Связанные понятия
Тевет (ивр. טֵבֵת; Тебет; Тебеф) — десятый месяц священного еврейского года и четвёртый гражданского. В этом месяце 29 дней. Приходится на декабрь-январь григорианского календаря.
Четвёртая алия — период 1924—1929 годов, за который в Страну Израиля репатриировались около 82 тысяч евреев, в основном из Восточной и Центральной Европы, не без связи с подъёмом антисемитизма в Польше и Венгрии.
Мусульманский квартал (араб. حَارَة الْمُسْلِمِين Харат аль-Муслимин, ивр. הַרֹבַע הַמוּסלמִי Һа’Рова һа’Мусльми) — самый большой и густонаселённый из четырёх кварталов древнего, обнесённого стенами, Старого города Иерусалима. Он занимает 31 гектар площади в северо-восточной части Старого города. Квартал ограничен Львиными воротами на востоке, северной опорной стеной Храмовой горы на юге, и дорогой Дамасские ворота — Западная стена на западе. Непосредственно в квартал ведут Дамасские (Шхемские...
Еврейское имя — имя, берущее начало в еврейских источниках и/или еврейских языках (иврите, талмудическом арамейском языке, идише и др.). Основная масса еврейских по происхождению имён основывается на талмудическом, христианском или исламском толковании Библии, хотя у самих евреев встречаются имена небиблейского происхождения. Такими именами в основном пользуются люди, проживающие в Израиле и христианских странах, однако некоторые из них также прижились и в исламском мире, особенно в том случае, когда...
Ба́дхен (мн. ч. бадхо́ним, от ашкеназск. иврита и идиша בַּדְחָן — тамада, в современном иврите бадха́н, от арам. בַּדַּח веселить) — традиционный шут, скоморох, тамада, развлекающий гостей во время семейных торжеств, в основном свадеб у евреев-ашкеназов.
Упоминания в литературе
Еврейские кварталы образовывались, например, благодаря тому, что евреи селились вокруг синагоги. Но позже встречаются и предписания властей селиться евреям лишь в уже возникших кварталах.
Аналогичная ситуация сохранялась во всей восточной части европейского континента.
Еврейский квартал в Киеве существовал до VIII или IX века; Жидовские ворота стояли ещe в XII веке[40]. Историк Норман Дэвис в своем исследовании по истории Польши «Игровая площадка Бога» пишет, что почти нет сомнения в том, что «евреи жили в Польше с самых ранних времен и что иудаизм там <…> на деле предшествовал христианству»[41].
Мы не будем рассказывать об истории появления евреев на территории Российского государства (тема для отдельной книги), а отметим лишь, что в X–XII веках в Киевской Руси существовали кланы славяноязычных евреев– кенааним[17]. Например, в
Киеве существовал еврейский квартал. Большинство его жителей «специализировались» на обслуживании торговых путей, проходящих через этот город. По мнению отдельных историков, в Киеве жила группа купцов из Византии, но после того как хан Батый в 1240 году разорил город, она переехала или погибла.
Затем больше столетия евреи интенсивно участвовали в обширной торговой деятельности Киева. «В новых городских стенах (закончены в 1037) имелись Жидовские ворота, к которым примыкал
еврейский квартал»[9]. Евреи Киева не встречали ограничений или враждебности от князей и даже имели покровительство их, особенно Святополка Изяславича, так как торговля и предпринимательство евреев были выгодны для казны.
Нет, я вовсе не педалирую "политически некорректные" топонимы в предыдущем предложении, тем более, мы договорились выше, что ничего плохого в те времена "ж"– слово не означало. Однако и об особой любви горожан
к обитателям еврейского квартала говорить не приходилось. Уж слишком дружно жили киевские "жидовины" с "погаными" хазарскими оккупантами. Впрочем, неинтегрированными в славянское общество буками тогдашние украинские евреи тоже не были. Любопытный (и, на мой взгляд, очень человеческий) документ, датируемый 800-м годом, обнаружен был в библиотеке каирской синагоги. Некий иудей, житель греческого города Салоники, повествует о прибывшем "по делам" и поселившемся у него в доме родственнике с берегов Днепра. Уж не знаю, что там у них произошло на почве коммунального проживания, но в письме отчаянно жалуется греческий "хлебосол" на своего загостившегося кузена. Описывая дикий нрав и грубые манеры "местечкового" родича, автор отмечает, что"… никаким другим языком кроме кнаанита (ошибочно считавшегося "ханаанским" славянского) украинский гость не владел, да к тому-же ещё и "называется он языческим именем". Не знаю… Личный опыт общения с московской роднёй подсказывает, что с пещерной необразованностью "провинциала" автор несколько пережимает. Прямо – таки "никакими другими кроме кнаанита". А по каковски тогда приезжий вёл свои "дела"? Что же касается имён, то здесь всё правда. Наряду с вполне себе библейскими и традиционными хазарскими, евреи обитавшие в "ханаанских" землях, часто нарекали детей такими исконно славянскими именами как – Гостято, Дубрало, Злата…
Литовскому полицейскому аппарату, находящемуся в подчинении у оперативной команды, было поручено составить именные списки вильнюсских евреев, в первую очередь интеллигенции, политических активистов и состоятельных евреев. На его основании были проведены обыски и аресты. 4 июля было ликвидировано 54 еврея, 5 июля – 93 еврея, еврейское имущество было конфисковано. С помощью литовских полицейских чиновников проводится поимка коммунистов и агентов НКВД, которые, однако, в основной своей массе, видимо, скрылись. В то же время проводится поиск складов оружия, принадлежащего тайным военным польским организациям, о чем от литовской полиции поступают еще не проверенные сведения. Подготовлено
создание еврейского квартала. По предложению оперативной команды, еврейский квартал должен быть объявлен полевой комендатурой запретной зоной для солдат вермахта.
