Понятия со словом «караимский»

Караи́мский язы́к — язык караимов, принадлежит к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков.
Первая попытка организации караимского периодического издания в Крыму была осуществлена в 1914 г. Газзан феодосийской караимской общины А. И. Катык 10 июня 1914 года обратился к Таврическому губернатору с просьбой разрешить выпуск в Феодосии караимского журнала под названием «Вестник караимской жизни».

Подробнее: Вестник караимской жизни
Караимская улица (укр. Караїмська вулиця, лит. Karaimų gatvė, ивр. ‏רחוב הקראים‏‎) — годоним (название улицы), исторически связанный с местами компактного проживания караимов. Как правило, встречается в местах расположения сохранившихся или разрушенных караимских молитвенных домов (кенасса). В советский период все «караимские улицы» из идеологических соображений были переименованы, в настоящее время часть из них вновь стали называться прежним названием.
Таврическое и Одесское караимское духовное правление — религиозное объединение караимов, проживавших на территории Российской империи в 1837—1917 годах. Духовное правление выступало главным представителем караимства в структуре государства.
Было открыто в Евпатории (1865). Принимали не только караимок, но и всех желающих. Обучение было платным. Преподавали Закон Божий, русский язык, историю, арифметику, географию, чистописание, рисование, рукоделие; факультативно: французский и греческий языки, музыку.

Подробнее: Караимское женское училище для девиц
Бесплатное ремесленное караимское училище для детей всех званий — национальное караимское шестиклассное учебное заведение, которое действовало в Евпатории с 1895 до 1919 гг. Это училище было ориентировано на получение небогатой караимской молодёжью рабочих специальностей.

