Понятия со словом «верже»

Связанные понятия

Веле́невая (велень, фр. vélin — тонко выделанная кожа) бумага — высокосортная (чисто целлюлозная, без древесины, как и бумага верже), хорошо проклеенная, плотная, без ярко выраженной структуры, преимущественно желтоватого цвета. При её изготовлении использовалась черпальная форма с тканевой сеткой, не оставлявшей на листе бумаги каких-либо отпечатков, линий. Поэтому полученный лист был равномерен на просвет и внешне похож на тонкий велень, откуда и произошло название бумаги.
Га́лльский пету́х (фр. le coq gaulois) — одно из аллегорических названий Франции. Символ Франции.
Письма Жанны д’Арк (1429—1431) — рукописные документы, сохраняющиеся доныне в нескольких французских музеях и архивах и принадлежащие ко времени кампании на Луаре и коронации Карла VII в Реймсе. До нашего времени в подлиннике дошли пять из них, ещё семь известны по копиям и пересказам современников, причём одно из них (письмо к гуситам) некоторыми исследователями расценивается как подложное. Несколько писем считаются утраченными.
«Тринакрия» (итал. Trinacria) — филателистическое название стандартной почтовой марки Неаполя 1860 года (Mi #8; Sc #8), номиналом в ½ торнезе (tornese), с изображением тринакрии в качестве элемента геральдического рисунка.
«Перевёрнутый Дендермонде» (Inverted Dendermonde) — бельгийская почтовая марка с перевёрнутым центром, выпущенная в 1920 году.
«Голова́ Шало́на» (англ. Chalon head) — филателистическое название ряда стандартных почтовых марок и серий британских колоний, в основе рисунка которых лежит портрет королевы Виктории, выполненный художником Альфредом Шалоном (1780—1860).
Фо́рзац (форза́ц; нем. Vorsatz) — элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки и место крепления последней с книжным блоком. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные (в словарях, учебниках). Не все книги имеют форзац: например, у изданий, имеющих клеевое скрепление с шитьём, чаще всего есть только оборот обложки.
Виньетка (фр. vignette) — украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. Происхождение виньетки уходит корнями в рукописную книгу, в которых они исполнялись специальными художниками не уступая иллюстрациям. Одним из первых в наборных книгах использовал виньетки издатель и типограф из Италии Альд Мануций-старший. в 1499 он издал книгу «Война сна и любви», в которую включил множество виньеток. Виньетка представляет собой небольшую орнаментальную или сюжетную...
Типографское клише́ (фр. cliché) — печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций.
«Индийская перевёртка», или «Перевёрнутая голова», — филателистическое название одной из первых стандартных почтовых марок Британской Индии 1854 года (Yt #5a; Sc #6c).
Кабинет медалей (Cabinet des Médailles), или кабинет Франции (Cabinet de France) — неформальное название Отделения монет, медалей и древностей Национальной библиотеки Франции, которое считается старейшим во Франции музеем и занимает старинное здание библиотеки на рю Ришельё.
«Британская Гвиана», или «Британская Розовая Гвиана» (англ. British Guiana 1¢ magenta), — название одной из самых редких почтовых марок (уникумa). Стандартная марка номиналом в 1 цент была выпущена ограниченным тиражом в Британской Гвиане (ныне Гайана) в 1856 году и существует в единственном экземпляре. Среди коллекционеров эта марка получила титул «Принцесса филателии».
Наполеондор (фр. Napoléon d'or, букв. «золотой Наполеон») — французская золотая монета 900-й пробы в 20 франков, общий вес — 6,4516 г при содержании чистого золота в 5,801 г. Выпускалась во Франции в качестве средства оплаты с 1803 по 1914 год. Стандарт монеты был введён Наполеоном I, который отменил прежнюю монетную стопу на основе луидора и установил стандарт золотого содержания франка в 0,2903 г (так называемый «франк жерминаль»). Название монета получила по первоначально изображавшемуся на ней...
Гравюра на металле (фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства. Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.
История почты и почтовых марок Монако охватывает следующие периоды развития почтовой связи на территории Княжества Монако — домарочный, французского правления и самостоятельный, когда в обращение поступили собственные почтовые марки (с 1885). В 1955 году Монако вступило во Всемирный почтовый союз, а в 1993 году — в европейскую организацию PostEurop.