Связанные понятия (продолжение)
Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш שול, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
Свидетели Иеговы в Третьем рейхе ввиду своих религиозных взглядов подвергались преследованию. В нацистской Германии 6262 верующих этого религиозного течения были направлены в тюрьмы, 8322 — в концлагеря. По разным данным, всего с 1933 по 1945 год стали жертвами нацизма от 6 до 10 тысяч свидетелей Иеговы.
Центральная еврейская историческая комиссия (польск. Centralna Żydowska Komisja Historyczna) — один из отделов Центрального комитета польских евреев, занимавшийся изучением исторических документов Холокоста, сбором сведений об уцелевших евреев и помощью в розыске нацистских преступников. Центральная еврейская историческая комиссия просуществовала с 1944 по 1947 год и на местном уровне действовала до 1950 года.
В течение веков в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся культурными и языковыми особенностями. Многие из них говорят или говорили на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках.
Подробнее: Этнические группы евреев
Ге́тто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для добровольного или принудительного проживания меньшинств, в современном мире в результате социального, правового или экономического давления. Изначально термин употреблялся только для районов проживания людей дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам (напр. евреи).
Еврейское кладбище (ивр. בית עלמין, «бейт альмин», или ивр. בית קברות, «бейт кварот») — кладбище, на котором похоронены евреи в соответствии с еврейской традицией. Земля на кладбище считается святой. Создание кладбища является одним из первых приоритетов для новой еврейской общины.
Миснагди́м , митнагди́м, мисна́геды (ивр. מִתְנַגְדִים, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — использовавшийся хасидами термин относительно своих идейных противников литваков во время религиозной борьбы в иудаизме в XVIII веке. Деятельность этих кругов первоначально носила преимущественно полемический характер, впоследствии их религиозное мышление вылилось в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение. Ведущая...
Штетл (идиш שטעטל — «городок» или еврейское местечко) — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста. Еврейские местечки находились в областях, составлявших с конца XVIII века черту оседлости в Российской империи: Царство Польское, Литва, Белоруссия, Бессарабия, а также часть территории современной Украины, которая была расположена в южных губерниях Российской империи. Языком еврейских местечек...
Пикарты — крайне левое крыло таборитов во время гуситского движения в Чехии в XV веке. Идеология пикартов представляла собой христианскую религиозную доктрину хилиазм и возвращение к идеалам раннего христианства; считались неоадамитской сектой. Основные проповедники Мартин Гуска, Петр Каниш, Мартин Локвис и др.
«Лагерь полумесяца » (нем. Halbmondlager) — лагерь для размещения мусульманских военнопленных из колониальных войск британской и французской армий, созданный в начале Первой мировой войны в Вюнсдорфе под Берлином. В нём содержалось до 30 тысяч военнопленных.
Равви́н (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב, рав; идиш רבֿ, ров/рув — перед собственным именем haРа́в; букв. «великий», «значительный», «мой учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда (бейт дин). Раввин не является священнослужителем. В реформистском...
Арийский параграф (положение об арийском происхождении) является пунктом в уставе организаций, корпораций, или в договорах о передаче недвижимости, закрепляющим право членства и / или права на проживание только для представителей арийской расы и исключает из таких прав не-арийцев, особенно евреев или лиц еврейского происхождения. Этот пункт был важным аспектом общественной жизни в Германии и Австрии с 1885 по 1945 год.
