Понятия со словом «курай»
Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от...
Связанные понятия
Башкирская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития башкирской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
Кубаи́р (башк. ҡобайыр) — жанр башкирской народной поэзии, короткий поэтический сказ, традиционно исполняемый речитативом под аккомпанемент думбыры, реже курая.
Башкирская песня — песня, слова и музыка которой сложились в ходе развития башкирской культуры. Включает в себя сочинения как башкирских композиторов и поэтов-песенников, так и народные. В Республике Башкортостан проводится систематическое изучение и популяризация песенного творчества.
Татарская поп-музыка (татарская эстрада) — музыка в стиле поп, исполняемая на татарском языке и популярная в регионах, где этот язык распространён — прежде всего в Татарстане и Башкортостане. Как правило, в большинстве случаев содержит в себе элементы татарской народной музыки — прежде всего это выражается в наличии в песнях партии баяна, также широко распространены перепевки исконно народных песен.
«Татар җыры» (тат. Татарская песня) — ежегодный международный эстрадный фестиваль, церемония вручения народной премии в области татарской песни. Проводится в Казани (Республика Татарстан) с 1999 года.
Сэсэ́н (башк. cәсән, тат. чичән «поэт, певец-импровизатор, бард») — народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры — традиционного струнного инструмента.
Башкирский эпос — репертуар эпических сказаний башкирского народа с богатыми устными традициями, отражающим различными этнические пласты и культурные традиции. Зародившись в недрах первобытно-общинного строя, эпос сопутствовал всей истории башкирского народа.
Сабанту́й (тат. сабантуй, сабан туе, башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику.
Башкирский фольклор — устное народное творчество башкирского народа, представленное трудовыми, обрядовыми и бытовыми песнями, сказками, легендами, эпическими произведениями, пословицами и др.
Башки́рские племена́ (башк. башҡорт ырыуҙары) — исторически сложившиеся родовые объединения в составе башкир.
Чатхан (хак. чадыған) — многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов, типа цитры. Корпус-резонатор в форме продолговатого ящика, чаще без дна, с прикрепленными вдоль струнами.
Литература Башкортостана — литература многонациональной Республики Башкортостан. Берет начало с устного народного творчества, имеет богатую историю, характеризуется разнообразием жанров и направлений, взаимным обогащением национальных культур. На литературу оказывала влияние политическая обстановка в стране.
«Туганлык» (башк. «Туғанлыҡ» — «Родство») — международный фестиваль тюркоязычных театров.
Этнография башкир ― раздел этнографии, занимающейся фактологическими, описательными исследованиями быта и культуры башкир, их происхождением, этногенезом, ассимиляцией, расселением, культурными историческими связями с другими народами.
Жетыге́н — казахский древний многострунный (обычно семиструнный) щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было верхней деки, но имелись колки из асыков. Струны (из конского волоса) натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие...
Кобы́з, также кыл-кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз) — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент.
Бурятская музыка представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский Бурятские округи), так и исполнителями бурятского происхождения из Монголии и Китая.
Башкирский язык (башҡорт теле ) — один из тюркских языков кыпчакской группы, поволжско-кыпчакской подгруппы. Национальный язык башкир, государственный язык Республики Башкортостан. Выделяются три диалекта: южный, восточный и северо-западный.
Башкирские имена — полные имена людей в Республике Башкортостан, состоящие из фамилии, имени и отчества. Происходят имена от арабского, тюркского, немецкого, английского, латинского и других языков домусульманского, мусульманского, современного периодов истории.
Шежере́ (также шэжэрэ́; башк. шәжәрә от араб. شجرة — дословно дерево) — башкирская родословная, генеалогическая запись племён и родов у башкир, а также у других тюркских народов.
Мин (башк. Мең) — одно из родо-племенных объединений в составе дёмской группы башкир, потомки мингов.
Ёхор (бур. Ёохор) — народный танец-хоровод у бурят. Распространён во всей этнической Бурятии.
Кюй, каз. күй — название традиционной казахской инструментальной пьесы. Исполняется на домбре или других народных музыкальных инструментах. Тех, кто исполняет кюи, называют кюйши (каз. күйші).
Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в том числе песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).
Айты́ш у киргизов и башкир, (от кирг. айтыш, башк. әйтеш — сказ), айты́с у казахов — импровизированное состязание двух акынов, форма устной народной песенной поэзии. Исполняется с аккомпанементом на народных струнных инструментах (комуз у киргизов).
Кому́з (кирг. комуз) — киргизский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной тонкой шейкой. Грушевидный корпус с безладовым грифом представляет собой единое целое (выдалбливается из одного куска дерева). Общая длина инструмента около 90 см. Строится по квинтам и квартам. Средняя струна мелодическая, остальные выполняют функцию бурдона.