Связанные понятия

Кена́сса (также кенаса́, кенесе́, кенеса, кэнэса; караимск. כְּנֵסַה, кэнэса) — молитвенный дом караимов в Восточной Европе.
Школа Абен-Яшара Луцкого — одна из лучших частных караимских школ в начале XIX в., существовавшая в Евпатории. Ею руководил известный караимский просветитель Авраам бен-Иосиф Луцкий (1792—1855). Его внук, Яков Вениаминович Дуван (1842—1901) — караимский ученый и педагог, автор первого караимского катехизиса с русским переводом.
Мидра́ш (ивр. ‏מִדְרָשׁ‏‎, букв. изучение, толкование) — начальная караимская школа, составлявшая основу традиционной системы караимского народного образования.
Ми́рская иешива (идиш ‏מירער ישיבה‏‎, ивр. ‏ישיבת מיר‏‎) — одно из самых известных еврейских высших учебных религиозных заведений, крупнейшая из иешив литовского направления в ортодоксальном иудаизме. Была основана в местечке Мир в Российской империи (ныне Беларусь). После нескольких переездов во время Второй мировой войны разделилась на три иешивы — одна в Иерусалиме (с дополнительным отделением в Модиин-Илите), и две других в Бруклине (Нью-Йорк).
Еврейская религиозная община в Варшаве — является отделением Союза еврейских общин Польши на территории восточной Польши.
Ортодоксальный иудаизм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Еврейское имя — имя, берущее начало в еврейских источниках и/или еврейских языках (иврите, талмудическом арамейском языке, идише и др.). Основная масса еврейских по происхождению имён основывается на талмудическом, христианском или исламском толковании Библии, хотя у самих евреев встречаются имена небиблейского происхождения. Такими именами в основном пользуются люди, проживающие в Израиле и христианских странах, однако некоторые из них также прижились и в исламском мире, особенно в том случае, когда...
Ульпан (ивр. ‏אולפן‏‎ — студия, обучение, инструкция) — учебное учреждение или школа для изучения иврита. Под этим термином понимают как профессиональные, так и любительские курсы или кружок по изучению языка иврит.
Маги́д (или магги́д; буквально «рассказывающий» от ивр. ‏מַגִּיד‏‎; мн. ч. маггидим) — еврейский религиозный проповедник, иначе называемый также «даршан» (דרשן); начиная с XVI века, стал встречаться термин и «Магид Мешарим» (сокращ. מ״מ). Звание маггида присваивалось преимущественно странствующим проповедникам, хотя его носили также постоянные проповедники общины, часто соединявшие эту функцию с саном раввина. Первые маггидим проповедовали, отвечая на обращённые к ним вопросы слушателей, подобно...
Караимизм (караизм, иудаизм караимского толка; др.-евр. יהדות קראית Yahadut Qara’it) — религиозное вероучение, основанное на Танахе (Ветхом Завете).
Еврейская литература — корпус светской и религиозной литературы, созданной на различных, главным образом еврейских языках, и являющей собой литературное воплощение специфически еврейского жизненного опыта. Еврейская литература исторически создавалась на языках, используемых еврейскими общинами различных стран. В так называемый «еврейский канон» входят произведения, созданные как на специфически еврейских языках (иврит, идиш), так и на языках, разделяемых евреями с окружающим населением (арамейский...
Гебраизм — движение еврейской общественности, выдвигавшее в качестве единственного языка евреев древнееврейский язык и отрицавшее возможность строительства национальной культуры на базе какого-либо иного языка. Одним из основателей гебраизма является Элиэзер Бен-Йехуда, усилиями которого иврит был возрождён в качестве разговорного языка в Израиле. Сторонники гебраизма называются гебраисты — однако использование слова осложняется его другим значением: специалисты в области изучения иврита.
Религиозный сионизм (ивр. ‏ציונות דתית‏‎) — направление ортодоксального модернизма, было создано в 1850 году раввином Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано раввином Авраамом-Ицхаком Куком.
Иеши́ва, еши́ва (ивр. ‏יְשִׁיבָה‏‎, буквально «сидение, заседание»; множественное число ‏יְשִׁיבוֹת‏‎, иешивот; в русской традиции — ешибот) в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. В определённые эпохи иешива выполняла также законодательные и судебные функции. В последние столетия служила и для подготовки учёных к званию раввина.
Хе́дер (идиш ‏חדר‏‎ хе́йдэр — начальная еврейская школа; восходит к ивр. ‏חֶדֶר‏‎ — комната) — еврейская религиозная начальная школа.
Берлинская раввинская семинария (нем. Rabbiner Seminar für das Orthodoxe Judenthum) была основана в Берлине 22 октября 1873 раввином доктором Азриэлем Гильдесхаймером для подготовки раввинов, принадлежащих к направлению ортодоксального модернизма.
Миснагди́м, митнагди́м, мисна́геды (ивр. ‏מִתְנַגְדִים‏‎, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — использовавшийся хасидами термин относительно своих идейных противников литваков во время религиозной борьбы в иудаизме в XVIII веке. Деятельность этих кругов первоначально носила преимущественно полемический характер, впоследствии их религиозное мышление вылилось в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение. Ведущая...
Возрождение иврита — процесс, который начался в Европе и Эрец-Исраэль в конце XIX — начале XX века. В результате иврит из литургического и литературного языка стал разговорным и общеупотребительным.
Иуда́ика (лат. judaica, букв. «иудейские») — «наука о еврействе», раздел гуманитарных исследований, направленных на изучение религии, истории, культуры и быта еврейского народа.
Еврейский квартал (идиш ‏די ייִדדישע גאַס ‏‎) — район города, в котором традиционно проживают евреи. В отличие от гетто, еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения вести образ жизни, соответствующий национальным традициям и предписаниям иудаизма. С идиш ‏די ייִדדישע גאַס‏‎ (Di yiddishe gas) термин переводится как «Еврейская улица».
Нижегородская еврейская община — религиозная организация ортодоксального иудаизма в Нижнем Новгороде.
Хоральная синагога (идиш: хоршул) — разновидность синагог, которые строились в Восточной Европе, от Венгрии до России. Такие синагоги олицетворяли идеи еврейского просвещения (хаскала) и отчасти реформировали традиционные еврейские обычаи (минхаг).
Гебраи́стика (от греч. ἑβραῖος — «еврей, еврейский») — совокупность филологических дисциплин, занимающихся изучением древнееврейского языка (иврита) и письменности.
Война языков (ивр. ‏מלחמת השפות‏‎; милхемет ха-сафот) — дебаты в османской Палестине о языке преподавания в еврейских школах, один из ключевых моментов возрождения языка иврит.
Литература Израиля — литература, написанная израильтянами в Государстве Израиль. Большинство работ написаны на иврите, в то же время некоторые израильские авторы пишут на идиш, английском, арабском и русском языках. Литература на арабском языке, написанная в Израиле, часто классифицируется как палестинская литература. Израиль является вторым государством в мире, после США, по печатанию и продаже новой литературы.
Главный раввин России (ивр. ‏הרב הראשי לרוסיה‏‎) — должность лидера еврейских общин в России с 1990 года. Должность главного раввина России продолжает бывшую должность главного раввина Советского Союза. B России два главных раввина: Берл Лазар (от ФЕОР) и Адольф Шаевич от КЕРООР. Крупнейшей сетью организаций является Федерация еврейских общин России (ФЕОР).
Аки́ Йерушала́им (сеф. Aki Yerushalayim — «Здесь Иерусалим») — израильский журнал на сефардском языке (ладино).
Казённый равви́н — выборная должность в еврейских общинах Российской империи (в 1857—1917 годах).
Евре́йско-таджи́кский диале́кт, также бухори и еврейско-бухарский (перс. بخاری‎ — buxārī, тадж. бухорӣ / buxorī) — литературный и разговорный язык бухарских (среднеазиатских) евреев, один из еврейско-иранских языков. Фактически является одним из говоров северного диалекта таджикского языка, в частности самаркандского диалекта. Близок еврейско-персидскому языку.
Евсекция (аббревиатура от Еврейская секция) — название еврейских коммунистических секций ВКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями при ВКП(б), а также при компартиях Украины (КП(б)У) и Белоруссии (КП(б)Б). Главной задачей этих национальных секций являлось распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в строительство социалистического общества. Для рядовых членов социал-демократических и других непролетарских...
Кин(н)уй (כנוי), буквально «прозвище», множественное число — кин(н)уим, — светское имя еврея, как правило, взятое из языка (религиозных традиций) страны проживания, и используемое в общении с неевреями (в отличие от еврейского имени, взятого из Танаха).