Иллюминирование, иллюминация (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) и орнаментации в средневековых рукописных книгах.
Игра в китайские шахматы (фр. Le jeu d'échets chinois) — офорт британского гравёра Джона Инграма (англ. John Ingram, 1721—1771?, активен до 1763 года) по рисунку французского художника Франсуа Буше (фр. Francois Boucher). Изображает якобы китайскую национальную игру в сянци (кит. 象棋, пиньинь xiàngqí), на самом деле сфантазированную игру (все фигуры в реальных сянци имеют шашечную форму).
Плаке́та (плакет, плакетка от фр. plaquette — дощечка) — памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Плакеты чеканятся в сувенирных целях и для украшения. Изготовление плакет началось в эпоху Возрождения.
«Библиотека Плеяды» (фр. Bibliothèque de la Pléiade) — наиболее престижная французская книжная серия. Выпускается издательством «Галлимар» с начала 1930-х гг. Совмещает комментированное издание текста и удобный карманный формат (10,5 x 17 см).
Удостоверяющая печать, Гербовая печать — инструмент для заверения подлинности документов, а также оттиск, полученный с помощью этого инструмента.
Новоде́л — вновь напечатанный почтовым ведомством или с его разрешения знак почтовой оплаты с помощью уже ранее использованных оригинальных печатных форм после прекращения печати того же знака почтовой оплаты для почтового обращения вне зависимости от того, остаются ли ещё в обращении к моменту изготовления новодела изначальные знаки почтовой оплаты или нет.
Луидо́р (фр. louis d'or — золотой Луи, Людовик) — французская золотая монета XVII—XVIII веков.
Мя́гкий лак (или срывной лак) (франц. vernis mou) — разновидность техники офорта.
«Жёлтый трёхскиллинговик», или «Шведский у́никум» (швед. Gul tre skilling banco, англ. Treskilling Yellow), — филателистическое название первой стандартной почтовой марки Швеции 1855 года с ошибкой в цвете (Mi #1F; Yt #1a). Известна в мире в единственном числе (в гашёном виде) и является одной из самых дорогих коллекционных марок в мире.
Портретная миниатюра — портрет небольшого формата (от 1,5 до 20 см), отличающийся особой тонкостью письма, своеобразной техникой исполнения и использованием средств, присущих только этой изобразительной форме.
Евро регионов (фр. Les euros des régions) — серия памятных монет Франции, выпускавшаяся в 2010—2012 годах. Монеты чеканились Парижским монетным двором, рисунок всех монет выполнил Хоакин Хименес. Монеты посвящены регионам Франции, в том числе заморским. Каждый год тема серии менялась: 2010 год — геральдические символы регионов, 2011 год — достопримечательности, 2012 год — известные люди.
Уганди́йские кау́ри (англ. Uganda cowries), или угандийские миссионеры, — первые почтовые марки Уганды (1895). Напечатаны на пишущей машинке, обладали клеевым слоем и просечкой.
Водяно́й знак (также филигра́нь) — видимое изображение или рисунок на бумаге, который выглядит светлее при просмотре на просвет (или темнее при просмотре в отражённом свете на тёмном фоне). Водяной знак получают вдавливанием металлического сетчатого валика или эгутёра (дендироли, ровнителя) в бумагу в процессе её изготовления или на специальных формовочных рельефных сетках, иногда с использованием филиграней. Рисунок водяного знака — линии разной формы, буквы или монограммы, фигурные изображения...
Ассигнаты (фр. assignats от лат. assigno — назначаю) — бумажные деньги периода Великой французской революции.
«Большие французские хроники» (фр. Grandes Chroniques de France) или «Хроники Сен-Дени» — летописный свод истории французской монархии начиная со времен её возникновения. Создавались с начала XI до конца XV в., важный источник, содержащий сведения о политической истории Франции. «Хроники» охватывают времена Меровингов, Каролингов и Капетингов, начинаясь с легендарных времен — истории троянцев, считавшихся прародителями французов.
Севрская фарфоровая мануфактура (фр. Manufacture nationale de Sevres) — мануфактура по производству фриттового фарфора в Севре, Франция.
«Бюро́» — (франц. bureau, нем. büro от лат. burra) — письменный стол с выдвижной крышкой, полками и ящиками для бумаги.
Декупа́ж (фр. découper «вырезать») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Гравиро́вка (гравирование) (нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. Один из древнейших способов обработки материала резанием. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.
