школы.

Подробнее: Учительская семинария
Астраханские татары (тат. Әстерхан татарлары) — территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. Татары являются третьей по величине этнической группой в области, составляя порядка 7% её населения (свыше 60 тыс чел. на 2010 год).
Хади́с (араб. الحديث‎) — предание о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис — изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.
Дворцовая школа — часть системы Османской империи, созданная для обучения управленческой элиты этой страны. Дворцовая школа имела два направления. Первое — медресе (осм. Medrese) для мусульман, которое готовило учёных и государственных чиновников в соответствии с исламскими традициями. Второе направление — закрытый пансион для обращённых христиан Эндерун (осм. Enderûn), в который набирались ежегодно 3000 студентов из парней в возрасте от 8 до 20 лет, по одному человеку из каждых 40 христианских семей...
Сиби́рская дару́га — административно-территориальная единица Башкортостана , затем в составе Русского царства и Российской империи, образовавшаяся наряду с Казанской, Осинской и Ногайской даругами на землях башкир и подразделявшая этнически на волости (рода).
Татары в Оренбургском казачьем войске — группа казаков татар-мусульман в составе оренбургских казаков. В казачье сословие татарское население края было записано в 1799 г. История оренбургских татар-казаков заканчивается с ликвидацией казачества в 1920 г.
Духовные учебные заведения — учебные заведения для подготовки теологов. Одинаково присутствуют в истории христианской цивилизации (у католиков, православных и протестантов).
В некоторых мусульманских странах, есть национальные мечети, ниже приведён их список.

Подробнее: Список национальных мечетей
Пермские татары — татароязычная этнографическая группа в составе казанских татар, проживающая на территории пермского этнокультурного района.
Почита́ние моги́л (араб. تعظيم القبور‎ — та’зи́м аль-кубу́р), поклонение им и совершение ритуальных обрядов возле них в самом начале распространения религии ислам было запретным и порицаемым, однако со временем, эти действия стали неотъемлемой частью быта многих мусульманских общин.
Было открыто в Евпатории в конце XIX в. на средства Потомственного Почётного Гражданина А. М. Гелеловича.

Подробнее: Женское городское училище для бедных девиц им. Гелеловича
Вы́сшие нача́льные учи́лища — общеобразовательные заведения Российской империи, промежуточные между начальными и средними.
Ха́нака (перс. خانگاه‎) — суфийская обитель. Изначально ханаки были скромными приютами дервишей, но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные. Ханаки играли большую социальную роль, выполняя функции мест общественных и политических собраний; школ; гостиниц и постоялых дворов; больниц; благотворительных центров и т. д.. В ханаке обязательно находилась мечеть, мог находиться мавзолей (мазар) и библиотека. Процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена...
Силси́ла (араб. سلسلة‎ — ряд, цепь‎) в суфизме — духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха. Обычно силсила возводится к пророку Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия, однако некоторые суфии возводят свою силсилу к пророку Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в неё может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется...
Ахунд (азерб. Axund; перс. آخوند‎), ахун — в Азербайджане, Иране и Российской империи звание мусульманского учёного высшего разряда, аналог арабского кади. До 1788 года ахунды являлись главами духовенства даруг (областей) и городских общин и именно через них царские власти взаимодействовали с имамами. Три первых муфтия ОМДС также ранее были ахундами. Должность ахундов зачастую была связана с конкретным родом и (или) регионом. Так, первый приход Уфы и должность ахунда города были традиционно связаны...
Минаре́т (араб. منارة‎, манара, «маяк»), ми’зана (араб. مئذنة‎) или саума’а (араб. صومعة‎) — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних — внутри башни.
Средневековая узбекская историография – совокупность исторических произведений, написанных с конца XVI века до начала XX века на узбекском языке.
Су́нна (араб. سنة — обычай, пример) — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха) и тесно взаимосвязана с ним, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина. Немаловажной частью мусульманского религиозного образования...
Иджма́‘ (араб. إجماع — единогласие) — согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Один из источников мусульманского права — фикха.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я