Подробнее: Кинуй
Центральная иудейская библиотека (польск. Centralna Biblioteka Judaistyczna) — не существующая в настоящее время библиотека, в собрании которой находились книги, связанные с иудаизмом и историей евреев в Польше.
Штетл (идиш ‏שטעטל‏‎ — «городок» или еврейское местечко) — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста. Еврейские местечки находились в областях, составлявших с конца XVIII века черту оседлости в Российской империи: Царство Польское, Литва, Белоруссия, Бессарабия, а также часть территории современной Украины, которая была расположена в южных губерниях Российской империи. Языком еврейских местечек...
Еврейская периодическая печать — периодические издания (журналы, газеты и проч.), которые либо созданы на еврейских языках (иврит, идиш, ладино), либо ввиду характера их содержания обращаются в основном к еврейской аудитории. Еврейская периодика не ограничивает себя вопросами, затрагивающими исключительно еврейство, а может включать общемировые и местные новости, а также литературно-художественные и научные материалы.
Молитвенный канон в иудаизме (ивр. ‏נוסח תפילה‏‎, Ну́сах тфила́) — распорядок молитв, принятый в определённой иудейской общине.
Равви́н (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. ‏רַב‏‎, рав; идиш ‏רבֿ‏‎, ров/рув — перед собственным именем haРа́в; букв. «великий», «значительный», «мой учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда (бейт дин). Раввин не является священнослужителем. В реформистском...
Ортодоксальный модернизм (или современная ортодоксия) — направление ортодоксального иудаизма, интегрирующее ортодоксальные принципы, ценности и традиции с современной культурой и цивилизацией. Ортодоксальный модернизм связан с несколькими учениями и потому может принимать различные формы. В США и Европе наиболее распространена философия «Тора и Наука» (Тора у-мада). В Израиле ортодоксальный модернизм в значительной степени связан с религиозным сионизмом, а его последователи составляют более половины...
Виленский еврейский учительский институт — педагогическое учебное заведение, расположенное на территории Виленского учебного округа Российской империи. Открыт в Вильно в 1873 году на средства еврейской общины.
Было открыто в Евпатории в конце XIX в. на средства Потомственного Почётного Гражданина А. М. Гелеловича.

Подробнее: Женское городское училище для бедных девиц им. Гелеловича
Литература на иврите (ивр. ‏ספרות עברית‏‎) — литература на древнееврейском языке (иврите), история которой охватывает собой промежуток времени в 3 тысячи лет.
История киевских евреев имела начало в X веке нашей эры и до XXI века. Она стала частью еврейской истории.
Ислам в Белоруссии был изначально привнесён татарами-липками в XIV—XVI веках, в настоящее время мусульманская община страны также включает мусульманских иммигрантов. При проведении переписи населения 2009 года респондентам вопрос об отношении к религии не задавался, однако численность этносов, для которых традиционной религией является ислам, составляла около 30 тыс. человек.
Талмудический иудаизм, также раввинистский иудаизм или раввинизм, — основная форма иудаизма с VI века, с периода завершения кодификации Вавилонского Талмуда в качестве наиболее авторитетного толкования Устной Торы. Начал формироваться после разрушения Второго Храма, в условиях когда ритуальные жертвоприношения и многие другие древние еврейские религиозные обряды стали невозможны.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я