Дублон (исп. doblón — двойной) — испанская золотая монета достоинством в 2 эскудо, откуда и происходит название. Чеканка монеты началась в 1566 году и продолжалась до 1849 года. Чеканились также: двойной дублон, иногда называвшийся в европейской торговле просто дублоном, и 4 дублона («онса де оро», с 1733 года — «песо дуро де оро»), называвшиеся в международной торговле «квадрупль».
Камея — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине. Противоположность интальо, которая выполняется в технике углублённого рельефа.
Хро́молитогра́фия (др.-греч. χρῶμα — «цвет, краска», λίθος — «камень», γράφω «пишу») — цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делается на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Техника хромолитографии достаточно широко использовалась во второй половине XIX и в начале XX века. В этот период в Санкт-Петербурге существовало несколько крупных мастерских...
Секрете́р (фр. secretaire) — предмет мебели, тип небольшого шкафа, с ящиками и полками для хранения бумаг, в некоторых случаях имеющий выдвигающуюся или откидывающуюся доску, которая заменяет письменный стол. По структуре секретер близок к бюро. Термин «секретер» применяется ко многим типам мебели, объединенным подобной функцией.
Сувенирные листки — памятные выпуски филателистического характера, на которых напечатаны рисунки почтовых марок. Не являются знаками почтовой оплаты.

Подробнее: Сувенирный листок
Нобль, ноубл (англ. noble) — английская золотая монета, впервые отчеканенная в 1344 году в память о победе в морском сражении над французами при Слёйсе (1340). На аверсе изображался погрудный портрет короля с мечом и щитом на корабле на волнах моря, на реверсе — инициалы короля или название монетного двора в разорванной середине лилиевидного креста в восьмидужном оформлении. Вес монеты в 1344-м году составлял 9,97 грамм золота при пробе в 23 7/8 карата (994), в 1346 — 8,33 грамма, 7,97 грамма в 1351—1377-х...
Фронтиспи́c (фр. frontispice, от лат. frons, родительный падеж frontis — лоб, перед и лат. specio, spicio — смотрю; буквально — смотрю в лоб) — рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе.

Подробнее: Фронтиспис
«Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.
Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном в 1887 году, воспринятую Полем Гогеном и ставшую основой живописного «синтетического» символизма.
Веле́нь (фр. Vélin, лат. Vellum) — материал для письма или книгопечатания из шкур млекопитающих. Название происходит от фр. vélin, что означает «телячья кожа». Процесс производства веленя полностью совпадает с производством пергамента. Основное отличие веленя от пергамента — это используемые в производстве материалы и качество выделки.
Тисне́ние — полиграфический процесс, относящийся к послепечатной отделке продукции, производящийся на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах для тиснения, основанный на припрессовке горячим или холодным способом металлизированной или пигментной фольги или полимерной плёнки с напылением нужного вещества для улучшения привлекательности упаковки, этикетки или рекламно-акцидентной продукции.
Испанский фальсификатор (англ. Spanish Forger, фр. Le Faussaire espagnol) — анонимный фальсификатор средневекового изобразительного искусства. По разным гипотезам, это был португальский, бельгийский, швейцарский, британский или, что наиболее вероятно, французский художник. Предполагается, что он работал в течение длительного периода, с 1890-х по 1920-е годы, вероятно, даже на протяжении всех 1930-х годов. В настоящее время ему приписывается до 348 различных произведений изобразительного искусства...
Пе́рвые ма́рки Вели́кого кня́жества Финля́ндского — стандартные почтовые марки Великого княжества Финлядского, вышедшие в обращение 3 марта 1856 года (Mi #1—2; Yt #1—2). Предшествовали выпуску первой марки России и являются редкими.
Примити́вная почто́вая ма́рка (англ. «primitives» или «natives») — почтовая марка, разработанная и напечатанная с использованием заметно более примитивных полиграфических технологий по сравнению с более сложными филателистическими изделиями промышленно развитых стран, особенно стран-метрополий. Ряд таких почтовых марок был выпущен в классический период в отдалённых или плохо развитых регионах, таких как, например, Маврикий.
Глубо́кая печать, инта́льо — в полиграфии способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным.
Шахматисты (фр. Les joueurs d’échecs) — один из немногих сохранившихся витражей XV века на светский сюжет. Выполнен во Франции около 1450 года. Хранится в коллекции музея Клюни.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я