Ансамбль песни и танца «Италма́с» — академический ансамбль Удмуртской республики. Полное наименование — Государственный Ордена Дружбы Народов Академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас».
Подробнее: Италмас (ансамбль)
Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и тюркских народов.
Башкирская мифология — устное или письменное повествование, передающее представления башкир о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, форма массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно наглядных образов. В мифах проводится метафорическое сравнение природных и культурных явлений, одушевление окружающей природной среды. Мифы, в старину, имели для людей отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, люди наделяли их строгой достоверностью...
«МИР Сиби́ри» — международный фестиваль этнической музыки и ремёсел. Проводится ежегодно с 2003 года (за исключением 2006 года) в первой половине июля, в Шушенском, на юге Красноярского края. До 2012 года назывался «Саянское кольцо». После ребрендинга в 2012 году получил название «МИР Сибири».
В Татарстане проживает около 36 % всех татар, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России. Самый малонаселенный татарами регион — Ингушетия, где их всего насчитывается 151 человек.
Подробнее: Расселение татар в России
Минская волость - административно-территориальная единица Российской империи в составе Ногайской дороги,Златоустовского уезда Уфимской губернии.
Протяжная песня (монг. уртын дуу) — один из ключевых жанров традиционной монгольской музыки.
Алта́йский шамани́зм — региональная (и национальная) форма шаманизма. Территория распространения — Алтай. Как и у хакасов, якутов, казахов и других тюркоязычных народов Сибири, у алтайцев шаманизм испытал значительное влияние тенгрианства.
Юрми (башк. Юрми, Юрмый) — древнебашкирское племя, в составе северо-западных башкир.
Кунгурские, или сылвенские, марийцы (мар. Кöҥгыр марий, Сулий марий) — этнографическая группа марийцев в юго-восточной части Пермского края России. Кунгурские марийцы — часть уральских марийцев, которые в свою очередь входят в число восточных марийцев. Название группа получила от бывшего Кунгурского уезда Пермской губернии, к которому до 1780-х годов относилась территория, на которой селились марийцы с XVI века. В 1678—1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением...
Двенадцать уйгурских мука́мов (уйг. ئۇيغۇر ئون ئىككى مۇقامى ) — это единый цикл или ряд протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства. Синтезируя в себе традиционную песенно-инструментальную музыку и танцы, изустно-профессиональную музыку и поэзию, уйгурские мукамы являются неотъемлемой частью искусства макамат.
Мори́н ху́ур, мори́н толгойто́й ху́ур (монг. морь, мори́н — конь, толго́й — голова, ху́ур — музыкальный инструмент, бур. мори́н ху́ур, калм. мөрн хуур) — монгольский смычковый музыкальный инструмент. Распространён в Монголии, в КНР (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район), в России (Бурятия, Калмыкия, Иркутская область, Забайкальский край).
Подробнее: Моринхур
Сиби́рская дару́га — административно-территориальная единица Башкортостана , затем в составе Русского царства и Российской империи, образовавшаяся наряду с Казанской, Осинской и Ногайской даругами на землях башкир и подразделявшая этнически на волости (рода).
Чопо чоор (кирг. чопо чоор «глиняный чоор») — сосудообразная флейта киргизских пастухов и табунщиков. Первоначально использовалась на юге Ошской области, затем распространилась по всей территории Киргизии. Другие названия: ылай чоор и ышкырык («свисток»).
Домбра́ также Домбыра́ (каз. домбыра) — струнный щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре казахского народа. Домбра считается народным музыкальным инструментом казахов, ногайцев, а также калмыков.
Башкирский орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.
Дечиг по́ндар (по́ндур) — древний национальный инструмент вайнахов — чеченцев и ингушей. Трёххорный щипковый музыкальный инструмент, распространённый у народов Кавказа. С появлением аккордеона («Кехат-пондар»), в народе пондару также дают имя «дечиг-пондар».
Шежере́ (шэжэрэ, шежире, сачара, каз. шежіре, кирг. санжыра, башк. шәжәрә, тат. шәжәрә, узб. shajara, sanjara) — название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, татар, казахов и киргизов. Помимо самой родословной, шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени, то есть является своеобразной летописью.
Толгау (каз. толғау — раздумья) — философско-дидактческий жанр в фольклоре и индивидуальном творчестве казахов, каракалпаков, ногайцев. Становление жанра толгау приходится на XII—XIV века. В казахской поэзии толгау достиг расцвета в XV—XIX веках. В условиях патриархально-родового общества толгау имел большое идеологическое значение. Ведущее место в толгау занимает социально-политическая, философская тематика. Мысли выражаются в форме поучения. В стихе используются не только конечные, но и внутренние...