Еврейская диаспора (ивр. תְּפוּצָה (англ. Tfutza) — принудительное изгнание, рассеяние; галут (גָּלוּת) является одной из самых старых и хорошо изученных диаспор мира. Рассеяние евреев началось после падения Израильского царства, в конце VIII века до н. э., затем продолжилось во временa Вавилонского плена VI века до н. э., увеличилось в эллинистическую эпоху и, наконец, стало массовым в римскую. Уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение длительного периода своей истории абсолютное...
Маги́д (или магги́д; буквально «рассказывающий» от ивр. מַגִּיד; мн. ч. маггидим) — еврейский религиозный проповедник, иначе называемый также «даршан» (דרשן); начиная с XVI века, стал встречаться термин и «Магид Мешарим» (сокращ. מ״מ). Звание маггида присваивалось преимущественно странствующим проповедникам, хотя его носили также постоянные проповедники общины, часто соединявшие эту функцию с саном раввина. Первые маггидим проповедовали, отвечая на обращённые к ним вопросы слушателей, подобно...
Кага́л (Кахал, ивр. קָהָל — «собрание народа, сход») — орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в диаспоре и являвшийся посредником между ней и государством, в широком смысле слова община у евреев, в узком — административная форма самоуправления общиной у евреев в Польше и других странах Восточной Европы в XVI—XVIII веках, в Российской империи в период 1772—1893 годов.
История евреев в Битолы — хронологическое развитие социально-экономического, культурно-религиозного и других аспектов жизни еврейской общины в северомакедонском городе Битола.
Еврейская литература — корпус светской и религиозной литературы, созданной на различных, главным образом еврейских языках, и являющей собой литературное воплощение специфически еврейского жизненного опыта. Еврейская литература исторически создавалась на языках, используемых еврейскими общинами различных стран. В так называемый «еврейский канон» входят произведения, созданные как на специфически еврейских языках (иврит, идиш), так и на языках, разделяемых евреями с окружающим населением (арамейский...
Кочинские евреи (малабарские евреи) — старейшая группа евреев Индии, исторически проживавших на Малабарском берегу в штате Керала на юге Индии. Разговорный язык — жудео-малаялам. В настоящее время подавляющее большинство кочинских евреев иммигрировало в Израиль, в Керала осталось лишь несколько десятков человек, так что общине в Керала грозит исчезновение.
Еврейская культура — международная культура евреев, сформировавшаяся в библейские времена. Традиционно подразделяется на религиозную и светскую, хотя имеет место и их синтез. Важно отметить, что иудаизм очень подробно регулирует практическую жизнь верующих, поэтому его иногда называют даже не религией, но ортопраксией. Из-за различий с пережившей Просвещение культурой Запада, еврейская содержит в себе в числе прочих и явления, которые нельзя уверенно отнести только к религиозной или светской традиции...
Ассимиляция евреев — социально-культурный процесс, в ходе которого евреи перестают идентифицировать себя как часть еврейской этнической, культурной или религиозной общности. Ассимиляция протекает посредством идентификации с культурой, религией, национальными или политическими идеалами ассимилирующей среды или посредством смешанных браков.
Евсекция (аббревиатура от Еврейская секция) — название еврейских коммунистических секций ВКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями при ВКП(б), а также при компартиях Украины (КП(б)У) и Белоруссии (КП(б)Б). Главной задачей этих национальных секций являлось распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в строительство социалистического общества. Для рядовых членов социал-демократических и других непролетарских...
История еврейской общины в Хорватии начинается, по крайней мере, в III веке н. э.; при этом, сведения об общине до X века фрагментарны. К началу Второй мировой войны в общине насчитывалось около 20 000 человек, большинство из которых были убиты во время Холокоста на территории Независимого государства Хорватия. После Второй мировой войны половина оставшихся в живых предпочла поселиться в Израиле, в то время как около 2500 человек продолжали жить в Хорватии. Согласно переписи 2011 года, в стране проживало...
Земля́ Изра́ильская (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל ), также Земля́ обетова́нная, Свята́я земля́ — исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к региону, сегодня наиболее тесно связанному с Государством Израиль, на протяжении всей истории, начиная от библейских времён до наших дней. Однако историческая область Эрец-Исраэль не идентична ни территории современного Израиля, ни территории древних еврейских царств, и следует различать эти понятия. В настоящее время на территории исторической...
Евре́йские языки ́ — условное название языков, диалектов, регистров и этнолектов, на которых говорят или говорили преимущественно евреи. Не всякий язык, используемый евреями, считается еврейским языком, но только тот, который используется в основном евреями. Например, русский или английский не являются еврейскими языками, хотя на них говорят многие евреи.
Арабские (арабоязычные) евреи (аль-йахуд аль-’араб; араб. اليهود العرب; ивр. יהודים ערבים, מזרחים, עדות המזרח мизрахи, восточные евреи, восточные общины) — совокупность евреев арабских стран и выходцев из арабских стран, которые говорили на разных диалектах еврейско-арабского языка. В течение 1940—1970 гг. большинство арабских евреев покинули страны своего проживания, переселившись в Израиль и ряд других стран, в результате чего еврейские общины в арабских странах сократились до минимума или...
Кин(н)уй (כנוי), буквально «прозвище», множественное число — кин(н)уим, — светское имя еврея, как правило, взятое из языка (религиозных традиций) страны проживания, и используемое в общении с неевреями (в отличие от еврейского имени, взятого из Танаха).
Подробнее: Кинуй
Сиони́зм (ивр. צִיּוֹנוּת, цийону́т — от названия горы Сион в Иерусалиме) — политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.
История евреев
Эстонии прослеживается начиная с XIV века. Сохранились рукописи, подтверждающие эту дату. Однако постоянные еврейские поселения появились в Эстонии значительно позже — в XIX веке. В 1865 году законом русского царя Александра II евреям было предоставлено официальное право на въезд в регион. Это позволило так называемым еврейским «николаевским солдатам» (часто бывшим кантонистам) и их потомкам, купцам первой гильдии, ремесленникам и евреям с высшим образованием селиться как в Эстонии...
Бней-Исраэль , или маратхские евреи (Иврит: בני ישראל, «Сыны Израиля», Маратхи: बेने इस्राएल) — группа евреев Индии, исторически проживавших в окрестностях Бомбея, штат Махараштра. Разговорный язык — еврейско-маратхи. Письмо — деванагари, как и в маратхи. В разговорном языке, базирующемся на маратхи, много заимствованных слов из иврита, арамейского, жудео-малаялам (как результат общения с кочинскими евреями) и португальского. К настоящему времени большинство членов общины иммигрировало в Израиль...
Алжи́рские евре́и — еврейская диаспора, исторически существовавшая на территории современного Алжира с древних времён до 1960-х годов.
Иудаи́зм , иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время.
История евреев в
Швейцарии насчитывает по крайней мере тысячу лет. Евреи и иудаизм существовали на территории нынешней Швейцарии ещё до появления средневековой старой швейцарской Конфедерации в 15-м веке.
Ортодоксальный иудаизм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
В настоящее время в Бразилии проживает около 150000 евреев, как ашкеназийского, так и сефардского происхождения. Евреи Бразилии хорошо интегрированы в общественную и экономическую жизнь страны.
Подробнее: Евреи в Бразилии
Багдадские евреи — этническая группа евреев Индии, эмигрировавших из Ирака (в основном из Багдада) в середине XVIII века и поселившихся в портовых городах Индии Сурат и Мумбаи.
Кена́сса (также кенаса́, кенесе́, кенеса, кэнэса; караимск. כְּנֵסַה, кэнэса) — молитвенный дом караимов в Восточной Европе.
Афга́нские евре́и — этнолингвистическая группа евреев в Афганистане. Согласно некоторым данным, евреи проживают в Афганистане уже на протяжении полутора тысяч лет. В настоящее время афганские евреи живут в Израиле и США. Говорят на еврейском варианте языка дари, условно относимом к еврейско-персидскому языку. По культуре и языку близки бухарским и персидским евреям.
Иеши́ва , еши́ва (ивр. יְשִׁיבָה, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции — ешибот) в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. В определённые эпохи иешива выполняла также законодательные и судебные функции. В последние столетия служила и для подготовки учёных к званию раввина.
Евреи в Марокко имеют историю, тянущуюся с древнейших времён. По данным на 2003 год в стране проживало 5500 евреев, а в 1948 году еврейское население Марокко составляло 265 000 человек.
История евреев в Северной Македонии уходит корнями в I век нашей эры. Первые евреи на территории современной Северной Македонии появились ещё в античности, во времена Римской империи. После Холокоста и эмиграции в Израиль, на территории Северной Македонии проживают около 200 евреев. Почти все они живут в Скопье, несколько человек в Штипе и Битоле.
История киевских евреев имела начало в X веке нашей эры и до XXI века. Она стала частью еврейской истории.
Евреи, выходцы из древнего Иудейского царства, были переселены в Вавилонию после того, как Иудейское царство было завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II. Так было положено начало еврейской диаспоре. Далее, благодаря завоеваниям Александра Македонского, между Востоком и Западом установились прочные торговые и иные связи, что способствовало распространению евреев на западе Средиземноморья. Во втором веке до н. э. евреи появились в Европе — в Греции, Македонии и Риме.
Подробнее: История евреев в Европе